В «М-К» №4 за 1989 год была опубликована одна статья, посвященная лыжам-водоходам… Прочёл я ее и пожалел, что еще раньше не написал в редакцию, не поделился с читателями «М-К» собственными разработками.
Очевидно, сама мысль лыж-поплавков не нова. Но энтузиасты этого «транспортного средства» всегда повторяют неточности предшественников. Исходя из этого фактически все водоходы выглядят скорее смешно, чем заманчиво для самодельщина.
Ни о каких «пробежках» на таких лыжах сказать не приходится. А все дело в том, что конструкторы их не вспоминали, за счет чего они планируют передвигаться, поднявшись на такие поплавки. И главную роль наряду с этим они, в большинстве случаев, отдают палкам с поплавками, которыми пробуют отталкиваться от воды.
А это, согласитесь, не совсем комфортно. Так что прежде, чем приступить к конструированию таких лыж, попытаемся сугубо теоретически разобраться в том, как на них возможно будет двигаться.
При ходьбе на лыжах по снегу человеку приходится отталкиваться попеременно то правой, то левой ногой, перекладывая на толчковую ногу всю тяжесть собственного тела. Наряду с этим вторая лыжа вольно движется вперед. Подобно, в принципе, должно осуществляться перемещение и по воде. Переложив тяжесть тела на одну из лыж, человек обязан обеспечить большое «сцепление» данной лыжи с водой. Свободную лыжу наряду с этим он обязан свободно и с минимальными утратами протолкнуть вперед.
Совершив толчковое перемещение, лыжник перераспределяет собственный вес на оба поплавка — наряду с этим сопротивление перемещению должно быть минимальным. Для осуществления для того чтобы принципа перемещения по воде возможно предложить пара вариантов.
1. Лыжи-поплавки подвижно соединяются между собой так, дабы у них была возможность двигаться относительно друг друга только вперед-назад На каждой из лыж (на правой — справа, на левой — слева) находятся необычные «весла». Наступив на правую лыжу, лыжник накреняет всю конструкцию, наряду с этим правый последовательность «весел» выясняется в воде. Это позволяет совершить полноценное толчковое перемещение.
Потом вес человека перераспределяется на обе лыжи, «весла» оказываются над водой и пара лыж владеет минимальным сопротивлением. После этого в движение идет левая нога, копируя перемещение правой, и цикл повторяется.
Вариант лыж-водоходов с подвижно соединенными поплавками:
А — лыжник опирается на оба поплавка, Б — лыжник опирается на один поплавок.
2. Вторая вероятная конструкция напоминает первую, но лыжи не связаны между собой. Действительно, на каждой также имеется по последовательности «весел». Но эти гребные элементы не жестко закреплены на бортах лыж, а шарнирно, на рычагах.
С противоположных финишей рычагов находятся поплавки. При погружении лыжи поплавок всплывает и опускает соответствующий гребной элемент в воду. Лыжнику остается только совершить энергичный толчок соответствующей ногой и, перенеся после этого собственную тяжесть равномерно на обе лыжи, продолжить скольжение.
После этого тяжесть переносится на другую ногу, снова направляться толчок, и цикл повторяется.
Вариант лыж-водоходов с шарнирно закрепленными «веслами».
3. Третья конструкция имеет неравномерную плавучесть по длине: передние части лыж — громадную, а задние — меньшую. В то время, когда лыжник опирается на один таковой поплавок, тот погружается в воду неравномерно, с дифферентом на «корму». Наряду с этим в воде оказывается и последовательность «весел», закрепленных в задней части каждой из лыж.
Вариант лыж-водоходов с неравномерной (по длине) плавучестью:
А — лыжник опирается на оба поплавка, Б — лыжник опирается на один поплавок.
4. Из прошлого проекта направляться еще вариант: с закрепленными на финишах лыж ластами. Такие водоходы разрешают передвигаться не только в штиль, но и при беспокойстве.
В прошлом году мною были опробованы две последние конструкции. Лыжи я сделал из листового пенопласта, закрепив его блоки на сосновой доске длиной 2 м и шириной 0,2 м. В задней части каждой из лыж устанавливалось или «весло», или резиновая ласта. Сразу же сообщу, что стандартная ласта была не через чур действенным движителем из за собственной малой площади. Соответственно получалась малом и скорость «бега» с таким движителем.
Ну а передвигаться на лыжах с «веслами» возможно более удачно — скорость достигала 5 км/ч, другими словами была фактически такой же, как и у пешехода.
Лыжи-водоходы с переменной (по длине) плавучестью:
1 — форштевень (сосновый брусок 20х50 мм), 2 — киль (сосновый брусок 30х50 мм), 3 — шпангоуты (сосновая доска 20х200 мм), 4 — верхняя образующая (сосновая рейка 20х20 мм), 5 — крепление, 6— пенопластовое заполнение, 7 — весла (фанера толщиной 5…6 мм), 8 — ахтерштевень (сосновый брусок 20×50 мм).
Хочется подчернуть, что никаких палок с поплавками я при перемещении на лыжах не использую.
Теоретический чертеж поплавка.
На основании купленного опыта желаю сформулировать ряд условий к лыжам-водоходам.
1. Протяженность лыжи должна быть равна 3…4 м. Нужно делать их складными — это облегчит и упростит их перевозку.
2. Ширина каждой из лыж не должна быть больше 200 мм — в другом случае придется обширно расставлять ноги, что очень некомфортно для перемещения.
3. Обводы лыжи имеет суть делать максимально плавными, прекрасно обтекаемыми и по форме приближенными к байдарочным.
4. Водоизмещение каждой из лыж должно пара быть больше вес лыжника.
Ну, а сейчас подробнее о конструкции сделанных мною лыж-водоходов.
Любая из них является поплавкомс неравномерной плавучестью по длине; в хвостовой части закреплено по три «весла». Протяженность поплавка образовывает 3,5 м, большая ширина — 180 мм, высота в хвостовой части 600 мм. Полное водоизмещение каждой из лыж образовывает около 110 кгс.
направляться учесть, что лыжи-водоходы требуют собственного рода личной подгонки в зависимости от массы лыжника: водоизмещение каждой из них должно быть на 10…20% громадным, чем суммарный самой лыжи и вес лыжника.
Поплавок лыжи конструктивно представляет собой легкий древесный каркас, заполненный строительным либо упаковочным пенопластом с последующей оклейкой одним-двумя слоями стеклоткани. Подготовленные так поплавки шпаклюются, шепетильно вышкуриваются и окрашиваются.
На каждом нужно выяснить практическим методом ватерлинии: одна из них — рабочая, показывающая уровень погружения лыжи при приложении всего веса человека, и вторая — уровень при равномерной опоре лыжника на оба поплавка.
Так же фактически определяется самый рациональный уровень, на котором закрепляются «весла». Кстати, сделать их несложнее всего из 5…6 мм фанеры с последующей пропиткой тёплой окраской и олифой.
Думается, что мой опыт окажется нужным для тех, кто захочет сделать себе такие вот эргономичные лыжи-водоходы. Весьма интересно было бы определить вывод об этих лыжах у тех читателей «М-К», каковые воспользуются моими рекомендациями.
Мой адрес:
129081, Москва, Ясный проезд, дом 22, квартира 24.
Д. АВЕРЧЕНКОВ
Рандомные статьи:
3-Х ЭТАЖНЫЙ ДОМ ИЗ СКОТЧА — DIY
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
На данный момент соревнования по воднолыжному слалому для спортсменов второго разряда и выше проводятся только на монолыже. Каким же главным требованиям…
-
Четыре года не таковой уж громадный срок, но и за это время возможно сделать много увлекательного, в особенности в случае если взяться за работу с…
-
Prime world — один год в строю!
Prime World — один год в строю! Страно, как скоро летит время. Еще, казалось бы, совсем сравнительно не так давно мы только-только в первый раз ступили…
-
В третьем номере отечественного издания за 1968 год было опубликовано описание конструкции змея-гибколета для воднолыжников, созданного пионером этого…