Изобретайте велосипед

С таким предложением, вопреки известной скептической поговорке, отечественный издание обратился к читателям еще в № 6 за 1969 год, опубликовав подборку о некоторых необыкновенных конструкциях и описание велосипеда С. И. Горшкова с дополнительным, ручным приводом на переднее колесо.

О совершенствовании этого самого дешёвого и «вневозрастного» либо, вернее, всевозрастного, транспорта «М-К» писал и позднее.

В № 8 за 1971 год мы поведали об экспериментальной гоночной веломашине Л. Дутова, оба колеса которой были ведущими благодаря переднему двухступенчатому ручному приводу. В том месте же помещено интервью с главным конструктором Харьковского велосипедного завода, где в качестве основных направлений предстоящего совершенствования веломашины именовалось облегчение веса, создание многоскоростных втулок и уменьшение габаритов за счет разборной рамы и малых колёс — для хранения и удобства транспортировки.

В следующем году в № 9 мы познакомили читателей с новыми разработками С. И. Горшкова.

Сейчас, публикуя новые материалы по данной теме, мы обращаемся к активу отечественного публичного КБ — читателям издания — с приглашением продолжить поиски модернизации велосипеда. Пишите нам о собственных конструкциях, усовершенствованиях: пускай «изобретение» велосипеда длится!

Пара лет назад в таковой «автомобильной» стране, как США, случилась любопытная сенсация: в первый раз тут было реализовано велосипедов больше, чем машин. Начавшийся тогда «велосипедный бум» начал принимать все больший размах, в особенности усилившийся после этого в связи с топливным кризисом. Не обращая внимания на то, что В США выпускается около 6 млн. велосипедов в год, промышленность не успевает за быстро растущим спросом: Америка закупает в два раза больше, чем создаёт сама.

Предполагают, что в текущем году в Соединенных Штатах будет уже 100 млн. обладателей велосипедов — это каждый второй обитатель страны! Делается понятным и второй необыкновенный факт: бестселлером — популярнейшей книгой года — стала в Америке недавно книга Юджина Слоэна… о велосипеде!

Рис. 1. Универсальный велосипед однобалочной схемы.

Рис. 2. Складной велосипед «Десна».

Рис. 3. Велосипед, складывающийся как ножницы.

Рис. 4. Он же в сложенном виде.

Рис.

5. Вариант многоступенчатого складывания.

В британский город Портсмуте проводится «велосипедный опыт»: открыта трехметровая дорожка, где перемещение не запрещаеться лишь на велосипедах. Эта «велострада», протянувшаяся через город на восемь километров, связала жилые дома со школами, торговыми центрами и промышленными районами.

внимание и Интерес к двухколесной машине, бывшей продолжительное время «гадким утенком» транспорта, гонимым сверкающими лаком и хромом толстошинными красавцами с двигателями внутреннего сгорания, растет сейчас во многих государствах. Ею действительно занялись промышленники, социологи, строители, изобретатели. И данный повальный интерес, само собой разумеется, отнюдь не дань новой экстравагантной моде.

Дело в том, что в несложной конструкции велосипеда заложены качества, талантливые в какой-то мере решать многие жизненные для населения громадных и малых городов неприятности, начиная от загрязнения воздуха выхлопными газами и шума от автотранспорта до уходящей в область медицины неприятности гиподинамии: малоподвижности обитателей громадных административных центров с магнетизмом телевидения и густой «сетью» транспорта.

Вправду, велосипед в некоем смысле — панацея от многих из этих Сед.

Он бесшумен, не загрязняет воздух, дешёв всем слоим населения и всем возрастам, способен повседневно давать нужную и без того нехватающую многим физическую нагрузку. Он не опасается перегруженности улиц и не отвоевывает у города нужную площадь под стоянки и гаражи: на месте для двух машин возможно поставить около 40 велосипедов. Перечень преимуществ и достоинств возможно было бы продолжить. Но…

Оказалось, что старина-велосипед пара отстал от судьбы.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

В действительности, в отличие от вторых видов транспорта велосипеда практически не коснулось крыло технического прогресса. Появившись в начале прошлого века, в то время, когда в 1801 году русский крепостной Артамонов изобрел собственный «самокат с педальным приводом на переднее колесо», велосипед уже к концу того же столетия получил нынешние узлы и конструктивную схему и фактически без значительных трансформаций вошел Сейчас.

Разумеется, как раз исходя из этого в связи с пробуждением интереса к двухколесным автомобилям сейчас отмечается возобновление конструкторских поисков в области совершенствования данной техники, рвение «осовременить» ее, оказать помощь «гадкому утенку» превратиться в белого лебедя муниципального асфальта. Любопытно, что наровне с применением новейших материалов — в Нью-Йорке, к примеру, недавно на одной из выставок демонстрировался пластмассовый велосипед, весивший всего 7,3 кг, — все расширяется и поиск новых конструктивных ответов.

Показательно, что в Японии, производящей и без того в полной мере конкурентоспособные современные велосипеды, был заявлен национальный конкурс на лучшую конструкцию двухколесной автомобили, а после этого совершён и первый интернациональный конкурс. На него отозвались конструкторы практически 30 государств. Не обращая внимания на разнообразие и большое количество представленных работ, они продемонстрировали кое-какие неспециализированные тенденции «второго рождения» велосипеда.

В первую очередь это упрощение диаметра конструкции и уменьшение колёс рамы: сведение ее к однобалочной схеме (рис. 1). И то и другое направлено на то, дабы уменьшить машину и иметь возможность складывать ее.

Так как в современных городских условиях складной и легкий велосипед эргономичнее перевозить в автотранспорте и метро, несложнее поднимать в узкой кабине лифта и хранить в квартире.

Отечественная промышленность уже освоила выпуск аналогичного велосипеда. К примеру, модель «Десна» (рис. 2) имеет колеса диаметром 20 и однотрубную раму с механизмом складывания. В сложенном виде его габариты — 820Х650Х300 мм; велосипед легко умещается в багажнике автомобиля либо на антресолях квартиры.

Быстродействующие рычажные зажимы разрешают мгновенно собрать его, без инструмента регулировать высоту руля и седла. Именно поэтому велосипед делается универсальным: им может пользоваться как ребёнок, так и взрослый.

Примененный в «Десне», как и в других отечественных моделях, принцип складывания — пополам, колесо на колесо — сейчас возможно уже назвать хорошим: он обширно употребляется и в зарубежных конструкциях так называемых малоколесных велосипедов с диаметром шин 16. На интернациональном конкурсе вторыми премиями были отмечены велосипеды с принципиально новым методом складывания — типа «ножницы» (рис. 3).

Но это скорее поощрение за оригинальность, чем признание метода лучшим: уменьшая длину складываемого велосипеда, неизбежно увеличивают его высоту. Да и протяженность автомобили заметно уменьшается лишь благодаря сверхмаленьким, практически самокатным колесам.

Второе громадное направление поиска в усовершенствовании ЖД транспорта — привод. Скорее кроме того не второе, а первое, в случае если делать выводы по тому, что велосипед с рычажным приводом (рис.

6) шведскою конструктора взял первую премию упомянутого конкурса, а третьей была отмечена трехколесная спортивная велотележка — тренажер для гребцов, на котором кроме этого использован уникальный привод, передающий упрочнение и от рук и от ног. И наконец, возможно делать выводы по отечественной почте: больше всего читательских писем посвящено приводу.

Рис. 6. «Мостовая» рычаги и схема рамы вместо педалей.

Рис. 7. Рычажно-цепной привод.

Рис. 8. Велосипед шведского конструктора. Лишь ли комфорт?

Рис. 9. Велосамокат.

Пара слов о рычажном приводе.

В первый раз показавшись в прошлом веке, мысль эта оживает позже практически у каждого поколения конструкторов велосипедов. И это ясно. Заманчиво заменить чем-то маленькие шатуны совместно со звездочкой — так как они требуют приложения больших упрочнений на педали и к тому же имеют при вращении мертвую точку. А долгие горизонтальные рычаги, совершающие колебательное перемещение вверх-вниз, кроме того при малых упрочнениях имели возможность передавать тот же либо кроме того больший момент.

Вся загвоздка — в разработке несложной запасном совокупности, которая связала бы рычаги со звездочкой задней втулки.

Упорно трудится в этом направлении американский конструктор гоночных автомобилей Тревор Гаррис. В его велосипедах (рис. 7) две маленькие цепи, соединенные с рычагами, вращают расположенные по обе стороны задней втулки шестерни.

Примечательно, что одна из его последних автомобилей имеет 20 скоростей.

Любопытна конструкция житомирского архитектора А. Зелинского, которая кроме этого предполагает «шагающие» перемещения велосипедиста: он стоит на двух шарнирных, площадках, «переминаясь» с ноги на ногу, и тем самым через совокупность передач вращает заднее колесо. Таковой вариант позволяет выстроить самый компактный из нескладывающихся велосипедов (рис.

9), не смотря на то, что езда стоя отнюдь не содействует неспециализированной устойчивости велосипедиста из-за раскачивающих перемещений.

Одному из отечественных читателей, студенту из Уфы Фирдаусу Ибраеву, пришла мысль инерционного дополнительного привода. Он предлагает в переднее колесо встраивать тяжелый диск, играющий роль маховика и запасающий энергию вращения на спусках, которую он сможет после этого «отдавать» на ровном месте.

Создатель, действительно, умалчивает, что делать с этим маховиком при подъеме в гору, не смотря на то, что, к примеру, для торможения он предусматривает «отключение» его на свободное вращение.

НА ПЕДАЛЯХ… РУКИ

Как бы неказисто ни смотрелся велосипед с ручным приводом, такая конструкция настойчиво завлекает внимание многих любителей двухколесной техники. «Возможность применять силу рук и ног в один момент на протяжении дальней поездки либо при подъеме в гору не требует, разумеется, особенных пояснений о приобретаемых преимуществах», — пишет отечественный читатель В. Росляков, оснастивший простой дорожный велосипед дополнительным, ручным приводом. Наряду с этим он выделяет, что такая модернизация разрешит ездить на велосипеде и тем, кто неимеетвозможности пользоваться ножным приводом.

Но основной выигрыш, само собой разумеется, в удваивании «тяговой силы» за счет того, что и переднее колесо делается ведущим.

Схема ручного привода каждым из обращающихся к нему решается по-различному. Но увлекательна тенденция максимально применять наряду с этим детали и узлы от существующего ножного привода.

В конструкции В. Рослякова отыскан самый простой, как нам думается, вариант. Передний привод у него смонтирован на планке (рис. 10), которая закрепляется верхним финишем на руле, а нижним — на основании вилки.

Рис. 10. Ручной привод:

1 — крепление планки, 2 — планка, 3 — звездочка с кареткой, 4 — цепь, 5 — втулка со звездочкой.

Сам привод является кареткойс педалями от ветхого подросткового велосипеда, с ведущей звездочкой z = 32. В качестве переднего колеса употребляется заднее от для того чтобы же велосипеда, со звездочкой z = 13 (ножной привод имеет звездочки z = 45 и z = 18).

Цепь применена стандартная.

Такое ответ весьма интересно в первую очередь тем, что не требует никаких важных трансформаций либо переделок в самом велосипеде: достаточно только поднять и пара выгнуть руль, дабы эргономичнее было трудиться руками, в то время, когда они находятся на педалях переднего привода.

Подкупает кроме этого доступность для того чтобы привода любым обладателям велосипедов, поскольку для его изготовления не требуется сложных токарных, слесарных либо сварочных работ.

Имеется и еще одно важное преимущество у данной конструкции: она сохраняет привычный контур двухколесной автомобили, прекрасно вписывается в него благодаря собственной компактности.

Изобретайте велосипед

Этого нельзя сказать о вторых ответах ручного привода (о некоторых из них мы поведаем в последующих публикациях).

В большинстве случаев, они имеют двухступенчатую передачу и, будучи выполненными почему-то преим/щественно в виде вертикальной колонки, громоздятся над рулем и передним колесом, портя неспециализированный вид модернизированного велосипеда. Разумеется, таковой привод имело бы суть закрывать легким твёрдым кожухом.

В случае если дополнительный, ручной привод на велосипеде для многих до тех пор пока проблематичен, то вот на веломобилях, аналогичных публикуемому тут, он, предположительно, был бы перспективен как раз как дополнительный резерв «мощности».

Б. РЕВСКИЙ

Рандомные статьи:

QA Fest 2014. Николай Алименков Не изобретайте велосипед!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Велосипед меняет форму #4

    Это очередная статья о новых вариантах применения велосипеда изобретателем В. М. Гавриловы — обитателем Железноводского района и посёлка Ставропольского…

  • Велосипед меняет форму #2

    Конструкторы велосипедов, как специалисты, так и любители, в далеком прошлом уже пробуют эти «объезженные» автомобили еще и «приручить», другими словами…

  • Велосипед меняет форму #5

    Первая публикация под таким заголовком показалась в «Моделисте-конструкторе» № 10’98. В ней обращение шла о новинках велосипедной техники от…

  • «Мягкий» и «ручной» велосипед

    С годами костная совокупность человека, в особенности позвоночник, подвергается своеобразным болезням. Начинают сказываться перенесенные в более юные…