Мини-джип: тянуть, а не толкать!

Машины типа «джип» постоянно привлекали самодеятельных автоконструкторов собственной сильно выраженной функциональностью: как говорят, джип — это машина «по преимуществу». Ну и, само собой разумеется, незамысловатостью внешних форм и полным отсутствием поверхностей двойной кривизны — и, следовательно, простотой изготовления кузова из любого листового материала, вместительным внутренним пространством.

Словом, машина с видом внедорожника постоянно будет предпочтительной для тех, кто приступает к созданию собственного самого первого транспортного средства. Решил было и к создать автомобиль с кузовом как у внедорожника. Но при прорисовке автомобили оказалось, что незамысловатость ее внешних форм лишь кажущаяся и создать действительно уникальный кузов весьма и весьма сложно.

Все мои «дизайнерские» изыски приводили в итоге к появлению на ватмане автомобили очевидно кустарного вида. Было нужно в итоге обратиться к хорошим примерам, забрав в качестве базы известный «виллис» сороковых годов. И в действительности, мне ли, в неспециализированном-то, любителю в автодизайне, тягаться с специалистами, создавшими собственного рода эталонный вид этого транспортного средства.
Собственный автомобиль я собирался проектировать с самым широким применением агрегатов и узлов мотоколяски СЗД.

Сопоставление ее колеи и колеи «виллиса» распознало коэффициент пересчета размеров, по окончании чего на чертежной доске показались контуры моего автомобиля, фактически повторяющие в соответствующем масштабе контуры прототипа. Действительно, к моему громадному сожалению, сделать мини-джип масштабной копией «виллиса» не удалось: размеры колес, антропометрические параметры пассажиров и водителя, размещение на машине других агрегатов и двигателя — все это заставляло вносить все новые и новые коррективы в конструкцию.

В итоге оказался автомобиль, сделанный, в сущности, «по мотивам» легендарного внедорожника, что взял (возможно, пара необычное для таковой автомобили) наименование «Эльф-ТХ». Его-то я и желаю представить на суд читателей издания «Моделист-конструктор».

Пара слов о технических данных моего репликара (так именуют автомобили, копирующие внешние показатели древних машин). «Эльф-ТХ» — это четырех местная двухдверная машина.

Конструктивная схема — переднеприводной автомобиль рамной конструкции с расположенным спереди двигателем принудительного воздушного охлаждения рабочим количеством 350 куб. см. Кузов автомобили — комбинированный, древесно-железный. Передний и задний мосты мини-джипа фактически однообразны — и тот и второй сделаны на базе переднего моста мотоколяски СЗД. Передний мост внедорожника, действительно, существенно поменян, с тем дабы возможно организовать привод на передние колеса.

Как это оказалось — продемонстрировано на чертежах моей автомобили.

Рама автомобили складывается из четырех больших узлов: центрального, переднего, заднего и подрамника для крепления двигателя. Центральный и передний узлы рамы сварены из металлических труб диаметром 45 мм, задний — из труб диаметром 25 мм, подрамник — из металлических швеллеров 40×60 мм и металлических полос толщиной 3 мм.

Центральный, передний и задний узлы рамы имеют стыковочные узлы, позволящие посредством гаек и болтов сочленять их вместе с передним и задним мостами в единый узел, как это продемонстрировано на чертеже рамы. Подрамник, сваренный из деталей и стальных швеллеров, согнутых из листовой стали, устанавливается в передней части рамы на три стыковочные площадки — две из них находятся на переднем узле рамы, и одна — на центральном.

Монтаж подрамника осуществляется с применением резиновых прокладок, в какой-то степени уменьшающих влияние вибраций двигателя на раму автомобили.

Задний мост внедорожника представляет собой, как уже упоминалось, переделанный передний мост мотоколяски СЗД, что разрешило сделать машину с однотипной подвеской задних колёс и передних.

Передний мост — ведущий.

В сочетании с передним размещением двигателя такая компоновка продемонстрировала себя только успешной. Тут и более интенсивное охлаждение двигателя, и более рациональное применение количества автомобиля, и намного более надежное управление двигателем посредством маленьких и твёрдых тяг вместо тросов. Да и проходимость автомобили с передним приводом немного выше, чем у машин с ведущими задними колесами.

Привод от основной передачи на передние колеса осуществляется посредством карданных валов с шарнирами равных угловых скоростей, каковые были спроектированы с применением крестовин от рулевого вала автомобиля ЗИЛ-130.

Колеса кроме этого от мотоколяски СЗД, и единственное их отличие от штатных — расширенный на 40 мм обод, что разрешило улучшить проходимость автомобили.

Мини-джип: тянуть, а не толкать!

Рис.1. Переднеприводной мини-джип «Эльф-ТХ».

Рис.2. Компоновка мини-джипа:
1 — двигатель ИЖ-ПЗ с воздушным охлаждением, 2 — топливный бак емкостью 10 л (на базе алюминиевой канистры), 3 — зеркало (от мотоцикла «Урал»), 4 — рулевое колесо, 5 — правое переднее сиденье (продемонстрировано в откинутом вперед положении), 6 — левое (водительское) сиденье, 7 — пассажирский диван, 8 — запасное колесо, 9 — канистра емкостью 10 л, 10 — задний бампер, 11 — задняя часть рамы мини-джипа, 12 — глушитель, 13 — задний мост (на базе переднего моста мотоколяски СЗД), 14 — выхлопная труба, 15 — рычаг включения заднего хода, 16 — центральная часть рамы мини-джипа, 17 — рычаг переключения коробки передач, 18 — блок из трех педалей (газ—тормоз—сцепление), 19 — передний мост (на базе переднего моста мотоколяски СЗД и ступиц заднего моста), 20 — передняя часть рамы мини-джипа, 21 — подрамник двигателя.

Рис.3. Рама автомобиля:
1 — рамы и стыковки задние узлы кузова.(металлические пластины толщиной 4 мм), 2 — задняя часть рамы, 3 — стыковочный узел задней части рамы, 4 — задний мост автомобиля, 5 — стыковочный узел центральной части рамы, 6 — болт с шайбой и гайкой для стыковки центральной и задней части рамы, 7 — стыковочный узел задней части рамы, 8 — стыковочный узел центральной части рамы, 9 — продольные балки центральной части рамы, 10 — кронштейны крепления блока рукояток управления автомобилем, 11 — кронштейны крепления блока педалей управления автомобилем, 12 — подрамник для крепления двигателя, 13 — передний мост автомобиля, 14 — балки передней части рамы, 15 — передний бампер, 16 — стыковочный узел крепления подрамника, 17 — передний стыковочный узел центральной части рамы, 18 — стыковочный узел передней части рамы, 19 — косынка, 20 — поперечина для крепления подрамника, 21 — поперечина для крепления блока педалей.

А — устройство стыковочного узла рамы.

Рис.4. Кузов мини-джипа «Эльф-ТХ».

Каркас сварен из металлических труб диаметром 18 х 1,5 мм и труб прямоугольного сечения 18 х 36 мм (поперечины рамы ветрового стекла). Обшивка — фанера толщиной 4 мм, закрепленная на каркасе винтами с резьбой М5. Пол — из фанеры толщиной 10 мм.

Кузов «Эльфа» смешанной конструкции — со металлическим фанерной обшивкой и трубчатым каркасом. Для каркаса употреблялись трубчатые заготовки диаметром 16…20 мм с толщиной стены 1,5…2 мм. Сварка — газовая.

Для монтажа каркаса нужно применять несложный стапель, что является участкомровного пола с бережно вычерченной на нем плановой проекцией рамы. По мере подготовки элементов нижней части каркаса они закрепляются на полу и легко прихватываются сваркой друг к другу. Для фиксации элементов верхней части каркаса употреблялись древесные козелки, гвозди и мягкая вязальная проволока.

В ходе сборки проводился постоянный контроль геометрии и — при необходимости — рихтовка каркаса. Окончательная проварка швов осуществлялась маленькими симметричными «шажками»: шов на правой стороне — симметричный шов на левой стороне, и без того до окончательной готовности каркаса.

Всецело готовый каркас обшит фанерой толщиной от 4 до 6 мм.

Крепление ее на каркасе — винтами с резьбой М5 (головка — «потайная»). Для зашивки поверхностей с громадной кривизной фанерные заготовки нужно предварительно замачивать в воде.

Готовый кузов шпаклюется и обтягивается слоем стеклоткани по эпоксидной смоле, по окончании чего еще раз шпаклюется эпоксидной шпаклевкой, вышкуривается, грунтуется и окрашивается.

Практика продемонстрировала, что наряду с этим оптимальнеепользоваться алкидными автоэмалями, не требующими для сушки особых термокамер.

Съемная часть кузова кроме этого имеет трубчатый каркас с фанерной зашивкой боковин. Но по таковой технологии нереально отформовать обшивку крыши, которая является поверхностьюдвойной кривизны.

Дабы создать оболочку таковой формы, самодеятельные автоконструкторы, в большинстве случаев, пользуются дураками либо матрицами, создание которых есть задачей очень и очень трудоемкой (такая разработка значительно чаще употребляется при изготовлении маленькой серии из нескольких автомобилей). Для выклеивания же единственной крыши имеет суть воспользоваться упрощенной разработкой изготовления выпуклых поверхностей, о которой в свое время упоминалось в издании «Моделист-конструктор».

Повторю кратко кое-какие этапы данной любопытной технологии.

По окончании сварки каркаса съемной части кузова верхняя его рама — та, что есть периметром крыши,— затягивается полиэтиленовой пленкой и закрепляется на каркасе клеящей лентой-скотчем. Потом каркас переворачивается, и по пленке выкладываются маленькие лоскуты стеклоткани, пропитанные эпоксидным связующим.

Выкладку направляться затевать из условного центра крышевой панели и вести к периферии, прижимая выклеенный участок лоскутом полиэтиленовой пленки, а поверх него — горкой сухого речного песка Наряду с этим нужно все время осуществлять контроль кривизну поверхности крыши, определяемую силой тяжести и упругостью полиэтиленовой пленки, получая перераспределением песка по поверхности выклейки получения оболочки желаемой формы. По окончании отверждения эпоксидного клея пленка снимается — и крыша готова.

Ее остается лишь окрасить. При необходимости (в случае если крыша оказалась не хватает твёрдой) оболочка улучшается вклеенным изнутри кузова стрингером из древесной рейки сечением 20×20 мм.

Боковины съемной части кузова зашиваются фанерой совершенно верно так же, как это было сделано на основной его части — посредством винтов с «потайной» головкой.

Двери кроме этого имеют трубчатый каркас и фанерную обшивку.

Кузов изнутри оклеивается упаковочным либо строительным пенопластом, а после этого обтягивается неестественной кожей. Двери с внутренней стороны кроме этого заполняются пенопластом, а после этого зашиваются 3-мм искусственной кожей и фанерой.

Все три сиденья автомобиля самодельные, сваренные из металлических труб диаметром 20 мм. Каркас обтянут резиновой лентой, вырезанной из ветхой камеры грузовика, поверх ленты приклеен поролон, и после этого подушки обтянуты неестественной кожей. Правое переднее (пассажирское) сиденье закрепляется так, дабы его возможно было откидывать вперед для посадки пассажиров на задний диван.

Совокупность управления — автомобильного типа.

Рулевое управление типа СЗД, тормоза кроме этого мотоколясочные, гидравлические, с приводом на все четыре колеса. Справа от водителя смонтированы две рукоятки — тумблера включения и коробки передач заднего хода. Привод от них к соответствующим агрегатам — посредством твёрдых тяг. Твёрдой тягой соединяется кроме этого педаль выключения сцепления с соответствующим механизмом. Привод дроссельной заслонки карбюратора — комбинированный: трос и жёсткая тяга в боуденовской оболочке.

Электрооборудование «Эльфа» выполнено по типу мотоколяски СЗД. Фары — от мотороллера «Тулица», передние подфарники («поворотники») — от мотоцикла ИЖ, задние «габариты» в совокупности с «поворотниками» и стоп-сигналами — от ветхого грузовика. Как выяснилось, таковой набор световых устройств в полной мере соответствует виду прототипа моего мини-джипа — «виллиса».

Игорь КАРАМЫШЕВ, инженер

Рандомные статьи:

За кадром: «Ниссану» трактор не товарищ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мини-джип «пони»

    Так уж произошло, что автомобиль у нас делается все в меньшей степени транспортным средствам и все в большей — предметом роскоши. Его доступность для…

  • «Мини-валга»

    Приступая к постройке автомобиля, любой конструктор-любитель в первую очередь обязан четко представить себе, какими качествами будет владеть задуманная…

  • Грузовичок для мини-стройки

    Все работы на приусадебном либо дачном участке — это сочетание строительных, транспортных и чисто сельскохозяйственных работ. И в случае если для…

  • Мини-мокик

    Мини-мокики постоянно пользуются у мальчишек громадным успехом. И неспроста! Маленькие габариты, экономичность, современный внешний вид, красивые ходовые…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.