Отечественное домашнее транспортное средство — трехколесный велотандем «Бродяга» — спроектировано мной для велопоходов. От подобных конструнций его отличает отсутствие необратимых доработок в базисных велосипедах, на базе которых создан велотандем; простота изготовления дополнительных деталей и узлов, благодаря которым пара стандартных автомобилей преобразовывается в трехколесный трейлер, и высокая надежность «Бродяги», проверенная твёрдой эксплуатацией на дорогах России.
Как и все тандемы, отечественный кроме этого имеет меньший если сравнивать с парой простых велосипедов Сх — коэффициент лобового сопротивления и, как следствие, меньшую чувствительность к встречному воздушному потоку. Все это разрешает без особенного труда в течение 4…5 часов поддерживать крейсерскую скорость около двадцати километров/ч (до семи километров/ч на подъемах и до 80 км/ч на спуснах).
Для возобновления перемещения, как показал опыт, достаточно всего двух-трех часов отдыха, не смотря на то, что отечественный домашний экипаж не отличается высокими крепкими качествами.
В конструкции «Бродяги» заложена возможность стремительной (не более 15 секунд!) разборки и сборни тандема, что очень комфортно при транспортировке велотрейлера в публичном транспорте, на переправах и при хранении.
Все началось с того, что я купил «Каму» — эргономичный и надежный складной велосипед, благодаря которому осваивал навыки велотуризма, а позже начал совершать достаточно регулярные междугородные рейсы. После этого в отечественной семье показался второй велосипед, и вот тут-то и начали появляться мысли о двухместной машине, каковые неспешно оформлялись в виде необычного техзадания для самого себя.
Работа по созданию «Бродяги» шла параллельно с эксплуатацией велосипедов, никак не мешая ей.
Наоборот, опыт, купленный нами на шоссе, деятельно помогал при формировании планов.
Схема соединения двух велосипедов в один достаточно несложна и напоминает ту, что употребляется в городских автобусах-гармошках либо грузовиках-трейлерах. В сущности, это шарнир с двумя степенями свободы. Создание его упрощалось тем, что в качестве горизонтальной части сцепки употребляется рулевая колонка ведомого велосипеда.
Действительно, сначала меня смущало то, что она не вертикальна, а отклонена назад на угол в 20°. Теоретизировать на тему о том, как воздействует данный угол на поведение сочлененной трехколесной автомобили, возможно было бы продолжительно, но решение имело возможность прийти лишь в следствии практической проверки работоспособности для того чтобы узла.
Оказалось, что управляемость вело-трейлера с таким шарниром имеет собственные особенности, но не так уж значительные, и приноровиться к ним вероятно в первой же поездке.
Нужно заявить, что компоновки, подобные «Бродяге», мне и раньше доводилось встречать на страницах изданий и в телепередаче «Это вы имеете возможность». Но несовершенство таких автомобилей посоветовало пути поиска новых технических ответов, каковые в итоге воплотились в отечественном варианте.
Рис.
1. стыковочный модуль:
1 — и Компоновка, 2 — стыковочная вилка, 3 — контейнер для аптечки и НЗ, 4 — фляга для питьевой воды емкостью 1 л, 5 — детское сиденье, 6 — мягкая панель. 7 — плюсовой вывод бортовой батареи.
Рис. 2. Стыковочный модуль:
1 — рама, 2 — ось, 3 — подшипниковая чашка (от каретки велосипеда «Кама»), 4 — подшипниковый конус (от каретки велосипеда «Кама»), 5 — подшипник (шарики « 6 мм в сборе с сепаратором — от велосипеда «Кама»), 6 — особая шайба с усом (от велосипеда «Кама»), 7 — гайка с резьбой М18 х 1 дав. (доведенная до толщины 2,5 мм гайка от узла каретки велосипеда «Кама»), 8 — кольцо (согнуто из проволоки АМг6 а 3 мм по посадочному диаметру подшипниковой чашки поз.
3), 9 — крышка (употребляется полиэтиленовая крышка под молочную бутылку), 10 — гайка с резьбой MIO х 1 (употребляется гайка крепления заднего колеса велосипеда «Кама»), 11 — винт с резьбой М5,12 — шайба, 13 — опорная шайба (полиэтилен), 14 — винт с резьбой М4, 15 — гайка с резьбой М4, 16 — прокладка толщиной 3 мм (листовой поливинилхлорид), 17 — элемент типа «373», 18 — электропроводка (неспециализированный вывод + 4,5 В отводится от центральной прокладки — «пятачка» nol 21), 19 — электропроводка (соединена с «массой»), 20 — шайба (от узла фиксации подседельной трубы велосипеда «Кама»), 21 — центральная прокладка — «пятачок» батареи элементов «373» («нержавейка» толщиной 0,8 мм), 22 — винте резьбой М5 (латунь), 23 — крышка (донышко от футляра «Сухое горючее»), 24 — электрододержатель (часть футляра для применения элементов «343 вместо элементов «373»), 25 — пружина, 26 — заглушка (полиэтиленовая крышка от тюбика зубной пасты).
Рис.
3. Рама стыковочного модуля:
1 — каретка, 2 — хребтовая труба (42 х 1 мм, L — 370 мм, материал 12Х18Н10Т), 3 — кронштейн, 4, 6 — правая и левая стойки (перья передней вилки велосипеда «Кама»), 5 — вкладыш (лист толщиной 3 мм, материал 12Х18Н10Т).
Рис. 4. Стыковочная вилка:
1 — кронштейн, 2 — страховочная втулка, 3 — опорная шайба, 4 — вкладыш, 5 — вал шарнира сцепки (труба передней вилки велосипеда «Кама»), 6 — подшипниковый конус (нижний подшипниковый конус рулевой колонки велосипеда «Кама»).
Размер «С» предварительно замеряется на модернизируемой вилке перед снятием конуса.
И еще: я неоднократно виделся с теми, кто желал бы выстроить подобную моему тандему машину, но не решаются на это, опасаясь за кажущуюся недостаточной жесткость составного велотрейлера, и за устойчивость его при перемещении. Но долгая эксплуатация «Бродяги» продемонстрировала, что эти его параметры в полной мере удовлетворительны.
Хотелось бы предотвратить тех, кто при создании для того чтобы рода автомобили пробует идти по линии мельчайшего сопротивления, располагая шарнир на серийном вело-багажнике. Подобное ответ представляется более чем вызывающим большие сомнения, и вряд ли так возможно создать жизнеспособную и надёжную машину.
Предлагаю велосамодельщикам достаточно подробные чертежи дополнительного оборудования, благодаря которому несколько велосипедов типа «Кама» возможно легко перевоплотить в трехколесный велотан-дем.
Высказываю надежду, что мысль эта заинтересует и промышленность, которая в полной мере имела возможность бы наладить серийный выпуск для того чтобы рода сцепных устройств.
При создании велотрейлера имейте в виду, что указанные в подрисуночных автографах марки конструкционных материалов не являются неоспоримыми — я делал подробности из тех материалов, что выяснялись в тот момент под рукой.
Учтите к тому же, что узлы «Бродяги» на 60% складываются из стандартных велосипедных элементов, каковые возможно купить в магазинах либо ве-лоремонтных мастерских.
Как уже упоминалось, базой велотрейлера есть стыковочный модуль, складывающийся из трубчатой рамы, пары стоек (доработанные перья передней вилки велосипеда «Кама»), каретки, кронштейна и стыковочной вилки.
Все эти элементы продемонстрированы на представленных тут чертежах и, как думается, не требуют особенных конструкторских и технологических комментариев.
В качестве дополнительного оборудования для велотрейлера могу советовать маленький закрытый багажник, в котором комфортно располагать аптечку, продуктовый НЗ и флягу с водой емкостью 1 л. Он же помогает и как дополнительное детское сиденье.
Игорь ПИЧУГИН, Оренбург
Рандомные статьи:
S.T.A.L.K.E.R — COP: Как помочь монолитовцам ||способ 1-й||
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
История создания вездехода достаточно продолжительная. Сперва начал приспосабливать для передвижения по отечественному распутью «Ниву-2121» — поставил её…
-
Квадроцикл сделан из тою, что было в гараже. По большому счету при постройке старался применять как возможно больше запчастей от отечественных машин. да…
-
Преимущества веломобиля если сравнивать с велосипедом всем известны. Перво-наперво — это устойчивость, а благодаря ей и комфортность (не смотря на то,…
-
Складным велосипедом сейчас никого не поразишь. Но его габариты кроме того в сложенном виде громадны, и хранить его дома, а тем более транспортировать в…