За дровами на бензопиле

Зима в отечественных северных краях долгая. Дорог не столь уж и близко, да и те своевременно не успевают убирать от снега. Вот и получается, что без снегоходных автомобилей людям тут обойтись непросто, тем более, что обычно приходится ездить совсем по распутью (к примеру, в лес по дрова) — прямо по занесенной целине.

Но приобретение снегохода далеко не все может себе позволить, кроме того не столь уж дорогого—отечественного. Вот и приходится тем, кто способен сделать такую машину собственными руками, конструировать ее по собственному проекту — под агрегаты и те детали, каковые имеется у умельца. Снегоход, о котором отправится рассказ, у меня не первый (наблюдай «Моделист-конструктор» № 11 за 2004 г.).

На изготовление второго снегохода подвигла старенькая бензиномоторная выпивала «Урал», которая уже давно лежала без дела в гараже по обстоятельству цепи и полного износа шины.

Но сам двигатель был в порядке — его я отремонтировал еще до «закладки» на хранение. В исправности был и редуктор. Вот оба этих механизма и решил применять в снегоходе.

В мыслях созрела и конструкция, а правильнее—компоновка силового агрегата, и схема трансмиссии. По возможности подбирал и запасал узлы и другие детали: так, лыжи решил приспособить от детского снегоката, гусеницу—от ветхого снегохода «Буран».

Опираясь на размеры главных агрегатов и узлов, начал проектировать задуманную зимнюю машину. Не смотря на то, что слово «проектировать»—это, возможно, в этом случае через чур звучно сообщено.

Скорее это был процесс прикидки обоюдного размещения механизмов, поскольку эскизов и никаких чертежей не делал. Те же, что приведены в материале, сделал уже по готовой конструкции, дабы представить снегоход читателям издания, поскольку фотографии неспециализированного вида не дают полного представления о машине.

Рассказ о конструкции снегохода начну с рамы. Ее базу, как, но, и гусеничного блока, составляют два сварных лонжерона.

Средняя часть каждого из них выполнена из металлического уголка 50×36 мм, а передняя и задняя части — из металлических пластин толщиной 2 мм с отогнутыми на 90° краями (для жесткости). В каждой из этих пластин выполнены сквозные пазы-отверстия: в передней — под приводной вал гусеницы, а в задней—под ось направляющих (и одновременно натяжных) шестеренок гусеницы. Наряду с этим натяжные устройства смонтированы на обоих финишах лонжеронов.

Переднее устройство помогает для натяжения 2-й ступени цепной передачи и наряду с этим снабжает еще и регулировку натяжения гусеницы в более широких пределах, чем если бы лишь один задний.

За дровами на бензопиле

Легкие мотонарты с бензиномотором от пилы «Урал»:

1 —руль; 2 — топливный бак (от бензопилы «Дружба»); 3—силовой агрегат (от бензопилы «Урал»); 4—втулка стойки рулевой лыжи (труба O30, 2 шт.); 5—рулевая лыжа (2 шт.): 6—приводное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист s15, 2 шт.); 7—гусеница (от снегохода «Буран», укороченная); 8—рама; 9—опорный каток (от картофельной сортировки, 18 шт.); 10—подкос спинки-ограничителя (труба 1/2); 11—натяжное устройство гусеницы (2 шт.); 12 — натяжное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист s15, 2 шт.); 13—подшипник № 80204 в корпусе (4 шт.); 14—короб-багажник (дно—фанера s4, борта—доска s20); 15—сиденье (крышка—фанера s4, поролон, кожзаменитель); 16 — 1-я ступень цепной передачи; 17 — 2-я ступень цепной передачи; 18—спинка-ограничитель сиденья (труба 1/2); 19—ведомая звездочка 1-й цепной передачи (громадная звездочка ходоуменьшителя—промежуточного вала), z = 38; 20—ведущая звездочка 2-й ступени цепной передачи (малая звездочка ходоуменышителя), z = 10; 21 —ведомая звездочка 2-й ступени цепной передачи (приводная звездочка ведущего вала гусеницы), z = 18; 22—ведущая звездочка 1-й ступени цепной передачи (звездочка выходного вала редуктора), z = 12; 23 —рычаг поворотного кулака; 24—рулевая тяга (2 шт.); 25—рулевой вал с сошкой; 26—балка переднего моста (труба O30); 27—приводной вал гусеницы; 28 — натяжная ось гусеницы

Рама мотонарт с гусеничным блоком:

1 — задняя часть лонжерона (металлической лист s2, с отбортовками, 2 шт.); 2 — натяжное устройство (4 шт.); 3 — задний портал (уголок 30×30); 4—средняя часть лонжерона (уголок 50×63, 2 шт.); 5—кронштейн-вилка установки оси опорных катков (металлической лист s2, 10 шт.); 6 — средний портал (уголок 30×30): 7—площадка для крепления редуктора силового агрегата и промежуточного вала-ходоуменьшителя (металлический лист s2); 8 — косынки (металлической лист s2,4 шт.); 9— передний портал (уголок 30×30); 10—передняя составная часть лонжерона (металлической лист s2 с отбортовками); 11 — ось натяжных шестеренок; 12—натяжное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 13—ось опорных катков (сталь, круг 10, 5 шт.); 14—крепление оси (гайка М10 и пружинная шайба, 20 компл.); 15—дистанционная втулка (дюралюминиевая труба); 16 — каток (18 шт.); 17—подшипниковый узел (4 шт.); 18—приводное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 19—приводной вал гусеницы; 20 — приводная звездочка ведущего вала (ведомая звездочка 2-й ступени цепной передачи), z = 18; 21 —втулка поворотного кулака рулевой лыжи (труба O30, 2 шт.); 22 — балка переднего моста (труба O30); 23 — косынки (4 шт.); 24 — подмоторная стойка (труба O30); 25-—бандаж катка (резиновое кольцо, 18 шт.)

Рулевая лыжа:

1 —полоз (капрон, лист s20, от детского снегоката); 2—пружина (нормально растянутая, от заднего амортизатора мопеда); 3—опорный подпятник пружины; 4 — подрез (дюралюминиевый уголок 20×20); 5 — крышка пружины (уголок 35×35); 6— крепление пружины к крышке (болт М8 с шайбой); 7 — опорный рычаг (труба 30×30); 8 — проушина крепления стойки-вилки к рычагу лыжи (сталь, лист s2); 9 — проушина крепления опорного рычага к лыже (сталь, лист s2); 10 —оси (болт М8, 2 шт.); 11—стойка поворотного кулака (велосипедная рулевая стойка с коронкой и частью вилки); 12—рулевая сошка (сталь, лист s4); 13— крепление рулевой сошки (гайка М16); 14 — проушины подпятника рычага и крепление пружины к лыже (болт М5 с потайной головкой, 7 шт.); 15 — втулка рычага (металлическая труба O30); 16 — подшипник скольжения (капроновая втулка, 2 шт.); 17 — втулка стойки (металлическая труба O30)

Снизу к лонжеронам приварены через равные промежутки кронштейны — в их открытые с нижней стороны пазы вставляются оси опорных катков.

Сами катки находятся на пяти осях (по три либо четыре штуки), причем по краям—на каждой, а по середине—в шахматном порядке.

Раз уж обращение зашла об опорных катках, то тут же отмечу, что всего их 18 штук и позаимствованы они от списанного картофельного сортировочного агрегата. Выполнены катки из капрона и еще «обуты» в резиновые шины.

Оси катков также забраны от сельскохозяйственного агрегата—лишь от другого— картофелекопалки. Финиши осей было нужно отпустить, чтобы их возможно было проточить и нарезать тут резьбу М10. Между катками на осях надеты дистанционные втулки из дюралюминиевой трубы подходящего диаметра.

Сами оси в кронштейнах закрепляются с каждой стороны контргайкой и гайкой. К этому возможно добавить, что любая ось дополнительно является поперечиной рамы, удерживая лонжероны на определенном расстоянии друг от друга — так как вторых фиксирующих элементов в средней и задней частях лонжеронов нет.

К каждому лонжерону приварены по три стойки из металлического уголка 30×30 мм, соединенные такими же поперечинами.

Две стойки и поперечина между ними образуют маленькой портал. Между средним и передним порталом с правой стороны сделана площадка из металлического 2-мм страницы — на ней потом монтируются промежуточный вал и редуктор бензопилы цепной передачи. Между задним порталом и средним устроен большой ящик, крышка которого является сиденьем, но о них поведаю позднее.

Передние финиши лонжеронов приварены к поперечной балке (траверсе) переднего моста (действительно, мост один, потому, что заднего попросту нет). Балка выполнена из металлической водопроводной трубы наружным диаметром 32 мм. К ее финишам приварены втулки рулевых лыж, а посередине—стойка, служащая моторным подрамником. И втулка, и стойки сделаны из такой же трубы, что и сама балка.

Места соединений втулок и стойки с балкой усилены приваренными косынками из металлического 2-мм страницы.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Как уже стало ясно из вышесказанного, движитель снегохода — гусеничный. Гусеница, как было отмечено ранее, использована от старенького «Бурана», но укорочена на полметра и сшита отрезком транспортерной ленты.

Шестеренки гусеницы, как приводные, так и натяжные, изготовлены из капронового страницы толщиной 15 мм. Выкроены они по «подобию и образцу» шестеренок от снегохода «Буран», одно из которых и было использовано в качестве шаблона.

Приводной вал гусеницы—трубчатый (наружный его диаметр 28 мм). На него надеты и приварены круглые фланцы с отверстиями — к ним и крепятся гусеничные приводные шестеренки.

По финишам вала, в выходные отверстия трубы впрессованы и прихвачены сваркой полнотелые наконечники-цапфы, проточенные под подшипники 80204. Наряду с этим правый наконечник мало дольше левого. На удлинении выполнена шпоночная канавка для посадки тут ведомой звездочки 2-й ступени цепной передачи (она же — приводная звездочка ведущего вала гусеницы).

Закрепляется звездочка гайкой М14—для этого на самом финише наконечника проточена торцевая бобышка, на которой выполнена соответствующая резьба.

Натяжной вал гусеницы совершенно верно такой же, как и приводной, лишь оба его наконечника однообразные (как левый приводного вала—без резьбы и шпоночного паза). Но валом я его именую лишь за сходство с приводным, а по функции—это ось, потому, что через этот элемент не передается никакого крутящего момента.

Силовой агрегат—бензиновый мотор от пилы «Урал» совместно со своей рамой смонтирован на подмоторной стойке (на ней же вверху навешан и бензобак), приваренной к поперечной балке. Редуктор бензопилы развернут на 180° и закреплен на площадке, на которой установлен еще «ходоуменьшитель» (так у нас в кругу местных самодельщиков именуют промежуточный вал) двухступенчатой цепной передачи, из которой, фактически, и состоит вся трансмиссия.

Ведомая звездочка 1-й ступени передачи (громадная промежуточного вала) имеет 38 зубьев, а ведущая ступени 2-и звёздочка (малая промежуточного вала)—10 зубьев. Цепи обеих ступеней однообразные—такие же, как у мотоциклов «Минск» либо «Восход» — с шагом 15,875 мм.

Рулевое управление складывается из опорно-рулевых лыж, рычаги которых соединены твёрдыми тягами с сошкой рулевого вала, другими словами как на автомобиле.

Сам же руль—мотоциклетного типа, двухрычажный. На нем недалеко от правой рукоятки смонтирован и рычажок управления газом — манетка. Тормоза у снегохода нет—останавливается он скоро и сам—за счет трения в трансмиссии и ходовой части.

Мощность мотора маленькая (5 л.с.), но однако снегоход развивает скорость до тридцати километров/ч по накатанному снегу, к тому же буксирует за собой лыжника либо сани с грузом массой 70—80 кг.

Приводной вал гусеницы (натяжной вал такой же, лишь поз.4 заменена на поз.1):

1—левый (по ходу) наконечник (сталь, круг 22); 2 — вал (сталь, труба O28x2); 3 — фланец крепления зубчатого колеса к валу (металлической лист s4, 2 шт.); 4—правый (по ходу) наконечник вала (сталь, круг 29); 5—зубчатое колесо привода гусеницы (2 шт.); 6—лонжерон рамы (2 шт.); 7 — крышка корпуса подшипника (сталь, 2 шт.); 8—подшипник 80204 (2 шт.); 9 — корпус подшипника (сталь, 2 шт.); 10 — приводная звездочка вала; 11 —крепление звездочки на валу (гайка М12 с уширенной и пружинной шайбами; 12—шпонка (сталь 20); 13—уплотнение (фетр, 2 шт.); 14—крепление зубчатого колеса к фланцу вала (болт М8 с уширенной и пружинной шайбой, 8 компл.); 15—крепление корпуса подшипника к лонжерону (болт М6 с пружинной шайбой, 4 компл.)

Промежуточный вал в подшипниковой опоре:

1 — корпус подшипников; 2 — вал; 3 —подшипник 80204 (2 шт.); 4—сальник; 5 — громадная звездочка z = 38; 6 — гайка М20 крепления громадной звездочки с пружинной шайбой; 7 — сегментная шпонка; 8 — основание корпуса; 9—резьбовая крышка М60; 10 — распорная втулка (2 шт.); 11 —малая звездочка z = 10; 12—гайка М14 крепления малой звездочки с пружинной шайбой

Наряду с этим масса самого снегохода немногим больше сорока килограмм—исходя из этого его лучше назвать мотонартами — что будет правильнее. Расход горючего наряду с этим не превышает 1 л на 6 км, не смотря на то, что в большинстве случаев его хватает на 8 км. Много груза умещается в коробке под сиденьем; в том месте в большинстве случаев находятся 5-литровая канистра с запасом бензина (количество штатного бака—2 л), набор инструмента, другое снаряжение и топор.

При поездке в лес, на заготовку дров либо лесоматериалов в багажнике везу редуктор и пильную шину—сам бензиномотор снимаю со снегохода и устанавливаю на пилу.

Стены коробки под сиденьем изготовлены из досок-двадцаток, а дно—из четырехслойной фанеры. Крышка коробки является сиденьем.

Она изготовлена из 6-мм фанеры, на которую наложено пара слоев поролона, накрытых кожзаменителем. К стенкам коробки крышка крепится на двух карточных петлях и фиксируется (запирается) оконным шпингалетом. Крышка-сиденье откидывается назад, а задняя дуга наряду с этим является ограничителем.

Двигатель неприхотлив и заводится достаточно легко кроме того в 30-градусный холод, а потому машина оказалась по-настоящему зимняя. Не смотря на то, что ездить на ней в такую стужу рискованно; легко и обморозиться—так как мотонарты-то открытые.

А.

СТАРЦЕВ, п/о Монастырская Пашня, Архангельская обл.

Рандомные статьи:

Заготовкадров (Бензопила 180).


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снегоход первый, но — удачный

    Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им…

  • «Полярный волк» на снежной трассе

    Сейчас самодеятельные конструкторы снегоходов как-то позабыли о лыжно-гусеничных автомобилях, конструкция которых досконально отработана десятками…

  • Снежный мотоцикл

    В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г….

  • О небе и дровах

    В начале славных дел Все новое — это прекрасно забытое старое. (Народная мудрость) С далекого 1989 года, в то время, когда я в последний раз держал в…