Начнем с «нуля»

Каждое воскресенье раскрываются ворота спортивной секции «Багги-ЭРМЗ». На заводской двор с характерным для мотоциклетных двигателей треском выезжают кроссовые машины — багги. Сейчас тренировка.

Ребят в данный сутки планирует больше всего, и каждому хочется попытаться силы перед ближайшими соревнованиями, поскольку руководить машиной посчастливится тому, кто продемонстрировал на тренировках отличных показателей и много потрудился при подготовке и создании автомобили к состязанию.

Ребятам по большей части 16-20 лет, многие из них увлечены техникой с 3-5-го класса и владеют завидной смекалкой. Занятия спортом для них до тех пор пока любимый вид досуга.

Но не так долго осталось ждать они закончат учебу, придут на производство, в армейские коллективы, и технические знания, практические и спортивные навыки, тренированность, купленные в спортивной секции, точно понадобятся в жизни. Опыт говорит: те, кто занимался техническими видами спорта, инициативны и трудолюбивы на производстве, о них в большинстве случаев говорят — «мастера на все руки».

Через отечественную спортивную секцию, основанную девять лет назад директором экспериментального ремонтно-механического завода (ЭРМЗ) В. А. Окунем, прошли десятки парней. Двое из них — учитель СГПТУ № 173 Александр заведующий и Трофимов гаражом в совхозе «Фрязево» Юрий Суходов — организовали спортивные секции в собственных коллективах и выступают в соревнованиях на сделанных собственными руками автомобилях.

Тем, кто также решил заняться изготовлением и конструированием багги и планирует деятельно принимать участие в спортивных соревнованиях, я и желал бы поведать об опыте работы отечественной секции, дать пара советов, с чего начать, и предложить для независимого изготовления несложную конструкцию кроссового автомобиля.

В первую очередь верно оцените собственные возможности. В «громадном» автоспорте громаднейшей популярностью пользуются багги с двигателями от серийных автомобилей .

По внутрисоюзной классификации — это 7-12-й классы особых кроссовых машин (СКА) — таково официальное наименование этих автомобилей. Для их изготовления нужны дорогостоящие агрегаты, наборы запасных частей, в большинстве случаев, очень дефицитных. Такими ресурсами располагают спортивные секции больших фирм, автозаводов. Юный секции соперничать с ними весьма тяжело.

Начнем с «нуля»

Рис. 1. Багги ЭРМЗ:

1 — огнетушитель, 2 — передняя подвеска, 3 — включение огнетушителя, 4 — горловина бензобака, 5 — выхлопная труба двигателя, 6 — рычаг задней подвески, 7 — кронштейн, 8 — пружина с телескопическим амортизатором, 9 — двигатель, 10 — рама, 11 — подголовник.

Рис. 2. Компоновка главных агрегатов:

1 — передняя подвеска, 2 — вал рулевого колеса, 3 — шайба рулевого вала, 4 — рулевое колесо, 5 — рама, 6 — двигатель, 7 — подрамник, 8 — выхлопная труба с глушителем, 9 — рычаг реверса, 10 — рычаг переключения передач, -11 — педаль кик-стартера (пунктиром продемонстрировано нерабочее положение), 12 — педаль тормоза, 13 — основной тормозной цилиндр, 14 — рулевой механизм, 15 — педаль управления дросселем карбюратора, 16 — щиток устройств, 17 — ролик троса кик-стартера, 18 — внешний шарнир задней подвески, 19 — проушины амортизатора, 20 — рычаг задней подвески, 21 — рычаг кик-стартера, 22 — задние кронштейны подвески двигателя, 23 — внутренний шарнир задней подвески, 24 — передний кронштейн подвески двигателя. (Часть симметричных элементов и деталей конструкции условно не продемонстрированы.)

Лучше, если вы начнете с «нуля» — багги нулевого класса.

При изготовлении мини-багги вы освоите работу на разных станках, овладеете рядом нужных навыков. На багги с двигателем рабочим количеством в 350 см3 начинающий спортсмен уже с 16 лет сможет постигать азы водительского мастерства, принимать участие в соревнованиях.

Перед тем как приступать к постройке автомобили, нужно организовать занятия в вашей секции, а секция — это в первую очередь коллектив.

Тяжело трудиться без нужного оборудования, деталей и материалов, но без товарищей, увлеченных тем же делом, легко нереально. оптимальнее , в случае если секция будет существовать при первичной организации ДОСААФ, спортивно-техническом клубе, при центре технического творчества молодежи, Доме пионеров, станции юных техников, где, в большинстве случаев, начальник — квалифицированный, заинтересованный в деле человек.

Он окажет помощь верно организовать рабочую мастерскую, отыскать детали и материалы для постройки автомобилей, и четко выяснит права и обязанности каждого и в изготовлении автомобилей, и в участии в спортивных соревнованиях.

Следующий вопрос жизни и смерти — техобеспечение секции.

Автомобильный спорт относится к числу технически сложных видов спорта, исходя из этого для независимого изготовления поддержания и машин их «в форме» нужно отдельное помещение, достаточно просторное для оборудования в том месте рабочей мастерской, хранения автомобилей, деталей и материалов. Мастерская должна быть оснащена слесарным верстаком с комплектом инструментов, ручной электродрелью, настольными сверлильным и заточным станками, сварочным аппаратом для электродуговой сварки и универсальным токарным станком.

Рис. 3. Рама:

1 — стапель, 2 — лонжерон, 3 — балка передней подвески, 4 — распорка, 5 — поперечная распорка панели устройств, 6 — косынка, 7 — трубы боковой защиты отделения водителя, 8 — дуга безопасности, 9 — стойка, 10 — задняя поперечная трубка, 11 — подкос, 12 — кронштейн внешнего шарнира рычага задней, подвески, 13 — верхняя проушина амортизатора, 14 — передний крон-штейн силового агрегата, 15 — педальная траверса.

Рис.

4. Рулевое управление:

1 — рулевое колесо, 2 — фланец, 3 — шайба, 4 — рулевой вал, 5 — вал ведущей шестерни, 6 — корпус рулевого механизма, 7 — зубчатая рейка, 8 — проушины крепления к балке передней подвески.

Не обращая внимания на большое применение в конструкции стандартных агрегатов и узлов, рамный остов автомобили самодельный. Главные несущие поперечная — дуги балка и элементы безопасности — изготовляются из металлической трубы диам.

35X2. В соответствии с требованиями ЦК ДОСААФ к кроссовым машинам, изложенными в «технических требованиях и Классификации к машинам, участвующим в соревнованиях» (КиТТ), она долита быть холоднотянутой с пределом прочности не меньше 45 кг/мм2. Таковой чёртом владеют высоколегированные стали типа 30ХГСА.

Но из-за трудностей, связанных со снятием остаточных напряжений в сварном шве, в практике при постройке кроссовых машин используют трубы из простых конструкционных сталей, но пара большего сечения — диам. 38Х2, помимо этого, они менее дефицитны. Для распорок, элементов и подкосов каркаса, не несущих больших нагрузок, применяют трубы сечением диам. 20X2.

На один автомобиль потребуется около десяти метров таких труб, отрезками не меньше 1 м. Косынки, кронштейны, ребра жесткости, подсоединительные ушки вырезают из металлического страницы толщиной 2 — 2,5 мм. А днище автомобили, перегородки водительского отделения, крылья и декоративные панели делают из страниц алюминиевых сплавов типа Д16, АМг6 толщиной 0,6-1,2 мм. На один автомобиль уйдет не более четырех страниц размером 1200X600 мм.

Предлагаемая конструкция багги нулевого класса всецело базируется на агрегатах мотоколяски С3Д: двигателе с подрамником в сборе, основной передаче и полуосях, передней и задней подвесках, рулевом механизме, тормозной системе и колёсах. Только в задней подвеске употребляются пружины и амортизаторы от мотороллера «Вятка».

Главным несущим элементом конструкции есть рама, сваренная из труб.

Для монтажа и сборки рамы на ней агрегатов нужно подготовить стапель — прямоугольный стол размерами 2000×600 мм, высота ножек — 1000 мм. Краской либо мелом на его поверхности наносят чертеж каркаса дна в натуральную величину и обозначают контуры монтируемых агрегатов и узлов. Таковой метод разрешает разместить их самый рационально, избежать трудноисправимых компоновочных неточностей. После этого все раскладывают на стапеле и соединяют трубами.

ушки и Кронштейны крепления приваривают к раме, предварительно подсобрав со своим узлом. При »том отпадает необходимость тщательней разметки их положения: достаточно установить сам узел в выбранном месте, а после этого только «прихватить» кронштейн к раме сваркой.

Из неотёсан большего сечения, диам.

35Х2 либо 38×2 выполнены дуги безопасности, установленные продольно, две стойки, трубы отделения и поперечная балка водителя — две продольные и три поперечные. Остальные элементы рамы — из труб сечением диам. 20Х2 мм. Стыки труб подгоняют напильником и ножовкой.

Переднюю подвеску в сборе приваривают к лонжеронам рамы так, дабы она была наклонена довольно собственного прошлого положения на 12° назад. Этим достигается больший наклон шкворня, что усиливает маневренность автомобили из-за склонения колес к центру выноса и виража пятна контакта за пределы колеи. Правда наряду с этим пара возрастают упрочнения на рулевом колесе, но клиренс передней подвески возрастает.

В рулевой механизм внесены маленькие трансформации.

Так как на багги он устанавливается в плоскости симметрии автомобили, рулевые тяги подсоединяются к ушкам зубчатой рейки с обеих сторон. Для этого ушко крепления пальца правой тяги отпиливают и приваривают иначе рейки. Рулевые тяги укорачивают, вырезая их среднюю часть так, дабы по окончании сварки расстояние между центрами рулевых пальцев составляло 400 мм и имелась возможность регулировки их длины в обе стороны.

Вал рулевого колеса приваривается к валу ведущей шестерни реечного механизма. На другой его финиш надевается вырезанная из металлической пластинки шайба, а после этого приваривается фланец крепления рулевого колеса. Присоединив к корпусу механизма крепежные проушины, целый узел в сборе монтируют на раму.

Разместив вал рулевого колеса, по продольной оси автомобили определяют положение проушин корпуса реечного механизма на верхней трубе передней подвески. Пластинчатая шайба рулевого вала, служащая ему верхней опорой, приваривается к середине горизонтальной распорки панели устройств.

Так как рейка косозубая, выставить ее ось параллельно поперечной оси автомобили не удастся, и, не смотря на то, что пара поменянная ориентация механизма мало нарушит геометрию привода, на управление автомобилем то заметного влияния не окажет.

Рычаги задней подвески устанавливаются на поперечную трубу каркаса через цилиндрические шарниры. Для этого применяют четыре кронштейна, каковые к внутренним шарнирам приварены (поверх трубы), а к внешним привинчены.

Для их крепления на финишах поперечной трубы делают пластинчатые опоры. Пружины с амортизаторами монтируют на автомобиль так. Амортизатор планирует с верхними и нижними проушинами, заготовленными из металлических пластин. Нижние привариваются к рычагам на расстоянии 230 мм от оси качания. Рычаги задних подвесок опускают на 20° ниже горизонтали и, максимально выдвинув штоки амортизаторов, определяют положение верхних проушин на стойке каркаса.

Нагрузки тут будут большие, исходя из этого их верхние кронштейны усиливают косынками.

Подрамник силового агрегата крепится на машине в трех точках: на высоком П-образном кронштейне в центре поперечной трубы и еще на двух, приваренных к задней поперечной трубке каркаса. Для точной установки их приварите к раме сперва передний, а заготовки задних приверните к подрамнику.

Закрепив подсборку в переднем кронштейне и выставив ее по продольной оси автомобили, определим места приварки задних кронштейнов.

Рис. 5. Рычаг задней подвески в сборе:

1 — стойка рамы, 2 — верхняя проушина, 3 — амортизатор с проушиной в сборе, 4 — нижняя проушина, 5 — рычаг задней подвески.

Рис. 6. Установка главного тормозного цилиндра:

1 — нижняя труба балки передней подвески, 2 — металлическая трубка диам. 14Х2, 3 — основной тормозной цилиндр, 4 — педаль, 5 — шток.

Рис. 7. Привод ножного кик-стартера:

1 — педаль кик-стартера, 2 — правый лонжерон рамы, 3 — трос диам. 3 мм, 4 — поперечная труба каркаса, 5 — ролик, 6 — пусковой рычаг.

Громадное значение для успеха в соревнованиях имеет рациональное размещение элементов управления.

От мотоколяски употребляются только включения переключения реверса и рычаги скоростей со собственными тягами. Три самодельные педали с тросовым приводом на дроссель и сцепление карбюратора установлены на поперечном уголке полика водительского отделения. Основной тормозной цилиндр крепится посредством приваренных горизонтально трубок на трубе переднего моста, исходя из этого педаль действует на его поршень прямым штоком.

Для запуска двигателя с места водителя установлен механический кик-стартар с тросовым приводом от дополнительной педали. Ее кронштейн приварен к правому лонжерону каркаса. Благодаря ножному пуску двигателя конструкция автомобили стала намного проще. С двигателя снимается не только стартер, но и генератор. А нужное для совокупности зажигания, стоп-звукового сигнала и сигналов электропитание снабжает маленькой аккумулятор.

Его также собирают из ветхого автомобильного. Для этого нагрузочной вилкой определяют три самые ёмкие банки и из них составляют облегченный аккумулятор — на 6 В.

Сиденье оптимальнеевыклеить из стеклопластика, но в случае если это тяжело, на первых порах отправится и сиденье от мотоколяски, снабженное подголовником: вертикальным перфорированным железным страницей, установленным между дугами безопасности. Рулевое колесо — уменьшенного диаметра, типа используемых на картах.

Необходимыми элементами безопасности являются огнетушитель и привязные ремни ОУ-5, монтируемый в передней части автомобили. Привод его включения выводится на переднюю часть левой дуги и обозначается знаком «Е». Это место должно быть доступно и снаружи и изнутри.

Завершив сборку автомобили, приступайте к ее отладке. Мощность стандартного двигателя мала, но резервы форсирования имеется. В первую очередь подберите проваренный и прекрасно отлаженный карбюратор, к примеру марки IKOY от мотоцикла «Ява-350». Добейтесь четкой работы совокупности зажигания, ненадежный вакуумный бензонасос замените диафрагменным, с механическим приводом.

Все тонкости доводки этого сложного агрегата перечислить тяжело.

Но если вы решили без шуток заняться автоспортом, вам постоянно помогут советом в отечественной группе Вконтакте либо на Facebook.

Рандомные статьи:

Elvin Grey – Начнем с нуля


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Багги — гонки без дорог

    Каждое воскресенье раскрываются ворота спортивной секции Багги-ЭРМЗ. На заводской двор с характерным для мотоциклетных двигателей треском выезжают…

  • Автомобиль-мечта

    В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…

  • Двуцикл

    «Тащить легче, чем толкать», — говорили древние. В действительности: что, в случае если ведущие и управляющие функции совместить в одном колесе и сделать…

  • Багги — спортивный кроссовый автомобиль

    Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического университета имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за…