Подобрать подходящий двигатель для аэросаней — задача далеко не несложная. Серийные двигатели по многим параметрам (в частности, по удельной мощности) не удовлетворяют самодеятельных конструкторов. Это и заставляет некоторых энтузиастов выбирать достаточно сложный, но верный путь — создавать моторы собственных конструкций, применяя детали и узлы серийных.
Редакция уже много раз предоставляла страницы издания конструкторам-любителям, говорящим о правилах проектирования двигателей, технологии их изготовления, Так, особенный интерес читателей позвала статья Ф. Кизелова («М-К» № 6, 1978 г.), в которой описывалась разработка изготовления оппозитного двигателя — мотора, имеющего последовательность преимуществ если сравнивать с двигателями вторых схем. Сегодняшняя статья А. Кожахметова из г. Троицка Челябинской области — о совершенствовании «оппозита».
На Троицкой муниципальный станции юных техников мы выстроили пара аэросаней и картов. Главный двигатель, что применяли, — тракторный пускач ПД-10. Что мы лишь не делали с этими моторами: и форсировали их, и спаривали, но желаемых результатов добиться так и не получалось.
Громадный вес, габариты, относительно малая удельная мощность, а у форсированных вариантов и неважный моторесурс. Пробовали увеличивать мощность, совершенствуя продувку, но и это не помогло.
Дело в том, что на подавляющем большинстве двухтактных двигателей впуском горючей смеси в картер руководит поршень.
Окно он открывает, не доходя 60—65° до верхней мертвой точки (ВМТ), а закрывает его спустя те же 60—65° по окончании ее прохождения. Так, фаза впуска симметрична довольно ВМТ, и с этим уже ничего не сделаешь, потому, что обоюдное положение поршня и кромок окна при ходе его как вверх, так и вниз одно да и то же.
Для улучшения же наполнения цилиндра смесью впуск нужно затевать за 130—140° до ВМТ, а завершать спустя 40—50°.
Рис.
1. двигателей и Фазы газораспределения (цифрами обозначены начало и: 1 следующие 2 — точки и финиш продувки (156°), 3 и 4 — конец и начало перепуска (120°), 5 и 6 — конец и начало впуска при управлении золотником (170°), 7 и 8 — конец и начало впуска при управлении поршнем (146°).
Рис. 2. Золотник.
И такие двигатели имеется — с дисковым золотником либо с лепестковым клапаном, управляющими впуском смеси.
Они взяли распространение только сейчас. Распределение посредством дискового золотника разрешает развить литровую мощность порядка 130 л. с.
Дисковый золотник, установленный на отечественный новый двигатель, представляет собой фигурную металлическую пластину толщиной 0,4—0,6 мм (сталь 65Г). Геометрически это два сочлененных круговых сектора разных радиусов с плавными переходами между ними.
Диск насаживается на шейку коленчатого вала и вращается в узкой щели, образованной левой крышкой золотника и половиной картера. В крышке и картере разделаны впускные отверстия, патрубок под карбюратор сварен из дюралюминиевых труб и прикреплен к фланцу крышки картера.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Трудится дисковый золотник следующим образом.
При вращении наступает момент отверстий выреза и совпадения диска в картере и крышке. Наряду с этим раскрывается доступ горючей смеси в картер из карбюратора. Длительность впуска определяется шириной выреза в диске. В отечественном двигателе фаза впуска образовывает 170°, но, по-видимому, оптимальный угол имеет суть подбирать умелым методом, другими словами неспешно увеличивать вырез в диске, в один момент замеряя тахометром обороты коленчатого вала двигателя.
Так возможно добиться оптимальной длительности фазы впуска, соответственно, и большого момента на валу двигателя.
На коленчатый вал золотниковый диск установлен через промежуточную втулку и фиксируется на ней гайкой. Сама же втулка посажена на левую шейку коленчатого вала и может перемещаться по ней в осевом направлении между крышкой золотника и стенкой корпуса.
Зазоры между крышкой и золотником и между корпусом и золотником должны быть в пределах 0,4—0,5 мм, регулируются они подбором соответствующих прокладок.
В случае если предполагается установка для того чтобы двигателя на летательный аппарат, где основополагающее значение имеет вес конструкции, то оптимальнееприменить магнето типа М-42. При применении мотора на наземном (водном) транспорте имеет суть применять или бесконтактное зажигание, или простое, с прерывателем.
В последнем случае возможно забрать две шестивольтовые катушки от мотоциклов «Ява» либо «ИЖ» и соответствующий генератор (к примеру, Г424 с реле-регулятором РР-330).
Рис. 3. Универсальный оппозитный двухцилиндровый двигатель КА-1 с золотниковым распределением.
А — конструкция золотникового двигателя в варианте с воздушным винтом:
1 — золотник, 2 — щеки коленчатого вала, 3 — подшипники правой опоры, 4 — шейка коленчатого вала, 5 — штифт, 6 — сегментная шпонка, 7 — гайка, 8 — винт, 9 — контровочный шуруп, 10 — гайка, 11 — стакан крепления магнето, 12 — шпонка, 13 — сальник, 14 — втулка с гайкой крепления золотника, 15 — подшипник левой опоры, 16 — крышка золотника, 17 — левая добрая половина картера, 18 — правая добрая половина картера, 19 — шпилька крепления двигателя, 20 — распорные втулки, 21 — сальник, 22 — втулка винта со шкивом привода генератора.
Б — установка многоручьевого шкива на двигатель:
1 — корпус прерывателя, 2 — шпилька крепления крышки золотника, 3 — шпилька крепления половин картера, 4 — многоручьевый шкив.
В — основные узлы и картер двигателя:
1 — правая добрая половина картера, 2 — левая добрая половина картера, 3 — патрубок, 4 — карбюратор 2926СБД («Ява»), 5 — магнето М-42.
Рандомные статьи:
Ремонт видеокарты ASUS GTX 1060, или мал золотник, да дорог!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Громадные неприятности время от времени появляются и из-за мелких подробностей. Забрать, к примеру, сервомеханизм, снижающий упрочнения на рычагах…
-
Маленький веломобиль для больших дорог
Мини-веломобиль, о котором отправится обращение, появился в казанской мастерской Эдуарда Стовбунского — конструктора веломобилей и любителя путешествий…
-
Золотниковый двигатель для карта
Со времени изобретения инженером Д. Циммерманом из ГДР плоского дискового золотника, управляющего впуском рабочей смеси в двухтактных двигателях,…
-
МЕЛОК ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ! Среди многоцелевых двигателей внутреннего сгорания, созданных читателями отечественного издания, до сих пор не виделось…