Маленький веломобиль для больших дорог

Мини-веломобиль, о котором отправится обращение, появился в казанской мастерской Эдуарда Стовбунского — конструктора веломобилей и любителя путешествий на них. Эдуард — участник фестивалей-смотров веломобилей «Золотое кольцо», проводившихся Столичным клубом энтузиастов биотранспорта (КЭБ) еще двадцать лет назад. С того времени он на различных моделях с мускульным приводом, созданных им самим, проехал по русским и зарубежным дорогам путь, практически что равный экватору Почвы.

Данный — самый «младший» веломобиль он создал в содружестве с выпускником казанского авиационного университета (КАИ) Денисом Силантьевым. Совместно они изготовили два умелых примера и… принесли их прямо за плечами в Тушино на фестиваль «Велоэкзотика-2006» так как «Денди» (либо «ДЕНЭДи» — от начальных букв имён авторов), весящий всего 19 кг, легко складывается до размеров 420x470x850 мм и переносится как портфель.

А через два месяца, в сентябре Эдуард снова привёз уже доработанный «Денди» и принял на нём участие в юбилейном тест-туре веломобилей. Миниатюрная педальная машина пробежала 820 км по Золотому кольцу России на равных со «взрослыми» конструкциями. Причём скорость в 25 — 30 км/ч на дороге для неё была не пределом.

Не считая необычной компактности, у веломобиля имеется ещё одна «изюминка» — уникальная подвеска задних опорных колёс. В качестве упругих элементов в ней использованы резиновые кольца, вырезанные из ветхих автомобильных камер. А их числом возможно регулировать «мягкость» подвески.

Мне довелось проехать на «Денди» в том пробеге хорошие две много километров и испытать огромное наслаждение от путешествия на этом минивеломобиле!

К тест-туру Столичного клуба энтузиастов биотранспорта «Золотое кольцо -2007» уже готовьсямаленькая серия веломобилей, взявших наименование «Денди-турист». Сейчас любой из этих мини-веломобилей имел возможность нести и небольшой (до двадцати килограмм) груз: палатку, туристское снаряжение, продукты.

Само собой разумеется, «Денди» рекомендован по большей части для дорог с хорошим покрытИем колёса маленького диаметра диктуют собственные условия. По в путешествиях выходного дня на этом мини-веломобиле возможно проехать несколько дюжина километров и по лесным дорожкам. Он неизменно возможно с собой: в автомобиле, автобусе, электричке.

Маленький веломобиль для больших дорог

Мини-веломобиль» «Дендн-турнст»:

1 — передний узел (на виде сверху крыло условно но продемонстрировано); 2 — задний узел; 3 — сиденье

Передний узел в сборе:

1 — шатун (2 шт.); 2 — щиток блока ведущих звёздочек; 3 — блок ведущих звездочек (z = 28, z2 = 38, z3=48); 4 — цепь первой ступени (t=12,7); 5 — тумблер передач; 6 — кожух цепи (полиэтиленовая трубка); 7 — успокоитель цепи; 8 — крыло (пластик); 9 — переднее ведущее управляемое колесо (усиленное 16 синцами, O305); 10 — трос тормоза; 11 — рычаг ручного тормоза, 12 — руль (велосипедный); 13 — манетка переключения передач; 14 — трос переключения передач; 15 — промежуточный вал со звёздочками z=18 и z=30; 16 — натяжитель цепи; 17 — кронштейн натяжителя цепи (сталь, лист s2 с отбортовкой); 18 — цепь второй ступени; 19 — втулка колеса с приводной (ведомой) звёздочкой z=19; 20 — клещевой тормоз; 21 — стойка крыла

Передняя полурама:

1 — втулка каретки (труба O43x3); 2 — подшипник 60104 (2 шт.); 3 — вынос каретки (труба O5Ох25х1,5); 4 — дуга (труба O20х1,5, 2 шт.); 5 — опора (труба 50х25х1:5); 6 — стакан шарнирного узла; 7 — клемма (велосипедная); 8 — крепления руля и ложемент установки (металлической лист s2); 9 — руль (велосипедный); 10 — тулка промежуточного вала (труба O20x1,5); 11 — щека (сталь, s3, 2 шт.); 12 — кронштейн крепления тумблера передач (сталь, лист s3); 13 — успокоитель цепи (сталь, лист s2); 14 — переднее колесо («ситуация»)

В базе конструкции «Денди» — трёхколёсная схема с «ломающейся» рамой.

Переднее колесо ведущее, задние — опорные. «Ломающаяся» же рама — это две шарнирно-сочленённые полурамы: передняя и задняя. За счёт её перелома производится управление веломобилем Материал рамы — металлические тонкостенные (1,5 мм) трубы: прямоугольные сечением 50×25 мм и круглые — диаметром от 22 до 30 мм. Все элементы полурам соединены электросваркой.

Веломобиль складывается из двух главных узлов: передней полурамы с рулём, приводом и ведущим колесом; задней полурамы с опорными их подвесками и колёсами и сиденьем, Сиденье же возможно выделить и в отдельный узел, потому, что оно съёмное и складное.

Передняя полурама — поворотная, конструктивно объединённая с приводом веломобиля и рулём. Состоит она из двух дуг, опоры и выноса.

К одной из дуг приварены кронштейн-втулка для оси промежуточного вала (проставки) со звёздочками и успокоитель ведущей цепи.

К переднему финишу выноса приварен корпус каретки, в котором на двух радиальных подшипниках 104-й серии монтируется пап каретки со стандартными шатунами К нему (выносу) приварен кронштейн для тумблера скоростей и крепится опора грязевого щитка ведущего колоса. Само колесо монтируется в двух щеках, приваренных снизу к дугам.

К заднему горцу передней полурамы приварены ложемент и клемма, фиксирующие руль. Нa руле справа установлена манетка переключения передач, а слева — ручка клещевого тормоза, сжимающего при действии обод переднего колеса.

Привод «Денди» цепной, двухступенчатый Ход цепи — 12,7 мм.

Все колёса — диаметром 12 дюймов (305 мм) собраны на простых втулках типа «Торпедо», из которых удалены тормозные барабаны. Лишь переднее колесо усилено дополнительными 16 спицами. На правом шатуне с плечом 170 мм имеется три ведущие звёздочки с числом зубьев 28, 38 и 48. Они и снабжают изменение передаточного отношения.

Механизм переключения передач — от велосипеда харьковского завода. Лишь он поделён на две части: натяжитель остался вблизи ведущего колеса на цели первой ступени и установлен на кронштейне, а тумблер закреплён на выносе около каретки.

Узел промежуточного вала с парой звёздочек и натяжитель цепи:

1 — дуга рамы; 2 — втулка; 3 — болт; 4 — накладка; 5 — прижимная втулка внутренней обоймы подшипника; 6 — малая звёздочка; 7 — проставка-вал; 8 — громадная звёздочка; 9 — полтинник; 10 — гайка; 11 — фланец; 12 — щёчка (2 шт.); 13 — звёздочка натяжителя; 14 — втулка натяжителя; 15 — пружина; 16 — эксцентриковый вал; 17 — винт; 18 — кронштейн натяжителя цепи

Задняя полурама:

1 — хребет (металлическая труба прямоугольного сечения размером 50x25x1,5): 2 — стойка колонки (велосипедная); 3 — ось маятников подписки (труба O27x3); 4 — втулка упругого элемента (труба O30х1, 2 шт.); 5 — держатель упругих элементов (труба O22x2): 6 — втулка (сталь труба 30); 7 — гайка М20

Задняя полурама с подвеской колёс:

1 — хребет; 2 — стойки шарнирного узла; 3 — маятник; 4 — упругий элемент

Маятник:

1 — корпус (металлическая труба 50x25x1,5, 2 шт.); 2 — стакан для установки маятника на ось (велосипедный); 3 — втулка для монтажа в маятнике штанги заднего колеса; 4 — гайка М8 для фиксирующего винта штанги; 5 — фиксатор штанги (винт М8); 6 — палец навески упругого элемента (труба 18×1,5, 2 шт.); 7 — заглушка (сталь, лист s2, 2 шт.)

Заднее колесо со крылом и штангой:

1 — крыло; 2 — заднее колесо; 3 — втулка заднего колеса; 4 — кронштейн крепления стойки крыла; 5 — ось: 6 —штанга; 7 — стойка крыла; 8 — хомут крепления крыла

Повышающие обороты две звёздочки (z = 18 и 30) смонтированы на промежуточном валу в форме проставки, которая через радиально-упорный шарикоподшипник 136104 посажена на трубчатую ось. Внутренняя обойма подшипника зажата гайкой и шайбой болта крепления кронштейна натяжителя цепи, а наружная — самими звёздочками.

Рабочая ветвь цепи пропущена через успокоитель и через предохранительную пластиковую трубку, закреплённую в нём.

Узел соединения передней и задней полурам подобен рулевой колонке передней вилки простого велосипеда и складывается из тех же подробностей. Отличается лишь укороченными стаканом (вварен в опору передней полурамы) и стойкой (ввёрнута в приваренную тайку М20 хребта задней полурамы).

База задней полурамы — трубчатый хребет.

Он сварен из ірубьі прямоугольного сечения размерами 50х25х 1.5 мм и складывается из трёх частей: передней наклонной, средней главной и задней вспомогательной. Между двумя последними частями вварена ось маятников подвески. Спереди хребет закрыт заглушкой, а позади к торцу приварен трубчатый держатель упругих элементов.

На хребте через две свободные маятниковые подвески с упругими элементами монтируются штанги с опорными колёсами.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
В корпусе каждого маятника, выполненною из такой же трубы, что и хребет, для его монтажа на полураме имеется стакан, а для кропления штанги опорного колеса в гулка и ещё палец для сотрудничества с упругим элементом.

Узел подвески маятника на раме такой же, как и узел сочленения обеих полурам.

Для фиксации внутреннего шарикового конуса на ось маятника наряжается с зазором распорная втулка. На эту же втулку и держатель натягивается упругий элемент, в виде комплекта резиновых колец шириной 40 мм, вырезанных из ветхих автомобильных камер. Палец маятника заводится под нижнюю ветвь и обхватывается снизу одним внешним кольцом, дабы сократить вольный движение подвески.

Штанга — труба диаметром 26 мм и длиной 204 мм, в которой установлена ось колеса с приваренной к ней опорой держателя заднего крыла. Ось запрессована в трубчатую штангу и дополнительно зафиксирована винтом. Втулка колеса смонтирована на оси через внутренний подшипник № 60203 (40x17x12 мм) и стакан на внешнем подшипнике №60101 (28x12x8 мм).

Финиш штанги колеса вставляется во втулку маятника и фиксируется в нём стопорным винтом, что вворачивается в приваренную к кожуху гайку и вводится в один момент в отверстия во штанге и втулке.

Сиденье — самая простая и одновременно с этим также достаточно уникальная часть веломобиля. Дуга его спинки, ограничитель и упор упора образуют треугольник, опирающийся на раму.

Потому, что одна из сторон этого треугольника (ограничитель упора) постоянно работает лишь на растяжение, конструкторы изготовили его из лёгкой, по прочной синтетической ленты. Такое техническое ответ разрешает складывать сиденье одним перемещением руки!

Основание сиденья выполнено из двух отрезков 2-мм дюралюминиевой полосы, скреплённых накладками посредством заклёпок. Оно смонтировано на хребте задней полурамы при помощи фигурной скобы и имеет возможность сдвигаться.

Через отверстия диаметром 16 мм в щеках скобы пропущена ось, соединённая с основанием сиденья двумя хомутами. На данной же оси размещаются две пары распорных втулок.

Узел заднего колеса :

1 — штата (дюралюминиевая труба O26x5, L=204), 2 — ось (сталь, круг 20); 3 — кронштейн; 4 — стойка крыла; 5 — подшипник 60203; 6 —втулка колеса со спицами; 7 — подшипник 60101; 8 — стакан (алюминий, круг 40); 9 — крепление прижимной шайбы; 10 — пробка(резина); 11 — прижимная шайба внутреннего кольца подшипника (сталь, sЗ); 12 — фиксатор оси (винт М5 с потайной головкой)

Шарнирно-поворотный (стыковочный) узел полурам:

1 — передняя полурама; 2 — задняя полурама (хребет); 3 — стойка шарнира (стойка задней полурамы); 4 — конус; 5 — шарики (2 обоймы); 6 — конус втулки (2 шт.); 7 — втулка; 8 — гайка-конус

Набор подробностей сиденья:

1 — дуга спинки (дюралюминиевая труба O19x1,5); 2 — упор спинки (дюралюминиевая труба O19х1,5); 3 — штанга (дюралюминиевая труба O22х 1,5); 4 — плетёнка; 5 — липучая лента; 6 — крепление штанг и дуги к оси (винт М4 с фигурной шайбой); 7 — кронштейн (2 шт., сталь, лист s2); 8 — ось (труба O18x1); 9 — основание сиденья (дюралюминий, лист s1,5); 10 — маленькая распорная втулка (труба O22х 1,5,2 шт.); 11 — сиденье (поролон); 12 — долгая распорная втулка (труба O 22х1,5, 2 шт.); 13 — скоба (сталь, лист s3); 14 — подкладная пластина (дюралюминий, лист s4): 15 — ограничитель упора; 16 — спинка (поролон)

За спиной турита веломобиль в сложенном виде

Узел крепления сиденья к раме

На торцах оси посредством фигурных шайб и болтов закреплены штанги, вовнутрь которых введены финиши дуги спинки сиденья. На дугу натянута «плетёнка» из сшитых синтетических лент.

По оси спинки к «плетенке» пришита, а к основанию сиденья приклеена «липучка» для крепления подушек. Сами подушки изготовлены из листового поролона (для основания) и «пенки» — коврика для туристов (для спинки). Обе упакованы в чехлы из неестественной кожи, на каковые также нашиты ленты-«липучки». Их сцепления вполне достаточно для удержания подушек в эргономичном положении

Сиденье регулируемое.

Его возможно передвигать на протяжении рамы: достаточно ослабить стопорный винт, а вместе с ним и пластину-упор. Высота спинки также изменяется: дуга фиксируется в штангах посредством винтов в нескольких положениях. А наклон спинки устанавливается трансформацией длины ограничителя упора.

У веломобиля «Денди» весьма простое, по успешное цветовое сочетание: задняя часть рамы, включая элементы подвески, покрашена порошковой эмалью тёмного цвета, а детали и привод сиденья — серебристым «металликом». Мелкий штрих — во все открытые торцы привода и труб рамы засунуты пластиковые декоративные заглушки.

Для складывания веломобиля «Денди» достаточно ослабить стопорные болты штанг опорных колос, высвободить от наружных резиновых колец подвески пальцы маятников и утопить штанги в маятники. Затем нужно развернуть заднюю часть рамы на 180 градусов — и веломобиль возможно убирать в портфель!

К новым «Тест-турам» самодеятельные конструкторы желают улучшить проходимость «Денди» за счёт применения увеличенных колёс.

Вот лишь удастся ли сохранить в этом случае неповторимую компактность веломобиля?

В. УЛЬЯНОВСКИЙ

Рандомные статьи:

7 Жутких и Загадочных Созданий, Заснятых на Видео


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Веломобиль для прогулок и дела

    На данный момент автомобильные «пробки» и смог стали главной проблемой не только мегаполисов, но и маленьких провинциальных городов. Развитие…

  • Веломобиль: пора в дорогу!

    В конце 70-х годов в прессе, в особенности в издании «Моделист-конструктор», большое количество писали о веломобилях. Были представлены конструкции…

  • Веломобиль для рекордов

    Термин веломобиль, обобщающий все колёсные транспортные средства на мускульной тяге, употребляется у нас с середины 1970-х гг. О веломобиле «Вита»…

  • Веломобиль для малыша

    Мысль сконструировать детский веломобиль появилась у меня не просто так. Дело в том, что все производимые на данный момент детские веломобили не лишены…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.