Транспорт для зимы

Двухместные аэросани «ШКВАЛ-3». С возникновением мотопарапланов и мотодельтапланов культура проектирования силовых установок с воздушными винтами значительно повысилась, и сейчас самодеятельные конструкторы создают винтомоторные установки с в полной мере приличной тягой при применении двигателей относительно маленькой мощности. Соответственно, чаще начали появляться и бескрылые варианты этих транспортных средств — катера на воздушной подушке, аэроглиссеры и аэросани.

Сейчас мы знакомим читателей с конструкцией двухместных четырёхлыжных аэросаней «Шквал-3» с двигателем мощностью 22 л.с.

Аэросани «Шквал-3» — двухместное четырёхлыжное транспортное средство с аэродинамическим движителем. Его база — пространственная рама из тонкостенных металлических труб диаметром 30 и 40 мм. На ней установлен двухместный однодверный (с левой дверью) закрытый кузов смешанной конструкции с лёгким каркасом из металлических труб маленького диаметра, с фанерными стрингерами и пенопластовым заполнителем и шпангоутами.

Стыки элементов рамы усилены металлическими косынками толщиной 2,5 мм.

Рама планировала на несложном стапеле, складывающемся из закреплённых на ровном полу древесных козелков, на которых фиксировались лонжероны. Соединение элементов производилось посредством дуговой углекислотной сварки.

Передняя подвеска аэросаней -на поперечных рычагах с пружинногидравлическими амортизаторами от мотоцикла «Урал»; задняя — на продольно качающейся дуге с теми же амортизаторами.

Реечный рулевой механизм, рулевой баранка и «вал» — от автомобиля ВАЗ-2109.

Тормоза — скребкового типа. Их аккуратные механизмы являются шарнирно закреплённые на задних лыжах Г-образные скобы, поворачивающиеся посредством тросового привода от тормозной педали.

Сборка рычагов передней подвески осуществлялась на стапеле -том же самом, где сваривалась рама аэросаней. Для начала полуоси с зафиксированными в них чашками (подшипниковыми узлами, в которых поворачиваются вилки полуоси) устанавливались на особых козелках, по окончании чего в подшипниковых корпусах рычагов подвески закреплялись проушины, и данный узел прихватывался к раме сваркой.

Потом к подшипниковому подшипниковому узлу и корпусу рычага полуоси подгонялась пара поперечин и приваривалась в соответствии с чертежом. Подобно монтировалась на раме и задняя подвеска -продольно качающаяся дуга.

Транспорт для зимы

Рис. 1. Двухместные аэросани «Шквал-3»

Рис. 2. Шасси аэросаней (на виде сверху лыжи условно не продемонстрированы):

1 — лонжерон рамы (металлическая труба диаметром 40×2,5); 2,4 — пружинногидравлические амортизаторы (от мотоциклов «Днепр» либо «Урал»); 3 — раскос рамы (металлическая труба диаметром 30×2,5); 5 — раскос подмотор-ной рамы (металлическая труба диаметром 22×2,5); 6 — винтомоторная силовая установка; 7 — радиатор совокупности охлаждения двигателя (маслорадиатор от автомобиля ГАЗ-53А); 8 — подмоторная рама; 9 — задняя лыжа; 10 — дуга задней подвески; 11 — передняя лыжа; 12 — опора передних амортизаторов (металлическая труба диаметром 40×2); 13 — рычаг передней подвески; 14 — передняя полуось; 15 — передняя поперечина (металлическая труба диаметром 30×2,5); 16 — задняя поперечина (металлическая труба диаметром 30×2,5); 17 — задняя полуось; 18 — опора задних амортизаторов (металлическая труба диаметром 40×2,5); 19 — основание подмоторной рамы (металлическая труба диаметром 40×2,5, 2 шт.)

Рис. 3. Задняя лыжа:

1 — база лыжи (выклейка из фанерных пластин s4); 2 — ребро жёсткости (сосна, доска s30); 3 — втулка (металлическая труба диаметром 24×3); 4 — винт-саморез крепления подреза; 5 — подкос (металлическая труба диаметром 20×2,5, 4 шт.); 6 — подрез (металлическая полоса s3); 7 — фланец (металлическая полоса s4); 8 — винты-саморезы крепления тормозного устройства; 9 — боковая стена тормозного скребка (сталь, s4); 10 — основание тормозного устройства (сталь, лист s4); 11 — подошва лыжи (слоистый пластик s1,5); 12 — сухарь тормозного троса; 13 — регулировочное устройство; 14 — оболочка тормозного троса; 15 — скребок тормозного устройства (сталь, лист s4); 16-тормозной трос; 17 — ось скребка (сталь, пруток диаметром 10); 18 — шарнир скребка (сталь, труба диаметром 16×3)

Рис. 4. Теоретический чертёж корпуса аэросаней

Рис.

5. Подмоторная рама из металлических труб прямоугольного сечения 30x24x2,5; ушки радиатора системы и крепления двигателя охлаждения приварены по месту

«Шквал-3» имеет однодверный двухместный кузов с размещением пассажира и водителя по схеме тандем — приятель за втором. База кузова — каркас из металлических труб диаметром от 14 до 18 мм, на котором закрепляются формозадающие шпангоуты и стрингеры, вырезанные из фанеры толщиной от 5 до 10 мм.

Между шпангоутами и стрингерами вклеивались на эпоксидном связующем блоки из строительного пенопласта.

Первый этап изготовления кузова — вычерчивание теоретического чертежа в натуральную величину с наложенным на него чертежом трубчатого каркаса. Потом для каркаса подбирались подходящие трубы, обрезались в соответствии с чертежом и временно планировали посредством проволочных скруток. Сборка производилась на ровном полу, на котором были закреплены древесные козелки.

Трубы каркаса закреплялись на них посредством проволочных скруток.

Следующий этап изготовления кузова — прихватка, а по окончании проверки симметричности каркаса — окончательная сварка каркаса, причём симметричные элементы направляться закреплять попеременно, дабы в ходе работы не появились трудноустранимые поводки конструкции.

Очередной этап — монтаж и изготовление формозадающих стрингеров и шпангоутов. Подробности эти вырезают из фанеры в соответствии с теоретическим чертежом.

Крепить их к трубам каркаса направляться кроме этого проволочными скрутками.

Каркас единственной двери сварен из 14-мм металлических труб, на него крепились формозадающие стрингеры и шпангоуты из 8-мм фанеры. Предстоящие работы по изготовлению двери производились совместно с кузовом, для чего каркас двери фиксировался в дверном проёме в закрытом положении.

Пространство между стрингерами и шпангоутами заполнялось плитками, вырезанными из строительного пенопласта. Фиксация плиток в каркасе — на эпоксидном клее. По окончании отверждения связующего припуски пенопласта срезались особым долгим ножом, заточенным до остроты бритвенного лезвия.

Потом поверхность кабины доводилась наклеенной на фанерную полосу крупнозернистой шкуркой до гладкости и необходимых симметрии, а после этого была оклеена тремя слоями стеклоткани, зашпаклёвана, башню-рена, загрунтована и окрашена автоэмалью. Изнутри кабина оклеена одним слоем стеклоткани, а поверх неё — неестественной кожей.

Рис. 6. Глушитель

Остекление кузова — из 4-мм оргстекла. Боковые стёкла зафиксированы без движений, а вентилирование кабины производится посредством воздухозаборника с откидывающейся крышкой, расположенного под лобовым стеклом.

Как уже упоминалось ранее, аэросани «Шквал-3» — четырёхлыжной схемы, такие сани владеют значительно меньшим сопротивлением при перемещении по снегу, чем трёхлыжные.

Любая из лыж аэросаней выклеена в особом стапеле из пяти 4-мм фанерных пластин. Ребро жёсткости вырезано из доски толщиной 30 мм, на лыже оно закреплено шурупами и эпоксидным клеем-саморезами. Подошва лыжи — из слоистого пластика (таковой материал идёт на облицовку кухонной мебели), владеющего прекрасным скольжением и хорошей износоустойчивостью по снегу.

Все лыжи оснащены подрезами из нержавеющей стали, а задние — ещё и скребковыми тормозами.

Шарнирный узел лыжи представляет собой металлическую втулку с приваренными к ней четырьмя подкосами из металлических труб; к свободному финишу каждого подкоса приварен фланец, благодаря которому шарнирный узел гайками и болтами прикреплён к лыже.

Силовая установка выполнена по типу тех, что активно применяются в легкомоторной авиации.

Её базой есть подвесной 22-сильный двигатель «Вихрь-30», оснащённый четырёхручьевым клиноремённым редуктором с передаточным числом 1,6. Применение редуктора разрешило значительно увеличить тягу винта на оборотах большой мощности двигателя.

Ведущий и ведомый шкивы выточены из алюминиевого сплава; на маховике двигателя ведущий шкив закреплён десятью болтами М5 и самоконтрящимися гайками.

Консольная ось ведомого шкива зафиксирована болтами на проставке из металлической 5-мм пластины. Сам же ведомый шкив вращается в трёх шариковых подшипниках.

Пластина-проставка, со своей стороны, установлена на картере двигателя; натяжение клиновых ремней производится посредством приваренной к проставке болта и втулки с гайкой.

Охлаждение двигателя — жидкостное, в качестве радиатора применён маслорадиатор от автомобиля ГАЗ-53А, закреплённый на раме аэросаней трубчатыми подкосами. Помпа — самодельная, с крыльчаткой от водяного насоса «Кама». Глушитель — кроме этого самодельный, собранный из корпусов использованных автомобильных масляных фильтров с заполнением их «сливной» стружкой либо узкой проволокой-путанкой.

Рис. 7. Клиноремённый редуктор силовой установки:

1 — болт М10; 2 — шайба; 3 — воздушный винт (выклейка из сосновых досок); 4, 17 — болты М8; 5 — стопорная шайба; 6 — упорный подшипник 8204; 7 — шариковый подшипник 204; 8 — консольная ось; 9, 10 — втулки; 11 — шариковый подшипник 205; 12 — дистанционная шайба; 13 — стопорное кольцо; 14 — гайка М8; 15 — болт механизма натяжения ремней; 16 — ведомый шкив; 18 — болты-переходники; 19 — кронштейны редуктора (2 шт.); 20 — клиновые ремни (4 шт.); 21 — ведущий шкив; 22 — заклёпка (сталь, диаметр 5 мм); 23 — проставка; 24 — двигатель «Вихрь-30»

Рис. 8. Толкающий воздушный винт

Двигатель монтируется на подмо-торной раме, а та, со своей стороны, на раме аэросаней. Жёсткость установки двигателя снабжает пара трубчатых подкосов.

Воздушный винт аэросаней изготовлен из прекрасно выдержанной сосновой древесины. Заготовка винта выклеена на эпоксидном клее из четырёх досок толщиной по 11 мм; в ходе отверждения её нужно выдерживать под прессом либо, в крайнем случае, стянуть заготовку посредством десятка траверс из обрезков болтов и стального швеллера М12 с гайками.

По окончании отверждения смолы в заготовке сверлят центральное отверстие, после этого она размечается в соответствии с приведённым тут чертежом воздушного винта.

Для предстоящей обработки винта нужно сделать из листового дюралюминия толщиной 2 мм шаблоны контрольных сечений винта — раздельно для верхних и нижних дужек сечений.

Потом по шаблонам круглым драчёвым напильником на заготовке пропиливаются канавки, каковые после этого посредством рубанка и струга объединяются в заданные контрольными сечениями поверхности. При доводке винта основное — добиться симметричности: как массовой, так и аэродинамической. По окончании финишной обработки винт балансируется, оклеивается слоем стеклоткани, совсем шлифуется и окрашивается.

Ограждение воздушного винта является кольцом , выклеенное из трёх слоёв 3-мм фанеры. Выкпейка производится на древесностружечной плите, на которой на протяжении окружности диаметром 1400 мм с шагом около 10° закрепляются «треугольники», собранные из древесных брусков 40×40 мм. Фанерные полосы шириной 200 мм, вырезанные поперёк слоев, смазываются эпоксидным клеем и прижимаются струбцинами к «треугольникам».

По окончании отверждения связующего кольцо зачищается, шпаклюется, окрашивается в цвет кузова и монтируется на аэросани. С задней части кольцо затягивается редкой проволочной сеткой с ячейкой около 100×100 мм.

Игорь КАРАМЫШЕВ

Рандомные статьи:

5 ИЗОБРЕТЕНИЙ ДЛЯ ЗИМЫ О КОТОРЫХ ВАМ СТОИТЬ УЗНАТЬ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Яуза» — легковушка для города

    «Я собирается выстроить автомобиль для широкого потребления. Он хватит велик, дабы в нем поместилась целая семья, но и мал, дабы один человек имел…

  • Микроавто для двоих

    Раму двухместной автомобили, взявшей наименование Мышонок, сварил из тонкостенных металлических труб. Передний мост (рис. 3) собрал из балки, двух…

  • Транспорт для лесника

    Маневренные, компактные транспортные средства особенно в заснеженных и лесистых районах жизнен-но нужны. В некоторых государствах, к примеру США, Канаде,…

  • Грузовой для легкового

    Потребность в грузовом прицепе появляется иногда, в то время, когда нужно перевезти не влезающий в салон автомобиля либо пачкающий груз на большие…