«Кокон» на снегу

В феврале 1974 года на заснеженных полях вблизи аэропорта «Домодедово» показалась необыкновенная машина, напоминающая то ли яйцо сказочной птицы Рух, то ли огромный кокон. Оставляя за собой облака снежной пыли, она с завидной скоростью скользила по равнине и легко преодолевала достаточно крутые подъемы. Маневренность ее приводила к всеобщему удивлению: с полного хода «кокон» разворачивался практически на одном месте!

Это были вторые экспериментальные аэросани, выстроенные в домодедовском публичном КБ, которым руководят юные инженеры Владислав Мальцевский и Александр Подомацкий. Пара лет назад они организовали молодежное конструкторское бюро в поселке Домодедово, где живет большое количество работников аэропорта и имеется материальные возможности для развития технического творчества за счет иногда списываемых в аэропорту деталей самолетов.

Редакция поддержала инициативу Владислава и его товарищей. Скоро было получено и помещение: пустовавшая трансформаторная будка. руководители и Комитет комсомола технических работ аэропорта помогли обзавестись самым нужным оборудованием; кое-что парни притащили из дома — у каждого нашлось изрядное количество нужных для задуманной коллективной работы подробностей, материалов и инструментов. Так начал собственную творческую деятельность еще один необычный филиал ОКБ «М-К».

на данный момент в нем систематично трудятся шесть техников и инженеров. Большое количество молодых ребят — по большей части старшеклассники местной школы — приходят по вечерам в мастерскую и наравне со взрослыми участвуют в создании увлекательных образцов транспортной техники. Основное направление в деятельности домодедовского ОКБ — разработка вездеходов.

За аэросанями, о которых мы говорим читателям в этом номере, на стапеле показалась еще одна необычная машина — мотороллер-амфибия. Данный аппарат, по плану конструкторов, обязан сочетать в себе свойства личного сухопутного транспортного средства и одноместной мотолодки.

Он создается на базе мотороллера «Тула-турист», производимого отечественной индустрией.

…А на кульмане, прикрытом занавеской, прорисовываются контуры малогабаритного тримарана кроме этого необыкновенной конструкции, со складывающимися боковыми поплавками. Модель данной автомобили уже прошла опробования и продемонстрировала обнадеживающие результаты. Не так долго осталось ждать начнется строительство автомобили в натуральную величину.

Домодедовское ОКБ — участник последовательности смотров-конкурсов вездеходной техники. На классическом зимнем празднике в подмосковном городе Химки аэросани из Домодедова принимали участие в показательных соревнованиях и были отмечены дипломами изданий «Моделист-конструктор», «Техника — молодежи» и ГК ДОСААФ.

О том, как создавались аэросани в публичном КБ «Домодедово», говорят начальники проекта инженеры Владислав Мальцевский и Александр Подомацкий.

Время от времени нас задают вопросы, из-за чего мы, организовав молодежное публичное конструкторское бюро, начали строить аэросани, а не что-нибудь второе. Муниципальным обитателям, привыкшим к чистому асфальту улиц кроме того в снежные зимы, это тяжело осознать. А около отечественного Домодедова снег лежит толстым ковром с ноября по апрель, и его сверкающая белизна так и манит, так и кличет прокатиться с ветерком, не разбирая дороги, не опасаясь наледей, заносов и сугробов!

Как раз исходя из этого при дискуссии замысла работы отечественный мелкий творческий коллектив твердо решил: первая разработка — аэросани. Технические требования к конструкции: повышенная проходимость, хорошая аэродинамика, максимальный комфорт для экипажа. Пассажировместимость — два человека, считая водителя, двигатель мощностью 25—30 л. с.

«Кокон» на снегу

Рис. 1. Неспециализированная компоновка аэросаней:

1 — кок кормовой части кузова, 2 — задняя вилка подмоторной рамы, 3 — воздушный винт, 4 — ступица винта, 5 — двигатель (спаренный из двух двигателей мотоцикла «Ява-250»), 6 — топливный бак, 7 — гаргрот, 8 — заднее сиденье, 9 — переднее сиденье, 10 — откидная часть фонаря, 11 — руль мотоциклетного тина, 12 — щиток устройств,13 — передняя (неподвижная) часть фонаря, 14 — передний кок, 15 — рулевой вал, 16 — рычаг тормоза, 17 — передняя (рулевая) лыжа, 18 — боковая лыжа, 19 — стойка подвески боковой лыжи 20 — подкос боковой лыжи, 21 — главная лыжа 22 — кронштейн главной лыжи, 23 — амортизаторы главной лыжи, 24 — боковое крепление подмоторной рамы.

Рис. 2. Вид сбоку и спереди.

Перед тем как начать проектирование, мы познакомились со многими аэросанями любительской постройки. На стадии эскизного проекта старались позаимствовать все хорошее, что видели, и по возможности стремились обойти недочёты, характерные той либо другой конструкции. Нам весьма понравились сани Валерия Кукина (см. «М-К» № 10, 1970 г.).

Но от предложенной им совокупности управления поворотами мы решили отказаться, применив простую рулевую переднюю лыжу: она надежнее на рыхлом снегу. В остальном отечественные сани похожи на сани В. Кукина: главные лыжи (рулевая и несущая) расположены приятель за втором, по «велосипедной» схеме; поддерживающие — справа и слева от корпуса (рис. 1). Мы знали: такая схема удачнее в условиях снежной целины, неплотного снега, при езде по кустарнику и лесным тропинкам. Корпус имеет подрамник — основание (рис.

2); сваренный из металлических труб прямоугольного сечения, к которому на пружинных амортизаторах крепятся рулевая и несущая лыжи. Вспомогательные боковые лыжи выполнены легкосъемными и устанавливаются жестко на кронштейнах, сваренных из металлических тонкостенных труб. Центр давления боковых лыж сходится с центром тяжести груженых аэросаней в плоскости, перпендикулярной направлению перемещения, что благоприятно отражается на устойчивости автомобили.

Несущая лыжа изготовлена из листовой стали толщиной 1 мм и усилена четырьмя продольными дюралюминиевыми угольниками 30X30 мм. Она крепится к основанию шарнирно посредством рамки-качалки, сваренной из тонкостенных металлических труб, и подрессорена пружинными амортизаторами от мопеда «Рига». Так же подвешена рулевая лыжа.

Ее вал, заканчивающийся рулевым колесом в кабине водителя, прикреплен к подрамнику кузова в трех точках, снабженных для уменьшения трения текстолитовыми вкладышами. Рулевая и обе боковые лыжи — из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм — усилены продольными дюралюминиевыми уголками 25X25 мм.

Наружная оболочка кузова выполнена из двух моторных коков самолета Ил-18 (тело вращения) и промежуточной цилиндрической вставки из дюралюминиевого страницы толщиной 2,5 мм.

Фонарь складывается из несъемной (жестко прикрепленной к кузову) лобовой обтекаемой части и откидывающейся на шарнирах вбок задней крышки цилиндрической формы. Успешные пропорции фонаря и кузова придают машине весьма компактный вид. Сиденья размещены приятель за втором так, что ноги сидящего позади пассажира размещаются по бокам переднего кресла.

Это разрешило предельно укоротить кузов и пара сэкономить вес.

Моторная установка аэросаней — легкосъемная, на особом сварном трубчатом подрамнике, прикрепленном к кузову в трех точках (рис. 4).

Подрамник скоро демонтируется вместе с мотором и возможно установлен на каждый машине. Двигатель создан на базе двух расположенных приятель за втором мотоциклетных моторов «Ява-250», у которых отрезаныкоробки перемены передач, а коленчатые валы соединены наружной твёрдой муфтой. На протяжении экс-аккумуляторная с двигателем мы опробовали кроме этого и полужесткую схему соединения с резиновым уплотнителем. Опробования продемонстрировали, что твёрдая схема более надежна и несложна.

Как мы знаем, для для того чтобы соединения нужна высокая точность сопряжения рабочих поверхностей. Мы достигли этого методом шлифования на токарном станке полумуфт, уже насаженных на хвостовики коленчатых валов. Коленчатый вал наряду с этим остается в корпусе двигателя, закрепленного на суппорте станка, и равномерно поворачивается от руки. Допуск на шлифовку в пределах 0,2— 0,3 мм. Муфта снабжена канавкой для пускового шнура (рис.

5).

Рис. 3. Главные размеры воздушного винта

Рис. 4. основные размеры и Конструкция подмоторной рамы.

Рис.

5. соединительная муфта и Ступица винта.

При удалении коробки перемены передач, пуска корпуса и механизма сцепления картеров нужно обрезать так, дабы в оставшейся части сохранились посадочные отверстия подшипников вторичного вала. При стыковке двигателей в эти отверстия вставляется калиброванная металлическая труба с резьбой на обоих финишах, являющаяся одновременно крепежным и центрирующим элементом (см. рисунок 1).

Второй центрирующий элемент — сама твёрдая муфта, стягивающая финиши коленчатых валов.

Для большей жесткости картеры двигателей дополнительно соединены распорками.

Воздушный винт аэросаней — левого вращения O1,0 м, шагом 450 мм, клеенный из дрок (рис.

3). Лопасти оклеены одним слоем стеклоткани АСТТ(б) и отполированы. Винт установлен конкретно на хвостовик коленчатого вала.

Ступица продемонстрирована на рисунке 5.

Примененная нами совокупность зажигания от мотоцикла «Ява-350» была доработана. Трансформации коснулись прежде всего блока прерывателей. Их основание закреплено на вращающейся обойме, что разрешает устанавливать оптимальный угол опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя. Управление опережением зажигания синхронизировано с подачей газа.

Это снабжает надежный и надёжный пуск, бесперебойную работу на малых оборотах и большую отдачу мощности на предельном режиме. Подача горючего — самотеком, из бачка, установленного над двигателем. На приборном щитке аэросаней установлен электротахомётр (изготовлен по схеме, размещённой в издании «М-К» № 5 за 1973 год), указатель температуры головок двигателей, двухстрелочный указатель скорости со шкалой от двадцати километров/ч.

За два сезона эксплуатации аэросаней какое количество-нибудь важных недостатков конструкции не выявилось. Большая скорость по укатанному снегу порядка 50—55 км/ч.

В.

МАЛЬЦЕВСКИЙ, А. ПОДОМАЦКИЙ, инженеры

Рандомные статьи:

КОКОН особого назначения


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Плавунец» на снегу

    Павел Андреевич Дерябкин, энтузиаст снегоходной техники из города Иванова, создал уже не одни аэросани. Его первая конструкция, аэросани-амфибия (фото)….

  • Летящие по снегу

    Вездеходная техника — мое давешнее и непреходящее увлечение. Вот уже более тридцати лет я в свободное время проектирую и строю различные вездеходные…

  • Серфинг на снегу

    По противоположному склону оврага, оттуда, где высятся уходящие вверх золоченные под ярким зимним солнцем стволы сосен, спускается лыжник….

  • И по болоту, и по снегу

    Вездеходы на пневматиках сверхнизкого давления становятся все удобнее. В случае если дюжина лет назад энтузиасты вездеходной техники создавали в основном…