Купе для двоих

В то время, когда наступает зима, главным личным внедорожным транспортом на большой части территории нашей страны становятся снегоходы. К сожалению, они имеют значительный недочёт — по комфорту снегоходы фактически не отличаются от мотоцикла, и на них в холод далеко не уедешь.

Хорошо было бы оснастить снегоход отапливаемой кабиной, но это была бы уже совсем другая машина.

Конструкторы снегоходной техники пошли вторым методом, создав для лыжно-гусеничных автомобилей удобные прицепы-купе для перевозки в них двух-трех пассажиров.

Для читателей издания «Моделист-конструктор» создание безмоторного транспортного средства — задача не самая сложная. Исходя из этого предлагаем вашему вниманию двухместный прицеп-купе к снегоходу с двигателем мощностью не меньше 20 л.с., спроектированный читателем издания И.Хорошевым.

Прицеп-купе представляет собой четырехлыжные сани с остекленной пассажирской кабиной, оснащенной осветительными плафонами и автономным отопителем. Кабина имеет единственную боковую дверь, откидывающуюся вверх. Сиденья, сделанные на базе офисных кресел, смогут поворачиваться: в транспортном положении пассажиры находятся тандемом, а на стоянке они смогут сидеть лицом друг к другу. При необходимости между креслами возможно установить откидную столешницу.

Пассажирская кабина в основном древесная. Базой ее помогает нижняя (силовая) панель кабины, воображающая собой необычный сандвич.

Двухместный прицеп-купе для снегохода

Варианты размещении пассажиров в прицепе-купе (А — при буксировке, Б — на стоянке)

Схема сборки каркаса кабины (на плановой проекции передние и задние наклонные элементы каркаса условно не продемонстрированы):

1,3 — наклонные шпангоуты (фанера, s12); 2 — крышевая панели; 4 — дополнительные стрингеры (сосна, брусок 20×20); 5 — средний пояс; 6 — нижняя (силовая) панель; 7 — козелок; 8 — усиливающие косынки (фанера s4)

В силовой панели находится каркас, складывающийся из боковин и поперечин.Купе для двоих

Сверху и снизу панель оклеена 4-мм фанерой; пустоты между брусками каркаса заполнены строительным пенопластом. Такая панель при относительно малой массе и небольшой толщине владеет большой жесткостью как на кручение, так и на изгиб. Для поперечин направляться подобрать прямослойные доски толщиной 40 мм, из которых выполняются заготовки нужных размеров, — ширина самой громадной (средней) поперечины образовывает 110 мм.

Для боковин потребуются доски толщиной 20 мм.

Каркас силовой панели собран на эпоксидном клее. Посредством этого же связующего в каркас вклеиваются блоки из строительного пенопласта, и закрепляется обшивка из 5-мм фанеры.

Кабина собирается на готовом основании. Самый целесообразна следующая схема его монтажа.

Для начала на нижней (силовой) панели кузова планирует каркас крышевой панели и средний пояс. Потом нижняя панель устанавливается на козелки в исходное (рабочее) положение, а после этого все три элемента каркаса (нижняя и крышевая панели, и средний пояс) соединяются посредством двух наклонных шпангоутов, вырезанных из 12-мм фанеры.

В следствии получается достаточно твёрдая конструкция, которую возможно достраивать «по месту» — монтировать продольные стрингеры, устанавливать поперечины и дополнительные облегченные шпангоуты.

На подготовленном так каркасе закрепляются рамки лобового, заднего и боковых стекол, и формируется рама дверного проема. Кстати, дверь в прицепе-купе всего одна — слева.

Готовые стекла для кабины подобрать достаточно сложно, исходя из этого несложнее вырезать их из плексигласа.

Потом каркас обшивается снаружи 3-мм фанерой. Необходимо заметить, что эргономичнее обшивать каркас вместе с дверью, и уж по окончании отверждения эпоксидного клея удалить ее из каркаса, прорезав фанеру обшивки электролобзиком. Пространство между шпангоутами заполняется пенопластовыми блоками. По окончании выравнивания пенопласта заподлицо со шпангоутами кабина изнутри оклеивается неестественной кожей.

Снаружи кабина организована поверхностями одинарной кривизны, каковые, в большинстве случаев, придают транспортным средствам некоторый «доморощенный» вид. Но существует много приемов, разрешающих придавать фанерным оболочкам двойную кривизну. Один из таких приемов продемонстрирован на примере крышевой панели, организованной из трех полос фанеры. По окончании вышкуривания и оклейки стеклотканью такая поверхность уже ничем не отличается от панели двойной кривизны.

В принципе, тот же прием возможно применять и при формировании нижней части кабины — начиная от ее пояса.

Снаружи кабина оклеивается слоем стеклоткани на эпоксидном связующем, по окончании чего выравнивается двухкомпонентной автошпаклевкой и окрашивается — сперва слоем грунта, а после этого двумя слоями автоэмали.

Лыжи склеены на эпоксидном связующем из полос 3-мм полосы и фанеры нержавеющей стали толщиной 0,8 мм — суммарная толщина пакета образовывает 20 мм.

Перед склейкой нужно сделать несложный стапель, закрепив на древесном брусе пара поперечин; в передней части стапеля высота их обязана медлено уменьшаться в соответствии с кривизной носка лыжи. При склейке фанерные полосы поджимаются к поперечинам стапеля посредством скоб, согнутых из металлического прутка в виде буквы «П», на «ножках» которой нарезается резьба.

Потребуются кроме этого древесные траверсы с просверленными в них отверстиями, в каковые вводятся «ножки» скоб; зажим осуществляется посредством гаек.

В средней части каждой из лыж устанавливаются направляющие подрезы из листовой нержавеющей стали толщиной 3 мм. На лыже шарнирно закрепляется маятник подвески — дуга, согнутая из металлической трубы диаметром 22 мм.

В передней собственной части дуга опирается на пружинно-гидравлический амортизатор от коляски мотоцикла «ИЖ», в задней — на опору из отрезка металлического швеллера.

Силовая панель кабины:

1,3,4 — поперечины (сосна, доска s40), 2 — обшивка (фанера s4); 5 — задняя поперечина (сосна, доска s20); 6 — усиливающая накладка (сосна, брусок 30×30); 7 — боковина, (сосна, доска s20); 8 — опоры трубчатых поперечин (береза, брусок 40×40); 9 — передняя поперечина (сосна, доска s20); 10 — заполнение (строительный пенопласт)

Схема формирования поверхности кабины (А — конструкция оболочки; Б — окончательный контур оболочки):

1 — продольные бруски крышевой панели (сосна, брусок 20×30); 2 — обшивка крыши (фанера, s4); 3 — обшивка борта (фанера s3); 4 — скос (сосна, брусок 30×30); 5 — стрингеры среднего пояса (сосна, 20×20); 6 — заполнение (строительный пенопласт)

Буксирно-рулевое устройство:

1 — гайка М12; 2 — контргайка М12; 3 — шайба; 4 — втулка (сталь); 5 — ось (сталь); 6 — маятниковый рычаг (сталь, швеллер 40×56); 7 — передняя трубчатая поперечина (сталь, труба 40×2,5); 8 — ось буксировочного дышла (болт М10); 9 — шайба; 10 — дышло (сталь, труба 25×2,5); 11 — гайка М10

Рулевое устройство:

1 — гайка М12; 2 — контргайка М12; 3 — шайба; 4 — втулка (капролон); 5 — цапфа (сталь); 6 — площадка крепления трубчатой поперечины (сталь, лист s5); 7 — рулевой рычаг (сталь, лист s5); 8 — трубчатая поперечина (сталь, труба 40×2,5); 9 — корпус рулевого шарнира (сталь, труба 40×2,5)

Лыжа:

1 — кронштейн маятника подвески (сталь, швеллер); 2 — ось маятника (сталь, шпилька М 16×1); 3 — маятник подвески (сталь, труба 22×2,5); 4 — пружинно-гидравлический амортизатор (от мотоцикла «Урал»); 5 — предохранительная дуга (сталь, труба 16×2,5); 6 — крепление трубы (болт М6 с шайбой и гайкой); 7 — основание лыжи (склейка из полосы и полос фанеры нержавеющей стали s0,8); 8 — крепление предохранительной дуги (винт-саморез O5); 9 — корпус шарнира маятника подвески (сталь, труба 30×2); 10 — втулка шарнира (капролон); 11 — кронштейн (сталь, лист s4); 12 — крепление опоры амортизатора (болт М8 с шайбой и гайкой); 13 — подрез (нержавеющая сталь s3); 14 — крепление амортизатора (болт М8 с шайбой и гайкой); 15 — опора амортизатора (сталь)

Конструктивно задние лыжи и передние однообразны.

И те и другие шарнирно установлены на трубчатых поперечинах, каковые, со своей стороны, закреплены на силовой панели кабины. Передние лыжи — поворотные, с рулевыми тягами, шарнирно связанными с дышлом, благодаря которому кабина-купе соединяется со снегоходом-буксировщиком. Носки лыж оттягиваются вверх посредством резинового шнурового амортизатора диаметром 8—10 мм.

Буксировочный фаркоп — обычный, автомобильный, шаровой, с шаром диаметром 50 мм.

В задней части кабины находится отсек, в котором закрепляется автомобильный аккумулятор — для освещения кабины, работы двух задних привода и габаритных фонарей независимого отопителя (от автомобиля «Запорожец»). Последний находится в переднем отсеке кабины. Забор воздуха для отопителя осуществляется через жалюзи в передней части кабины.

Электропроводку целесообразно делать так, дабы при перемещении в цепь снегохода-буксировщика включался аккумулятор прицепа.

И последнее. Пассажирский прицеп обязательно должен быть оснащен стояночным стопором — в несложном случае им может стать пара штырей, заглубляемых в снег через отверстия в задних лыжах.

И. ХОРОШЕВ

Рандомные статьи:

СВ купе. Едем в Москву. Путешествие в Португалию. День 1


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Кемпер для двоих

    Универсальный прицеп для автомобиля . Мы с женой довольно часто выезжаем на своём автомобиле в недалёкие путешествия — то порыбачить на озеро, то в лес…

  • Микроавто для двоих

    Раму двухместной автомобили, взявшей наименование Мышонок, сварил из тонкостенных металлических труб. Передний мост (рис. 3) собрал из балки, двух…

  • Грузовичок для мини-стройки

    Все работы на приусадебном либо дачном участке — это сочетание строительных, транспортных и чисто сельскохозяйственных работ. И в случае если для…

  • Транспорт для зимы

    Двухместные аэросани «ШКВАЛ-3». С возникновением мотопарапланов и мотодельтапланов культура проектирования силовых установок с воздушными винтами…