К вопросу о постройке летающих моделей

  • Вступление
  • «Неразбиваемые» модели
  • Договорись с инструктором
  • Избегайте „кирпичей”
  • Пережить падение
  • Время восстанавливать…

Вступление

В этом хобби существует весьма ветхая поговорка: если ты летаешь, ты разбиваешься. Умения и опыт лишь уменьшают количество аварий.

На личном опыте я уже неоднократно убеждался в истинности данной поговорки, но, как мне думается, никому не удалось её опровергнуть. Попросту нереально избежать поломок модели, независимо от того, как умел и осмотрителен будет пилот. Тем, кого не устраивает необходимости восстановления и перспектива аварий моделей, я постоянно рекомендую поменять хобби на, к примеру… коллекционирование бутылок.

К сожалению для новичков, тяжёлые аварии случаются через чур довольно часто и через чур довольно часто приводят к полной утрата заинтересованности авиамоделизмом. Ваши деньги в прямом смысле слова выбрасываются на ветер. Кроме того в то время, когда модель восстановима, она скоро теряет собственный привлекательность и первоначальный блеск, и всё меньше нравится её обладателю.

К счастью, существует пара способов, каковые окажут помощь вам пройти данный тяжёлый этап.

«Неразбиваемые» модели

Несомненно, самый простой метод избежать разочарования от аварий при обучении пилотированию – выстроить либо приобрести „неразбиваемую” модель. Огромную популярность за последние пара лет купили модели из ЕРР – материала, появившегося от брака прекрасно резины и: известных родителей пенопласта.К вопросу о постройке летающих моделей Из ЕРР строят фактически всё – от метательных планеров до тренеров, включая модели с ДВС.

Главная часть планера модели делается из нескольких кусков материала, изогнутых, вырезанных и ошлифованных с целью достижения требуемой формы. Ролик липкой ленты придаёт жёсткость конструкции и некоторую прочность. Предельное число элементов из композитных материалов и древесины вклеивается в конструкцию в местах монтажа двигательной сочленений и установки элементов.

Бортовая электроника устанавливается в нишах, вырезанных конкретно в самом материале и крепится всё той-же липкой лентой. Кроме того при сильном повреждении эти элементы не „разбрызгиваются” около места падения, как это часто бывает в моделях классической конструкции.

Модели из ЕРР и пенопласта весьма несложны в постройке, недороги и выдерживают ужасные удары о жёсткую поверхность.

Но имеется и обратная сторона медали. Весьма не так долго осталось ждать модель начинает смотреться неряшливо и со временем её вид лишь ухудшается. За всё приходится платить – тут платой имеется всё нехорошее поведение модели в воздухе от нарушения начальной формы, растущий вес от клея и смолы в местах восстановления порванных фюзеляжа и крыльев. Пилот, привыкший к тому, что его модель не разбивается, еле делаетход в сторону вторых конструкций, а время от времени и не делает его по большому счету.

Целый его ангар заполненяется килограммами ЕРР, уже не летающего, ещё не летающего и деятельно летающего.

Не нужно забывать и о структуральных ограничениях, накладываемых выбранным материалом. Сам ЕРР, как и его родитель – пенопласт, скорее нехороший конструкционный материал. Исходя из этого размеры моделей, изготовленных из него скромные, а связанные с этим их лётные качества более чем плохие. Желание выстроить громадную модель ведёт к необходимости обширно применять разнообразные древесные и композитные элементы.

Весьма скоро такая конструкция делается дороже и тяжелее классической и, помимо этого, теряет собственное главное преимущество – стойкость к ударам и повреждениям.

В том же последовательности стоят и модели из другого „неубиенного” материала – коропласта. размеры и Вес моделей из него изготовленных, конкретно квалифицируют их для применения с ДВС, но существуют и примеры успешных коропластовых планеров, таких, как „Mugi”.

Все перечисленные выше модели возможно смело советовать начинающим, но не следует забывать – они предназначены в первую очередь для первых шагов в моделизме.

Договорись с инструктором

Все согласятся с утверждением, что лучший путь стать пилотом — это иметь рядом с собой умелого инструктора, готового оказать помощь в каждую 60 секунд и «провести за руку» при первых шагах в этом далеко не несложном хобби. Инструктор окажет помощь вам верно собрать и настроить модель. Инструктор окажет помощь вам запустить, обкатать и отрегулировать двигатель.

Инструктор научит вас обращению с дорогостоящей моделью. Инструктор окажет помощь вам поднять модель в её первый полёт.

Для большинства начинающих пилотов громаднейшей трудностью есть верная и аккуратная посадка, самый сложный элемент каждого полёта. Перед посадкой инструктор следит за вами и собственными рекомендациями разрешает собрать уверенности в управлении. Посадка – самое нередкое время для несчастья. Сейчас смело имеете возможность передать управление инструктору -и вы станете спокойнее, и ваша модель останется цела.

Разбитая модель- цена нереализованных амбиций.

Умение руководить моделью в прямом полёте, „вытягивать” её из аварийных обстановок неоценимы при построении захода на посадку. Исходя из этого не стесняйтесь молить о помощи и совета у более умелых пилотов – обычно их опыт имеется итог маленьких долгих часов и полётов при восстановлении разбитых самолётов.

Избегайте „кирпичей”

Частенько начинающие пилоты пробуют обучаться пилотированию на электропланерах „для начинающих” и классических „тренерах” – огромное их разнообразие предлагается фактически каждой компанией-магазинами и производителем-продавцами. В общем случае это далеко не наилучший выбор, за исключением обстановок, в то время, когда выбора нет. Основной недочёт таких моделей – кажущаяся стойкость к повреждениям и ремонтопригодность по отношению к скорости и весу модели.

Несложнее говоря – чем больше модель весит, тем громадную кинетическую энергию она имеет и тем громче будет трещать и скрипеть при ударе о почву. Такие „кирпичи” ведут себя в аварийных обстановках значительно хуже, чем их братья в сверхлёгкой весовой категории.

Давайте взглянём на числа… Сравним два планера одного известного производителя – Goldberg Gentle Lady (планер) и Goldberg Electra (электропланер). Днные модели выбраны лишь и только как пример.

Сёстры-близнецы, с позиций конструкции, лётных характеристик и материалов, с небольшой отличием. Самое громадное различие – мотор, редуктор, пропеллер, батареи и регулятор, установленные в Goldbeg Electra. Обычный планер Gentle Lady весит, в большинстве случаев, около 800 грамм.

Вес Goldberg Electra приближается к 1,5 килогаммам, со всеми элементами электропривода на борту. Давайте посчитаем кинетическую энергию и посадочную скорость.

Скорость сваливания. С громадным упрощением возможно заявить, что скорость сваливания Vсвал. = 3,7*(p) 1/2. Добавим 20%, как запас для обычной посадочной скорости.

Для Gentle Lady, с полётным весом в 800 граммов и площадью крыла в 42,77 дм 2 приобретаем удельную нагрузку на крыло poв 19 г/дм 2. Такая удельная нагрузка разрешит взять посадочную скорость в Vпосад. =(3,7*19 1/2)+20% ~ 5 м/с. Для Golberg Electra, с её весом в практически 1,5 кг, возьмём следующие размеры: Vпосад. =(3,7*36 1/2)+20% ~ 6,6 м/c . Посадочная скорость практически на треть выше для электропланера, если сравнивать с „чистым” планером. Не выглядит катастрофически, но…

Настоящая неприятность в кинетической энергии, которая „убивает” планер при неудачной посадке.

Формула расчёта кинетической энергии – Е k = 1/ 2mV 2. Приобретаем значения для сравниваемых моделей:

  • Gentle Lady: Е k = 1/ 2*(0,8*9,8)*5 2 = 98 Дж
  • Electra: Е k = 1/ 2*(1,5*9,8)*6,6 2 = 320 Дж !!!

Отличие более чем втрое! Представьте себе, что произойдёт с обеими моделями при неудачном контакте с поверхностью на посадочной скорости. Вот она, прямая зависимость между весом модели и времени её восстановления по окончании аварии…

Пережить падение

Имеете возможность не верить, но существует множество способов сделать вашу модель стойкой к повреждениям. Как вы видели, ограничение веса есть одним из способов, реально увеличивающих шансы вашей модели пережить аварию. Модели для зала, в большинстве случаев, весят около 30-40 г и без вреда здоровью сталкиваются со гимнастическими снарядами и стенами.

Совершенно верно так же двухметровый планер с легкой бальзовой конструкцией лучше перенесёт удар, чем такой же в размерах композитный спортивный боеприпас, весящий в несколько раз больше. Наряду с этим, но, не нужно забывать, что лёгкий планер намного хуже принимает лётные нагрузки – так как он не расчитан на них.

Крыло, легко отделяющееся от фюзеляжа, очень увеличивает шансы вашей модели выжить при ударе консолью о поверность. Монтаж крыла на резинках уже многие годы пользуется неординарной популярностью в моделях для начинающих пилотов. Растягиваясь (и, возможно, разрываясь), резина поглощает массу энергии, снимая тем самым разрушающую нагрузку с фюзеляжа и крыла модели.

Многие элементы модели возможно запроектировать как структуры, поглощающие и рассеивающие ударные нагрузки. Секрет в верном применении диагональных, клиновидных и эластичных элементов. Все концевые соединения элементов конструкции должны выполняться с накладками, разрешающими избежать концентрации напряжений.

Диагональные распорки между силовыми элементами окажут помощь распределить нагрузку по всей структуре модели.

Многократно нагруженные элементы разрешают исключить одиночные пункты отказа. Пара лёгких и узких стрингеров трудятся лучше, чем один громадный и толстый элемент, несущий всю нагрузку. Поломка одного из восьми стрингеров не приведёт к аварии, но поломка единственной балки…

Следующий фактор, увеличивающий шансы выжить – размещение элементов бортовой батарей и электроники. К примеру — сервомеханизмы привода элеронов весят, казалось бы, мало. Но установленные ближе к финишам крыла, они будут создавать упрочнение на большем плече и создавать громадную разрущающую нагрузку.

Электролётчики, в большинстве собственном, шепетильно продумывают, где и как разместить ходовую батарею, значительно чаще самый тяжёлый элемент модели.

Размещая её на наклонной подставке, вы разрешите батарее при ударе переместиться вперёд и вверх, покидая фюзеляж модели без нанесения тяжёлых повреждений. В другом случае полукилограмовый пакет превратится в кувалду, сметающую и разбивающую всё на своём пути к почва…Ни при каких обстоятельствах не следует пробовать намертво закрепить ходовую батарею в модели. Так или иначе она постоянно сорвёт крепления и отыщет себе малейшую дорогу к выходу, вопрос лишь в том – что на этом пути она уничтожит.

Время восстанавливать…

Возможно, это снова раздастся очевидно, но… кроме того в случае если ваша модель дожила до конца полётного дня, это вовсе не означает, что она переживёт следующий.

В случае если же авария произошла, и повреждения минимальны — на 90% возможно быть уверенным, что модель возможно будет отремонтировать в поле. Многие моделисты традиционно возят в поле клей, фанеры и кусочки бальзы, нож, липкую ленту и многое-многое второе… Страно скоро возможно вернуть повреждения и снова встать в небо, а возвратившись к себе совершить капремонт.

Само собой разумеется, кажущаяся лёгкость повреждений не редкость обманчива, и в горячке полётного дня возможно не подметить сломанного лонжерона. О последствиях для того чтобы полёта сказать, я думаю, нет необходимости.

При, в то время, когда авария важнее… Нет другого выхода, не считая как собрать модель и ехать к себе. Попытайтесь отыскать все кусочки и элементы модели, независимо от того, как они мелки.

Восстановление разбитой модели время от времени напоминает укладывание мозаики и потерянный мелкий кусочек может оказаться как раз тем ключом, которого не достаточно.

Громадные восстановительные работы смогут настойчиво попросить изготовления особых шаблонов и стапелей, каковые будут удерживать элементы и конструкцию в заданном месте. Возможно, вам нужно заново изготовить кое-какие элементы – уверены ли вы, что сохранили рабочие записки и чертежи? Часто бывает несложнее и стремительнее выстроить новую консоль крыла, чем восстанавливать разбитое крыло по частям.

Помимо этого, шепетильно удостоверьтесь в надежности все силовые элементы планера модели – время от времени скрытые повреждения тяжело подметить, а последствия смогут быть печальны. Порванный клеевой шов тяжело отыскать, но однако он имеется и его необходимо вернуть.

Удостоверьтесь в надежности функционирование бортовой электроники и старайтесь не применять повторно ничего, что вызывает хотя бы мельчайшие сомнения в надёжности и работоспособности. За трещиной в корпусе сервомеханизма может прятаться оторванный провод либо выломанные зубъя шестерни редуктора.

Крайне важно при восстановлении модели вести работы в верной последовательности. За редкими исключениями, не разрешайте разбитой модели собирать пыль на стелаже. С каждым днём будет всё сложнее отыскать в памяти и выяснить – что именно повреждено и что нужно вернуть.Верьте либо нет, но ремонт — это такой же моделизм, как и строительство.

Заметить восстановленную модель снова в воздухе – для этого стоило трудиться, не так ли?

Самое печальное, что возможно видеть время от времени на поле — это начинающий пилот, с прекрасной, дорогой моделью. Один, без инструктора, без опыта, но с огроными амбициями. Пятнадцатисекундный полёт, удар… и из не весьма разбитой модели вырывается электроника, а „моделист” едет к себе.

А остатки в полной мере ремонтопригодной модели жалко гниют в траве…Ни при каких обстоятельствах помните несложного жизненного правила: значительно чаще, чем ужаснее выглядит разрушение модели, тем несложнее её вернуть. Исходя из этого ни при каких обстоятельствах не выбрасывайте «дрова», а везите их к себе и смело клейте. Относитесь к моделям с любовью, и они отплатят вам тем же.

В статье использованы фотографии, обнаруженныефоруме RC Groups.

Рандомные статьи:

СТРОИМ СПК ЦИКЛОН выпуск #9


Похожие статьи, которые вам понравятся: