Письмо отечественного читателя В. Засядько натолкнуло на идея возвратиться к давешней идее о замене круглой ведущей звездочки велосипеда на эллипсную, что ведет к выравниванию крутящего момента, создаваемого упрочнениями велосипедиста при вращении педалей.Согласно точки зрения велотуристов, мысль заслуживает внимания, а воплощение ее в судьбу — не через чур трудоемко кроме того дома.Приводим советы В. Засядько по расчету эллипс-технологии и ной звёздочки ее изготовления.
По словам людей, эксплуатировавших велосипеды с эллипсными звездочками, при вращении педалей цепь непривычно провисает, что якобы может привести к ее соскакиванию.
В действительности цепь не провисает, а просто изменяет собственный положение в пространстве, причем четыре раза за один оборот шатуна. В следствии при определенных условиях (скорости вращения педалей, состояния дороги и без того потом) иногда начинаются ее резонансные колебания. Для исключения этого явления нужно установить на нижнюю горизонтальную трубу рамы велосипеда несложный роликовый успокоитель цепи.
Много лет у меня хранилась статья «Эллипс для двух колес» («Моделист-конструктор» № 7 за 1982 г.). И лишь сравнительно не так давно я реализовал эту идею, сделав для велосипеда эллипсную,вернее круглую, приближающуюся к эллипсной, звездочку. Отъездил два сезона и остался весьма доволен. Повысилась приемистость велосипеда, лучше «берутся» горки, меньше устаешь при езде на громадные расстояния.
Звездочку я прикрепил к уже имевшейся на велосипеде. Для повышения жесткости приварил к ней металлический лист меньшего размера. Болты соединения звездочек снабдил дистанционными втулками и законтрил шайбами с отгибкой.
Рис.1. Построение делительного овала:
R — радиус дуг перехода; z — радиус главных дуг; L — протяженность овала; М — ширина овала.
Рис. 2. Формирование зубьев звездочки.
Рис. 3. Обоюдное положение звёздочки и шатунов.
Рис. 4. Схема установки успокоителя цепи.
Число зубьев круглой звездочки принял равным 46 вместо предложенных в статье 48.
В этом случае сохранилось межцентровое расстояние. При езде цепь не смотря на то, что и изменяет величину провисания, но, однако, не слетает.
Желал бы кое-что уточнить. По приведенным в той статье размерам звездочку не сделать — не вписываются в делительный эллипс 48 шагов по 12,7 мм.
Вследствие этого привожу расчет для любого количества зубьев и более подробную разработку изготовления.
Расчет делительного овала
Данные: L — протяженность овала, М — ширина овала, t — ход цепи, z — число зубьев проектируемой круглой звездочки, z1 — 1,26 z — число зубьев на полной окружности, обрисованной радиусом R (условной звездочки).
Тогда В
В этом случае:
L= 1,7915R; М = 1,411R; z = R/1,88.
Все коэффициенты выведены при условии, что L= 1,27М.
К примеру, для t = 12,7 мм и z = 46 получаются следующие размеры: L = 210,3 мм; М = 165,6 мм; R = 117,4 мм; г = 62,11 мм.
Для t = 12,7 мм и z= 48 эти величины соответственно равны 218,6; 172,1; 122 и 64,9 мм.
Разработка изготовления звездочки
Начертить на плотной бумаге делительный овал.
Установить на штангенциркуле размер 12,7 мм.
Снять установленный на штангенциркуле размер чертежным измерителем с винтовой регулировкой.
Наряду с этим острие одной иглы поместить на нулевую риску шкалы, а острие второй — на первую риску нониуса.
Проверить измерителем — укладывается ли на начерченном делительном овале расчетное число зубьев. При необходимости скорректировать линию овала.
Пройти измерителем по контуру овала, сделав в чертеже проколы иглами.
Прикрепить чертеж к странице стали толщиной 1—2 мм и перенести метки на металл острозаточенным керном.
Снять чертеж и углубить полученные лунки керном. Просверлить по ним отверстия диаметром 2 мм. Данный металлический лист будет являться шаблоном в том случае, если необходимо изготовить пара звездочек.
На страницу стали толщиной 2—3 мм, из которого будет изготавливаться звездочка, перенести метки керном, намерено заточенным под отверстия в шаблоне.
Сделать засечки и накернить точки по линии вершин зубьев звездочки (рис. 2).
Просверлить отверстия по лункам делительного овала — сперва сверлом диаметром 2—3 мм, после этого — 8 мм.
Обрезать заготовку по точкам линии вершин.
Опилить зубья напильником.
Посредством новой (нерастянутой) цепи проверить правильность зубьев, обкатывая цепь около звездочки. При необходимости исправить зубья.
Прикрепить звездочку, сориентировав ее по отношению к шатунам, как продемонстрировано на рисунке 3.
В.ЗАСЯДЬКО, г. Харьков
Рандомные статьи:
Как изменить форму ногтей ОВАЛ — Natural Oval Nails
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
За два столетия со времен изобретения велосипеда каких лишь идей не появлялось по оснащению его разными двигателями: внутреннего сгорания,…
-
Первая публикация под таким заголовком показалась в «Моделисте-конструкторе» № 10’98. В ней обращение шла о новинках велосипедной техники от…
-
Не первый раз редакция публикует уникальные разработки по усовершенствованию велосипеда, создатель которыхизобретатель, инженер-конструктор Владимир…
-
Это очередная статья о новых вариантах применения велосипеда изобретателем В. М. Гавриловы — обитателем Железноводского района и посёлка Ставропольского…