«Мотокар» — городская автоколяска

Поиски оптимального варианта конструкции автомобилядля города — веление времени. Ответом данной неприятности занимаются и замечательные конструкторские бюро ведущих автомобильных объединений и фирм, и самодеятельные конструкторы. Отечественный издание уже неоднократно обращался к данной теме.

Сейчас мы предлагаем энтузиастам автоконструирования две перспективные разработки столичных инженеров П. Зака и Э. Рудыка.

И. Ильф и Е. Петров утверждали, что автомобиль не роскошь, а транспортное средство. С ними тяжело не дать согласие, поскольку, не считая всего другого, автомобиль экономит нам время, делает свободными от муниципального пассажирского транспорта. Но неизменно ли он употребляется рационально? Статистика свидетельствует: подавляющую часть времени личная машина эксплуатируется всего одним человеком.

И если она запланирована на 4—5 человек, то это указывает, что нерационально употребляются и бензин, и затраченные на ее сооружение средства и материалы. Помимо этого, машина занимает на улицах много места.

Автомобилестроители всей земли делают попытки дать добро это несоответствие. Еще в 1955 году в Италии выпускалась двухместная «Изетта» длиной 2,25 м с двигателем 9,5 л. с. Весьма интересно был решен у нее вход — через лобовую дверь, исходя из этого машина имела возможность припарковываться лицом к тротуару. Выпускались и совсем компактные машины.

К примеру, «Флиппер» во Франции. Его вместимость — два человека (взрослый и ребенок), протяженность 2 м, ширина 1,17 м, высота 1,44 м. Пробуют решить эту проблему и самодеятельные конструкторы. У нас технические требования к автомобилям , изготовленным в личном порядке, разрешают строительство машин не только класса «Жигули» либо «Запорожец», но и меньше.

Последние, с позиций самодельщика, более привлекательны, Конструкторы мотоколяски, назовем ее так, не скованы компоновками и традиционными формами многоместных автомобилей.

К тому же сделать мотоколяску намного проще, чем автомобиль, близкий по параметрам к «Жигулям», а это особенно принципиально важно в молодежном техническом творчестве, потому что не секрет, что на разработку автомобилей, занимавших призовые места на классических конкурсах самодельных автомобилей, требовалось 5—6, в противном случае и больше лет.

Образцовой моделью двухместной мотоколяски был в свое время трицикл «Дружба» Г. С. Малиновского («М-К», № 5 за 1972 г.). Передний мост заимствован от мотоколяски С3А, задняя подвеска с двигателем — от мотороллера. Кузов в первых рядах смотрелся по-автомобильному, а позади сужался и напоминал корму катера. В следствии оказалась уникальная красивая конструкция.

У Малиновского нашлось большое количество последователей — и подобные трициклы в начале 70-х годов возможно было встретить в различных уголках страны.

Нынешние технические требования не разрешают постройку машин трехколесной схемы. Исходя из этого в качестве вероятной альтернативы предлагается «Мотокар», созданный по принципу агрегатирования.

База его — кузов с одной задней дверью. Отказ от боковых дверей разрешает создать твёрдую и прочную коробчатую конструкцию, снабжающую безопасность экипажа при дорожно-транспортного происшествия. Вес ее — минимальный, двигатель — мотоциклетный, с достаточной в городских условиях приемистостью.

Удобство же посадки через заднюю дверь в полной мере возможно обеспечить при условии малой длины автомобили, разрешающей парковаться перпендикулярно к тротуару: так и выезжать легче.

К прочному и твёрдому кузову без каких-либо сложностей удается крепить элементы двигателя и подвески колёс. Для каждого колеса достаточно трех точек.

Форма кузова представляет собой неверный многогранник. прочность и Жёсткость его нижней части обеспечивается применением листового стеклопластика либо металла.

Принципиально важно обеспечить жесткость боковых панелей, несущих главные нагрузки.

Исходя из этого верхние боковые панели имеют подкосы, подкрепляющие соответствующие передние углы кузова, а в задней части — панели, образующие вместе с рамой двери основную дугу безопасности. При жажде придать конструкции громадную жесткость в поперечном направлении возможно ввести дополнительные раскосы: передний — от правого верхнего угла к левому сред-. нему, задний — от левого верхнего угла к правому среднему (в случае если петли подвески двери слева по ходу).

Эти раскосы пара снизят внешнюю эффектность автомобили, но при аварии окажутся весьма кстати.

Дверной проем в нижней части целесообразно сузить до 250 мм — для большей прочности задней стены кузова. За счет сужения возможно усилить как саму раму дверного проема, так и места крепления внутренних точек задней подвески.

Само собой разумеется, одной двери мало — так как нельзя исключать ситуации, в то время, когда ее может заклинить: в «Мотокаре» вероятны дополнительные выходы через боковые окна (700X 500 мм) либо через съемную крышу (1100X 700 мм).

«Мотокар» - городская автоколяска

Компоновка «Мотокара»:

1 — двигатель, 2, 8 — грязезащитные щитки, 3 — дополнительная передача с дифференциалом, 4 — вилка передней подвески, 5, 7 — пассажиры, 6 — шофер, 9 — заслонка фары, 10 — фара, 11 — дверь, 12 — упругий кардан, 13 — петли двери.

В кузове длиной 1700 мм достаточно удобно размещаются пассажир и водитель — спереди, а позади, не смотря на то, что и менее комфортно, еще один пассажир, которому нужно будет выходить, дабы пропустить передних. Два сиденья делаются откидными — для перевозки грузов.

Свободная подвеска каждого колеса складывается из продольного рычага с поперечной осью поворота, заделанной в нижних ушках дна на резиновых втулках, и амортизатора.

Мотоциклетный двигатель целесообразно разместить в первых рядах для лучшего охлаждения. Под ним — узел основной передачи (к примеру, от грузового мотороллера «Муравей» либо С3Д), расположенный в плоскости симметрии автомобили. Это разрешит применять полуоси равной длины.

В переднеприводных машинах полуоси имеют карданы равных угловых скоростей — простые при крутых поворотах не снабжают плавного вращения. Но таких малогабаритных механизмов самодельщину забрать неоткуда.

Одновременно с этим известно: на «Ситроене-2СУ» в этом месте стоят простые карданы.

По всей видимости, с неприятными отдающими на руль толчками при предельно крутых поворотах возможно мириться, тем более что данный эффект пропорционален скорости перемещения, а навык владения техникой поворотов приходит скоро. В «Мотокаре» это упрощение оправдано маленькой колесной базой, за счет чего радиус поворота соответственно меньше (при том же угле поворота колеса). Для дополнительной компенсации неравномерности вращения полуосей ставится упругий внутренний кардан (от мотоколяски С3Д).

Двигатель — любой, количеством от 175 до 350 см3, скажем, от мотоцикла «Восход». Не исключается «Урал» и «Днепр», но для них привод, по всей видимости, нужно будет делать на задние колеса. Очевидно, со всеми сопутствующими трансформациями.

Но оптимальнеезабрать двигатель от мотоцикла Иж «Планета»: он надежен и запчасти его недефицитны, к тому же в условиях зимней эксплуатации он эргономичен — не требует долгого разогрева. С этим двигателем при загрузки «Мотокара» одним водителем расход горючего составит не более 4—4,5 л на 100 км на шоссе и 4,5—5,5 л в условиях интенсивного городского перемещения.. Фактически в два раза меньше, чем у «Запорожца».

Колеса смогут быть сделаны на базе эргономичных разъемных дисков мотоколяски С3Д, но с шинами мотороллера. Возможно применять и полный набор колес С3Д, но это утяжелит машину. По большому счету за весом нужно следить весьма пристально. Само собой разумеется, установка стартера (как в С3Д) существенно усиливает комфортабельность, но не нужно забывать, что, не считая стартера (5 кгс) и зубчатого маховика, пригодятся еще автомобильный аккумулятор (20 кгс) и генератор (5 кгс).

Вот и призадумаешься, не покинуть ли мотоциклетной совокупность пуска? Под вопросом остается и необходимость задней передачи. Без нее на базе дифференциала коробки скоростей С3Д, которая весит 12 кгс, легко сделать передаточный узел весом всего 3 кгс. В следствии неспециализированная отличие в весе составит 40 кгс.

Сухой вес направляться, так, понижается до 350 1сгс. С заправкой (12 л топливно-масляной смеси), с инструментом и без пассажира его вес около 450 кгс, что при 1 двигателе мощностью 20 л. с. дает энерговооруженность 45 л. с./т, другими словами не уступающую «Запорожцу».

Очень нужно остановиться на технической эстетике «Мотокара». Как легко подметить, главные формы кузова повторяют «Минимакс» (см. «М-К» № 1 за 1975 г.), лишь задняя часть немного поднята, что имеет практический суть-— облегчается вход.

Во внешнем виде автомобили в первую очередь кидается в глаза отсутствие зрительного единства кузова, и ходовой и силовой частей конструкции. Это связано с реализацией принципа агрегатирования: обеспечивается легкость конструкции, простота обслуживания, и создаются предпосылки для модернизации отдельных узлов автомобили.

В ее внешнем виде уместна аналогия с каретами XVIII—XIX столетий, в которых базой их представительности был сам кузов — законченный комплекс, зрительно воспринимавшийся раздельно от лошадей, колес, рессор и т. п. В «Мотокаре» подобный эффект возможно достигнут за счет броского цвета кузова и неброской, нейтральной окраски остальных узлов, к примеру серебристой либо тёмной. Наряду с этим зрительно воспринимается лишь кузов, все другое помогает как бы фоном.

Но не нужно забывать, что ГИБДД требует присутствия защитных крыльев на колесах. Без нарушения «каретной» идеи тут вероятны два решения: установка грязезащитных щитков мотоциклетного типа либо плоских щитков, к примеру, из кожзаменителя, натянутого на проволочную рамку. Принципиально важно, дабы зрительно эти элементы не нарушали принципа «каретности».

Не исключается, очевидно, более идеальная защита ст грязи, снаружи органически связанная с кузовом. Но это заставит оставить идею «каретного» вида автомобили. Попутно ухудшатся условия обслуживания ходовой части и двигателя, увеличится вес.

В отношении комфортабельности (по большей части для водителя) хотелось бы иметь есе на высоком уровне: так как «Мотокар» задуман как безотказный автомобиль на ежедневно.

Шофер обязан сидеть комфортно, просторно и достаточно высоко над дорогой, дабы вольно ориентироваться в уличной обстановке. Хороший обзор — это также комфорт. Зимний период кабина обязана обогреваться; при переднем размещении двигателя это легко осуществимо, скажем, за счет отвода теплого воздуха от ребер цилиндра. Само собой разумеется, несложнее установить отопитель «Запорожца», но он шумен и неэкономичен.

«Мотокар» рекомендован для города.

Но нетрудно усмотреть и возможность его внегородского применения. Проходимость мотоколяски, кстати, повысится за счет перехода на шины С3Д (5,00—10). Нужные зазоры для этого имеется. Действительно, естественным ограничением в дальних путешествиях может оказаться малая вместимость «Мотокара».

Пожалуй, лишь в этом он не в состоянии соперничать с малолитражными машинами.
П. ЗАК, инженер

Рандомные статьи:

Коляска Trio Activ3


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Самый-самый городской

    Этого вопроса — вольно либо нечайно — касались на страницах издания многие авторы — энтузиасты любительского микроавтомобилестроения. Обычно они не…

  • Мини-джип «пони»

    Так уж произошло, что автомобиль у нас делается все в меньшей степени транспортным средствам и все в большей — предметом роскоши. Его доступность для…

  • Бтр? нет, автомобиль

    Человек я не столь состоятельный, дабы позволить себе иметь пара автомобилей различного назначения (кроме того и самодельных). Исходя из этого…

  • Багги «квп»

    Сейчас рассказ о багги-350, созданной в автоконструкторской лаборатории. Дома пионеров Ленинского района города Харькова под управлением Таранухи. По…