Пневмовоз без фантастики

Для перевозки громадных грузов по суше на расстояния в тысячи и сотни километров до тех пор пока еще не придумано метода лучшею, нежели железная дорога. На ее долю приходится у нас около двух третей всего грузооборота. И в девятой пятилетке строятся новые дороги, увеличивается грузоподъёмность и мощность подвижною состава.

Специфичны области применения у морского, речного, автомобильною, воздушного транспорта.

А для жидких и газообразных продуктов лучший вид «перевозок» — трубопровод. Перекачка нефтепродуктов и нефти по трубам увеличится за пятилетие более чем вдвое, а транспортировка газа возрастет приблизительно в 1,5 раза. Наша страна занимает ведущую плозицию в мире по освоению труб громадного диаметра.

Но, допустим, необходимо перевезти песок, гравий, щебень и другие стройматериалы из карьеров, где их добывают, либо портов на маленькие расстояния — на цементные фабрики, к примеру. Как быть, строить железную дорогу? Невыгодно. Воспользоваться автотранспортом? Но потому, что грузы насыпные и массовые, необходимы огромные самосвалы грузоподъемностью 150 т и более. Для таких великанов необходимы также особые — и весьма дорогостоящие — дороги.

А вдруг нужно вывозить стройматериалы либо руду из глубоких карьеров — котлованов? Воздушное пространство в них иногда так насыщен выхлопными газами, что нужны особые установки для проветривания.

Второй вариант, кроме этого требующий новых ответов, — вывоз добытой руды в условиях гор, в особенности зимний период, в завалы и снежные заносы. Добытая руда другой раз задерживается на рудниках, пока не появляется возможность ее вывезти.

Все это относится и к условиям севера нашей страны: тут тяжело трудиться транспорту, вычисленному и спроектированному, в неспециализированном-то, для работы в совсем иных условиях.

Значительной проблемой современных громадных городов делается вывоз мусора, бытовых отходов на мусороперерабатывающие фирмы. Много, тысячи машин заняты на этих перевозках, а ведь транспортные артерии города и без того перегружены!

«Лило-1» — действующая установка по перевозке строительных грузов в Шулавери под Тбилиси. В этих трубах на эстакаде движутся контейнеры.

Во всех этих и многих вторых случаях выходом из положения смогут стать… трубы.

Таковой транспорт обрисован в фантастической литературе; в различных государствах мира выполнено много проектов перемещения грузов по трубам.

…Движутся ленточные конвейеры, скрипят задвижки бункеров: щебень и гравий засыпаются прямо в трубы, идущие частью по земле, частью по эстакадам. Большой гравий транспортируется по трубам? Да, имеется такое направление в технике — перемещать сыпучие либо небольшие грузы по трубопроводам в потоке жидкости либо газа.

Но оно не взяло развития, потому, что наряду с этим очень сильно изнашивается сам трубопровод, да и затраты мощности тем больше, чем больше расстояние.

Ну а вдруг попытаться по-второму: в трубе перемещать не просто груз, а контейнеры на колесах, необычные вагонетки? В СССР уже выстроена первая в мире установка трубопроводного контейнерного транспорта.

Она предназначена для переброски сыпучих стройматериалов от карьера до завода бетонных изделий недалеко от посёлка Шулавери, в Грузинской ССР. По трубопроводу диаметром 1020 мм на расстояние более двух километров доставляются более чем 640 тыс. т стройматериалов в год.

Эту совокупность спроектировали совместно особое конструкторское бюро «институт» и Транснефтеавтоматика «Грузгипроводхоз».

А предшествовала этому долгая исследовательская работа. В СКВ «Транснефтеавтоматика», совершили расчеты, выстроили модель пневмотрассы из стеклянных труб диаметром 40 мм и длиной 25 м. На ней и испытывали все особенности работы будущей автострады.

А в то время, когда начальные эти были взяты, собрали вторую модель, вернее стенд: также из стеклянных труб, но уже диаметром 100 мм и длиной 250 м. Созданная конструкторами совокупность трубопроводного контейнерного транспорта стала называться «Транспрогресс».

В общем совокупность «Транспрогресс» совершенно верно соответствует высказанной выше идее: в трубопроводах движутся контейнеры на колесах — вагонетки. Они смогут быть единичные либо объединенные в составы.

В то время, когда контейнеры формируются в поезда, к ним присоединяются так именуемые пневмовозы — особые вагонетки, оснащенные уплотнительными манжетами, хорошо прилегающими к стенкам трубы. Профнастил, так, играет роль особенного поршня. Маленького перепада давления — всего 0,1 атм. — выясняется достаточно, дабы двигать состав из контейнеров на колесах весом 25 т. А перепад при подъеме с уклоном 6° — около атм.

В выстроенной вблизи Тбилиси совокупности пневмотранспорта состав контейнеров весит 25 т. Он складывается из шести вагонеток и двух пневмовозов, расположенных по финишам состава. Пневмовозы снабжены особыми уплотнениями, каковые всецело перекрывают поперечное сечение трубопровода и снабжают нужное тяговое упрочнение.

Рис.

1. Схема пневмопоезда:

1 — пневмовоз с манжетами; 2 — вагонетка-контейнер; 3 — трубопровод.

Перепад давления создается воздуходувками.

Скорость составов до 45 км/ч. Погрузочные и разгрузочные станции, стрелочные переводы, шлюзовые затворы, предотвращающие понижение давления, тормозные устройства, совершенно верно останавливающие тяжелые контейнеры в заданном месте, — вот главные звенья совокупности «Транспрогресс». Все выгрузки контейнеров и операции загрузки, управление их перемещением автоматические, контролируются диспетчером с центрального пульта.

Пневмотранспорт возможно с одной, двумя либо несколькими трубами — в зависимости от интенсивности работ. Трубопроводы возможно прокладывать под почвой, на земле, на эстакадах. А совокупность меньшего диаметра пригодна, к примеру, для внутризаводских транспортировок. может навешиваться на протяжении стенку и под потолками производственных строений, что избавляет от особых транспортных проходов в цехах.

Работа установок «Транспрогресс» не зависит от погоды; совокупность особенно действенна для применения в горах, на болотах, где второй транспорт или весьма дорог, или по большому счету неприменим.

Автострады пневмотранспорта мобильны — их возможно скоро разобрать, легко перевезти на второе место и опять собрать. Это весьма удобно для больших строек, куда нужно подавать песок, щебень, цемент н другие подобные стройматериалы.

Трубы смогут быть из самых разных материалов — металл, пластмасса, железобетон.

Колеса контейнеров-вагонеток покрыты слоем резины либо аналогичного ей эластичного материала, к примеру полиуретана. Исходя из этого износ трубы и ходовой части вагонов весьма незначителен. «А «двигатель» — воздушный поток — по большому счету неуязвим!

Значит, высока долговечность и эксплуатационная надёжность — до многих лет безаварийной работы — свойство, по отечественному времени только серьёзное. И еще одно, не меньше значительное: отсутствие шума. Это делает «Транспрогресс» только удобным для громадных городов. Возможно перевозить самые различные товары а также пассажиров.

И воздушное пространство в городах станет чище: пневматические дороги так как не выделяют вредных выхлопных газов.

Как следствие выступают и другие благоприятные изюминки нового вида транспорта. Все перемещаемые грузы надежно изолированы от окружающей среды: они упрятаны в контейнеры к тому же в трубу. Исходя из этого легко соблюсти при транспортировке условия технологические, гигиенические.

Людей для обслуживания установок «Транспрогресс» требуется весьма мало Производительность труда тут выше, чем на автомобильном транспорте, в 10—15 раз.

Вот такова в самых неспециализированных чертах работа советских ученых, конструкторов, рабочих и инженеров по созданию новой ифраструктуры. Она решалась на современном техническом уровне; пригодились и модели и ЭВМ.

И конечно же, не обошлось без изобретений. Примерно на 50 принципиально новых схем, узлов, механизмов выданы авторские свидетельства. Многие из них запатентованы и патентуются в Соединенных Штатах, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Италии, Канаде, Швеции.

Одним словом, «Транспрогресс» есть большим успехом советской изобретательской мысли, конструкторской смекалки, рабочего мастерства.

А что дальше? Линия пневмотранспорта под Тбилиси трудится надежно и прекрасно себя продемонстрировала. Значит, успех нужно развивать и закреплять, создавая новые установки. И такие проекты уже имеется.

Для Сталинграда спроектирована магистраль, где по двум трубам будет перевозиться 3 млн. т песка в год. Протяженность автострады 11 км, диаметр трубопровода — 1220 мм. Расчет говорит о том, что перевозка одной тонны песка на расстояние в один километр по трубопроводу в контейнерах обойдется дешевле, чем на автомобиле, в три с лишним раза. Так, капиталовложения окупятся менее чем за три года.

Рис.

2. Посадочная станция на линии пассажирского пневмотранспорта:

1 — платформа, 2 — дверь платформы, совпадающая с дверью поезда; 3 — выдвижное уплотнение тамбура. 4 — привод заслонки запасного трубопровода; 5 — заслонка запасного трубопровода на рисунке — в открытом положении; 6 — вспомогательный трубопровод (байпас). Он идет параллельно главному трубопроводу на промежуточных станциях.

Посредством заслонки воздушное пространство, толкающий вагон, переводится в байпас. Тогда поезд перестает испытывать давление воздуха и останавливается. Заслонка закрывается — байпас перекрыт, воздушное пространство опять давит на вагоны, состав двигается.

Такая же совокупность — для щебня и перевозки песка — спроектирована и строится в том месте, где уже имеется опыт эксплуатации аналогичных сооружений, — под Тбилиси. Но сейчас протяженность ее будет составлять 50 км: от карьера в Шулавери до завода бетонных изделий на окраине города. 50 км — это уже не опыт и не опытный образец, а действующая промышленная установка!

В середине прошлого года японская газета «Майнити» писала, что советская разработка трубопроводного контейнерного транспорта представляет собой лучшее ответ в «войне» с бытовыми отходами. Статья на эту тему показалась вследствие того что японские компании группы «Сумитото» закупили советскую лицензию на совокупность «Транспрогресс» с целью применять ее прежде всего для транспортировки мусора, сыпучих материалов и бытовых отходов.

Тяжело представить себе трудность и всю сложность данной неприятности. Ликвидация отбросов — это комплекс задач защиты внешней среды, санитарии, гигиены, экономики, техники. Кардинального ответа нет до сих пор. Во многих государствах используется вакуумная совокупность сбора бытовых отходов из мусоропроводов домов, поликлиник, столовых, детских и школ садов. Но эта совокупность, созданная в Швеции, не есть универсальной.

Радиус действия ее ограничен двумя-тремя километрами, а дальше — на мусороперерабатывающие фирмы — приходится возить отходы в машинах. А ведь задача содержится в том, дабы всецело исключить контакт людей с мусором и совсем высвободить муниципальные улицы от мусоровозов.

В социальном же замысле задача содержится в том, дабы быстро сократить число рабочих, занятых малопривлекательным делом — удалением и сбором мусора, перевоплотив их в машинистов, диспетчеров, экспертов по эксплуатации и ремонту механизированных транспортных совокупностей.

Вот данный круг задач и разрешает с громаднейшей (сейчас) полнотой решать совокупность «Транспрогресс». Уже выполнены технико-экономические расчеты по организации контейнерного пневмотранспорта бытового мусора в Москве.

Эффективность нового метода существенно превосходит все узнаваемые методы. А в Ленинграде совокупность «Транспрогресс» для этих же целей уже внедряется. 500 тыс. м3 отходов будет транспортироваться в контейнерах по трубопроводу диаметром 1220 м на расстояние 11 км.

Имеется все предпосылки чтобы внедрить новую совокупность для транспортировки зерна, создав разветвленную совокупность трубопроводов с полевых токов на элеватор. какое количество наряду с этим должно освободиться машин!

И как быстро снизятся утраты зерна, сейчас очень чувствительные.

А перевозка новым методом стройматериалов: песка, гравия, щебня, известняка, цемента — обязана при постройке больших сооружений: плотин, промышленных строений — обеспечить экономию десятков миллионов рублей, сейчас расходуемых на автотранспорт. Особенно громадное значение «Транспрогресс» может купить для освоения снова открытых сибирских нефтяных и газовых месторождений.

В болотах, где любой метр дается простому автомобилю а также трактору с большим трудом, где приходится чуть ли не на вертолетах возить самые простые стройматериалы, контейнеры, бегущие но трубам, окажутся неоценимым транспортным средством.

И расчеты это подтверждают.

А уголь, что возят в открытых полувагонах? А подача кормов в больших животноводческих хозяйствах? Пневмотранспорт обеспечит нужную гигиену, полную сохранность.

Большое количество возможно еще перечислять способов применения совокупности «Транспрогресс» в самых различных отраслях народного хозяйства. Но, пожалуй, самый эффективным будет применение се правил для организации муниципального пассажирского хозяйства. И таковой проект уже имеется — для Москвы. Его создали СКБ «Транснефтеавтоматика» совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением столицы.

Новый вид транспорта выбран вследствие того что он существенно дешевле метро и совершенно верно так же бесшумен, сохраняет внешнюю среду, не выделяет токсичных веществ. В качестве «стартового» участка первого в мире пассажирского пневмотранспорта выбран район подмосковного города Зеленограда. По причине того, что тут четко выражены жилые и направление и производственные зоны пассажирских потоков.

Автострада идет от ЖД станции последовательно через жилые районы и производственные территории.

Шестикилометровая автострада будет складываться из двух тоннелей сечением 3X2 м. Материал тоннелей — бетонные секции длиной 1,8 м. Автострада отправится и просто на поверхности, и по эстакаде, и с заглублением в землю. Она будет иметь 4 станции.

Пневмовоз без фантастики

Рис. 3. Так будет смотреться совокупность пассажирского пневмотранспорта в громадном современном городе.

Поезд будет складываться из нескольких— до десяти — вагонов, в любой из которых вмещается 125 пассажиров. Он сможет развивать скорость до 90 км/ч.

Кузов каждого вагона герметичный, цельнометаллический, несущий, имеет восемь дверей, две — в торцевых стенках. В переднем и заднем вагонах — кабины для водителя с устройствами управления.

На торцевых стенках установлены особые уплотнительные манжеты.

Пневматический транспорт по провозной свойству уступает лишь метрополитену и железной дороге. В Москве он может дополнять последний, осуществляя сообщение с аэропортами, территориями массового отдыха.

А в городах, имеющих устойчивые потоки пассажиров, пневмотранспорт может служить основным средством сообщения.

Р. ЯРОВ, инженер

Рандомные статьи:

TAEYANG — ‘눈,코,입(EYES,NOSE,LIPS)’ 0424 Fantastic Duo


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ротор-землекоп

    Конвейером под открытым небом возможно было бы по праву назвать комплекс самых разнообразных и необыкновенных автомобилей, созданных у нас за последние…

  • Dragon nest (обт)

    Dragon Nest (ОБТ) В нескончаемых битвах с монстрами на просторах самых различных игр показалась новая местность для сражений — Dragon Nest. Игра с…

  • Computex 2017 asus edition

    COMPUTEX 2017 ASUS Edition Привет приятели, с вами Андрей Сиротин и это КОМПЬЮТЕКС 2017, отправились! Да, как раз так я желал начать это видео, в котором…

  • Everquest next: превью и критический анализ

    EverQuest Next: превью и критический анализ EverQuest Next: превью и критический анализ EverQuest Next – та игра, о которой все уже знают годами, но это…