Снежный мотоцикл

В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г. Заводоугловска Тюменской области и названного ими «Идея-2». Машина мне понравилась. Для меня, сельского обитателя, она представлялась незаменимым транспортным средством зимой, а как для самодельщика — в полной мере исполнимой, кроме того при моем небогатом оборудовании домашней мастерской.

А имеется в ней: сварочный аппарат, заточный станок, электродрель да простой слесарный инструмент.

Опыт изготовления вездеходных автомобилей у меня к тому времени уже имелся — до этого я строил колесные (на пневматиках) и колесно-лыжные мотовездеходы. Фотография одного из них была размещена в «Моделисте-конструкторе» № 1 за 1991 год в рубрике «Фотопанорама из писем читателей».

Однако изготовление мотонарт затянулось на годы — то пребывали дела ответственнее, то времена были такие, что приобрести не имел возможности кроме того электроды. Продолжительно пробовал и конструкцию усовершенствовать так, дабы машина была универсальной — для любого времени года: достаточно лишь поменять движители, и мотонарты преобразовывались бы в пневмоход либо квадрацикл. Но это существенно усложняло конструкцию, и ее исполнение дома уже не представлялось вероятным.

В итоге решил сделать две автомобили: мотонарты и квадрацикл, переставляя с одной на другую только двигатель.

Схему снегохода применял ту же, что и в машине братьев Матвейчук: трехопорную с двумя передними управляющими лыжами и одной ведущей гусеницей позади. Такая компоновка давала слово машине устойчивость и хорошую проходимость, что важно при езде по пересеченной местности без дорог.

Лишь вот посадка водителя на «Мысли-2», как на мотороллере, меня не устраивала. Мне было привычнее, да и эргономичнее руководить снегоходом, сидя на нем, как на мотоцикле, — верхом. А потому компоновку силового агрегата с коробкой передач у снегохода выполнил такой же, как у мотоцикла, наряду с этим кроме того рычаги управления переделывать не потребовалось.

Рама моей автомобили, в отличие от пространственного каркаса снегохода братьев, более несложная — мотоциклетного (хребтового) типа с консольными балками (траверсами). Материал главного лонжерона — металлической швеллер 40x40x4 мм. Верхняя часть (ригель) подобрана готовой (от мопеда «Карпаты»), Она сверхсложной конфигурации. Но это не позвано какой-то необходимостью. Исходя из этого на картинках ее форма упрощена.

Снежный мотоцикл

Мотонарты:

1 — кузов (Ст3, лист s0,8, окантовка — уголок 25×25); 2 — сиденье (от мотоцикла «Восход-3М»); 3 — бензобак емкостью 6 л (от мопеда «Карпаты»); 4 — руль (от мотоцикла «Восход-3М»); 5 — гусеничный блок (движитель); 6 — промежуточный вал; 7 рама; 8 — силовой агрегат (от мотоцикла «Восход-3М»); 9 — глушитель; 10 — управляющая лыжа (2 шт.); 11 — рулевая тяга (от мотоколяски С3Д); 12 — приборный щиток (от мотоцикла «Восход-3М»); 13 — рычаг подвески (от мотоколяски С3Д); 14 — снегозаградительный щиток (дюралюминий, лист s1); 15 — ветровое стекло (плексиглас); 16 — ветровой щиток (дюралюминий, лист s1, 2 шт.); 17 — фара (от мотоцикла «Восход-3М»); 18 — амортизатор (от мопеда «Карпаты»)

подрамник и Рама снегохода гусеничного блока:

1 — главной лонжерон (швеллер 40x40x4); 2 — верхний ригель (от мопеда «Верховина»); 3 — подседельная стойка (труба 30×30); 4 — передняя стойка (труба O28); 5 — подкузовная опорная сгонка (труба 1/2); 6 — стойка опорной лыжи (труба 1/2, 2 шт.); 7 — ушко для кронштейна опорной лыжи (Ст3, лист s5, 8 шт.); 8 — кронштейны крепления силового агрегата; 9,12 — задняя и передняя поперечины (труба 1); 10 — кронштейн крепления кузова (Ст3, лист s4.

2 шт.); 11 кронштейн крепления сиденья (Ст3, лист s4); 13 — консоль крепления промежуточного вала (уголок 60×60); 14 — передние балки (от автомобиля , 2 шт.); 15 — кронштейн крепления амортизатора (от автомобиля , 2 шт.); 16 — дуга (труба 1/2); 17 — стяжка (шпилька O18, 2 шт.); 18 — гайка М22 (4 шт.); 19 — капроновая втулка (4 шт.); 20 — лонжерон подрамника гусеничного блока (уголок 60×60, 2 шт.); 21 — стакан рулевого вала (труба Oвн. 22,5)

Гусеничный блок:

1 — опорная лыжа (капрон, лист s15); 2 — ведущая звездочка привода гусеницы; 3 — стойка опорной лыжи; 4 — лонжерон подрамника гусеничного блока; 5 — ведомая (натяжная) звездочка (капрон s20, z = 10, 2 шт.); 6 — ось ведомых натяжных звездочек (труба O32); 7 — натяжное устройство гусеницы; 8 — фланец звездочки (Ст3, лист s3, 4 шт.); 9 — приводной вал гусеницы (труба O32); 10 — подшипник 80204 в корпусе (4 шт.); 11 — передняя ось и поперечина подрамника гусеничного блока; 12 — соединительная лента (резинотканевая транспортерная лента 45×8, 2 шт.); 13 — болт М6х40 с шайбой (112 шт.); 14 — снегозацеп (березовая планка 45×18,L500, 28 шт.); 15 — направляющий уголок (дюралюминий, уголок 45×25, 56 шт.); 16 — ушко кронштейна опорной лыжи (Ст3, лист s5, 8 шт.); 17 — резиновая втулка (4 шт.); 18— ось (болт М8х50, 4 шт.); 19 — кронштейн опорной лыжи (4 шт.); 20 — болт М6х35 с потайной головкой (8 шт.); 21 — цепная звездочка (z = 32, мотоциклетная)

Передняя стойка выполнена из металлической трубы диаметром 28 мм в форме вилки, нижние ее финиши опираются на переднюю балку, забранную вместе с рычагами подвески от автомобиля(балка укорочена, а рычаги использованы лишь нижние).

Поперечины подрамника гусеничного блока — из металлической трубы. Стяжки вставляются в них через капроновые втулки. Консоль под промежуточный вал выполнена из уголка 60×60 мм. Кронштейны для кузова и крепления седла — из металлической 4-мм полосы.

Подрамник гусеничного блока также несложной конструкции Его база — два лонжерона, выполненные из металлического уголка 60×60 мм. Лонжероны стянуты поперечинами; передняя приварена к раме снегохода. Снизу к лонжеронам кроме этого приварены две дугообразные стойки опорной лыжи гусеничного блока, а сверху прикреплена болтами М8 дугообразная грузовая стойка. Все стойки выполнены из металлической полудюймовой водопроводной трубы.

По начальным прикидкам на снегоходе в качестве силовой установки предполагал применять двигатель от мотоцикла повышенной проходимости «Тула» рабочим количеством 200 см3 и мощностью 13 л.с. с принудительным воздушным охлаждением.

В этом случае возможно было бы передок снегохода закрыть классическим для автомобилей этого типа капотом-обтекателем, что существенно улучшал комфортабельность езды, в особенности в холод и при встречном ветре.

Но «тульский» двигатель по приемлемой для меня цене купить не удалось, и машину было нужно комплектовать стареньким, капитально отремонтированным силовым агрегатом (мотор с коробкой передач) от мотоцикла «Восход-3М». Мощность его кроме того чуть больше (14 л.с.), не смотря на то, что рабочий количество и меньше (175 см3). Но принудительного охлаждения у него нет.

Исходя из этого от капота было нужно отказаться, а вместо него установить два ветровых щитка (наподобие грязевых) с промежутком между ними, в который и проходит поток воздуха для охлаждения двигателя.

Трансмиссия на моих мотонартах мало посложнее, чем на снегоходе «Идея-2», — с промежуточным валом. Но вал не стал лишним звеном — имея звездочки с различным числом зубьев (22 и 12), он делает роль редуктора (либо, как его именуют местные самодельщики, — «ходоуменьшителя»).

Вращение от коробки передач силового агрегата на промежуточный вал и с него — на приводной вал гусеничного блока осуществляется цепными передачами. Натяжение цепей регулируется пластинами, подкладываемыми под корпуса подшипников промежуточного и приводного валов.

Гусеничный блок — самый сложный из самодельных узлов.

Опыта его изготовления у меня не было, исходя из этого ориентировался на размеры и конструкцию подробностей, приведенные в издании. Потому, что публикация давешняя и у молодых читателей-самодельщиков этого издания нет, думаю, стоит привести картинки блока, его деталей и основных узлов еще раз.

Само собой разумеется, какие-то отличия в материалах и конструкции моего гусеничного блока имеется, и не смотря на то, что они не

столь принципиальны и значительны, заострить на них внимание, думаю, стоит.

Так, подшипники вала и оси у моего гусеничного блока не 203, а 80204 — они и размером побольше, и имеют с обеих сторон сепаратора защитные шайбы. Опорная лыжа — всецело капроновая. На ней я не предусматривал боковых латунных направляющих — при верной (параллельной) установке оси довольно приводного вала и хорошем натяжении гусеницу в сторону не уводит.

Эксплуатация снегохода продемонстрировала, что вместо задних звездочек лучше применять катки, каковые возможно без особенного труда изготовить из тех же звездочек, отрезав у них зубья, что я потом и сделал. Болты крепления планок-траков к ленте установлены выступающими финишами с гайками наружу; сейчас они трудятся как шипы у шин мотоциклов для ледяного спидвея — снабжают хорошее сцепление и со снежным накатом на дороге, и с жёстким настом в поле, и со льдом на реке либо озере.

Передние управляющие лыжи изготовил из осиновой доски толщиной 15 мм и шириной 180 мм. Носки лыж распарил в кипящей воде и загнул в шаблоне до подсыхания. Затем пропитал олифой и обшил снизу алюминиевым страницей. К подошве посередине прикрепил направляющие полозки из дюралюминиевого уголка 25×25 мм.

Привод гусеницы:

1 — цепная звездочка (z = 32, мотоциклетная); 2 — корпус подшипника; 3 — болт М6 крепления гусеничной звездочки к фланцу (4 шт.); 4 — ведущая гусеничная звездочка (z = 8, 2 шт.); 5 — трубчатый вал ведущего моста; 6 — фланец гусеничной звездочки; 7 — подшипник № 80204; 8 — ступица цепной звездочки (Ст3, труба в первых рядах30×5); 9 — вставка (Ст3, круг O32); 10 — штифт (болт М8)

Рулевая лыжа:

1 — лыжа (осиновая доска 180×15); 2 — подошва (алюминий, лист s1); 3 — направляющая (дюралюминиевый уголок 25×25); 4 — скоба (металлическая труба O10); 5 — опорный кронштейн (Ст3, лист s3); 6 — вилка стойки (от карданного шарнира); 7 — стойка (Ст3, круг O32); 8 — корпус поворотного кулака (Ст3, неотёсанна O32); 9 вилка поперечной рулевой тяги (от карданного шарнира); 10 — шарнир (болт М8); 11 — рычаг поворотного кулака с втулкой; 12 — штифт (болт М8); 13 — втулка (латунь, 2 шт.); 14 — ось (шпилька М12 с двумя гайками); 15 — втулка (капрон, 2 шт.); 16 — корпус шарнира (труба 1/2)

Опорная лыжа:

1 — стяжка дюралюминиевая трубка O10, 4 шт.); 2 — кронштейн (4 шт.); 3 — лыжа (капрон, s15); 4 — болты М6 с потайными головками крепления кронштейнов (8 шт.)

Рулевое управление:

1 — руль с кронштейном (от мотоцикла «Восход-3М»); 2 — буртик рулевого вала; 3 — шайба (латунь); 4 — втулка; 5 — рулевой вал (труба O22); 6 — рулевая сошка (Ст3, лист s10); 7 — стакан (труба Oвн.

22,5); 8 — подпятник (латунь); 9 — главный лонжерон рамы; 10 — шарнир (болт М10); 11 — поперечная рулевая тяга (2 шт.); 12 — передняя опорная стойка рамы

Стойки рулевых лыж смонтированы в корпусах-втулках, закрепленных на финишах рычагов поворотных кулаков, забранных от автомобиля . Рычаги подрессорены амортизаторами с пружинами от старенького мопеда.

Управление лыжами осуществляется через доработанные рулевые тяги от мотоколяски (штатные наконечники у тяг заменены вилками карданных шарниров), соединенные с сошкой, закрепленной на финише рулевого вала.

Все оборудование снегохода; сиденье, руль, фара, сигнал, электроприборы, равно как и силовой агрегат, — от старенького мотоцикла «Восход-3М».

Багажник — сварной из металлического страницы толщиной 1 мм, снизу для жесткости окантован уголком 25×25 мм.

Бензобак емкостью 6 литров — от мопеда. Под сиденьем смонтирован инструментальный ящик. Гусеница под сиденьем, дабы на ноги водителя попадало меньше снега, прикрыта дюралюминиевым страницей. Для защиты от встречного лица воздуха и потока туловища в дополнение к передним щиткам над ними укрепил ветровое стекло.

Конструкция движителя и трансмиссии разрешает машине обходиться без тормозов — наката нет.

Учета затрат на постройку снегохода не создавал — это необходимо было бы делать достаточно скрупулезно, потому, что израсходовал не большое количество, поскольку по большей части применял кем-то когда-то кинутые (а мной подобранные) агрегаты, механизмы и узлы, ждавшие собственного часа в дворовом «арсенале».

Израсходованное же время убитым не считаю, поскольку не считая конструкторского опыта, дополнительных навыков по работе с металлом и морального удовлетворения от сработанной собственными руками автомобили в следствии имею транспортное средство, весьма необходимое в хозяйстве для перевозки разных грузов и по большому счету для стремительного преодоления больших расстояний кроме того по глубоким снегам отечественного северного края в продолжительный зимний период.

А. СТАРЦЕВ, п/о Монастырская Пашня, Архангельская обл.

Рандомные статьи:

Снежный кроссовый мотоцикл


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Летом — мотоцикл, зимой — снегоход

    Все более широкое использование находит сейчас снегоходная техника. самодеятельные умельцы и Промышленность создают различные конструкции автомобилей,…

  • Мотоцикл широкого профиля

    Летом мотоцикл Минск служил мне правдой и верой, как сказочный конек-горбунок. В осеннюю пору же и зимний период, по обстоятельству распутья, он…

  • Гусеничный… мотоцикл

    Представленная конструкция — мотоцикл на полугусеничном ходу с рулевым передним колесом с шиной низкого давления и приводной гусеницей рекомендован для…

  • Мотоцикл о четырёх колёсах

    Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…