Описание микроавтомобиля «Минимакс», выстроенного инженером П. С. Заком («М-К» № 1 за 1975 г.), до сих пор завлекает любителей автоконструирования. Поток писем не заканчивается. Читателей интересует опыт эксплуатации «Минимакса», возможности его модификации в рамках новых требований ГИБДД.
Они просят поведать кроме этого об отдельных элементах конструкции, характерных вагонной компоновке, о предстоящем развитии данной схемы. На чаще всего повторяющиеся вопросы отвечает сам строитель автомобили.
Начну с наболевшего.
Чуть ли не каждый третий читатель требует одолжить чертежи, празднично давая слово вернуть их по окончании постройки автомобиля. И невдомек ему, что сделать набор технической документации на машину — дело целого конструкторского коллектива, что в самодеятельном творчестве в большинстве случаев ограничиваются эскизами, причем довольно часто понятными лишь самому автору, да и те в ходе изготовления выясняются время от времени ненужными, потому, что очень многое приходится доводить по месту.
Я считаю: той информации, что заключена в статье, вполне достаточно для того, чтобы воспроизвести оригинал, как сделали уже пара моих последователей.
Сейчас о том, какую эволюцию претерпел «Минимакс». В начальном виде он эксплуатировался пять лет. Практика продемонстрировала, что мощности двигателя «Планета-3» не хватает. Было нужно его форсировать (по большей части за счет карбюратора) до 20—22 л. с., но расход горючего увеличился.
Выявилась кроме этого недостаточная долговечность цепной передачи. Обезопасисть ее от дорожной грязи сложно, да и подходы к ней неудобные. В основном по данной причине «Планета-3» была заменена на силовой агрегат (двигатель плюс коробка передач) от автомобиля ЗАЗ-968 (30 л. с.).
Наряду с этим было нужно переделать и заднюю подвеску. Как она сейчас выглядит, продемонстрировано на рисунке 1. Базой силовой схемы помогает поперечная фигурная балка, которая в сочетании с двумя продольными элементами формирует твёрдую пространственную раму.
Рис. 1. Схема подвески задних колёс и силового агрегата:
1 — передний узел крепления силового агрегата, 2 — кронштейн крепления рычага подвески колеса, 3 — рычаг подвески колеса, 4 — продольная балка, 5 — пружина, 6 — амортизатор, 7 — стена, 8 — поперечная балка, 9 — задний узел крепления силового агрегата, 10 — силовой агрегат, 11 — рама автомобиля, 12 — борт.
Сравнивая два автомобиля, нужно подчернуть, что второй, что я назвал «Минимакс-2», стал значительно приемистее и экономичнее: расход бензина А-76 на шоссе в дальних поездках был 8,5 л на 100 км в то время, как форсированная «Планета-3» в таких же условиях сжигала около 10 л. Но хорошим словом вспоминаются отменная надежность и несравнимое с четырехтактными двигателями удобство зимней эксплуатации «Планеты» — разогрева ее фактически не требовалось.
Задняя подвеска С3А, использованная в «Минимаксе», трудилась превосходно, заменить ее подвеской с пружиной «Жигулей» было нужно лишь из-за несовместимости с силовым агрегатом «Запорожца». Но и новая конструкция ведет себя в полной мере удовлетворительно. Основной проверкой ее (и всей автомобили в целом) послужили неоднократные путешествия по каменистым дорогам Кавказа.
Приходилось и горные реки вброд преодолевать. Отдельные участки пути, непроходимые для автомобилей , были под силу лишь вездеходам и… «Минимаксу-2». Положительно проявлялась маленькая база и хороший дорожный просвет — клиренс.
В качестве недочёта, обнаружившегося по окончании модернизации, нужно отметить перегрузку резины задних колес: в «Минимаксе-2» долговечность покрышек размером 5,00—10 до 10—12 тыс. км (в «Минимаксе» она была порядка 20 тыс. км). Было нужно для задних колес сделать диски на 32 мм шире штатных. Это дало некий эффект.
Желаю предотвратить собственных последователей: использование шин 5,00—10 от мотоколяски ограничивает полный вес автомобили. А переход на следующий размер шин (от «Запорожца», «Жигулей» либо «Москвича») влечет за собой такие переделки, что получается уже совсем вторая машина.
Улучшена и передняя подвеска (рис.
2). Поставлены торсионы от ЗАЗ-965, за счет чего выяснилось вероятным уменьшить пружинную часть и вернуть штатные резиновые ограничители хода (раньше их было нужно срезать).
Рис. 2. Передняя подвеска:
1 — торсион ЗАЗ-905, 2 — верхний опорный узел, 3 — запасной пружина, 4 — нижняя опорная шпилька.
В «Минимаксе-2» использованы (с непринципиальными трансформациями) все элементы гидротормозной совокупности «Запорожца».
В приводе ручного тормоза не сильный место в большинстве случаев — тросы, их заделка, уплотнения и оболочка. Одновременно с этим добре словом вспоминается надежный привод тормозов С3А, где вместо тросов — совокупность тяг-и рычагов качалок. Исходя из этого по окончании долгого поиска удалось создать подобную совокупность (рис. 3). В ней нет растягивающихся элементов, она не испытывает недостаток в защите от грязи и легко регулируется.
не сильный местом выяснилось и заднее стекло из плексигласа. Аэродинамика кузова вагонной формы чревата загрязнением кормы. В «Минимаксе» органическое стекло от грязи скоро мутнело. Было нужно перейти на закаленное ветровое от С3Д.
Возможно было бы при жажде поставить и аэродинамический дефлектор либо стеклоочиститель с омыванием.
«Минимакс» имел съемную переднюю часть крыши. Казалось заманчивым кататься с открытым верхом. Но за годы эксплуатации крыша снималась всего пара раз — в жару оставаться без защиты от солнца не хотелось.
Да и передние форточки снабжали достаточное проветривание. Исходя из этого в «Минимаксе-2» крыша сейчас несъемная и остекление правой двери такое же, как и левой, — сдвижное.
Кузов «Минимакса» был обшит листовым винипластом с рисунком «под дерево» и оконтурен алюминиевыми профилями. Винипласт со временем покоробился, и машина утратила нарядность. При модернизации он был заменен на гетинакс с тем же рисунком.
Многие при воспроизведении «Минимакса» уменьшали площадь остекления. Получалось не всегда удачно. Простые формы вагонного кузова требуют ажурности верхней части, и уменьшать эту площадь направляться с опаской.
Рис.
3. Привод ручного тормоза:
1 — ручка тормоза, 2 — передняя уравнительная траверса, 3 — промежуточная тяга, 4 — уплотнитель, 5 — задняя тяга, 6 — задняя уравнительная траверса, 7 — сечение коробки передач.
Опыт последователей дает основаниепредостеречь кроме этого от недооценки трудоемкости постройки автомобиля вагонной компоновки.
Не все знают, что ходовая часть простых автомобилей со стандартным размещением узлов не хорошо вписывается в вагонную схему. Особенно это относится рулевого передней управления и увязки подвески с местом переднего пассажира и водителя. Не смотря на то, что новые требования ГИБДД разрешают расширить высоту самодельных автомобилей до 1650 мм, но поднятие центра тяжести небезопасно, любой сантиметр должен быть на счету.
Необходимо кроме этого признать, что комбинация двигателя воздушного охлаждения с кузовом, грамотным плоскими панелями, не снабжает низкий уровень шума в салоне. Тем, кого манят преимущества вагонной схемы, сходу нужно решить, готовы ли они для них жертвовать звуковым комфортом.
В целом конструктивные особенности и компоновка «Минимакса-2» удовлетворяют требованиям туристской автомобили.
В дальних поездках в ней в полной мере удобно на переднем сиденье размещаются двое: пассажир и водитель. Наряду с этим спальное место остается разложенным, а груз — расположенным в средней части кузова на полу.
П.
ЗАК, инижнер-конструктор, лауреат НТТМ
Рандомные статьи:
Раскопки динозавра набор ищем динозавра игрушка распаковка set for dinosaur excavation kit
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«Минимакс»: внутри больше, чем снаружи
АВТОМОБИЛЬ — ДЛЯ ЧЕГО? Вам нужен автомобиль? Какой как раз? Данный вопрос поднимается перед каждым, кто собирается купить машину заводского изготовления….
-
Багги — спортивный кроссовый автомобиль
Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического университета имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за…
-
В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…
-
Каждое воскресенье раскрываются ворота спортивной секции «Багги-ЭРМЗ». На заводской двор с характерным для мотоциклетных двигателей треском выезжают…