Меняем круглую на овальную

Письмо отечественного читателя В. Засядько натолкнуло на идея возвратиться к давешней идее о замене круглой ведущей звездочки велосипеда на эллипсную, что ведет к выравниванию крутящего момента, создаваемого упрочнениями велосипедиста при вращении педалей.Согласно точки зрения велотуристов, мысль заслуживает внимания, а воплощение ее в судьбу — не через чур трудоемко кроме того дома.Приводим советы В. Засядько по расчету эллипс-технологии и ной звёздочки ее изготовления.

По словам людей, эксплуатировавших велосипеды с эллипсными звездочками, при вращении педалей цепь непривычно провисает, что якобы может привести к ее соскакиванию.

В действительности цепь не провисает, а просто изменяет собственный положение в пространстве, причем четыре раза за один оборот шатуна. В следствии при определенных условиях (скорости вращения педалей, состояния дороги и без того потом) иногда начинаются ее резонансные колебания. Для исключения этого явления нужно установить на нижнюю горизонтальную трубу рамы велосипеда несложный роликовый успокоитель цепи.

Много лет у меня хранилась статья «Эллипс для двух колес» («Моделист-конструктор» № 7 за 1982 г.). И лишь сравнительно не так давно я реализовал эту идею, сделав для велосипеда эллипсную,вернее круглую, приближающуюся к эллипсной, звездочку. Отъездил два сезона и остался весьма доволен. Повысилась приемистость велосипеда, лучше «берутся» горки, меньше устаешь при езде на громадные расстояния.

Звездочку я прикрепил к уже имевшейся на велосипеде.Меняем круглую на овальную Для повышения жесткости приварил к ней металлический лист меньшего размера. Болты соединения звездочек снабдил дистанционными втулками и законтрил шайбами с отгибкой.

Рис.1. Построение делительного овала:

R — радиус дуг перехода; z — радиус главных дуг; L — протяженность овала; М — ширина овала.

Рис. 2. Формирование зубьев звездочки.

Рис. 3. Обоюдное положение звёздочки и шатунов.

Рис. 4. Схема установки успокоителя цепи.

Число зубьев круглой звездочки принял равным 46 вместо предложенных в статье 48.

В этом случае сохранилось межцентровое расстояние. При езде цепь не смотря на то, что и изменяет величину провисания, но, однако, не слетает.

Желал бы кое-что уточнить. По приведенным в той статье размерам звездочку не сделать — не вписываются в делительный эллипс 48 шагов по 12,7 мм.

Вследствие этого привожу расчет для любого количества зубьев и более подробную разработку изготовления.

Расчет делительного овала

Данные: L — протяженность овала, М — ширина овала, t — ход цепи, z — число зубьев проектируемой круглой звездочки, z1 — 1,26 z — число зубьев на полной окружности, обрисованной радиусом R (условной звездочки).

Тогда В

В этом случае:

L= 1,7915R; М = 1,411R; z = R/1,88.

Все коэффициенты выведены при условии, что L= 1,27М.

К примеру, для t = 12,7 мм и z = 46 получаются следующие размеры: L = 210,3 мм; М = 165,6 мм; R = 117,4 мм; г = 62,11 мм.

Для t = 12,7 мм и z= 48 эти величины соответственно равны 218,6; 172,1; 122 и 64,9 мм.

Разработка изготовления звездочки

Начертить на плотной бумаге делительный овал.

Установить на штангенциркуле размер 12,7 мм.

Снять установленный на штангенциркуле размер чертежным измерителем с винтовой регулировкой.

Наряду с этим острие одной иглы поместить на нулевую риску шкалы, а острие второй — на первую риску нониуса.

Проверить измерителем — укладывается ли на начерченном делительном овале расчетное число зубьев. При необходимости скорректировать линию овала.

Пройти измерителем по контуру овала, сделав в чертеже проколы иглами.

Прикрепить чертеж к странице стали толщиной 1—2 мм и перенести метки на металл острозаточенным керном.

Снять чертеж и углубить полученные лунки керном. Просверлить по ним отверстия диаметром 2 мм. Данный металлический лист будет являться шаблоном в том случае, если необходимо изготовить пара звездочек.

На страницу стали толщиной 2—3 мм, из которого будет изготавливаться звездочка, перенести метки керном, намерено заточенным под отверстия в шаблоне.

Сделать засечки и накернить точки по линии вершин зубьев звездочки (рис. 2).

Просверлить отверстия по лункам делительного овала — сперва сверлом диаметром 2—3 мм, после этого — 8 мм.

Обрезать заготовку по точкам линии вершин.

Опилить зубья напильником.

Посредством новой (нерастянутой) цепи проверить правильность зубьев, обкатывая цепь около звездочки. При необходимости исправить зубья.

Прикрепить звездочку, сориентировав ее по отношению к шатунам, как продемонстрировано на рисунке 3.
В.ЗАСЯДЬКО, г. Харьков

Рандомные статьи:

Как изменить форму ногтей ОВАЛ — Natural Oval Nails


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Велосипед меняет форму #3

    За два столетия со времен изобретения велосипеда каких лишь идей не появлялось по оснащению его разными двигателями: внутреннего сгорания,…

  • Велосипед меняет форму #5

    Первая публикация под таким заголовком показалась в «Моделисте-конструкторе» № 10’98. В ней обращение шла о новинках велосипедной техники от…

  • Велосипед меняет форму

    Не первый раз редакция публикует уникальные разработки по усовершенствованию велосипеда, создатель которыхизобретатель, инженер-конструктор Владимир…

  • Велосипед меняет форму #4

    Это очередная статья о новых вариантах применения велосипеда изобретателем В. М. Гавриловы — обитателем Железноводского района и посёлка Ставропольского…