Сани с мотором для самых мелких. Перед тем как познакомить с предлагаемым ниже материалом, хочется напомнить маленькую заметку в № 2 отечественного издания за 1979 год — «Складные санки». По причине того, что создатель обеих конструкций одинаковый — отечественный читатель из Казани Э. Захаров. К техническому творчеству его подтолкнул миленький сынишка, которого каждое утро необходимо было возить в детский сад.
Простые санки из-за собственной громоздкости для путешествий с пересадками в транспорте не весьма годились, и Э. Захаров сооружает уникальные — складывающиеся, по типу прогулочных трость-колясок, пользующихся на данный момент громадной популярностью. Складные санки заинтересовали многих отечественных читателей, решивших изготовить такие же: эргономичные не только в пользовании, но и при хранении.
А сын тем временем рос — и папа конструирует ему новые, уже с мотором. В сущности, это самые мелкие из публиковавшихся нами мотонарт. Вот еще одно приятное подтверждение неписаного закона технического творчества: кто в один раз прикоснулся к нему — останется верным и активным его подвижником.
Весьма интересно: какая конструкция будет третьей?
Что она будет — мы сейчас уже уверены!
Конструкция создана под велосипедный двигатель Д-4. Она продемонстрировала хорошие ходовые качества, превосходно управляется, преодолевает подъем в 10—15°, развивает скорость 7—8 км/ч. По уплотненному снегу мотосанки везут кроме того взрослого человека.
Но потому, что вычислены они все же на «водителя» лет шести-восьми, управление ходом сведено к одной-единственной педали «газ — сцепление». При снятии ноги возвратная пружина ставит педаль в начальное положение — сбрасывает газ и отключает сцепление, что упрощает проблему управления для мелкого водителя. Но при запуске двигателя сохраняется возможность руководить «газом» независимо от сцепления. Двигатель запускается шнуром.
Мотосани, весящие 17—18 кг, складываются из следующих главных узлов: корпус, лыжи, двигатель, движитель, сиденье, органы управления.
КОРПУС представляет собой клепанную конструкцию из дюралюминиевых уголков и дюралюминиевого же страницы толщиной 1 мм. Корпус — несущий: на нем крепятся все остальные узлы.
ЛЫЖИ — кроме этого клепанное из страницы Д16Т толщиной 1 мм и дюралюминиевых уголков. На подошве каждой лыжи имеются два подреза.
ДВИГАТЕЛЬ — упомянутый Д-4, но с некоторыми доработками. Установлен шкив для зап/ска шнуром, прикреплены лапы из дюралюминиевых уголков для фиксации на корпусе перемещения и саней при регулировке натяжения цепи.
ДВИЖИТЕЛЬ, разумеется, самая трудоёмкая часть работ. Он складывается из гусеницы, переднего (ведущего) и заднего (натяжного) барабанов и двух опорных полозов.
Гусеница представляет собой замкнутое кольцо из резино-тканевой ленты толщиной 3 мм и шириной 135 мм, на которой болтами с потайной головкой закреплены грунтозацепы из уголков Д16Т размерами 15X15X155 мм с соответствующими по длине и ширине пластинами из нержавеющей стали толщиной 1 мм.
Грунтозацепы выступают с обеих сторон гусеницы на 10 мм.
Передний барабан — это дюралюминиевый пустотелый обрезиненный цилиндр O 56 мм, на котором установлены две металлические трехзубые звездочки для зацепления за выступающие финиши пластин грунтозацепов. На левой стороне барабана посажена кроме этого звездочка с 18 зубьями (от заднего колеса велосипеда) для ведущей цепи от двигателя.
Схема микромотонарт:
1 — движитель, 2 — корпус, 3 — сиденье, 4 — бачок, 5 — рулевая колонка, 6 — двигатель, 7 — лыжа, 8 — трос газа, 9 — трос сцепления, 10 — педаль, 11 — возвратная пружина, 12 — ведущий барабан (звездочка Z 18 не продемонстрирована), 13 — опорный полоз, 14 — натяжной барабан, 15 — гусеница, 16 — уголок грунтозацепа, 17 — подножная площадка, 18 — пластина грунтозацепа.
Задний барабан кроме этого дюралюминиевый пустотелый обрезиненный цилиндр O 75 мм.
Оба барабана установлены на подшипниках № 200 и вращаются на осях, закрепленных в корпусе. Подшипники с боков закрыты сальниками.
Опорные полозы корпуса изготовлены из текстолитовых пластин сечением 10X25 мм и находятся в нижней части вертикальных стенок корпуса. По ним скользят выступающие финиши грунтозацепов.
СИДЕНЬЕ — из двух фанерных щитов толщиной 4 мм, соединенных уголком, Они имеют две стойки для крепления к корпусу. На сиденье же устанавливается кронштейн рулевой колонки и бензобака; в качестве последнего употребляется пластмассовый флакон от шампуня. На его пробке закреплен и краник питателя.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ — педаль и руль. Для первого забран укороченный велосипедный руль от «Орленка». Он засунут в рулевую колонку из нержавеющей стали (труба 18X08), нижнем финише которой приварена сошка, соединенная тягами с качалками кронштейнов лыж.
Педаль — качалочного типа, складывается из двух рычагов. Первый руководит газом независимо от второго. При предстоящем нажатии на педаль включается сцепление.
Возвратная пружина оттягивает в исходное положение отпущенную педаль: наряду с этим «газ» переводится на «небольшой», а сцепление отключается.
Конструкция продемонстрировала себя в полной мере дешёвой для ребенка и достаточно надёжной.
Э.
ЗАХАРОВ, г. Казань
Рандомные статьи:
Мой фильм
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Каютный «мираж» -семейный катер
В то время, когда живешь на берегу громадного водохранилища с красивыми берегами, то грех проводить отпуск в чужих краях. Особенно привлекательно…
-
Совсем сравнительно не так давно подвесной лодочный мотор был в почете у туристов-водников. Но сейчас большинство водоемов стала недоступной для…
-
Из года в год все интенсивнее идет освоение труднодоступных районов страны, хранящих в собственных недрах неисчислимые достатки, такие нужные народному…
-
«Триумф»: комфорт плюс скорость
«Им не страшны преграды!» — под таким девизом отечественный издание пара лет назад начал публиковать описания конструкций самодельной вездеходной…