Важное увлечение техникой пришло ко мне еще в юношеские годы, в то время, когда начал не только самостоятельно ремонтировать мопеды, но и собирать их из различных ветхих подробностей. Позже, подрастая, переметнулся к мотоциклам, переделывал их на собственный лад: облицовывал по собственному вкусу (слова «дизайн» тогда еще в моем обиходе не было), делал эргономичнее, актуальнее, замечательнее, комфортнее.
По окончании работы в армии, в 1985 году купил ВАЗ-2108 «Спутник». По тем временам машина была не изучена, ее с неохотой принимали на станции техобслуживания, а потому ремонтировать приходилось большей частью самому, вникая в ее устройство, и это еще больше «привязывало» меня к технике.
Проездив на «восьмерке» два года, начал машину «тюнинговать»: переделал бамперы, установил спойлеры — тогда все это лишь входило в моду.
Машина начала выглядеть привлекательно, выгодно различаться среди собственных собратьев, и оставлять ее на ночь около дома становилось уже небезопасно. Гараж же у меня был далековато, а подниматься на работу приходилось рано, в то время, когда публичный транспорт еще не ходил. Тогда я решил приобрести по дешевке старенький ЗАЗ-965 («горбатый» «Запорожец») 1965 года выпуска, что, ночуя под окном, поутру докатил бы меня до гаража, а вечером — обратно.
Я его перебрал, наладил, а по ходу и изучил, как говорится, до винтика.
Заводился он у меня в любой холод, а вот печка фактически не грела. Пробовал изобрести собственную, трудящуюся на газе машину, но желаемого результата так и не добился. И тогда надумал поставить на «Запорожец» двигатель жидкостного охлаждения от ВАЗ-2103, дабы разом решить проблему.
Предварительные прикидки продемонстрировали, что жигулевский двигатель умещается в запорожском моторном отсеке, но крышку капота все же нужно будет переделывать. Увеличившаяся масса потребовала усиления подвесок, а возросшая мощь — усиления привода ведущих повышения и колёс эффективности тормозов Да и сами колеса нужно было поменять на такие, каковые бы соответствовали двигателю.
Автомобиль «Багира»:
1—колесо с шиной 205/60-R13 (5 шт.); 2 — передний бампер-спойлер (стеклопластик), 3 — передний капот — крышка багажника (от ЗАЗ-965, удлиненный); 4 — переднее крыло (от ЗАЗ-965, удлиненное); 5 — передний воздухозаборник (стеклопластик); 6 — лобовое стекло (триплекс, заказное); 7 — антенна (покупное изделие); 8 — люк; 9 — окно двери (2 шт., заказное); 10 — кузов (от ЗАЗ-965, доработанный); 11 —окно кузова (от ЗАЗ-965, 2 шт.); 12 — заднее стекло (от ЗАЗ-965); 13 — задний спойлер (стеклопластик), 14 — задний капот, 15 — блок задних сигнальных фонарей (2 шт.); 16 — задний бампер (стеклопластик); 17 — боковой воздухозаборник (стеклопластик, 2 шт), 18 — дверь (от ЗАЗ-965, доработанная, 2 шт); 19 — ручка (от Хонда-«Цивик», 2 шт.); 20 — порожек (стеклопластик, 2 шт.); 21 —стеклоочистители (от ВАЗ-2108); 22 — галогенная фара (от ВАЗ-2106, с ободами от «Явы», доработанная), 23 — противотуманная фара (от БМВ 5-й серии); 24 — фальшрадиаторная решетка (от ЗАЗ-965); 25 — фонарь заднего хода (самодельные, 2 шт); 26 — выхлопная труба глушителя (нержавеющая сталь, 2 шт.)
Компоновочная схема автомобиля «Багира»:
1 — запасное колесо 205/60R13, 2 — топливный бак емкостью 60 л; 3 — передняя амортизаторная стойка (от ВАЗ-2108, 2 шт.); 4 — межбагажная перегородка (металлической лист s0,8), 5 — педаль сцепления; 6 — педаль стояночного тормоза; 7 — педаль рабочего тормоза; 8 — руль; 9 — рычаг подключения привода переднего моста; 10 — переднее сиденье (от ВАЗ-2108, 2 шт), 11 —заднее сиденье (самодельное), 12 — задняя печка с реверсивным вентилятором, 13 — левый радиатор (половинка от радиатора ГАЗ-53); 14 — левый приточный вентилятор (покупное изделие); 15 — двигатель (от ВАЗ-2108), 16 — глушитель; 17 — вентиляционная перегородка (стеклопластик); 18 — правый приточный вентилятор (покупное изделие); 19 — правый радиатор (половинка от радиатора ГАЗ-53); 20 — перегородка моторного отсека (самодельная); 21 — рукоятка переключения передач; 22 — передняя печка (от ВАЗ-2108), 23 — грузовая перегородка (самодельная); 24 — аккумулятор (покупное изделие); 25 — педаль «газа»
Схема трансмиссии:
1 —двигатель (от ВАЗ-2108), 2 — сцепление (от ВАЗ-2108), 3 — коробка перемены передач (от ЛуАЗа); 4 — демультипликатор (от ЛуАЗа), 5 — раздаточная коробка (от ЛуАЗа), 6 — труба приводного вала переднего моста (от ЛуАЗа, удлиненная), 7 — приводной вал (от ЛуАЗа, удлиненный); 8 — стыковочный узел главной и дополнительной труб, 9 — дополнительная труба; 10 — дополнительный вал; 11 — основная передача (от ЛуАЗа) с дифференциалом привода передних колес (от ВАЗ-2108); 12 — полуось привода переднего колеса (от ВАЗ-2108, 2 шт.); 13 — маленькая часть задней полуоси (от ВАЗ-2108, 2 шт.); 14 — стыковочный узел (фланцы) маленькой и долгой частей задней полуоси, 15 — долгая часть задней полуоси (от ВАЗ-2108, 2 шт.); 16 — ведущее колесо (4 шт.)
Переделка капота, не смотря на то, что и потребовала аккуратности выполнения, громадных хлопот не доставила. Значительно сложнее было состыковать вазовский двигатель и запорожский трансмиссионный блок, а правильнее его картер сцепления. Осуществил это соединение через переходную пластину (плоское кольцо).
Толщина ее 24 мм, а вот размещение отверстий кроме того не берусь воспроизвести на чертеже — все делалось «по месту», по плазовым отпечаткам на блоке цилиндров и картере сцепления. Задача усложнялась еще тем, что ко мне же нужно было включить отверстия и углубление для нестандартного крепления стартера. К тому же было нужно изготовить и особую вилку выжимного подшипника.
Подробности и узлы тормозной совокупности, и передние ступицы и задние укороченные полуоси были «позаимствованы» у автомобиля ВАЗ-2101. Колеса с шинами размером 175/70 R13 применял от вазовской «пятерки».
Переднюю подвеску усилил подробностями от ЗАЗ-968, установив новые торсионы, поворотные кулаки, другие узлы и амортизаторы — штатной осталась лишь поперечная балка.
Заменил и рулевую трапецию. По отношению к задней подвеске сначала кардинальных мер принимать не стал — только сделал ее тверже да мало уменьшил ее движение.
Основная же ставившаяся задача — решение проблемы отопления — как-то сама собой стала второстепенной.
Но и ее по ходу решил достаточно удачно, поставив в первых рядах под приборной панелью жигулевскую печку. Действительно, трубки подводящего (тёплого) и обратного (холодного) водовода было нужно протянуть от двигателя через целый салон
На крышку багажника (назову ее передним капотом) установил самодельный пластмассовый воздухозаборник. В крыше вырезал люк со сдвигающейся крышкой.
Так салон не только прекрасно отапливался в холодную погоду, но и действенно проветривался в жару
А вот с совокупностью охлаждения не сходу все оказалось удачно В первую очередь мне не удалось установить радиатор в носовой части автомобиля Исходя из этого, забрав радиатор от грузовика ГАЗ-53 и разрезав его на протяжении пополам, установил половинки в моторном отсеке по обеим сторонам двигателя. Но в будущем при эксплуатации стало известно, что в жаркую погоду двигатель перегревается.
Данный недочёт частично устранил, установив боковые самодельные (из стеклоткани на эпоксидном клее) воздухозаборники на задних крыльях, а частично — трансформацией угла установки самих радиаторов по отношению к набегающему потоку охлаждающего воздуха. Над дизайном автомобили трудиться не планировал, но, но, установка новых воздухозаборников сподвигнула и на это выклеил новые порожки и бамперы из стеклопластика.
Особые подробности, заказанные экспертам:
1 — фланец маленькой части задней полуоси (сталь 45, круг 82, 2 шт); 2 — фланец долгой части задней полуоси (сталь 45. круг 82, 2 шт), 3 — вилка выключения сцепления, 4 — обойма центрирующего подшипника маховика (сталь 40Х, круг 82), 5 — втулка корпуса дифференциала (сталь 20Х, круг 80,4 шт.); 6 — шток управления коробкой передач (сталь 45, круг 14), 7 — дополнительная труба вала переднего привода (дюралюминий Д16, круг 128), 8 — крышка картера д:ія монтажа направляющих штоков включения понижающей подключения и передачи привода переднего моста, 9 — дополнительный вал переднего привода (сталь 40Х, круг 36)
На все перечисленные переделки мне потребовался год, а эксплуатировал машину потом практически три года (с 1989-го по 1991-й) Пробег за это время составил 54 тыс. км: так как сейчас на «Запорожце» я ездил не только до гаража, но и в рабочие поездки.
Мне было забавно и лестно видеть недоуменные либо восхищенные взоры соучастников перемещения — обладателей более замечательных автомобилей — как это мелкий старенький «Запорожец» так быстро уходит вперед, «стартуя» вместе с ними от светофора. Интересующихся и просто любопытных было большое количество: на авторынках, на станциях технического обслуживания машина постоянно собирала около себя народ. Это, само собой разумеется, льстило
Машину я не перерегистрировал, а потому были неприятности с ГИБДД.
Выручало то, что большая часть инспекторов знают толк в технике, а потому также проявляли живой интерес к необыкновенной конструкции. Ну, а по окончании практически задушевных бесед — у какого именно инспектора, сообщите, встанет «наказывающий клинок»?
Но на увеличившуюся мощь и повышенные ходовые характеристики (большая скорость достигала 140 км/час) весьма болезненно реагировали и старенький кузов с перелатанным дном, и трансмиссии и детали подвесок.
Их поломки происходили частенько: как из-за усталости и коррозии металла, так и из-за динамических перегрузок.
В итоге у меня созрела идея модернизировать машину, сделать из нее надежный и динамичный автомобиль, начинив современными агрегатами, взяв, так сообщить, «волка в овечьей шкуре» Кузов «жужика» ЗАЗ-965 доходил для этого наилучшим образом.
По первым прикидкам, новый автомобиль должен был иметь привод лишь на задние колеса.
Многие идеи приходили на протяжении работы над ним, что-то кроме того переделывалось. Но, начиная работу, я знал совершенно верно, что по цвету машина будет тёмной а также придумал ей наименование — «Багира».
Модернизацию автомобили начал стою, что снял с нее все узлы и агрегаты, а сам кузов для удлинения разрезал поперек по передней (грузовой) перегородке.
Не обращая внимания на жажду сохранить похожесть, хотелось все же увеличить рабочее пространство для водителя, другими словами для себя (а заодно и для переднего пассажира), сделать салон покомфортнее, а внешний вид — посовременнее. В месте разреза по бортам вварил стойки и перенавесил на них двери — сейчас они раскрываются по ходу автомобиля, а не «против шерсти».
Для реконструкции кузова, и для определения точек крепления к нему силового агрегата, подвесок и узлов трансмиссии было нужно смонтировать что-то наподобие стапеля из металлических разных профилей. Пол передней части салона — от «восьмерки». На него смонтировал и сиденья от данной же автомобили.
Для замены прогнивших кузовных элементов сделал гибочный станок с ручным рычажным приводом.
На этом же станке выгибал выкроенные из 2-мм металлического страницы элементы рычагов задней подвески, каковые после этого сваривались в единые подробности. Кстати, рычаги сделал косыми, по типу тех, что имеет BMW 3-й серии — с углом установки к поперечной оси автомобиля 13°. Пружины задней подвески — от «Москвича-2141», а амортизаторы — от ЗАЗ-968. Движение подвески — около 200 мм.
С передней подвеской продолжительно не имел возможности определиться — от какой автомобили применять.
Ясно было одно — «запорожскую» оставлять запрещено: уж через чур довольно часто она меня подводила в дороге. Снова же, как и при с силовым агрегатом, чаша весов склонялась в пользу «восьмерочной» (от ВАЗ-2108), но ее необходимо было в значительной мере дорабатывать — так как она была сконструирована под ведущие колеса. Вот тогда-то мне и пришла в голову мысль сделать «Запорожец» полноприводным. Но об этом чуть позднее.
Ясно, что без переделок не обошлось. Потому, что нагрузка на переднюю ось у моего «жужика» намного меньше, чем у «восьмерки», необходимы были более мягкие пружины. Так как подобрать соответствующие готовые, а тем более навить новые я не смог, то сделал несложнее: с наружной части пружин со всех витков сошлифовал с круглого прутка лыску на глубину 2,8 мм, взяв нужную жесткость. Потому, что колея «Запорожца» меньше колеи ВАЗ-2108, то было нужно укоротить и стабилизатор поперечной устойчивости.
Для нового варианта автомобили выбрал второй силовой агрегат — двигатель с корзиной сцепления от автомобиля ВАЗ-2108. Руководствовался наряду с этим тем, что иметь две автомобили с однообразными запасными частями все же целесообразнее. К тому же «восьмерочный» движок легче, экономичнее и мельче, чем «троечный». Действительно, и у него было нужно сварить второй поддон картера (более небольшой), переделать маслоприемник.
Место 30-сильного двигателя ЗАЗ-965 занял форсированный до 92 л.с. мотор от ВАЗ-2108.
Слева — первый радиатор с приточным вентилятором; второй радиатор с другим вентилятором — под отделительным стеклопластиковым кожухом
Передний привод: редуктор основной передачи с основной парой от ЛуАЗа, а дифференциалом и ШРУСами — от ВАЗ-2108. узлы и Подвеска рулевого управления — также от ВАЗ-2108
Под передним капотом в багажнике свободного места практически не осталось: тут компактно разместились широкопрофильное запасное колесо, 60-литровый бензобак, шофёрский инструмент и аккумулятор
Передняя приборный щиток и панель — комбинированные, собраны от различных машин. Рядом с простыми педалями управления: сцеплением, тормозами, «газом» слева показалась еще одна — стояночного тормоза.
Рукояток между сиденьями — две: подключения привода и переключения передач переднего моста
Агрегаты трансмиссии- коробка перемены передач, понижающий редуктор (демультипликатор), раздаточная коробка, — использованы от ЛуАЗа. Во всех этих агрегатах было нужно переделать управляющие механизмы (включения либо переключения) — так как на моей машине по сравнению с базисным автомобилем они стоят «задом наперед» (развернуты на 180°).
Приводы включения механизмов смонтированы на трубе приводного вала переднего моста. Еще было нужно переделать шестерни привода вала спидометра, поскольку данный прибор от ВАЗ-2106 и показывал он скорость приблизительно в 1,6 раза меньше (как заметил мой изготовитель и консультант чертежей уникальных подробностей инженер-конструктор с автомобильного завода «Москвич» Алексей Джигурда — совершенно верно в милях). Так, ведущую шестерню заказал 19-зубую, а ведомую — 30-зубую.
Модуль обеих шестерен m = 1. Кстати, нештатные подробности, требующие качества исполнения и высокой точности, заказывал экспертам Часть из них, на мой взор, самые важных, привожу в материале
Но основная переделка коснулась дифференциалов, как переднего, так и заднего, потому, что для привода всех колес были использованы укороченные полуоси со ШРУСами от ВАЗ-2108.
Помимо этого, полуоси задних колес сделаны составными (с разъемными фланцами) для удобства демонтажа КПП при необходимости- Сам дифференциал собран из шестерен полуосей от промежуточных-2108 шестерён и ВАЗ от дифференциала ВАЗ-2101, с самодельными крышками картера и сферическими вставками.
Тормозная совокупность, как и у «восьмерки»: на передних колесах — диски, на задних — барабаны. Ступицы задних колес было нужно сделать особые, поскольку они также стали ведущими.
Под левой ногой, не считая педали сцепления, показалась еще одна — «ручного» тормоза с двумя положениями. Первое — в качестве стояночного тормоза, а второе — для торможения на ходу лишь задними колесами. Рулевое управление — от ВАЗ-2108, доработанное.
В совокупности охлаждения так же, как и прежде два радиатора с электрическими вентиляторами, лишь потоки воздуха к ним и от них сейчас поделены.
А вот в совокупности отопления показалась еще одна печка — задняя, самодельная с реверсивным вентилятором. Она обдувает заднее и боковые стекла кузова, а при необходимости помогает и вытяжкой. Передняя печка — прошлая, лишь с переделанными заслонками.
Электропроводка — самодельная, совершена в негорючем рукаве: на все потребители имеются предохранители, а замечательные — подключены через реле. Отдельный предохранитель установлен на силовом проводе от аккумулятора к стартеру.
Двери сейчас с целиковыми (без форточек) окнами и имеют замки и электрические стеклоподъемники.
Задние сигнальные фонари — от «Волги-3110»—доработанные, а противотуманные и заднего хода — самодельные. Стеклоочистители вообще-то от ЗАЗ-968, но имеют 3 рабочих скорости, как у «восьмерки».
Глушитель собственной конструкции из нержавеющей стали с вытаскивающимися «флейтами».
Передняя панель склеена из частей различных машин. Устройства — от ВАЗ-2106 и ВАЗ-2105, доработанные.
На «Багире» на данный момент крутятся колеса с низкопрофильными шинами шириной 205 мм. Для них сделал особые диски: любой диск сварил из двух простых жигулевских колес, забрав от них лишь половинки с широкими полками.
Передний и задний бамперы, подкрылки, передний и боковые воздухозаборники, задний спойлер выклеены из стеклоткани на эпоксидной смоле.
Для их изготовления прямо на автомобиле из пластилина лепились мастер-модели, с которых снимались матрицы, — а по ним выклеивались изделия.
в первых рядах, в грузовом отделении разместил топливный бак на 60 литров из нержавейки, запасное колесо и аккумулятор, инструмент, так что свободного места тут практически не осталось.
Приведу характеристики «Багиры».
Количество мест, как и на «Запорожце», — четыре, но сейчас кроме того задним пассажирам значительно свободнее. Снаряженная масса автомобили — 850 кг. Большая скорость — 180 км/час, а время разгона с места до 100 км/час—12 секунд. Расход горючего в муниципальном режиме — около 8 л/100 км, а по автотрассе — 6,5 л/100 км. Двигатель расположен позади, продольно оси автомобили, он мало форсирован, и сейчас его мощность образовывает около 90 л.с.
Привод — на все колеса, на передние — отключаемый. Трансмиссия — комбинированная: КПП — от ЗАЗ-968, раздаточная коробка, понижающий редуктор, главные передачи (задняя и передняя)— от ЛуАЗа, переделанные с дифференциалами от ВАЗ-2108; полуоси — ШРУСы от ВАЗ-2108 — доработанные, сцепление — от ВАЗ-2108.
Все работы по созданию «Багиры», среди них и покраска, велись в простом железном гараже.
Работа продолжалась шесть лет.
Но сейчас «Багиру» использую по большей части для парадных поездок, а для повседневных — «восьмерку».
А.ВАСИЛЬЕВ
ОТ РЕДАКЦИИ
Рассказ о создании «Багиры» был бы не полным, в случае если, хотя бы кратко, не представить ее создателя—Александра Васильева. А потому приводим отзыв о нем его приятеля, и помощника и соратника в деле разработки «Багиры» — Алексея Джигурды — опытного автомобильного конструктора с бывшего АЗЛК.
«Александр — мастер универсальный и с автомобилем он может сделать все: от сварки «жестянки», трансмиссии и доводки двигателей, выклейки стеклопластиковых панелей до изготовления уникальной электрики: все весьма шепетильно, на самом высоком уровне, а где нужно — и со вкусом.
самообразование и Практика помогали ему в полной мере професионально обнаружить необходимое ответ. Как раз благодаря перечисленным качестве ч показалась машина «Башира» созданию которой содействовала еще одна черта его характера: настойчивость, граничащая с фанатизмом в достижении цели».
Рандомные статьи:
Тюнинг Запорожец 965 Багира [АВТО ТЮНИНГ]
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
От «запорожца» — на «багги-350»
В течение многих лет с момента вступления в силу «Технических условий» на постройку самодельных мотоколясок и микроавтомобилей создатели этих автомобилей…
-
Пришла идея Открываем коробку Приступим Обкатка с умным видом Что с мотором? Галлон вылетел в трубу Без поломок автомобилей не бывает Резюме Пришла идея…
-
«Мотокар» — городская автоколяска
Поиски оптимального варианта конструкции автомобиля для города — веление времени. Ответом данной неприятности занимаются и замечательные конструкторские…
-
Во многих КЮТ и СЮТ (станциях и клубах юных техников) имеется секции картинга. Маленькая машина не только оказывает помощь ребятам изучить…