Читателей издания, ознакомившихся в № 4’2006 с тракторным прицепом москвича В.Коляскина, заинтересовал и сам мини-трактор этого самодеятельного конструктора. Сейчас публикуем описание разработки изготовления схемы и этого тягача главных его узлов.
В случае если имеешь домик в деревне, а тем более в то время, когда в том месте живешь неизменно, то без транспортной и землеобрабатывающей техники не обойтись. Была такая техника и у меня: для обработки земли применял мотоблок с фрезами, а для перевозки грузов — автомобиль «Жигули» с прицепом.
Но по окончании того, как у меня начало пошаливать сердце, за руль автомобиля я садиться не стал.
Но многие хозяйственные дела без подручного транспорта выполнить было нереально.
Вот тогда и пришла идея сделать маленький трактор самому (приобрести новый было для меня не по средствам) и применять его в качестве тягача грузового автомобильного прицепа. В этом деле помог случай.
в один раз попал на громадный оживленный рынок и в том месте заметил пара мини-трак-торов, юрко сновавших между людьми и торговыми палатками и тянувших за собой на прицепе тележки. Одна такая машина остановилась около меня, и я не потерял случая расспросить о ней водителя.
Оказалось, что это мини-трактор «Синтай» китайского производства с дизельным 2-цилиндровым 12-сильным двигателем и достаточно необыкновенной конструкции: у него не было ни рамы (как у других тракторов либо грузовиков), ни несущего кузова (как у легковых автомашин). Несущими элементами являлись блок силового агрегата и картеры трансмиссии (сцепления, коробок передач, демультипликатора). Эти элементы были жестко соединены между собой болтами, винтами либо шпильками.
Геометрическая схема мини-трактора
Рама:
1 — траверса консолей (металлической уголок 50×50); 2 — траверса лонжеронов (металлической уголок 50×50); 3 — консоль (два уголка 40×40, сваренных в квадратную трубу, 2 шт.); 4 — стойка (металлический лист s5, 4 шт.); 5 —лонжерон (два уголка 40×40, сваренных в квадратную трубу, 2 шт.); 6 — подмоторная поперечина (металлической лист s5)
Компоновка мини-трактора (неуказанные позиции — штатные):
1 — передние колеса; 2 — бампер (металлической штампованный швеллер 75x40x3); 3 — облицовка радиатора; 4 — поворотные огни (от автомобиля «Нива»); 5 — вентилятор (от иномарки); 6 — фары (от сельхозтехники); 7 — капот; 8 — фильтр узкой очистки масла; 9 — высоковольтная катушка зажигания (от автомобиля «Москвич-408»); 10 — воздушный фильтр; 11 — глушитель (самодельный); 12 — двигатель (от автомобиля «Москвич-412»); 13 — аккумулятор (от автомобиля ); 14 — руль (от автомобиля ); 15 — рычаг переключения скоростей; 16 —- сиденье (самодельное); 17 — бензобак; 18 — блоки задних сигнальных фонарей (от автомобиля «Волга» ГАЗ-24); 19 — задние колеса (от трактора «Беларусь», передние); 20 — площадки для ног (металлической рифленый лист s3); 21 — масляный насос; 22 — педаль сцепления; 23 — педаль тормоза; 24 — педаль газа; 25 — агрегаты трансмиссии; 26—рама (самодельная); 27—рулевая тяга; 28 — бензопровод (самодельный); 29 — стартер (от автомобиля «Москвич-408»); 30 — генератор (автомобильный); 31 — фильтр неотёсанной очистки масла; 32 — задний мост; 33 — плунжерный насос рычагов навески; 34 — вал отбора мощности; 35 — форкоп (самодельный); 36 — рычаг гидронавески (2 шт.)
Еще шофер посоветовал, что у них в ангаре имеется такой же неисправный минитрактор, что сперва желали реализовать, а на данный момент применяют уже на запчасти, и продемонстрировал мне место его хранения.
Кое-что от трактора еще сохранилось: передний и задние мосты, агрегаты трансмиссии, облицовочные панели. Но многого, а основное двигателя, к сожалению, уже не было.
Затем пара дней обдумывал и прикидывал собственные возможности по восстановлению мини-трактора, а позже договорился о приемлемой цене и купил оставшиеся узлы и агрегаты.
Двигатель от автомобиля «Москвич-408» мощностью 50 л.с. мне подарил друг. Размеры его существенно превышали габариты штатного дизеля, в особенности по длине. К тому же блок москвичовского движка не был запланирован на то, дабы нести какую бы то ни было силовую нагрузку от ходовой части. Напротив, он сам нуждался в дополнительной опоре.
А потому, не считая его надежной стыковки с картером сцепления, было нужно поразмыслить об изготовлении дополнительно еще и силовой рамы.
Но восстановление мини-трактора начал не с рамы, а с упомянутого стыковочного узла. Неприятность пребывала в том, что тут не совпадали ни размеры, ни количество, ни размещение крепежных отверстий. Самодельщики для этого в большинстве случаев изготавливают особое переходное кольцо.
У меня же положение осложнялось еще тем, что у двигателя в сторону сцепления существенно выступала крышка с пусковой шестерней («бендиксом») стартера. Но, поразмыслив и поработав, решил и эту задачу: дистанционное кольцо сделал фигурным (с обходом крышки «бендикса»), а в картере сцепления выполнил под крышку еще и вырез. Отверстия же в крепежном фланце переходника сверлил по картонному шаблону, отбив на одной его стороне отпечаток с блока цилиндров, а на другой — с картера сцепления.
Но на этом хлопоты с двигателем не закончились. Нужно было как-то усовершенствовать и сделать более действенной совокупность его охлаждения. Штатная совокупность при малых скоростях перемещения обычную работу достаточно высокооборотного бензинового двигателя обеспечить была просто не в состоянии. Снова помогли привычные самодельщики и снабдили меня компактным двухконтурным радиатором с шестилопастным вентилятором от какой-то иномарки.
При эксплуатации мини-трактора с данной совокупностью в будущем неприятностей с охлаждением ни при каких обстоятельствах не появлялось.
Глушитель для двигателя было нужно сделать самому — штатного просто не было. Его конструкция предельно несложная, но, как продемонстрировала практика, достаточно действенная: выброс был не громче, чем у автомобиля .
Глушитель эллиптический, однокорпусной, двухкамерный, трехпереходный. Первый переход выхлопных газов происходит в момент их выхода через отверстия из внутреннего патрубка приемной трубы в первую камеру глушителя. Второй — в момент перехода газов через перегородку из одной камеры в другую. И третий — при попадании газов во внутренний патрубок выхлопной трубы.
Наряду с этим, дабы не было обратного хода газов, суммарную площадь отверстий в каждом последующем переходе предусматривал мало большей, чем в прошлом. Выхлопная труба направлена вниз, как у автомобилей , а не вверх, как в большинстве случаев у тракторов.
Штатного генератора на двигателе не было, а потому было нужно его укомплектовать имевшимся ветхим, но еще годным переменного тока с шестидиодным выпрямителем. Еще к электрической системе приобрел новый аккумулятор.
Воздушный фильтр решил покинуть тракторный. Он, само собой разумеется, большегабаритный и требует обслуживания, но весьма действенный.
Сейчас о снова изготовленной раме. Она не смотря на то, что и пространственная, но достаточно несложная. Ее базу составляют два лонжерона, выполненных из металлического равнополочного уголка № 4 (40x40x4 мм). Но уголки наряду с этим состыкованы по длине кромками полок и сварены в квадратную трубу.
Лонжероны сделаны составными, потому, что на их протяжении было нужно и изменять расстояние между ними, и поднимать заднюю часть над передней. Передняя часть рамы поуже, чем задняя, — для возможности поворота направляющих колес. Помимо этого, она двухъярусная.
Это позвано необходимостью подгонки рамы в один момент к разнородным агрегатам — москвичовскому китайским узлам и двигателю трансмиссии, и к подвеске балки переднего моста. Наряду с этим балка к раме подвешена при помощи переходной плиты, использованной от того же китайского мини-трактора, но доработанной. Часть плиты легко отрезана за ненадобностью, а в ушках оставшейся части просверлены новые крепежные отверстия.
Дабы балка не болталась на центральном шкворне и не стучала о раму, к лонжеронам в этих местах прикрепил толстые резиновые амортизирующие прокладки.
Глушитель:
1 — приемная труба (труба O40); 2 — впускной патрубок (труба O40); 3 — корпус (металлической лист s2,5); 4 — перегородка (металлической лист s2,5); 5 — выпускной патрубок (труба 40×25); 6 — выхлопная труба (труба 40×25)
Двухлемешный плуг на навеске. Передний (правый) лемех — самодельный
Компоновка агрегатов трансмиссии:
1 — двигатель; 2 — переходник с маховиком; 3 — картер с механизмом сцепления; 4 — картер дополнительной коробки передач (демультипликатора); 5 — картер главной коробки передач с рычагом переключения скоростей; 6 — правый кожух заднего (ведущего) моста с полуосью; 7 — картер основной передачи с дифференциалом и валом отбора мощности; 8 — плунжерный насос с подъемником рычагов навески; 9 — гидрораспределитель с рычагом; 10 — привод масляного насоса; 11 — масляный насос
Форкоп для прицепа с автомобильным сцепным устройством
Задняя часть рамы также пространственная, но тут лонжероны легко загнуты вверх под крутым углом, а после этого снова направлены в горизонтальной плоскости. Таковой изгиб потребовался чтобы пристыковать и прикрепить раму к балке заднего моста сверху — в том месте уже были резьбовые отверстия М12.
С их помощью тут раньше (в штатном варианте) к балке крепились крылья через высокие втулки-проставки. Сейчас же место проставок заняли трубы лонжеронов к тому же прокладки из жёсткой резины.
Поперечных элементов у рамы мало — две траверсы да подмоторная поперечина.
Все они находятся в передней ее части. В задней же части связующим звеном у рамы есть балка заднего моста. Бампер можно считать также частью рамы, но он изготовлен как отдельный элемент и крепится к ней четырьмя болтами М12.
Бампер я сделал новый — помассивнее и габаритнее, чем штатный, предполагая в будущем навесить на него ковш мехлопаты.
Нужно подчернуть, что отверстия в раме для агрегатов и крепежа узлов сверлились по большей части по месту, по окончании тщательной выверки положения последних.
Задний мост использован всецело «китайский», а вот колеса тут было нужно приспособить от трактора «Беларусь», не смотря на то, что шины на них также штатные.
Навеска для подсоединения почвообрабатывающих орудий вместе с однолемешным плугом была в наборе (а правильнее в «недокомплекте») с мини-трактором. Но потому, что двигатель установил более замечательный, для повышения производительности при пахоте сделал еще один лемех по подобию и образцу первого и дополнительный узел для его крепления на плуге. А дабы машина не буксовала из-за нехватки массы при таких упрочнениях, на колеса закреплял тяжелые чугунные диски.
Потому, что сначала мини-трактор предполагал применять в качестве тягача грузового прицепа от автомобиля , то для сцепки с ним изготовил шаровой форкоп. Но в этом узле самодельный только стыковочный элемент, а шар — промышленного изготовления. У прицепа (он самодельный) сцепное устройство также промышленного изготовления.
Технические требования запрещают применять кустарные изделия в устройствах аналогичного типа.
Действительно, форкоп мешает свободному доступу к валу отбора мощности (ВОМ), но пока данный механизм у меня остался незадействованным и прикрыт пластмассовым колпачком.
Нужно подчернуть, что большая часть органов управления: рулевой механизм, тормозная совокупность, сцепление были у мини-трактора в порядке и я применял их фактически без переделок.
Лишь в связи с увеличившимся расстоянием до переднего моста было нужно удлинить продольную рулевую тягу. Тут необходимо подчеркнуть, что рулевое управление трактора достаточно простое и не имеет трапеции. Поворотные рычаги на цапфах колес соединены между собой одной поперечной тягой.
В совокупности гидравлики отсутствовали фильтр и насос узкой очистки масла.
Эти агрегаты подошли без переделок и подгонки от отечественных тракторов. Данный факт косвенно подтвердил услышанную на рынке версию о том, что трактор был спроектирован у нас.
Устройств световой сигнализации в купленных узлах не было, а потому их было нужно покупать и монтировать заново.
Передние фары — от сельскохозяйственной техники, огни поворотов — от автомобиля «Нива», задние блоки сигнальных фонарей — от «Волги» ГАЗ-24.
В. КОЛЯСКИН
Рандомные статьи:
БЕСПЛАТНЫЙ СМАРТФОН ИЗ КИТАЯ — ПОХОЖ НА IPHONE 7
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Я давешний почитатель издания Моделист-конструктор. В статьях о самодельной технике нахожу большое количество нужного для себя, а главноеповышается…
-
В «М-К» № 3 за прошедший год в качестве анонса была опубликована маленькая заметка об этом тракторе. Как сообщалось, трактор я собрал в 2010 году, и не…
-
Трактор с комфортом автомобиля
Я давешний поклонник издания «Моделист-конструктор». Еще в собственные школьные годы занимался авиа- и ракетомоделизмом, изготавливал воздушные змеи….
-
Мини-мокики постоянно пользуются у мальчишек громадным успехом. И неспроста! Маленькие габариты, экономичность, современный внешний вид, красивые ходовые…