Электромобиль «иволга»

«Иволга» — так я назвал выстроенный для сына автомобиль с электроприводом. Мысль конструкции появилась у меня около двух лет назад, и большая заслуга в этом издания «Моделист-конструктор». Пара месяцев прикидок, расчетов, десятки вариантов компоновки, чертежей кузова и сотни рисунков привели в итоге к в полной мере рациональному, на мой взор, ответу.

В ходе проработки электромобиля важным вопросом была неприятность применения недефицитных материалов, узлов и деталей, и, как думается, мне удалось ее дать добро.

КУЗОВ «Иволги» выклеен из эпоксидной смолы и стеклоткани. Нет особенной необходимости детально обрисовывать разработку вы-клейки, она должна быть достаточно прекрасно знакома читателям «М-К». Стоит, пожалуй, остановиться только на методе изготовления «дурака».

Его базой помогает древесный каркас, сколоченный из подручногоматериала — реек, досок, фанеры, картона. Окончательная форма получается за счет выравнивания глиной. Последней операцией есть оклейка «дурака» газетной бумагой на силикатном клее.

По окончании шпаклевки неровностей, вмятин кузов обрабатывается наждачной бумагой и полируется.

Дабы уменьшить доступ к аккумуляторной батарее и вторым узлам электромобиля, передняя и задняя части кузова оборудуются крышками «багажника» и «капота».

КОЛЕСА автомобили сделаны на базе камер и покрышек от колес детского самоката. Для дисков в полной мере подошли крышки от кастрюль, соединенные между собой ступицами и распорными втулками. В каждую ступицу запрессовано по два подшипника N203. Для колесных колпаков использованы крышки от молочных бидонов.

Отличие задних колес лишь в том, что их ступицы не имеют подшипников.

РАМА «Иволги» сварена из швеллера 20X10 мм и есть пространственной конструкцией, которая совместно со стеклопластиковым кузовом владеет в полной мере прочностью и достаточной жёсткостью.

Передний мост складывается из траверсы, двух качалок и двух полуосей. Амортизация осуществляется посредством двух пружин в цилиндрических чашках.

Задний мост является рамкойс размещенными на ней двумя подшипниковыми узлами, редуктором и электродвигателем. Для понижения оборотов в полной мере подошел редуктор от ветхой электродрели, его передаточное отношение — 23,7.

На электромобиле установлен двигатель постоянного тока мощностью 400 Вт, его рабочее напряженке 24 В, но он хорошо трудится и при напряжении 12 В. Источником питания помогают две аккумуляторные батареи напряжением 12 В любая; собраны они из элементов НК-55.

Электромобиль «иволга»

Рис. 1. Четыре проекции «Иволги».

Рис. 2. Рама «Иволги» — пространственная сварная конструкция.

Рис. 3. Рулевая колонка:

1 — кольцо, 2 — кнопка сигнала, 3 — стопорная гайка, 4 — шайба, 5 — шайба, 6 — втулка, 7 — штырь, 8 — колонка, 9 — тросовый барабан.

Рис. 4. Передний мост:

1 — поворотная цапфа, 2 — упор, 3 — траверса, 4 — полуось-качалка, 5 — стакан с пружинным амортизатором.

Рис. 5. Подробности передней подвески:

1 — траверса, 2 — упор, 3 — тяга рулевой трапеции, 4 — полуось-качалка, 5 — поворотный кулак с цапфой (правый).

Посредством тумблера В6 батареи смогут соединяться параллельно либо последовательно. В первом случае образуется батарея емкостью 110 А-ч с напряжением 12 В. Такая батарея хороша тем, что может выдерживать громадные пусковые токи, появляющиеся при трогании с места. Во втором случае — батарея емкостью 55 А-ч с напряжением 24 В. Это положение тумблера соответствует второй скорости электромобиля.

Третье положение тумблера В6 разрывает цепь питания двигателя.

Реверсирование двигателя осуществляется тумблером В1. Он имеет три положения, причем третье и первое соответствуют позициям «вперед» и «назад». При переключении В1 в положение «назад» загораются стоп-сигналы — лампы Л2 и ЛЗ.

Кнопка Кн1 сблокирована с ножным тормозом.

При нажатии на педаль последнего загораются лампа Л1 в кабине лампы и водителя Л2 и ЛЗ (стоп-сигналы). Для коммутации фар (лампы Л4 и Л5) помогает выключатель В2, а для подфарников и задних габаритных огней (Л6, Л7 и Л8, Л9) — ВЗ и В4. Реле поворота запускается тумблером В5, при его включении загораются мигающим огнем лампы Л10 и Л11 или в зависимости от положения тумблера Л10 и Л12 (Л-10 — индикаторная лампа «мигалки» поворота, расположенная в кабине).

Звуковой сигнал от мотоцикла включается кнопкой Кн2, расположенной на рулевом колесе.

На щитке автомобиля смонтированы амперметр со шкалой на 30 А и вольтметр со шкалой на 30 В для контроля напряжения аккумуляторной батареи и потребляемого тока.

Схемой предусмотрена защита аккумуляторов и двигателя от перегрузок и короткого замыкания посредством автомата защиты сети АЗС-20.

Единственное неудобство его применения — приходится придерживать рукой тумблер автомата в начале перемещения, дабы его не выбило пусковым током. Автомат срабатывает и в том случае, в то время, когда электромобиль наталкивается на препятствие или при переключении тумблера реверса двигателя.

Рис. 6. Задний мост:

1 — крепежная рама, 2 — направляющая, 3 — ведущая полуось, 4 — крышка подшипника, 5 — корпус подшипников, 6 — шайба, 7 — подшипник, 8 — гайка, 9 — кулачковая муфта, 10 — редуктор, 11 — пальцевая муфта, 12 — хомут крепления двигателя. 13 — электродвигатель, 14 — болт М5, 15 — полуось, 16 — крышка подшипника, 17 — крепежная планка.

Рис.

7. Подробности заднего моста:

1 — крепежная рама, 2 — корпус подшипника

Рис. 8. Колесо электромобиля:

1 — резиновая лента, 2 — болт М6Х30 мм, 3 — подшипник, 4 — шайба, 5 — фасонный болт М5, 6 — гайка, 7 — крышка подшипника, 8 — колпак, 9 — шайба, 10 — гайка М6, 11 — распорная втулка. 12 — корпус подшипников, 13 — стяжной болт, 14 — диски колеса.

Рис. 9. Схема электрооборудования «Иволги».

Тумблеры В1 и В6 переделаны из стандартных тумблеров пультов управления. Как продемонстрировала долгая эксплуатация «Иволги», они в полной мере надежны: подгорания контактов не наблюдалось. На приборном щитке автомобили и в салоне смонтированы амперметр, вольтметр, тумблеры включения указателей поворота, фар, сигнальные лампы стоп сигнала и указателя-поворота, тумблер реверса двигателя, педаль тормоза, радиоприёмник и переключатель скоростей.

Сиденье двухместное, представляет собой древесный каркас, обтянутый дерматином и поролоном.

Передняя решетка «Иволги» сделана из светорассеивающей арматуры люминесцентных ламп дневного света. Ветровое стекло выгнуто по шаблону из оргстекла, нагретого над газовой плитой.

Как продемонстрировали опробования, а они были очень твёрдыми, автомобиль оказался весьма «живучим».

Мой сын применял его для поездок в гости к дедушке, что живет в соседнем поселке (дорога в том направлении и обратно образовывает около 18 км), и запас хода при всецело заряженном аккумуляторе был в полной мере достаточным. Практическая скорость — 5—6 км/ч и 18—20 км/ч соответственно при первом и втором положениях тумблера В6.

В.

ВОЛОШИН

Рандомные статьи:

Пожарные сделали летающий автомобиль.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В дорогу, электромобиль!

    Представьте: около подъезда нас ожидает миниатюрный автомобиль приятной современной формы. Давайте проделаем на нем маленькое путешествие. Дверь не…

  • Электромобиль формулы «д»

    какое количество бы мы ни наблюдали эту картину, любой раз она будет удивлять и завораживать собственной необычностью: легкий щелчок тумблера — и без…

  • В детский сад — на электромобиле

    Данный автомобильчик (рис. 1) я сделал еще в первой половине 70-ых годов двадцатого века, и он помогает уже второму моему сыну, Саше. Ему всего три года,…

  • Электромобиль… без аккумулятора

    В то время, когда произносится слово «автогородок», то представляется залитая солнцем площадка, сухие асфальтовые дорожки, по-летнему одетые дети… К…