Летать, опираясь на знания

Итоги последних трех слетов, в которых участвовали много любителей авиации, продемонстрировали, что большая часть аппаратов выполнено на хорошем опытном уровне. Но были самолеты, создателям которых очевидно не хватало элементарных опыта и знаний. Такие автомобили, выполненные с нарушением теории прочности и законов аэродинамики, к полетам не допускались.

Мы сохраняем надежду, что публикуемый материал инженера-конструктораВ. П. Кондратьева, участника техкомиссии СЛА-84 и СЛА-85, окажет помощь самодеятельным авиаконструкторам избежать многих неточностей при разработке сверхлегких летательных аппаратов.

Техническое задание — вот с чего в большинстве случаев начинается проектирование самолета. Рекомендуем четко сформулировать его.

В первую очередь в нем должны быть отражены назначение самолета, мощность и тип двигателя, эксплуатационные перегрузки, полезная нагрузка и состав оборудования. В настоящем ТЗ имеется и иные характеристики — большая скорость, скороподъемность и другие, а в следствии проработки определяются параметры силовой установки. Но «самодельщику» выбирать двигатель не приходится.

И мощность мотора совместно со скоростью сваливания фактически конкретно определяют летные эти. Именно на этом и базируется метод предлагаемого лётных нахождения характеристик и метода параметров любительского самолета

Пара замечаний по выбору скорости сваливания.

Учтите, от этого зависит сложность пилотирования вашей автомобили. Из опыта эксплуатации любительских аппаратов как мы знаем, что пилоту, прошедшему курс подготовки в аэроклубе ДОСААФ, не через чур сложно пилотировать самолет со скоростью сваливания 100—110 км/ч, для новичка нужен аппарат со значением этого параметра 50—60 км/ч.Летать, опираясь на знания Но в любом случае для любительской автомобили не следует выбирать ее выше 90 км/ч.

Сущность метода проектирования окажет помощь уяснить конкретный пример.

Допустим, решено выстроить одноместный тренировочный самолет под двигатель РМЗ-640 мощностью 35 л. с. от снегохода «Буран» (кстати, это, пожалуй, единственный дешёвый двигатель, что возможно применять для аналогичных целей практически без доработок). Примем ско-
рость сваливания 75 км/ч, механизация крыла — несложной нещелевой закрылок. Эксплуатационные перегрузки от +6 до —3: как раз такие разрешат вашей машине делать фигуры высшего пилотажа.

Нагрузка: пилот (75 кг), горючее (10 кг), парашют (самый подходящий — планерный наспинный ПЛП-60 —9 кг, или типа С-4 либо С-5 — 12 кг). Оборудование: указатель скорости, высотомер, указатель скольжения, тахометр, указатель температуры головки цилиндра, совокупность приемников воздушного давления (ПВД). Вместе с приборной доской все это весит 3,5 кг.

Хорошо оборудовать самолет и легкой радиостанцией (4 кг вместе с едой).

Само собой разумеется, на базе данных ТЗ возможно сделать последовательность достаточно сложных расчетов, но для определения черт маленьких любительских самолетов хорошей схемы лучше

пользоваться статистическими рекомендациями, сведенными в серию номограмм (рис. 1), каковые разрешат скоро и достаточно совершенно верно определять все нужные параметры самолета и его летные эти.

Характеристики, полученные посредством номограмм, подразумевают установку воздушного винта, соответствую-
щего данному режиму полета. В принципе это указывает, что с целью достижения большой скорости нужен один винт, большой скороподъемности — второй, минимальной взлетной дистанции — третий… К выбору оптимального винта в будущем мы еще возвратимся.

Номограммы (см. рис. 1) разрешают сопоставить влияние разных параметров на летные чертей и подбором добиться отличных показателей. Выяснив параметры самолета, воспользуйтесь схемами на картинках 1 и 4 и вычертите предварительную компоновку (рис.

2).

Сейчас подсчитайте вес и выясните центровку.

На этом этапе нужно точноопределить вес силовой оборудования и установки по итогам взвешивания либо паспортным данным. Для определения веса самолетных агрегатов воспользуйтесь номограммами(рис. 3).

Имейте в виду, что в мелких самолетах большое количество элементов, размеры которых определяются не расчетами, а по «{конструктивным соображениям». Вправду, стены нервюр либо обшивку возможно было бы делать толщиной в десятые доли миллиметра, но приходится все-таки устанавливать значительно более толстые. И такие отклонения очень тяжело учесть номограммами и весовыми формулами, исходя из этого расчет веса требует тщательности.

Применяйте более замечательный двигатель или увеличьте площадь и размах крыла. Более совершенно верно взлетный вес определяется по элементным весовым расчетам по окончании определения силовых сечений конструктивных элементов по расчету на прочность. Контроль веса проводите на постройки самолёта и всех этапах проектирования.

Следующий этап — расчет центровки. Уже по предварительной компоновке определилось размещение крыла, оперения, фюзеляжа, и кабины пилота, которая должна быть как возможно ближе к требуемому центру тяжести (15—25% )« Сейчас наметьте на чертеже центр тяжести (ЦТ) отдельных агрегатов и закоординируйте их, как продемонстрировано на рисунке 2.

В ходе работы практически все параметры самолета, а также размах, удлинение, площадь и сужение крыла, и другие характеристики и плечо оперения возможно поменять в пределах ±5% — аэродинамика в полной мере допускает это. Имеете возможность кроме того выполнить кры-
ло сужающимся либо стреловидным. Но не следует делать сужение больше 2 и стреловидность по передней кромке более 15°. Выбирая форму самолета, совсем не обязательно рисовать его в аксонометрии.

Так как на стоянке воспринимается боковая проекция, а в полете — плановая. И в случае если обе они будут красивы и прекрасны — значит, вам удалось изобразить успешный самолет.

В ходе дизайнерской проработки помните и о конструкции самолета — наметьте главные силовые элементы: лонжероны, нервюры, шпангоуты, стыковые узлы, а после этого вычертите компоновку самолета в масштабе 1 : 5 и неспециализированный вид в масштабе 1:10, как это продемонстрировано на рисунке 4. Еще раз удостоверьтесь в надежности вес и уточните центровку.

Если она незначительно отклонилась от заданной, скорректируйте ее переносом отдельных агрегатов силовой установки либо оборудования.

В случае если же центровку нужно исправить в громадных пределах, действеннее незначительно переместить крыло.

Итак, вы нарисовали собственный самолет. Пристально изучите его чертежи, проанализируйте все его преимущества и недочёты. А через некое время начните разработку второго варианта: точно у вас покажутся новые идеи.

Не хорошо, в случае если «очередной» разработкой окажется первая, равняется не хорошо, в то время, когда новым компоновкам нет финиша…

В. КОНДРАТЬЕВ

Рандомные статьи:

Учим птенчика летать.


Похожие статьи, которые вам понравятся: