Складной «турист»

Велосипед «Турист» в полной мере оправдывает собственный наименование. Он нетяжел, достаточно прочен, легок на ходу, имеет хорошие эргономические пропорции, снабжен четырехступенчатой цепной передачей; его возможно дооборудовать двумя багажниками, генератором с фарой, спидометром, зеркалом заднего вида, звуковым знаком, подставкой и катафотами. Лучшей оценкой помогает громадной спрос на него, что, к сожалению, не удовлетворяется отечественной индустрией.

Но имеется у этого велосипеда и недочёты, и основной — громоздкость, невозможность сложить машину, как, к примеру, «Каму». А без этого попытайтесь войти с велосипедом в муниципальный транспорт либо разместить его в багажнике легковушки (что намного увеличило бы дальность поездок). Да и в квартире складной велосипед разместить было бы значительно несложнее — он занял бы практически вдвое меньше места, чем простой.

В общем, было для чего попытаться переделать собственный «Турист».

Плоскость разъема рамы велосипеда я выбрал вертикальной и сделал это по двум обстоятельствам. Во-первых, на протяжении складывания колеса не поднимаются одно над вторым, следовательно, велосипед возможно складывать, не отрывая его колес от пола — легко перекатывая переднее к заднему.

Во-вторых, потому, что верхняя труба рамы «Туриста» горизонтальна, а нижняя образовывает с ней угол 45°, выяснилось легче изготовить лишь один нижний стык под углом, а верхний — прямой, не смотря на то, что по устройству они подобны.

Дабы велосипед имел мельчайшую длину в сложенном положении, плоскость стыков обязана размешаться посредине его базы; но при таком складывании будут мешать друг другу оси колес. Исходя из этого лучше эту плоскость сместить от середины на 20—30 мм.

Сейчас подробнее о конструкции шарнирных разъемов рамы.

К трубам рамы велосипеда приварены патрубки, а к ним — фланцы с проушинами, соединенными между собой болтами с барашковыми головками (любой из них проходит через ровное отверстие проушины, приваренной к одному фланцу, и ввертывается в резьбовое отверстие другого фланца шарнирного узла). Помимо этого, еще по два болта конкретно соединяют таким же образом фланцы между собой.

Опыт продемонстрировал, что нужно для этого применять показавшиеся на данный момент на складных велосипедах самозаворачивающиеся болты с поворотными головками: и ключ для них не нужно, и не торчат они (с примкнутой головкой).

Процесс складывания осуществляется так: сперва всецело вывертываются четыре болта из фланцев и ослабляются болты в проушинах; после этого рама оттягивается в сторону складывания — наряду с этим колеса прокатятся по площадке на метр-полтора, и велосипед окажется сложенным.

Дабы не растерять вывернутые болты, их лучше хорошо ввернуть в те же отверстия, а ослабленные снова затянуть — тогда части велосипеда не будут самопроизвольно разворачиваться. Ну а для полной гарантии от случайного раскладывания их возможно связать веревкой либо резиновым шнуром. Раскладывание — в обратном порядке.

Фланцы, болты, бобышки и проушины нужно изготавливать из качественной стали марки «45» либо кроме того более прочной, в другом случае небольшая резьба на этих подробностях, нужная для лучшего стягивания фланцев и предотвращения самоотвинчивания, скоро сработается.

Геометрическая схема складного велосипеда.

Складной «турист»
Нижний поворотный узел:

1 — рама велосипеда, 2 — патрубок, 3 — проушина, 4 — болт с барашковой головкой, 5 — бобышка, 6 — передний нижний фланец, 7 — задний нижний фланец.

Верхний поворотный узел:
1 — рама велосипеда, 2 — патрубок, 3 — проушина, 4 — болт с барашковой головкой, 5 — бобышка, 6 — передний верхний фланец, 7 — задний верхний фланец, 8, 9 — болт с поворотной головкой.

Полукруглые вырезы на свободных финишах патрубков и косые срезы на нижних патрубках имеет суть обрабатывать по окончании свертывания обечаек. Готовые патрубки должны надеваться на трубы рамы с некоторым упрочнением.

Дабы отверстия во фланцах были строго соосными, разделывать их нужно совместно, скрепив фланцы попарно.

Отверстия O 29 мм и O 32 мм в них лучше сделать сперва мало меньшими и уже после этого подогнать по надетым на раму патрубкам.

Шарик фиксатора O 4 мм для болта с поворотной головкой — от любого шарикоподшипника, к примеру велосипедного. Пружину фиксатора навивают из металлической пружинной проволоки (струны). Параметры пружины: наружный диаметр 3,9—4 мм, диаметр проволоки 0,5—0,6 мм, свободная протяженность пружины 20—25 мм, количество витков 12—15.

Болт с поворотной головкой:
1 — корпус болта, 2 — поворотная головка, 3 — ось головки, 4 — шарик фиксатора, 5 — пружина фиксатора.

Схема сборки верхних фланцев:

1 — проушины, 2 — бобышка, 3 — передний фланец, 4 — задний верхний фланец, 5 — технологический болт, 6 — технологическая гайка, 7 — технологическая шпилька для фиксации проушины верхних фланцев, 8 — дистанционная втулка.

Схема сборки нижних фланцев:
1 — проушины, 2 — бобышка, 3 — передний нижний фланец, 4 — задний нижний фланец, 5— технологический болт, 6 — технологическая гайка, 7 — технологическая шпилька, 8 — дистанционная втулка.

Схема сборки шарниров:
1 — рама велосипеда, 2 — патрубок верхнего шарнира, 3 — задний верхний фланец, 4 — передний верхний фланец, 5 — бобышка, 6 — технологическая гайка, 7 — технологический болт, 8 — проушины, 9 — технологический стержень, 10 — дистанционная шайба верхнего шарнира, 11 — дистанционная шайба нижнего шарнира, 12 — патрубок нижнего шарнира, 13 — задний нижний фланец, 14 — передний нижний фланец.

Стыковочные узлы собираются на газовой сварке (электросварка тут не годится: трубу с миллиметровой стенкой легко прожечь полностью). Сварные швы имеют катет 2,5—3 мм.

При сварке нужно выполнить два условия: снабжать соосность всех шарниров поворотных узлов (в противном случае раскладывание и складывание велосипеда будет происходить с деформацией и сопротивлением рамы), и давать предупреждение коробление свариваемых подробностей.

Исходя из этого сборку оптимальнеевести в два приема.

Сперва к фланцам привариваются проушины и бобышки; для этого подробности соединяются между собой гайками и технологическими болтами с резьбой М6 так, дабы все отверстия совпали. Проушины планируют в наборы шпильками (либо болтами) с гайками, имеющими ту же резьбу. Между каждой парой проушин устанавливаются дистанционные втулки.

Эти наборы туго надеваются на фланцы и удерживаются на них за счет трения.

Затем делают газовой сваркой точеные прихватки (как минимум несколько на каждую подробность), только после этого, все выверив, проваривают швы. Чтобы не было коробления не нужно делать швы сходу на всю длину — лучше делать это участками длиной не более 10—15 мм любой.

К свариванию соседнего участка шва возможно приступать только по окончании охлаждения прошлого до температуры не выше 40—50° С. Дабы не терять времени, пока остывает один участок, возможно варить второй, расположенный как возможно дальше от остывающего (лучше на другой паре фланцев). По окончании сварки узел разъединяют и зачищают.

Следующая операция — монтаж поворотных узлов. В первую очередь на раме велосипеда шепетильно размечается неспециализированная плоскость стыковки.

По обе стороны на расстоянии 2 мм от нее делают четыре разреза, другими словами из рамы вырезаются участки длиной 4 мм. Это нужно, дабы сварные швы стыков не поддерживалиплоскость фланцев.

После этого на раму надевают и устанавливают в соответствии с чертежами фланцы и патрубки. Между трубами рамы устанавливают дистанционные шайбы и обе части туго стягивают между собой (веревкой либо резиновым жгутом).

Дабы обеспечить соосность отверстий стыковочных узлов, в них вставляется технологический штифт, а фланцы стягиваются болтами с резьбой М6.

Проверив правильность размещения подробностей на раме (особенно размещение стыковочных площадок — они должны пребывать строго в одной плоскости), и соосность ее труб, подробности прихватывают, а после этого и совсем сваривают обрисованным выше методом: сперва снаружи стыков, а позже, сняв болты и сложив раму, изнутри.

Затем части рамы разъединяют, швы зачищают, а отверстия во проушинах и фланцах дорабатывают под соединительные болты. Потом направляться окраска стыков и окончательная доводка рамы.

Б.

ДОРОФЕЕВ, г. Харьков

Рандомные статьи:

✓ Каремат книжка NatureHike. Складной туристический коврик 👍


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Складной… мопед

    Неоднократно я уже пробовал собрать несложный эргономичный и малогабаритный микромотоцикл. Но по окончании испытаний и постройки нескольких таких…

  • Третье колесо «туриста»

    К каким лишь мотороллерам и мотоциклам не строят любители боковые прицепы! К «Ижам» и «Восходам», к ветхим «Цюндапам» и к новеньким «Вяткам-Электрон». Не…

  • 20 Полезных советов для туристов

    Если вы планируете поездку дорогу, то вам стоит знать пара мелких хитростей, каковые окажут помощь вам сэкономить место и время и сделают вашу дорогу…

  • Швертбот для туриста

    «Эврика» — это швертбот упрощённой конструкции, рассчитанный на домашнюю разработку изготовления. Корпус швертбота — древесный, облегчённый, с обшивкой…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.