Задумывая конструкцию мопеда, я ставил перед собой цель сделать ее эргономичной в эксплуатации для водителя любого возраста. Таким мопед у меня и оказался: легким в управлении на дороге с жёстким покрытием и на проселке, с регулируемыми по росту водителя седлом и рулём, устойчивым и тяговитым за счет переднего привода с неприхотливым двигателем направляться-6. О последнем достаточно заявить, что заводится он как самокат — с толчка.
Потому, что мопед рекомендован для эксплуатации по большей части на сельских дорогах, то его переднее колесо сделано не только ведущим, но и широким. Я применял колесный обод от мини-мокика (без тормозного барабана), одев на него покрышку пошире — от мотороллера «Тулица» (с размерами 4,00—10).
В ступице колеса просверлил сбоку четыре отверстия под болты крепления ведомой звездочки (z = 41,1 t = 12,7), снятой с заднего колеса отслужившего собственный срок мопеда марки ЗИФ. (Увижу в скобках, что для повышения скорости при постоянной езде по асфальту возможно на ведущее колесо поставить звездочку с меньшим числом зубьев.)
После этого взялся за изготовление моторной рамы, сочлененной в моей конструкции с передней вилкой (для краткости я назвал бы эту комбинацию «моторная рама — передняя вилка»). Так как комбинация несет на себе большое количество достаточно нагруженных агрегатов, я сварил ее из прочных водопроводных труб.
Моторная рама представляет собой простой отрезок трубы диаметром 27 мм, на одном финише которого приварене вилка крепления переднего амортизатора (амортизатор — от мотороллера «Вятка»), а второй финиш изогнут по радиусу для эргономичного размещения двигателя. На данной же трубе, между вилкой и двигателем, крепится катушка зажигания.
Компоновка всевозрастиого мопеда (двигатель Д-6, приводная цепь и катушка зажигания на продемонстрированы):
1 —руль с ручкой «газа», рычагом сцепления, кнопками зажигания и света (от мопеда «Верховина»); 2— топливный бак (от бензопилы «Дружба»); 3— фара (2 шт.); 4 — передний амортизатор (от мотороллера «Вятка»); 5— комбинация «моторная рама — передняя вилка»; 6 — переднее колесо (обод без тормозного барабана — от мини-мокика; покрышка 4,00—10 — от мотороллера «Тулица»); 7 — приводная звездочка (от мопеда ЗИФ; z = 41,1 t— 12,7); 8 — рулевая колонка (от мопеда «Верховина»); 9— главная рама; 10 — переднее крыло с брызговиком (сталь, лист s1; резина, лист s3); 11 —педаль тормоза; 12 — седло с держателем (от мопеда ЗИФ); 13 — задний амортизатор (от мотороллера «Вятка»); 14 — задняя вилка (от мопеда «Верховина», укороченная); 15—заднее колесо с тормозным барабаном (от мини-мо-кика); 16 — заднее крыло (от мини-мокика); 17 — задний фонарь; 18 — держатель заднего крыла
Перья передней вилки — из отрезков металлической трубы диаметром 21 мм. С моторной рамой они соединены четырьмя изогнутыми подкосами из отрезков трубы диаметром 16 мм. В отличие от правого пера, левое не касается моторной рамы, потому, что мало укорочено спереди, дабы не мешать работе приводной цепи.
Снизу к перьям приварены наконечники из листовой стали толщиной 4 мм для крепления колеса. Задние же финиши перьев расклепаны и рассверлены под диаметр болтов, шарнирно соединяющих комбинацию «моторная рама-передняя вилка» с рулевой колонкой. Правильнее — с ее горизонтальной частью, в качестве которой использована втулка шарнира задней вилки мопеда «Верховина».
Рулевая колонка также от «Верховины». Сверху она наращена отрезком трубы диаметром 21 мм, на котором расположена вилка для верхнего финиша переднего амортизатора и кронштейны крепления топливного бака (от пилы «Дружба») и руля (от «Верховины»), приваренные по окончании сборки колонки. На руле — ручка «газа», рычаг сцепления, зажигания и кнопки света.
Главная рама:
1 — передняя втулка (сталь, труба 34×2); 2— рулевая стойка (сталь, труба 40x28x2,5); 3 — окантовка платформы (сталь, полоса 20×3); 4 — лонжероны (сталь, уголок 25x25x4); 5 — сетка платформы (сталь, проволока d5); 6 — задняя втулка (сталь, труба 36×11); 7 — палец крепления амортизатора (болт М12); 8 — подпорка (сталь, лист s4); 9 — подседельная стойка (сталь, труба 40x28x2,5); 10 — гнездо седлодержателя
Задняя вилка (самодельный вариант):
1 — перо (сталь, труба 27×2,5,2 шт.); 2 — мостик (сталь, труба 27×2,5); 3 — петля крепления крыла (сталь, полоса 20×4); 4— ушко крепления амортизатора (сталь, полоса 36×4)
Главная рама собрана из нескольких подробностей. Силовая часть ее складывается из рулевой и подседельной стоек, лонжеронов, задней втулок и передней.
Стойки вырезаны из металлической трубы прямоугольного сечения и связаны между собой лонжеронами — металлическими уголками 25×25 мм. К ним приварены втулки: передняя при помощи переходника (отрезком такой же прямоугольной трубы) — к рулевой стойке, задняя — конкретно к лонжеронам.
Обе втулки выточены из отрезков металлических труб. Внутренний диаметр передней запланирован на рулевую колонку с капроновыми либо фторопластовыми втулками-подшипниками, а внутренний диаметр задней — на шпильку, служащую осью качания задней вилки.
Помимо этого, подседельная стойка имеет гнездо со стяжным винтом М10 для фиксирования седлодержателя на заданной высоте и палец крепления верхнего финиша заднего амортизатора (он, как и передний амортизатор, от мотороллера «Вятка»).
Между стойками силовой части главной рамы расположена платформа для ног водителя. Платформа сделана в виде сетки из переплетенных под прямым углом прутьев—отрезков проволоки диаметром 5 мм и окантована двумя металлическими полосами, приваренными к стойкам и прутьям.
Комбинация «моторная рама—передняя вилка»:
1,7— перья передней вилки (сталь, труба 21×2,5); 2,3,5,6 — гнутые подкосы (сталь, труба 16×1); 4 — моторная рама (сталь, труба 27×2,5); 8 — вилка крепления амортизатора (сталь, лист 30×3); 9— наконечник (сталь, лист s4, 2 шт.)
Рулевая колонка (самодельный вариант):
1 — колонка (сталь, труба 21×2,5); 2 — удлинитель (сталь, труба 26×2,5); 3 — втулка (сталь, труба 20×3)
Педаль тормоза (трос и пружина привода не продемонстрированы):
1 —главная рама мопеда; 2—педаль (от мотороллера «Вятка»); 3 — ось качания педали (болт М8)
Справа спереди на платформе находится педаль, связанная тросовым приводом с колодками тормозного барабана на заднем колесе. Последнее, в отличие от переднего колеса, имеет и другую покрышку — размерами 3,00—10.
Задняя вилка мопеда — от «Верховины». Вилка укорочена под колесо мини-мокика и к ее правому перу приварено ушко для крепления нижнего финиша заднего амортизатора.
Седло (от ветхого мопеда марки ЗИФ) — регулируемое по высоте: его держатель может легко перемещаться на протяжении подседельной стойки в гнезде и фиксироваться винтом в заданном положении.
Привлекает внимание то событие, что у моего мопеда отсутствует какой-либо багажник. Дело в том, что в нем нет необходимости: размеров платформы достаточно и для ног водителя, и для маленького груза. Кроме того, дополнительная масса на платформе фактически не воздействует на управляемость и устойчивость мопеда, потому, что находится достаточно близко к его центру тяжести.
С.ЛУСТЕ, Кировская обл.
Рандомные статьи:
Права на скутер и мопед. Будте внимательны и аккуратны
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
На X Всесоюзной семь дней науки, производства и техники для юношества и детей, проводившейся в январе 1983 года в столице Узбекистана, было собрано много…
-
Велосипедиста со стажем либо велотуриста тяжело переубедить в том, что имеется педальные автомобили лучше, чем его «Турист», «Спорт», «Спутник». Многие…
-
Неоднократно я уже пробовал собрать несложный эргономичный и малогабаритный микромотоцикл. Но по окончании испытаний и постройки нескольких таких…
-
С детства я грезил о чоппере, стильном и респектабельном мотоцикле, что будет с уверенностью ощущать себя на дороге и грациозно входить в крутые виражи….