Коробка передач …на ладони

Лаборатория технического творчества СГПТУ № 33 при ленинградском объединении «Светлана» уже известна отечественным читателям. Десятки уникальных разработок, заслуживших дипломы на многих выставках, авторские свидетельства, внедренные рационализаторские предложения, дающие солидный экономический эффект, лауреатские медали — таков результат работы ЛТТ за пара лет ее существования.

Недавняя публикация (см. «М-К» № 11 за 1977 год), где упоминалась увлекательная разработка ЛТТ — планетарная коробка передач любопытной конструкции, — привела к живейшему читательскому читательскому. Редакция взяла десятки писем с просьбами дать дополнительную данные о необыкновенном механизме. Делая пожелания читателей, мы пригласили выступить на страницах издания начальника ЛТТ Александра Михайловича Иванова.

Отечественную «планетарку» возможно применять в таких агрегатах, где другие редукторы либо коробки передач при той же передаваемой мощности не смогут быть использованы по большому счету: к примеру, в забойных двигателях электробуров, где диаметр редуктора ограничен стандартной трубой. Оси шестеренок в отечественной коробке передач в отличие от существующих не параллельны, а расположены под углом друг к другу.

Это на первый взгляд незначительное отличие и разрешило возможность создать механизм с только малыми габаритами.

Все планетарные последовательности (ступени замедления) «планетарки» образованы из однообразных подробностей, что снабжает хорошую технологичность ее изготовления. Нет в ней и соосных трубчатых валов, а для включения любой передачи требуется работа лишь одного тормозного элемента. Количество же передач в таковой коробке возможно фактически любое.

Мы, например, сделали ее в автомобильном, четырехскоростном варианте (рис. 1).

Рис. 1.Коробка передач ...на ладони Внешний вид планетарной коробки передач (модель).

Рис.

2. Кинематическая схема коробки передач:

1 — выходной вал, 2 — сателлиты третьей передачи, 3 — блок из двух центральных шестеренок, вольно сидящий на ведомом валу, 4 — сателлиты второй передачи, 5 — сателлиты первой передачи, 6 — сателлиты передачи заднего хода, 7 — выходной вал;

А — фрикционная коническая муфта четвертой (прямой) передачи, Б — ленточный тормоз третьей передачи, В — ленточный тормоз второй передачи, Г — ленточный тормоз первой передачи, Д — ленточный тормоз передачи заднего хода

Кинематическая схема механизма изображена на рисунке 2. Как видно, коробка снабжает четыре передачи переднего хода и одну заднего. Четвертая передача прямая, другими словами ведущий вал наряду с этим блокируется с ведомой фрикционной конической муфтой.

Задний движение возможно включить, приведя в воздействие ленточный тормоз Д, а три передачи переднего хода — тормозами Г, В и Б посредством гидросистемы.

Принципиальная схема гидропривода — на рисунке 3. С его помощью каждая передача включается только одним поворотным золотником.

Гидросистема снабжает переключение передач (начиная со второй) без разрыва потока мощности, другими словами с некоторым перекрытием.

Наличие гидроаккумулятора разрешает осуществлять стремительное, но одновременно с этим плавное включение каждой новой передачи. Гидропривод позволяет двигаться накатом с любой передачи. Причем каждую возможно включать, минуя промежуточные.

Это не редкость нужно, к примеру, при торможении автомобили двигателем.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Коробка передач ЛТТ так универсальна, что ею возможно снабдить кроме того таковой инструмент, как электро- либо пневмодрель, что значительно расширяет диапазон их применения. Так, к примеру, делается вероятным дрелью нарезать резьбы, заворачивать болты либо гайки.

Еще одно удобство содержится в том, что требуемая передача в таковой дрели будет включаться безостановочно двигателя — блокированием одного из трех тормозных барабанов ленточным тормозом. Блокировка барабана происходит медлено, трудящийся ощущает ее по трансформации положения тормозной рукоятки. Это оказывает помощь предохранить сверло от поломки.

Крутящий момент передается на ведомый вал через сателлиты, так подшипники разгружены от действия радиальных сил.

Число сателлитов в каждом планетарном последовательности должно быть как минимум несколько. Прекрасные результаты дает использование пластмассовых колес с применением зацепления Новикова. По мере изменения крутящего момента в отечественной коробке передач машинально возрастает контактная площадь, принимающая данный момент на ведомом валу.

К примеру, на третьей передаче (при остановленном водиле 4) данный момент принимает лишь одно зубчатое колесо, жестко связанное с ведомым валом, на второй уже два колеса, а на первой три.

Рис. 3. Схема гидропривода управления коробкой передач:

1 — гидроаккумулятор, 2 — калиброванное отверстие, 3 — клапан слива, 4 — клапан перекрытия передач, 5 — распределительный золотник поворотного типа, 6 — обратные клапаны на сливных каналах, 7 — рычаг управления поворотным золотником, 8 — гидроцилиндры переключення передач;
А — трубопровод от линии насоса, Б —- трубопровод от линии слива.

Рис.

4. Дрель с планетарной коробкой передач:

1 — центральное колесо, жестко связанное с валом двигателя, 2 — сателлиты, 3 — центральное колесо третьей передачи, 4 — водило третьей передачи, сблокированное с центральным ведущим колесом второй ступени, 5 — центральное колесо второй передачи, жестко связанное с ведомым валом, 6 — водило второй передачи, сблокированное с центральным ведущим колесом первой ступени, 7 — водило первой передачи, 8 — центральное колесо первой передачи, жестко связанное с ведомым валом, 9 — ведомый вал, 10 — ленточный тормоз, 11 — ручка для блокировки водила ленточным тормозом.

При необходимости число ступеней замедления возможно расширить а также ввести реверс.

Передаточное отношение коробки увеличивается по закону геометрической прогрессии, но может корректироваться за счет угла пересечения шестеренок.

Если не требуется передачи громадных мощностей, то коробка передач возможно образована ровными коническими колесами с высоким коэффициентом трения.

Наряду с этим придется лишь повысить колличество сателлитов в каждом последовательности, а сцепление фрикционов обеспечить поджатием пружиной. Для компенсации износа трущихся поверхностей отдельные элементы коробки передач должны иметь плавающую конструкцию.

А.

ИВАНОВ, Ленинград

Рандомные статьи:

Механическая коробка передач — как она работает?


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Выбираем передачу

    В конструкторском деле, как и в любом втором виде творчества, человеку довольно часто приходится идти непроторенным методом. Путь данный вceгдa тяжёл; он…

  • Как сделать коробку своими руками

    В случае если вам нужна коробка для хранения вещей и/либо всяких мелочей, то ее несложно сделать собственными руками. Приготовьте пара материалов для…

  • Как сделать коробку

    Имеется множество способов сделать громадную либо мелкую коробку либо корзину для вещей либо для красоты. Такие вещи возможно сделать из картона либо…

  • Двигатели на ладони

    Читателям отечественного издания знакомо по прошлым публикациям имя столичного конструктора-любителя Александра Сергеевича Абрамова. Не обращая внимания…