Яхта на… шоссе

Большое количество километров намотали на собственные колеса сухопутные яхты-парусники с того времени, как в первой половине 70-ых годов XX века отечественный издание в первый раз поведал о них энтузиастам — конструкторам. Неоднократно тугой ветер пустынь наполнял их паруса. Классическими стали ежегодные тысячекилометровые пробеги, каковые выполняют строители сухопутных яхт нашей страны по Каракумам, по плато Устюрт.

Благодаря неутомимой пропаганде сухопутных парусников их поклонниками и первыми в стране строителями — В. Назаровым и Э. Талановым — мысль конструирования аналогичных яхт овладела уже умами многих любителей техники, создающих уникальные — автомобилями их не назовешь — средства транспорта.

А спортивные соревнования! Эффектнейшее зрелище — гонки сухопутных яхт по особой автостраде с изобилием виражей, восьмерками, зигзагами.

В ряде государств они проводятся уже не первый год. Оттачивается мастерство спортсменов, растут скорости. Всемирный рекорд перевалил уже за 130 км/ч. Европейские старты выполняют на буерах типа DN-60, поставленных на колеса (см. «М-К» № 1, 1970 г.).

Для тренировок же лучше применять более простые суденышки: «Алмаатинку», «Сверчок» либо «Манту», чертежи и описание которой публикуются в этом номере.

В то время, когда перед публикацией очерка о пробеге сухопутных яхт через Каракумы мы разговаривали с его храбрецами Эдуардом Владимиром и Талановым Назаровым, одним из первых вопросов был: «Из-за чего сухопутные яхты до сих пор взяли так мало распространения у нас в стране — с ее бескрайними просторами, с целыми районами, круглый год «обеспеченными» ровными и достаточно сильными ветрами!»

Яхта на... шоссе

Рис. 1. детали и Конструкция колесной яхты «Манта»:

А — неспециализированная компоновка, Б — вид с правого борта, В — шаблоны подробностей на сетке 100 мм; 1 — головка ветхой велосипедной рамы, применяемая для подвески переднего колеса; 2 — палуба (фанера толщ. 5 мм); 3 — контурный брусок (сосна 20X20); 4 — декоративная планка (фанера 25X5); 5 — спинка сиденья; 6 — транец (фанера толщ. 5 мм); 7 — заднее колесо; 8 — ось заднего колеса; 9 — контурный брусок (сосна 20X20); 10 — обшивка дна (фанера толщ.

5 мм); 11 — бимс (сосна толщ. 20 мм); 12 — рулевое колесо; 13 — левый борт (фанера толщ. 3 мм); 14 — рулевой вал (труба O 20 мм); 15 — мачта; 16 — носовая бобышка; 17 — основание мачты; 18 — отверстие для шпора мачты; 19 — центральная панель, и которой крепится головка велосипедной рамы; 20 — передняя транцевая доска (сосна толщ. 20 мм); 20а — накладка передней транцевой доски (фанера толщ. 5 мм); 21 — рулевые тросы; 22 — вилка переднего колеса; 23 — правый борт (фанера толщ.

3 мм); 24 — нницы, поддерживающие палубу; 25 — подробности крепления мачты.

Ответ, не скроем, был неожиданностью и необнадеживающим: негде ездить этим яхтам. В том месте, где просторы, нет городов, нет станций и клубов технического творчества. Ка мелких же площадках, скажем на колхозном стадионе, на яхте попросту не развернешься.

Казалось бы, положение безнадёжное: сухопутные яхты должны оставаться уделом только ограниченного числа любителей конструирования.

Думается, яхты типа «Манты» окажут помощь новому увлекательному виду спорта стать более массовым. Мелкие, поворотливые, простые в изготовлении «суденышки» эти смогут стартовать на стадионе, на ровном поле, наконец, на свободной от транспорта проселочной дороге. Последнее особенно принципиально важно, так когда у «Манты» колея равна автомобильной.

Обучиться руководить сухопутной «микрояхтой» несложно, а скорости, дешёвые ей, соответствуют мотоциклетным. «Манта» прекрасно послужит собственному создателю и участвуя в соревнованиях, и в недальних поездках.

Итак, «Манта»…

От публиковавшихся ранее в издании она в первую очередь отличается закрытым корпусом.

Это скорее кроме того не яхта, а байдарка-одиночка с парусом. Но яхтсмен сидит не в «кабине», а на палубе, что разрешает ему перемещениями туловища регулировать наклоны яхты при прохождении поворотов. Ко при долгом перемещении по прямой возможно сидеть и в кабине, как продемонстрировано на обложке этого номера. С виду «Манта» напоминает лодку, разместившуюся на трехколесном прицепе с колесиками от микроавтомобиля — карта.

Убрав рангоут, ее возможно перевозить в кузове «пикапа» либо на багажнике машины .

Не обращая внимания на узко поставленные задние колеса, яхта достаточно устойчива и может выдерживать кроме того крепкие порывы ветра. Одновременно с этим она весьма легка, что разрешает ей затевать перемещение при самом не сильный ветре.

Корпус «Манты» — несущий, рамной конструкции. Он набирается из древесных брусков, усиленных уголками, и обшивается фанерой толщиной 3 мм на стенках и 5 мм на днище и палубе. Шаблоны-выкройки подробностей корпуса продемонстрированы на рисунке.

Метод крепления их сходен с обрисованными нами в статье «Неистовый» (см. №3, 1973 г.).

Если не удастся дотянуться нужный для того чтобы лист 5-мм фанеры длиною 1725 мм, нужно будет нарастить ее переднюю часть, как продемонстрировано на рисунке, шепетильно приклеив накладки эпоксидной смолой и проклепав шов бронзовыми заклепками либо гвоздями «взагиб».

Изготовление ходовой части не представит затруднений для того, кто привык иметь дело со слесарным инструментом.

Создатель «Манты» — американский конструктор-любитель Петер Стивенсон — применял части ветхих колеса и велосипедов от карта либо мотороллера.

Рис. 2. Парусное оружие яхты.

В случае если поставить подрессоренную переднюю вилку от мотороллера «Тула» либо «Вятка», езда на «Манте» будет намного мягче и удобнее. Два варианте крепления колонки продемонстрированы на рисунке. Рулевой привод — тросовый, от перьев передней вилки к барабану, расположенному на рулевом валу. Передаточное отношение должно быть подобрано так, дабы при повороте рулевого колеса на 90° передняя вилка поворачивалась не больше чем на 20°. В другом случае управление «Мантой» будет затруднено.

В качестве оси для задних колес оптимальнееприменять металлическую трубу O 25—30 мм, приварив к ней опорные площадки из полосовой стали толщиной 6 мм и полуоси, выточенные из стали, по диаметру имеющихся ступиц колес. Есть вероятность применения стандартных полуосей от грузового мотороллера, имеющихся в продаже.

В случае если в распоряжении строителя окажутся ступицы колес с тормозными колодками, отказываться от них не нужно; наличие тормозов на задних колесах «Манты» сделает ее намного более эргономичной и надёжной в эксплуатации.

ПАРУСНОЕ ОРУЖИЕ

Оно складывается из мачты, гика и рейка, для изготовления которых применены тонкостенные дюралюминиевые трубы O 50—70 мм. гик и Мачта — разборные, что упрощает их перевозку и упаковку.

Если не удастся купить трубы, возможно изготовить рангоут из бамбуковых шестов либо мягкого дерева. Треугольный парус площадью около четырех метров2 шьется из плотной ткани (плащ-палаточное полотно, парусина) в соответствии с рисунком 2. Задняя кромка паруса — мягкая, передняя и нижняя имеют карманы, в каковые вкладываются соответственно реек и гик. Блок гика-шкота крепится к гику петлей из узкого манильского либо сизапевого троса, как продемонстрировано на неспециализированном виде яхты «Манта».

Для крепления гика-шкота на палубе предусмотрены две утки, а фап, которым поднимается на мачте реек с парусом, крепится к утке в основании мачты.

УПРАВЛЕНИЕ «МАНТОЙ»

Затевать обучение направляться на просторной асфальтовой площадке (к примеру, автомобильной стоянке) — с попутным ветром; для этого разверните «Манту» кормой к ветру, установите прямо переднее колесо и сядьте на боковую деку лицом к гику, как продемонстрировано на рисунке 2. После этого подтяните к себе гика-шкот, дабы парус стал под углом 90° к продольной оси «Манты». В один момент нужно высвободить тормоз (в случае если его нет, ассистент обязан отпустить яхту, и она легко тронется с места).

По мере комплекта скорости вы почувствуете, как прекрасно ваша «Манта» слушается паруса и руля, — самого малого поворота рулевого колеса достаточно для того, чтобы она поменяла направление! Попытаемся сделать поворот направо. Для этого, подтягивая к себе гика-шкот, будем медлено вращать рулевое колесо вправо.

В случае если эти перемещения будут верно скоординированы (что дается не сходу!), «Манта» сделает поворот вправо на угол, величина которого будет зависеть от длительности ваших действий. Вы сходу осознаете, что ваша яхта весьма маневренна, и это дает вам достаточно времени, дабы приспособиться к капризам ветра. Но допустим, что вы делаете собственный первый поворот через чур быстро.

Показателем этого будет рвение вашей яхты накрениться, подняв наряду с этим внутреннее по отношению к повороту колесо. Ослабьте гика-шкот, и вставшее колесо опустится. Через некое время вы обучитесь пользоваться рулем, гика-шкотом и собственным весом, дабы регулировать колеса, и станете приобретать от управления яхтой огромное наслаждение.

При перемещении с попутным ветром скорость «Манты» будет примерно равна скорости ветра. В случае если же вы станете поворачивать ее шнобель к направлению ветра, подтягивая в один момент гика-шкот, скорость существенно увеличится, и яхта отправится стремительнее ветра. Натренировавшись, вы сможете двигаться со скоростью, превышающей скорость ветра вдвое!

Дабы остановиться, развернитесь строго против ветра, ослабьте гика-шкот и потяните на себя рычаг тормоза. В случае если тормозов нет, нужно будет спрыгнуть на землю и остановить яхту руками.

Рандомные статьи:

Яхта застряла под мостом на Симферопольском шоссе


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Яхта из… байдарки

    Байдарка в открытом море… Не волик ли рисі«? Ну это смотря какая байдарка. «Качурка» — легчайший парусник, описание которого предлагается…

  • Радиоуправляемые модели яхт

    Радиоуправляемые модели яхт относятся к самым популярным детским игрушкам. Такая забава не покинет равнодушным и взрослых. Граница перехода от игры в…

  • Строим яхту

    Не обращая внимания на то, что промышленность производит много разнообразных малых судов (среди них и яхт), количество самоделок, выстроенных любителями,…

  • Краб: разборная яхта

    Предлагаемая конструкция представляет собой пятисекционную трехместную лодку грузоподъемностью 320 кг. В туристских походах она, будучи извлечена на…