Летом — мотоцикл, зимой — снегоход

Все более широкое использование находит сейчас снегоходная техника. самодеятельные умельцы и Промышленность создают различные конструкции автомобилей, специально предназначенные для эксплуатации зимний период. Ко вот приходит весна, и замечательный «Буран» отправляется на стоянку в гараж — ждать следующего сезона, а его обладатель пересаживается на другого «коня», значительно чаще — мотоцикл.

Но целесообразно ли иметь два фактически однообразных транспортных средства, отличающихся только ходовой частью? А запрещено ли сделать универсальный мотоцикл-снегоход? Эту задачу с успехом решил отечественный читатель из города Воткинска Удмуртской АССР А. Барабанщиков.

В далеком прошлом надумал обзавестись снегоходом, но от приобретения промышленного «Бурана» решил воздержаться. И не только вследствие того что эта машина недешева и, предназначенная лишь для зимней эксплуатации, летом только занимает место в гараже. Не редкость, соберешься ранней весной на рыбалку, а дорога до неближнего водоема уже освободилась от снега, и «Буран» уже не пройдет. Но и ветхий приятель — мотоцикл — тут не окажет помощь: за обочиной снег еще глубок и рыхл.

Вот из-за чего я остановил собственный выбор на конструкции универсального снегохода, сделанного на базе мотоцикла ИЖ с коляской.

Мысль ясна из рисунка. Заменяем заднее колесо гусеницей, а на остальные колеса надеваем широкие железные лыжи, и ваш мотоцикл без какой-либо переделки преобразовывается в хороший снегоход, легко преодолевающий заносы и подъём, а на ровных участках развивающий скорость до сорока километров/ч. Причем переоборудование его в зимний вариант и обратно занимает не более 15 мин., а гусенично-лыжный набор достаточно компактен, дабы забрать его с собой.

Лыжи для колеса коляски и переднего колеса мотоцикла устроены просто-Их база — дюралюминиевый лист с приклепанными продольными уголками. Они придают лыже продольную жесткость; к ним же крепятся две металлические пластины, между которыми и закрепляется колесо всего двумя болтами. Для уменьшения трения о снег подошву лыжи советую сделать из нержавеющей стали, латуни либо полиэтилена.

А для улучшения управляемости лыжа переднего колеса должна иметь подрез — металлическое вертикальное ребро на нижней плоскости.

Р и с. 1. Г усенично-лыжиый набор для мотоцикла с коляской.

Р и с. 2. Неспециализированный вид гусеничного движителя.

Более сложен в изготовлении гусеничный движитель, устанавливаемый на место снятого заднего колеса мотоцикла.

Его рама сварена из металлических труб d 30 и d 20 мм и четырех металлических пластин толщиной 8 мм.

Продольные пазы в пластинах предназначены для подсоединения переднего и заднего валов опорных регулировки и барабанов гусеницы ее натяжения. К вертикальной трубчатой дуге приварена металлическая втулка. Через ее отверстие при установке на мотоцикл проходит ось снятого заднего колеса.

Ушко в передней части данной дуги помогает для крепления особого узла, которым вся рама фиксируется на задней вилке мотоцикла. А два таких же ушка, приваренных под продольными трубами, нужны для подсоединения оси балансиров. Помимо этого, на финишах эти трубы имеют упоры для резьбового натяжителя гусеницы.

Валы передних и задних опорных барабанов гусеницы выточены из металлического прутка d 25 мм. На финишах каждого проточены шейки под подшипник № 204, а в средней части приварены звездочки (Z=17) цепной передачи и фланцы опорных барабанов. Так как ведущим есть лишь передний вал, звездочка заднего не употребляется, но валы получаются всецело взаимозаменяемыми, что может понадобиться при выходе из строя звездочки.

Корпуса подшипников этих валов выточены из металлических заготовок. В них, кроме гнезда под подшипник, выполнены осевые отверстия для крепления к пластинам рамы и радиальное отверстие (по месту) — под долгую шпильку, применяемую как шток натяжного устройства гусеницы.

Летом - мотоцикл, зимой - снегоход

Р и с. 3. Устройство гусеничного движителя:

1 — узел крепления движителя к мотоциклу, 2 — ведущая звездочка (Z=42) со ступицей, 3 — рама, 4 — гусеница, 5 — диск ведомого вала, 6 — опорный каток, 7 — звездочка ведущего вала, 8 — балансир, 9 — шток натяжного устройства, 10 — упор натяжного устройства, 11 — вал, 12 — звездочка привода (Z=17), 13 — опорный барабан, 14 — крышка подшипника, 15 — подшипник № 204, 16 — корпус подшипника.

Крышки корпусов имеют проточку для установки уплотнительной манжеты и крепятся к корпусу болтами М5.

Опорные барабаны гусеницы выточены из дюралюминиевых заготовок и планируют из двух половин на шести болтах Мб. При сборне между ними зажимаются вырезанные из толстого резинового страницы ведущие звездочки — на переднем валу и цилиндрические катки — на заднем. Зубья ведущих звездочек передают упрочнение гусенице, зацепляясь за грунтозацепы через зазор между лентами гусеницы. А сами барабаны катятся по внутренней стороне гусеницы.

Полукруглые канавки на их наружной поверхности сделаны чтобы головки винтов, которыми грунтозацепы крепятся к ленте, не мешали работе.

Гусеница складывается из четырех полос шириной 56 мм, вырезанных из транспортерной ленты и соединенных совместно неспециализированными грунтозацепами — металлическими П-образными профилями, согнутыми из полос толщиной 2 мм.

Передний вал гусеницы приводится во Еращение цепной передачей от ведущей звездочки (Z = 42), установленной на месте колеса.

Фактически звездочка заимствована от мотоцикла ИЖ-10. Она крепится шестью болтами М6 к дообработанной, как продемонстрировано на чертеже, колесной ступице. Монтируется эта подробность на заднюю вилку подобно заднему колесу с добавлением несложной распорной втулки.

Промежуточными опорами гусеничного движителя являются балансиры — установленные на неспециализированной оси четыре двуплечих рычага с закрепленными на финишах осями катков.

Не отыскав подходящих по прочности и размеру колес для балансира, сделал их сам. Посредством несложного штампа выдавил из круглых металлических пластин половинки дисков колес, выточил пресс ступицы — и бронзовые подшипники скольжения-форму для шин катков.

Соединив полудиски шестью болтами, взял прочное колесо, легко ремонтируемое при износа.

Рандомные статьи:

Супер вездеход, электрический снегоход испытания зимой и летом


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снежный мотоцикл

    В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г….

  • Снегоходы: идеи и конструкции

    Александр Михайлович Заворотный живет на станции Инта, практически у самого Полярного круга. В области технического творчества он не новичок. На его…

  • Гусеничный… мотоцикл

    Представленная конструкция — мотоцикл на полугусеничном ходу с рулевым передним колесом с шиной низкого давления и приводной гусеницей рекомендован для…

  • Мотоцикл широкого профиля

    Летом мотоцикл Минск служил мне правдой и верой, как сказочный конек-горбунок. В осеннюю пору же и зимний период, по обстоятельству распутья, он…