Катамаран без паруса и весел

Совсем сравнительно не так давно подвесной лодочный мотор был в почете у туристов-водников. Но сейчас большинство водоемов стала недоступной для маломерных судов с двигателями внутреннего сгорания. Снова было нужно отыскать в памяти о парусе, опять взяться за весла…

Многих, но, не устраивают классические движители с мускульным приводом — коэффициент нужного действия тех же весел не через чур высок. Недаром в свое время гребные колеса были практически вытеснены гребным винтом.
Действительно, винт привычнее видеть в паре с двигателем внутреннего сгорания, нежели с велосипедными педалями, но такого сочетания и эффективность механизмов высока, по крайней мере, значительно выше, чем классического весла.

Одной из очень успешных работ в этом направлении можно считать катамаран-аквапед конструкции харьковчанина В. Поповича (его фотографии были размещены в августовском номере «М-К» за 1986 год). В ответ на бессчётные просьбы читателей помещаем описание конструкции этого катамарана.

О преимуществах складных конструкций возможно сказать большое количество, недаром сейчас любители и специалисты техники создают мотоциклы и разборные велосипеды, катера и лодки, трансформирующиеся мотодельтапланы и самолёты. Это конечно — перевозки и проблема хранения значительно упрощается, в случае если транспортное средство складное.

Для собственного домашнего «плавсредства» я выбрал схему катамарана с надувными баллонами-поплавками.

Тут удачно решались неприятности устойчивости аквапеда, и трансформации суденышка в удобный для перевозки «пакет». Движителем стал гребной винт с приводом от педалей велосипедного типа. Передача вращающего момента к винту — через редуктор, выполненный из механизма ручной дрели.

Винт находится в гидродинамическом кольце, использование которого разрешило значительно увеличить тягу винта.

Изготовление катамарана-аквапеда рекомендую затевать с поплавков. Выбор варианта их конструкции зависит от имеющихся у вас материалов.

Предпочтительнее поплавок бескамерного типа.

Тут, действительно, потребуется прочная прорезиненная синтетическая ткань, купить которую непросто. Поплавок с камерой сложнее в эксплуатации и изготовлении, но материалы для него более дешёвы: оболочка выкраивается из брезента либо толстого лавсана, а камера выклеивается из детской (медицинской) клеенки либо листовой эластичной резины. Размеры камеры если сравнивать с оболочкой направляться расширить на 10—15%: не столь туго надутая, она прослужит продолжительнее.

Раскрой оболочки поплавка продемонстрирован на рисунке. Для катамарана потребуется четыре полотнища — по два на любой поплавок. Учтите, что на рисунке не продемонстрированы припуски на швы (при шитье внахлест они составляют 30—40 мм на сторону), и складки в передней и задней части оболочки, нужные для ровной, без морщин, поверхности.

Соединять выкроенные куски оптимальнеена швейной машине, внахлест. В том месте, где прошить стыки машине не по силам (к примеру, кормовые оконечности и носовые оболочек), полотнища сшиваются вручную так называемым «машинным» швом. Его ход — 4…5 мм.

По окончании окончательной заделки швов оболочка поплавка окрашивается составом из бензина, резинового клея и алюминиевой пудры. Полученная эластичная влагонепроницаемая краска придает поплавкам красивый вид и сокращает их нагрев солнечными лучами. Такое покрытие, увидим попутно, положительно воздействует и на ходовые качества катамарана.

К каждой из оболочек пришивается по четыре кармана — они нужны для крепления поплавков к твёрдому каркасу.

В карманы вставляется отрезок дюралюминиевой трубы O 8…12 мм, а в нее пропускается капроновый шнур. При сборке лодки этим шнуром притягивают поплавки к шпангоутам каркаса.

В передней части обоих баллонов размещается клапан, через что емкость наполняется воздухом.

Данный узел — самодельный, он складывается из дюралюминиевого корпуса, где просверлено 8 отверстий O 7 мм, мембраны, на которую для лучшего ее прилегания к корпусу наклеена резиновая прокладка, заглушки и стальной пружины, завальцованной в нижней части корпуса клапана. Корпус клапана фиксируется на оболочке посредством двух шайб, перед установкой они обильно смазываются резиновым клеем, по окончании чего ткань между шайбами натуго затягивается гайкой.

Герметичная крышка наворачивается на корпус клапана по окончании заполнения поплавка воздухом. Это резьбовой колпачок, в которого находится дюралюминиевый диск с наклеенной на него резиновой прокладкой. Пространство между крышкой и диском заполняется солидолом.

Насос для накачивания поплавков кроме этого самодельный. Дело в том, что ни один из насосов, производимых серийно, не давал возможности скоро и без особенного труда заполнить оболочки воздухом.

Мой же насос разрешает накачать баллон всего за 90 секунд.

Изготовил я его из двух фанерных (толщиной 6…10 мм) дисков и прорезиненной оболочки. В находится простая мебельная пружина от ветхого матраца.

Шлангом стала велосипедная камера, внутренний диаметр которой в полной мере соответствует производительности насоса.

Каркас катамарана — твёрдой конструкции; он складывается из двух лонжеронов из уголков сечением 40X20X2 мм, откидной передней части (в раскрытом положении она удерживается фиксатором), сиденья и поперечного набора.

Поперечный комплект представляет собой три дюралюминиевые трубы (материал Т30Х1,5 мм) и два раскоса из дюралюминиевых труб Т32Х1 мм.

Педальная рама и два внутренних шпангоута из трубы Т33Х1,5 мм насаживаются на две палубные трубы. Кроме шпангоутов, на заднюю трубу крепится узел установки движителя сварной конструкции из трубы Т33Х1,5 мм. Все трубы поперечного -комплекта стыкуются с продольными элементами уголками — посредством чашек, прикрепленных болтами к продольным элементам и зашплинтованных алюминиевыми стержнями.

Торцевая часть раскоса имеет ромбовидную прорезь, соответствующую по форме головке замкового болта. При поднятии упора в рабочее положение закрепленный в нем замковый болт проворачивается и тем самым «застегивает» раскос. Ножки сиденья закрепляются между уголками лонжеронов. При разборке катамарана эти элементы не снимаются.

Катамаран без паруса и весел
Главные конструктивные элементы велокатамарана:
1 — поплавок, 2 — клапан, 3 — откидная часть лонжерона, 4 — шпангоут, 5 — лонжерон, 6 — мостик, 7 — румпель, 8 — сиденье, 9 — спинка, 10 — поворотное устройство движителя, 11 — дейдвуд, 12 — штуртросы, 13 — усиление сиденья, 14 — рама педального узла, 15 — узел стыковки поплавка со шпангоутом.

Сиденье со складывающейся спинкой из дюралюминиевых труб Т32Х1 мм и сосновых реек сечением 10X20X1400 мм, закрепленных на хлопчатобумажных ремнях. Рейки шепетильно отшлифованы и покрыты водостойким лаком. Натяжение ремней, при котором сиденье делается достаточно твёрдым, достигается при откидывании спинки.

Разборный катамаран конструкции В. Поповича (сиденье и рулевое устройство условно не продемонстрированы):

1 — поплавок, 2 — лонжерон, 3 — шпангоут, 4 — поперечины, 5 — дейдвудный вал, 6 — дейдвудная труба, 7 — редуктор, 8 — втулочно-роликовая цепь, 9 — педальный механизм с ведущей звездочкой, 10 — упор замка для раскосов (труба O 30Х1,5 мм), 11 — переходник (труба O 32X1 мм), 12 — замковый болт, 13 — винт М3Х36 мм, 14 — втулка (дюралюминиевая труба O 8…12 мм), 15 — хомут, 16 — муфта, 17 — винт М3, 18 — подшипник, 19 — карданный шарнир, 20 — подшипники вала винта, 21 — кок винта, 22 — вал винта, 23 — гребной винт, 24 — гидродинамическое кольцо, 25 — штуртрос, 26 — траверса, 27 — стяжная шпилька, 28 — кронштейн, 29 — торцевая часть раскоса, 30 — шнуровой амортизатор, 31 — ограничитель (труба O 30Х1,5 мм), 32 — раскос, 33 — сварное соединение, 34 — кронштейн раскоса, 35 — узел установки движителя.

Дабы упрочнить долгие рейки сиденья, в его средней части сделано усиление.

Мостик катамарана собран из 17 буковых реек сечением 15X25X430 мм. Любая рейка закрепляется на хлопчатобумажном ремне шурупами. На финишах ремней устанавливается с одной стороны замок и с другой — скоба.

При застегивании для того чтобы замка происходит одновременное натягивание ремня.

Для привода катамарана употребляется часть рамы от велосипеда «Турист», две звездочки с передаточным числом 4, и редукторный механизм ручной дрели с кнопочным переключением (в варианте передаточного числа, равного 6). Педальный узел крепится на поперечинах — для этого к нему приварены металлические трубки.

Приварены к раме педального узла кроме этого и скоба для крепления румпеля и еще две косынки с отверстиями под болт М6 — для установки рамы редуктора.

Лонжерон катамарана:

1 — болт М6Х50 мм с гайкой, 2 — стакан, 3 — узел крепления палубы, 4 — текстолитовая шайба, 5 — распорная втулка (труба O 30Х1,5 мм), 6 — шайба, 7 — трубчатая заклепка (труба O 10Х1 мм), 8 — распорная втулка (труба O 10Х1 мм), 9 — заклепкаO 5 мм, 10 — стакан для шпангоута, 11 — корпус фиксатора, 12 — откидная передняя часть лонжерона, 13 — лонжерон (дюралюминиевые уголки), 14 — передняя стойка сиденья, 15 — задняя стойка сиденья, 16 — защелка (проволока ОВС O 1,5 мм).

Сиденье:

1 — замок передней опоры сиденья, 2 — поперечина, 3 — скобы подкосов, 4 — трубчатая заклепка, 5 — вилка, 6 — промежуточные поперечины (труба диаметром 32X1 мм), 7 — натяжная скоба, 8 — кронштейн боковой трубы, 9 — трубчатая заклепка, 10 — фиксатор, 11 — кронштейн боковой трубы.

А.Схема проводки текстильного ремня:
1 — спинки и планки сиденья, 2 — ремень, 3 — натяжная скоба.

Выкройка оболочки поплавка (на любой поплавок — по два полотнища).

Кронштейн педального механизма:
1 — передняя труба, 2 — обойма, 3 — площадка, 4 — косынка.

Клапан:
1 — корпус, 2 — винтовая пробка, 3 — мембрана с резиновой прокладкой, 4 — пружина, 5 — заглушка, 6 — оболочка поплавка, 7 — гайка, 8 — прокладка из резинового и дюралюминиевого дисков, 9 — шайбы.

Редуктор направляться доработать — заменить вал первой шестерни на более долгий, дабы на него возможно было установить ведомую звездочку.

На финишах вала установлены подшипники, на них надеты металлические обоймы-чашки, приваренные к финишам распорной рамы. Шпиндель дрели проточен, и на него надет дейдвудный вал — дюралюминиевая труба Т14Х1 мм. Вал находится в дейдвудной трубе (O 32X1 мм): один ее финиш снабжен подшипником, а второй закреплен на корпусе дрели.

Назначение данной трубы — снять изгибающие нагрузки в соединении шпиндель — карданный вал.

Между дейдвудным валом и валом гребного винта установлен карданный шарнир, основной элемент которого — латунный сухарь с пересекающимися осями O 3 мм и O 6 мм.

Гребной винт — алюминиевый, литой, O 179 мм и шагом 180 мм.

Он вращается в гидродинамическом кольце с толщиной профиля 12%. Как продемонстрировали опыты, использование кольца повысило тягу (упор) на 20%. Кольцо выклеено из эпоксидной смолы и стеклоткани на пенопластовом основании. Собственной верхней частью кольцо приклеено к дейдвуду, внизу оно закреплено посредством двух дюралюминиевых стоек.

Рулевое управление — тросовое: штуртросы соединяют поворотный румпель с двуплечим рычагом на баллере руля. При повороте румпеля плоскость вращения винта может отклоняться от нейтрали до 30° вправо и влево.

Катамаран владеет хорошей скоростью: при вращении педалей с частотой 1 об/с она достигает 10 км/ч.

В.

ПОПОВИЧ, г. Харьков

Рандомные статьи:

Lagoon 380 (2015) Vesselwalkthrough. Обзор катамарана.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • На поплавке — пешком, на веслах и под парусом

    Возможно, вы согласитесь с тем, что более дешёвых и нужных для здоровья стадионов, чем большие реки и малые, водохранилища и озера, а громадном…

  • Катамаран «рыбка» под парусом

    В моей практике любительской постройки плавсредств оказалось так, что небольшой двухместный прогулочный катамаран Рыбкадалеко не первый и выстроил его…

  • Лыжи или катамаран?

    Плавсредство, с которым мы желаем познакомить читателей, в полной мере возможно отнести к разряду малых судов. Да и как ещё назвать несколько…

  • Мобильный катамаран

    Любителям водного туризма, живущим на большом растоянии от больших водоёмов: рек, морей и озёр, дабы отправиться в плавание, необходимо доставить к…