— Смотрите, смотрите — марсиане! — с большим удивлением и восторженно закричали встречавшие нас мальчишки, в то время, когда «Руслан», ощетинившийся телевизионными и радиоантеннами, доходил к причалу. Мы посмотрели друг на друга и нечайно засмеялись: вправду, и отечественный катер, и мы сами, одетые в тёмные гидрокостюмы с ярко-желтыми полосами, были похожи на инопланетян.
«Руслан» так быстро отличался от пребывавших у мотолодок и причала катеров, что через пара мин. па пирсе, у которого мы ошвартовались, собралась масса людей интересных. Они отнюдь не были праздными зеваками. Любой из них за пара мин. до этого занимался своим важным делом и не стал бы от него отрываться по мелочам.
Мы не можем утверждать, что «Руслан» (рис. 1, 2) — первый у нас каютный мини-катер так называемой «вагонной компоновки», но в том, что он один из первых, сомневаться не приходится. Не вызывает сомнений да и то, что такая схема компоновки весьма перспективна и содержит большое количество заманчивых и еще не раскрытых возможностей.
Так как не просто так в смежной отрасли — автомобилестроении — самый перспективно мыслящие конструкторы уделяют так много внимания совершенствованию и созданию автомобилей вагонной компоновки! И в случае если катеростроители начали заимствовать у них передовые идеи — это в полной мере закономерно и оправданно.
Рис. 1. контур и Обводы надстройки:
1 — шпангоуты кормовой части, 2 — транец с вырезом под два подвесных мотора, 3 — контур надстройки, 4 — сдвижная часть крыши, 5 — складывающаяся мачта, 6 — поручни, 7 — планшир («потопчина»), 8 — шпангоуты носовой части, 9 — спонсон, 10 — лыжа.
Рис. 2. Каютный катер «Руслан».
А — конструкция сдвижной крыши: 12 — продольный брусок (сосна 35X18 мм), 13 — П-образный дюралюминиевый профиль, 20X15 мм, 14 — обшивка (фанера толщиной 4 мм); Б — стыковка дистанционного управления поворотом мотора «Нептун-23»: 22 — откидные кронштейны («водила») на моторах, 24 — бортовые шкивы O 50, 25 — соединительная штанга с резьбовыми вильчатыми наконечниками, 26 — серьга на штуртросе, 27 — штуртрос; В — корпус: 1 — верхний носовой рым, 2 — палуба, 3 — центральная стойка лобового стекла, 4 — лобовое стекло, 5 — основание складывающейся мачты, б — мачта, 7 — каркас крыши, 8 — обшивка крыши (фанера толщиной 4 мм), 9 — корпус комбинированных ходовых огней, 10 — антенна радиостанции, 11 — антенна телевизионного приемника, 12 — рама сдвижной части крыши, 15 — выгородка кухонного отсека, 16 — стойка отсека, 17 — газовая плита, 18 — вытяжной колпак отсека, 19 — проем входной двери, 20 — бимс подмоторного коробки («рецесс»), 21 — транец, 22 — откидной кронштейн, 23 — мотор «Нептун-23», 28 — задний бортовой рым, 29 — планшир, 30 — обшивка борта (фанера толщиной 3 мм), 31 — шпангоутная рамка № б (бруски 50X16 мм), 32 — скуловой стрингер, 33 — шпангоутная рамка № 3, 34 — бортовой стрингер (сосна 30Х10), 35 — стрингер опорный продольного рундука (сосна 30X15 мм), 36 — обшивка продольного рундука (фанера толщиной 4 мм), 37 — бортовая утка, 38 — боковое стекло, 39 — лобовое стекло, 40 — передний нижний рым.
К сожалению, дело это идет очень медлительно.
Архаичные, в далеком прошлом утратившие каждый практический суть формы все еще преобладают в ассортименте изделий, производимых индустрией. И среди катеров и огромного количества мотолодок, выстроенных любителями, относительно редко появляется новый, завлекающий внимание и радующий глаз силуэт. В это же время рациональное применение внутреннего количества любого малогабаритного спортивно-туристского судна имеет первостепенное значение.
Не просто так внутренний количество время от времени именуют «обитаемостью»: если он спланирован нерационально либо загроможден ненужным оборудованием, «обитание» делается малоприятным, а время от времени и небезопасным. Все сообщённое относится прежде всего к самые доступным и распространенным малогабаритным судам, где практически любой квадратный дециметр площади на счету.
Исходя из этого мы желаем поделиться опытом эксплуатации и постройки каютного крейсера (при установке стационарного двигателя он бывает назван катером), а заодно познакомить отечественных читателей с изюминками корпуса, имеющего весьма распространенные на данный момент и прекрасно себя зарекомендовавшие обводы типа «кафедрал».
ОТ «ВОЛНОУЛОВИТЕЛЯ» К «КАФЕДРАЛУ»
Примерно сто лет конструкторы всей земли совершенствуют обводы глиссирующих судов, получая более высокой скорости, комфортабельности и мореходности: в разумном, гармоничном сочетании этих качеств для судов широкого потребления или выделяя какое-то одно из них в ущерб вторым — для особых целей (к примеру, при создании гоночных катеров либо судов «москитного» типа). Первые суда с V-образными изогнутыми обводами донной части стали называться «волноуловителей» (рис.
3), потому, что ихформа наилучшим образом содействовала применению подъемной силы водяных струй, выдавливаемых корпусом судна на ходу. Неспешно стало известно, что для повышения скорости значительное значение имеет уменьшение площади намоченной поверхности дна. Как раз этим разъяснялось быстрое распространение и появление V-образных корпусов с одним либо несколькими поперечными уступами — реданами (рис.
4): при выходе глиссирующего корпуса из воды конкретно за уступами образовывались сухие участки дна. Намоченная поверхность уменьшалась, сопротивление падало, скорость возрастала.
Рис. 3. Корпус катера с обводами «волноуловитель» (буквой А продемонстрированы изогнутые ветви шпангоутов).
Рис. 4. Корпус глиссера с поперечным реданом (продемонстрирован буквой А).
Рис.
5. Экспериментальный катер ЦАГИ с боковыми лыжами:
А — лыжи, Б — механизм трансформации угла установки.
Рис. 6. Корпус глиссера «трехточечного» типа:
А — боковые спонсоны, Б — тоннель.
Корпуса с поперечными реданами продолжительное время использовались в малотоннажном судостроении. По данной схеме строились гоночные, торпедные, противолодочные катера, спортивные скутера.
Известная «светло синий птица» британского гонщика, мирового рекордсмена Малькольма Кемпбелла есть хорошим примером гоночного катера для того чтобы типа. Но суда с поперечными реданами показывали высокую скорость лишь на спокойной, ровной воде. Кроме того при малом беспокойстве им приходилось быстро снижать скорость. Как раз исходя из этого реданные торпедные катера, к примеру, прекратили строить по окончании того, как они прошли жёсткие опробования в открытом море на протяжении второй мировой.
Поиски новых обводов, снабжающих высокую мореходность в сочетании со скоростью, ведутся весьма в далеком прошлом. Еще в 30-е годы сотрудники ЦАГИ совершили серию опробований быстроходного катера (рис. 5) с двигателем «Изотта-Фраскини», на корпусе которого были смонтированы боковые лыжи. Изменяя их положение, ученые нашли оптимальные углы атаки, площадь и форму дополнительных глиссирующих поверхностей, улучшающих мореходные качества катера. Подобные опыты проводились и в других государствах.
Так началось конструирование быстроходных судов совсем новых форм. В них употреблялись не только гидродинамические силы, действующие на судно на ходу, но и аэродинамическая сила встречного потока воздуха, которая ранее учитывалась лишь как вредное сопротивление. В следствии этих поисков показались сперва суда трехточечного типа (рис. 6), после этого катамараны (рис. 7), тримараны (рис.
8) и «кафедралы» (рис. 9).
Рис. 7. Катамаран:
А — корпуса, Б — тоннель, В — соединяющий корпуса мостик.
Рис. 8. Одна из разновидностей тримарана — популярный на данный момент катер конструктора Уффа Фокса:
А — лыжи, Б — тоннели.
Рис. 9. Корпус катера с обводами «кафедрал»:
А — спонсоны, Б — центральная часть, В — килевая лыжа.
Количество статьи не разрешает нам дать более подробный обзор по этим судам.
Поведанное же имеет целью обосноватьвыбор обводов типа «кафедрал» для катера «Руслан»; эти обводы являются одной из последних новинок в малотоннажном судостроении и смогут при грамотном выполнении обеспечить все то, что желает получить от собственного судна конструктор-любитель: скорость, мореходность, остойчивость, комфорт, эстетику, в современном понимании этого слова применительно к техническому изделию. Если сравнивать с прошлой моделью спортивно-туристского катера, созданного публичным КБ «М-К» под управлением автора этих строчков,— каютного крейсера «Тайфун» — предлагаемая конструкция воображает определенный ход вперед.
При создании «Руслана» были учтены пожелания любителей и многочисленные замечания; существенно увеличен внутренний количество при одновременном уменьшении длины на 700 мм. Это достигнуто за счет применения вагонной рационального размещения и компоновки интерьера. «Руслан» имеет более высокую остойчивость и улучшенную мореходность; будучи поставленным на трейлер для перевозки за автомобилем , он может употребляться не только на воде, но и на земле — как прицепная дача.
НУЖНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Вопреки утверждениям некоторых оптимистов, хорошую лодку либо катер нельзя построить из чего попало. Совершенный материал — так называемый «летный лафет», воображающий собой брусья, выпиленные из шепетильно отобранной прямослойной северной сосны высшего качества. Древесина северных сортов более плотная, прочная и влагостойкая, чем южных. Но летный лафет дотянуться тяжело.
А замену ему возможно отыскать, в случае если покопаться на дровяном складе, в так именуемом «горбыле». Это отходы от распиловки бревен, наружные участки ствола, самые плотные и прочные, другими словами именно то, что нам необходимо! Второй источник подходящей древесины — так именуемые «спилки», отходы мебельного либо тарного производства, среди которых удается отыскать необходимый материал, и тарные дощечки (особенно от упаковки импортной мебели).
Наконец, хорошую древесину удается найти при разборке ветхих домов. Необходимо лишь быть внимательным и отбраковывать ее при мельчайших показателях червоточины и гнили.
ЗАГОТОВКА ШПАНГОУТНЫХ РАМОК
Сосновые бруски 50X15 мм (донная ветвь) и 40X15 мм (палубная и бортовая ветви) шепетильно соединяются впритык фанерными кницами в соответствии с чертежом каждого шпангоута на эпоксидном клее и гвоздями «взагиб». Дабы обеспечить высокую точность сборки, рекомендуется вычертить контур каждого шпангоута на отдельном странице фанеры (плазе) и на нем вести сборку, накладывая на плаз подробности и временно прикрепляя их узкими гвоздями.
Фанерные кницы накладываются с обеих сторон шпангоутной рамки. Транцевая доска планирует из брусков 20×50 мм и с обеих сторон обшивается фанерой толщиной 4 мм. Внутреннее пространство заполняется пенопластом (нужно марки ПХВ-1, что не опасается нитрокрасок и растворителей).
Последовательность изготовления транцевой доски такова: сперва из фанеры вырезается ее правильный контур, на него наклеиваются все бруски рамки в соответствии с конструктивным чертежом, по окончании полимеризации клея промежутки между брусьями заполняются совершенно верно подобранными по месту пенопластовыми вставками (на клею), и лишь затем на клею и сквозных гвоздях «взагиб» транцевая доска обшивается фанерой иначе. Собрав все шпангоуты и транцевую доску, на них наносят линию ДП и шергень-линию, которую время от времени именуют контрольной.
По ней к шпангоутным рамкам шурупами прикрепляются шергень-планки, служащие для упрочнения их в стапельной раме. Перед установкой шпангоутов в стапель в них должны быть сделаны пазы для скуловых стрингеров и килевого бруска. Промежуточные стрингеры, как продемонстрировала практика, лучше врезать по окончании установки шпангоутов в стапель.
Г.
МАЛИНОВСКИЙ, мастер спорта СССР
(Продолжение направляться)
Рандомные статьи:
Каютный катер Crownline 264
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Каютный «мираж» -семейный катер
В то время, когда живешь на берегу громадного водохранилища с красивыми берегами, то грех проводить отпуск в чужих краях. Особенно привлекательно…
-
Данный катер всегда приводил к повышенному вниманию водномоторников. Одних завлекала в нём выделено автомобильная наружность, дополненная нарисованными…
-
Катер на воздушной подушке на радиоуправлении купить
Среди всего многообразия игрушек самой популярной считается радиоуправляемая модель. На полках магазина представлен большой ассортимент игрушечных судов:…
-
Скоростной катер на радиоуправлении купить
Катер на радиоуправлении – мечта каждого мальчика. Скоростные, маневренные, красочные и легкие в управлении – выбор неизменно весьма велик. Таковой…