Каютный «мираж» -семейный катер

В то время, когда живешь на берегу громадного водохранилища с красивыми берегами, то грех проводить отпуск в чужих краях. Особенно привлекательно проведение летнего отпуска на воде. Само собой разумеется, для этого нужно иметь какое-нибудь плавсредство. У нас в семье, к примеру, имеется каютный катер с двумя замечательными моторами, на котором за многие годы мы исходили Рыбинское водохранилище на протяжении и поперек.

Нужно ли говорить о том, какие впечатления и какое удовольствие мы приобретаем от таких путешествий?

Катер отечественный самодельный. Рекомендован только для прогулочно-туристических плаваний по рекам и в прибрежных территориях громадных водохранилищ и озёр.

Нужная грузоподъемность судна зависит от количества его корпуса. По стандартам американской ассоциации В1А (подобные нормы приняты в бывшем СССР и скандинавских государствах) грузоподъемность вычисляется от киля до плоскости «статического плавания». При с нашим катером эта плоскость очерчена условной ватерлинией, которая проходит от верхней точки форштевня до верхнего края переборки, отделяющей моторную нишу от кокпита.

Максимальный вес Q для катера рассчитывалась по формуле:

Q = 0,2(kV-G),

где к — плотность воды (1 кг/дм3), V — количество корпуса (5900 дм3), в — масса катера (400 кг).

Так, правильно В1А максимально максимальный вес для отечественного катера образовывает 1100 кг.

Эта цифра станет более наглядной, в случае если выразить ее числом пассажиров на борту. Так вот, в случае если из взятых 1100 кг вычесть массу двух подвесных моторов «Вихрь-М» (96 кг), двух топливных баков (160 кг) и аккумуляторной батареи (10 кг), то на долю их багажа и пассажиров останется 834 кг. Другими словами катер может взять на борт шесть человек (масса каждого принимается равной 75 кг) и еще 384 кг груза!

В расчете фигурируют два «Вихря-М». Это не просто так. По стандартам В1А нужная мощность двигателя N зависит от параметра К, что вычисляется по формуле К = 10,76LВ,

где L — громаднейшая длины катера, В — большая ширина катера по транцу.

В нашем случае при L = 5,4 м и В = 1,9 м параметр К = 110,4. При таком его значении мощность мотора в л.с.

N = 2К — 90,

другими словами для отечественного катера N = 130,8. Ближе всех к данной величине суммарная мощность двух «Вихрей-М». Это нас устроило, потому, что «Вихри» дешёвы по цене и надежны.

Рис.

1. Неспециализированный вид катера.

Каютный «мираж» -семейный катер

Рис. 2. Компоновка катера:

1 — корпус; 2 — рым-ручка носовая; 3 — релинг носовой; 4 — крышка люка форпика; 5 — форпик; 6 — остекление рубки, переднее; 7 — крыша рубки; 8 — крышка люка рубки; 9 — поручень; 10 — остекление рубки, боковое; 11 —дно рубки; 12,36 — сиденья рубки; 13 — сигнал звуковой; 14 — фара; 15 — козырек ветрозащитный; 16 — пульт управления; 17 — площадка рулевого; 18,35 — баки топливные (2×80 л); 19 — сиденье рулевого (от «Казанки-2»); 20 — кронштейны крепления складного тента; 21 —дно кокпита; 22,31 —сиденья кокпита; 23 —крышка люка ах герпика; 24 — доска транцевая; 25 — ахтерпик; 26 — рецесс ахтерпика; 27 — палуба; 28 — релинг кормовой; 29 — утки; 30 — батарея аккумуляторная (6СТ120, 12 V); 32 — сиденье навигатора (от «Казанки-2»); 33 — отмашка правая; 34 — пламя ходовой правый; 37 — подушки для изголовья (3 шт., под средней находятся подушки, каковые укладываются в проход, образуя третье спальное место).

Рис. 3.Теоретическиеобводыкорпуса.

Рис.

4.Построениевнутреннихобводовшпангоутов.

Сейчас конкретно о конструкции. Корпус катера цельнометаллический, изготовлен преимущественно из дюралюминия.

Подробности рубки и силового набора корпуса соединены между собой и с обшивкой дюралюминиевыми (Д18П) заклепками диаметром4 мм с плоско-выпуклыми и потайными головками. Клепаные швы герметизированы посредством тиоколовой пасты и тиоколовой же ленты. По окончании сборки все железные поверхности покрыты фунтом и окрашены водостойкой краской.

Поперечный силовой комплект корпуса складывается из десяти транца и шпангоутов.

Второй и десятый шпангоуты имеют переборки, снабжающие герметичность носового отсека (форпика) и кормового отсека (ахтерпика) под герметичной перегородкой (ре-цессом). Шестой шпангоут снабжен дверями, каковые изолируют рубку от непогоды.

Продольный силовой комплект складывается из шести стрингеров дна (по три на любой борт от четвертого шпангоута до транца), и четырех лонжеронов (бортовых и сланевых) и двух ложементов сидений в каюте.

В конструкции корпуса обширно использованы отдельные части мотолодок «Москва-2» и «Прогресс-2». К примеру, борта и днище — от «Прогресса»; реданы (они тянутся от четвертого шпангоута до транца) и двери в рубке — от «Москвы».

Остальные части корпуса, а также перегородки и шпангоуты, изготовлены из листового дюралюминия марки АМЦ толщиной 1,5—2 мм.

Страницы обшивки имеют отбортовку и соединены, как уже было сообщено, клепаными швами.

Бортовые швы усилены: верхний — дюралюминиевым уголком, служащим привальным брусом, нижний — самодельным П-образным профилем-брызгоотбойником.

Киль составной: от носа до четвертого шпангоута он сделан из для того чтобы же П-образного профиля, потом — от четвертого шпангоута до транца — из Y-образного профиля (гнутого тавра).

Герметичный носовой отсек до второго шпангоута (форпик) доверху заполнен пенопластом и оборудован круглым съемным люком (от мотолодки «Прогресс-2») для контроля состояния этого отсека.

За форпиком идет рубка. На крыше ее установлены ветрозащитный козырек, путевая фара, звуковой сигнал, поручни и вентиляционный (катастрофический) люк.

Окантовка для остекления рубки забрана от грузовика ГАЗ. Рамки боковых стекол (их толщина 4 мм) — самодельные. Внутри, в каюте, расположены сиденья, каковые возможно разложить — и обеспечить ночлег трем участникам экипажа.

Под сиденьями имеются объемистые рундуки для вещей, нужных в путешествии. Помимо этого, на потолке имеется два источника света: громадной автомобильный плафон (у дверей) и мелкий «ночник» (у переднего стекла).

За рубкой по левому борту оборудован пульт с контрольными устройствами и размещены органы управления катером (штурвал) и моторами (рычаги «газа» и реверса). Рядом — сиденье рулевого. По правому борту — сиденье, скажем так, навигатора.

Потом за рубкой (в кокпите) устроены еще два сиденья на протяжении бортов, при маленькой трансформации они (вместе с сиденьями штурмана и рулевого) смогут послужить местом для ночлега еще двух человек.

ГЛАВНЫЕ Эти КАТЕРА

Протяженность большая, м……………………………..5,4
Ширина корпуса большая, м………………..1,9

Высота катера, м……………………………………1,8
Высота борта на миделе, м………………………..1,0
Масса снаряженная, кг……………………………..500
Грузоподъемность, кг……………………………..1100

Количество кокпита по бортам не пустует: под полом штурмана и рулевого размещены топливные баки на 80 л любой, за ними, под пассажирскими сиденьями — емкости для дельных вещей и аккумуляторной батареи (у правого борта).

Потом, за переборкой кокпита (десятый шпангоут), находится моторная ниша. Она занимает верхнюю часть пространства между транцем и десятым шпангоутом. Нижняя же часть дана ахтерпику, заполненному пенопластом и отделенному от моторной ниши герметичной перегородкой (рецессом) с таким же съемным люком, как у форпика.

По бортам моторная ниша прикрыта алюминиевыми козырьками, повторяющими кормовые обводы палубы.

Транец является конструкцией , складывающуюся из толстого дюралюминиевого страницы, окантованного уголком, и привинченной к странице замечательной дубовой доски. К данной доске и крепятся собственными струбцинами подвесные двигатели. На мелководье, дабы гребные винты не задевали дна водоема, двигатели смогут быть откинуты в моторную нишу.

Рис.

6. Конструктивное оформление шпангоута рубкина примере шп. 5):

1 —перемычка (АМЦ, s1,5); 2 — боковина (АМЦ, s1,5); 3 — борт (АМЦ, s1,5); 4 — низ (АМЦ, s1,5); 5 — накладка (Д16АТ, s1,5); 6 —заклепка (Д18П, O4).

Рис. 5. корпуса и Сечение рубки (между шп.5 и 6):

1 — обшивка крыши (АМЦ, s1,5); 2 — наполнитель (пенопласт); 3 — потолок (фанера sЗ); 4 — обивка (пеноплен); 5 — лента тиоколовая; 6, 14 — заклепки (Д18П, 04); 7 — борт рубки (АМЦ, 51,5); 8 — фальшборт (АМЦ, s1,5); 9 — блок плавучести бортовой, передний (пенопласт); 10 — спинка сиденья; 11 — лонжерон бортовой (дюралюминиевый уголок 30×30); 12 — сиденье; 13 — ложемент (дюралюминиевый тавр 50×20); 15 — брус привальный (дюралюминиевый уголок 25×25); 16 — борт корпуса (от мотолодки «Прогресс-2»); 17 — брызгоотбойник (АМЦ); 18 — скула (АМЦ, s1,5); 19,21 —реданы (от мотолодки «Москва-2»); 20—днище (от мотолодки «Прогресс-2»); 22 — киль (дюралюминиевый тавр 50×20); 23 — зашивка (Д16АТ, s1,5); 24 — лонжерон еланей (дюралюминиевый уголок 30×30); 25 — елани (резинолинолеум); 26 — подслани (бакелизированная фанера s5).

Рис.

8. Оборудование транца:

1 — фланец (дюралюминиевый уголок 30×30); 2 — транец (Д16АТ, s4); 3 — болт М8 мебельный (16 шт.); 4 — доска транцевая (дуб, s40); 5 — заклепка (Д18П, O4); 6 — опора транцевой доски (дюралюминиевый уголок 30×30); 7 — днище (от мотолодки «Прогресс-2»); 8 — блок плавучести кормовой (пенопласт); 9 — рецесс ахтерпика (АМЦ, sЗ); 10 — крышка люка ахтерпика (АМЦ, sЗ); 11 — шуруп-саморез (латунь, 12×4).

Рис. 7. Схема размещения пенопластовых блоков плавучести в корпусе:

1 —блок носовой (350 дм3); 2 — блок бортовой, передний (2×90 дм3); 3 — блок бортовой, задний (2×80 дм3); 4 — блок кормовой (190 дм3).

Рис. 9. Продольное сечение крыши рубки:

1 — обшивка; 2 — перемычка шпангоута; 3 — заклепка; 4 — наполнитель; 5 — потолок; 6 — шуруп-саморез; 7 — обивка.

Помимо этого, катер оборудован складным тентом на двух дюралюминиевых дугах. В опущенном положении он находится на палубе около кокпита; в поднятом — накрывает целый кокпит и оказывает помощь отдыхающим переждать непогоду.

Не были забыты и требования безопасности.

Катер имеет конструктивные изюминки, разрешающие ему сохранять плавучесть кроме того при всецело затопленном водой корпусе. Не считая упомянутых уже ахтерпика и форпика, имеются еще четыре места, кроме этого заполненных пенопластом, — это бортовые пазухи за спинками сидений в кокпите и каюте.

Нужный количество пенопластовых блоков плавучести подсчитывался исходя из того, что корпус, остальное и двигатели оборудование сами вытесняют определенный количество воды.

Масса загружённого в воду катера с мотором определялась по формуле:

G=Gk R1 +Gn R2 +0,69G0 +Gg Rg ,

где Gk — масса корпуса (200 кг); Gn — рубки и масса палубы (100 кг); G0 —масса прикрепленного к корпусу снаряжения и оборудования (100 кг); Gg — масса двигателей (96 кг); R1 , R2 , и Rg — коэффициенты плотности материалов (коэффициент Rg для подвесных моторов принимается равным 0,55).

Оказалось, что G= 311 кг.

Нужный же количество блоков плавучести рассчитывается по формуле V = G + 0,25Gл,

где Gл— масса всех пассажиров . В итоге V = 679 дм3.

Для обеспечения безопасности принципиально важно еще распределить запас плавучести так, дабы в аварийном положении катер держался на воде в положении «на ровный киль» и сохранял хорошую остойчивость.

Исходя из этого 50 процентов большого запаса плавучести (340 дм3) по теории направляться размещать в корме катера в пределах трети длины корпуса от транца, 25 процентов (170 дм3) — в передней части в пределах трети длины корпуса от носа и еще 25 процентов (170 дм ) — по бортам катера.

В отечественном же катере блоки распределились в пара другой пропорции: носовой гермоотсек — 350 дм3, передние и задние бортовые пазухи — соответственно 180 дм3 и 160 дм3, кормовой гермоотсек (под рецессом) — 190 дм3.

Другими словами всего 880 дм3. Вместе с пенопластом, которым изнутри оклеены стены рубки, этого запаса плавучести более, чем достаточно.

Нужно подчернуть, что своим катером отечественная семья весьма довольна. Много лет он у нас, но не исчезает чувство новизны: мы с нетерпением ожидаем любой новый сезон, планируемна отпуск и стараемся их в обязательном порядке осуществить.

Посредством отечественного катера сделать это совсем нетрудно!

В.ЛЕБЕДЕВ, г. Р ы б и н с к, Ярославская обл.

Рандомные статьи:

Катер на воздушной подушке Мираж-7


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Каютный катер «руслан»

    — Смотрите, смотрите — марсиане! — с большим удивлением и восторженно закричали встречавшие нас мальчишки, в то время, когда «Руслан», ощетинившийся…

  • Катер для четверых

    Данный катер всегда приводил к повышенному вниманию водномоторников. Одних завлекала в нём выделено автомобильная наружность, дополненная нарисованными…

  • Моторная лодка «мираж»

    В свое время мне довелось выстроить и испытать большое количество моторных лодок. Первой на воду у меня сошла мотолодка Звездочка, чертежи которой были…

  • Микромотонарты

    Сани с мотором для самых мелких. Перед тем как познакомить с предлагаемым ниже материалом, хочется напомнить маленькую заметку в № 2 отечественного…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.