Перелистывая подшивку «Моделиста» за 1975 год, я обратил внимание на статью в № 3 об автомобиле «Чебурашка», выстроенном юными техниками из Тбилиси. Машина понравилась, решил я и для собственных ребятишек сделать такую.
Но, забрав «Чебурашку» за базу, было нужно все же скомпоновать автомобильчик по-своему (рис. 1, 2), исходя из умения и собственных возможностей.
Рис. 1. Автомобиль «Мышонок»:
1 — рулевой бар, 2 — сиденье, 3 — воздухозаборник, 4 — фонари, 5 — передние «мигалки», 6 — фары, 7 — декоративная решетка, и кожух тросов управления.
Рис. 2. Компоновка автомобиля:
1 — педаль сцепления, 2 — рулевая колонка, 3 — рулевой бар, 4 — тормозная педаль, 5 — педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора, 6 — тормозной барабан, 7 — звездочка, 8 — регулируемые упоры тросов управления, 9 — дифференциальное устройство привода тормозных барабанов, 10 — фиксатор педали сцепления.
Раму двухместной автомобили, взявшей наименование «Мышонок», сварил из тонкостенных металлических труб. Передний мост (рис.
3) собрал из балки, двух поворотных узлов и проушин передних колес. Цапфы являются оси, подогнанные к шкворневой втулке под углом 98° и приваренные к ней. Поворотный рычаг выгнут из листовой стали толщиной 1,5 мм; к шкворневой втулке он крепится сваркой под углом 110°.
Кольца рулевых шарниров на финишах поворотных рычагов вырезаны из металлической трубы O 12 мм.
Шкворневые втулки снабжены медными опорными вкладышами, Через каковые пропускается шкворень, шарнирно соединяющий втулку с проушиной переднего моста.
Рис.
3. Передний мост:
1— проушина, 2 — шкворневая втулка, 3 — опорная втулка,4 — ось цапфы, 5 — подшипник 202, 6 — подшипник 201, 7 —гайка М12, 8, 15 — сальниковые шайбы, 9 — ступица колеса, 10—болт М8, 11 — диск колеса, 12 — шина В-25 3,5X5,13, 13 — шкворень, 14 — распорная втулка, 16 — поворотный рычаг, 17, 18 — балки рамы.
Ступицы колес — металлические, точеные. В каждой находятся по два подшипника (202 и 201), закрытых сальниковыми шайбами.
Ступица фиксируется на оси цапфы гайкой.
Между подшипниками засунута распорная втулка.
Диски колес планируют из половин, выдавленных из металлического страницы S=1,5 мм на токарном станке посредством ролика и оправки. (Подробнее об данной технологии возможно прочесть в «М-К» № 11, 1974 г.) Для крепления диска к ступице к последней приварены головками четыре болта.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Проушины переднего моста соединяются с балкой под углом 98°, наряду с этим шкворни наклонены назад на 12°.
Точность установки углов при сварке обеспечивалась применением распорок и шаблонов.
Задний мост скомпонован из ведущего (рис. 4) и ведомого (рис. 5) полумостов. База первого — металлическая трубчатая балка, к ней приварена подшипниковая опора. К опоре тремя болтами прикреплен тормозной диск.
Полуось проходит в балки полумоста; ступица, выточенная из стали, напрессована на хвостовик полуоси, а помимо этого, зафиксирована корончатой гайкой и шпонкой. На противоположный хвостовик полуоси с натягом насаживается и крепится тем же методом фланец ведомой звездочки. Сама звездочка (Z=30) вырезается из металлического страницы толщиной 3 мм и тремя болтами приворачивается к фланцу.
Рис. 4. Задний ведущий полумост:
1 — гайка М12, 2 — шпонка, 3 — ступица, 4 — болт М8 с цилиндрической головкой, 5 — болт М8, 6 — диск колеса, 7 — шина В-28 3,5X5, 8 — тормозной барабан, 9 — опорный тормозной диск, 10 — болт М6, 11 — подшипниковая опора, 12 — балка полумоста, 13 — ведущая полуось, 14 — подшипник 202, 15 — ведомая звездочка (Z=30), 16 — болт М6, 17 — фланец, 18 — гайка М12, 19 — шпонка, 20 — подшипник 201, 21 — подшипниковая опора.
Рис.
5. Задний ведомый полумост:
1 — шина В-28 3,5X5, 2 — диск колеса, 3 — болт М8, 4 — болт М8 с цилиндрической головкой, 5 — ступица, 6 — сальниковая шайба, 7 — гайка М12, 8 — полуось, 9 — подшипник 201, 10 — подшипник 202, 11 — тормозной барабан, 12 — опорный тормозной диск, 13 — фланец крепления тормозного диска, 14 — болт М6, 15 — балка заднего моста.
Ведомый (правый) полумост. База его — балка с приваренным фланцем для крепления тормозного диска.
Последний стыкуется с фланцем посредством трех болтов. Полуось колеса запрессована в балку полумоста н зафиксирована двумя сквозными заклепками. На оси находятся два подшипника — 202 и 201, причем подшипник 202 внешним кольцом запрессован в предварительно расточенное отверстие в тормозном барабане, а подшипник 201 — в отверстие ступицы, которая соединяется с тормозным барабаном тремя болтами.
Двигатель «Мышонка» от мотовелосипеда, типа Д-5.
Моторама (рис. 6) под двигатель сварена нз металлических труб внешним O 18 мм. Она складывается из передней опоры я задней стойки, к каким приделаны проушины, вырезанные из металлического страницы. К штатным узлам крепления двигателя болтами прикреплены кронштейны.
Предусмотрена регулировка натяжения цепи — болтом, он, упираясь в шпильку кронштейна, перемещает двигатель на протяжении прорезей в проушинах в вертикальном направлении. Карбюратор сопряжен с двигателем переходным патрубком, потому, что двигатель «завален» назад. Топливный бак емкостью 2 л находится под капотом.
Рис. 6. Установка двигателя:
1 — передняя опора моторамы, 2 — задняя стойка моторамы, 3 — гайка М8, 4 — передний кронштейн крепления двигателя, 5 — передняя проушина, 6 — карбюраторК-346, 7 — переходной патрубок, 8 — двигатель Д-5, 9 — задний кронштейн крепления двигателя, 10 — задняя проушина, 11 — гайка М8, 12 — балка заднего моста, 13 — регулировочный болт М6, 14 — лонжерон рамы, 15 — задняя поперечина рамы.
Рулевое управление (рис. 7).
Его основной узел — рулевая колонка с приваренной на финише рулевой сошкой, выгнутой из полуторамиллиметрового металлического страницы. С поворотными рычагами передних колес она соединяется тягами. Верхний финиш колонки заканчивается замкнутым рулевым колесом (труба O 12 мм). В том месте же находится рулевой бар с приборной доской.
Вращается рулевая колонка в двух текстолитовых подшипниках: первый установлен на передней балке рамы, а второй — на стойке. Оба закреплены металлическими накладками. Продольное смещение предотвращают упорные кольца.
Рис. 7. Органы управления автомобилем:
1 — рулевое колесо, 2 — рулевая колонка, 3 — корпус подшипника, 4 — упорные кольца, 5 — стойка рулевой колонки, 6 — рулевая сошка, 7 — рычаги педалей, 8 — сцепления и педали тормоза, 9 — уравнитель натяжения тормозных тросов, 10 — регулировочные упоры, 11 — передняя поперечина рамы, 12, 19 — корпуса подшипников, 13 — втулки крепления дублирующих педалей, 14 — кольца, 15 — втулка педали акселератора, 16 — педаль акселератора, 17 — вал тормозной педали, 18 — вал педали сцепления.
Для регулировки длины поперечной рулевой тяги предусмотрена резьбовая втулка.
Все рулевые шарниры имеют резиновые втулки. Угол поворота колес — 30°.
тормоза и Педали сцепления (рис. 7) — из металлических труб O 12 мм.
Валы педалей закреплены в текстолитовых подшипниках, установленных на передней лонжеронах и поперечине рамы. Педаль газа — трехмиллиметровая металлическая пластина, приваренная к втулке. Ее осью есть вал педали тормоза.
Тросы управления — мотоциклетные, с регулировкой резьбовыми упорами. Тросы привода тормозов соединяются с тормозными барабанами через уравнитель натяжения.
В машине предусмотрена установка дополнительных педалей для инструктора, для чего к валам педалей приварены металлические втулки.
Кузов автомобиля древесный. Я собирал его на клею и шурупах из 7-мм фанеры (обшивка), двух продольных реек и двух шпангоутов.
Снаружи оклеил стеклотканью на эпоксидной смоле с последующими шпаклевкой, окраской и грунтовкой нитроэмалью. Передние колеса изнутри закрыл брызговиками из листовой стали толщиной 1 мм. Сиденья изготовил из труб O 15 мм и фанеры, сверху они обтянуты искусственной кожей и поролоном. Предусмотрел кроме того регулировку положения сидений в зависимости от пассажира и роста водителя:продольное перемещение кресел по направляющим с фиксацией в выбранном положении стопорами.
Электроприборы автомобиля трудятся от батареи, собранной из двенадцати элементов «373», это и четыре фары (от велосипеда), и подфарники, и указатели поворотов (мотоциклетного типа), и стоп-сигнал, и звуковой сигнал.
Приборная доска, на которой смонтированы спидометр, выключатели мигалок и фар поворота, контрольные лампы и кнопка сигнала, установлена в рулевом баре. Корпус последнего выклеен на болванке из папье-маше с последующим усилением поверхности стеклотканью.
кузов и Рама автомобиля соединены между собой четырьмя резьбовыми шпильками, так что для расчленения автомобили достаточно отвернуть четыре барашковые гайки, отсоединить топливопровод и электроразъем.
Напоследок добавлю, что начал работу над автомобилем во второй половине 70-ых годов XX века, закончил в 1979-м. Суммарное время, затраченное на постройку (не считая токарных работ), около 380 часов.
Автомобильчик оказался, как мне думается, прочным, по крайней мере, за период эксплуатации никаких проблем с ним не случалось.
В. ВЕСЕЛОВ, живописец-оформитель, лауреат НТТМ-74, г. Xолмск, Сахалинская обл.
Рандомные статьи:
Мышонок Пик | Советские мультики сказки для детей
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«Пионер» — карт для начинающих
Карт класса «Пионер» — самый мелкий из спортивных гоночных машин. Рабочий количество его двигателя всего 50 см3. Такие карты строят для гонок, в которых…
-
Раму двухместной автомобили, взявшей наименование Мышонок, сварил из тонкостенных металлических труб. Передний мост (рис. 3) собрал из балки, двух…
-
С течением времени интерес к веломобилям — этому экологически чистому и нужному для здоровья виду транспорта — то затухает, то разгорается с новой силой,…
-
В «М-К» № 3 за прошедший год в качестве анонса была опубликована маленькая заметка об этом тракторе. Как сообщалось, трактор я собрал в 2010 году, и не…