(Продолжение. Начало смотрите в № 2—4, 1973 г.) И без того, настало время приниматься за шитье «нижней юбки» отечественного катера, монтировать двигатели и заниматься доводкой всех механизмов управления. Это самый увлекательный этап работы! Главное назначение «нижней юбки» — формирование воздушного потока под дном катера для подъемной силы, разрешающей ему «парить» над поверхностью дороги и перемещаться посредством маршевого двигателя.
«Юбка» есть собственного рода упругой прокладкой между дном катера и дорогой. Эта прокладка должна быть достаточно эластичной, дабы хорошо прилегать к поверхности, над которой движется катер, и одновременно с этим преодолевать достаточно серьёзные препятствия. Существуют разные варианты конструкции эластичной «юбки» (рис. 1).
Выбор самая подходящей из них зависит от того, в каких условиях будет эксплуатироваться катер: лишь зимний период либо в различное время года и т. д.
Мы остановились на конструкции «юбки», условно названной «надувным мешком» (см. рис. 1). Она снабжает катеру достаточно высокую скорость, высоту подъёма и хорошую устойчивость, достаточную для преодоления препятствий порядка 10—15 см.
Такая «юбка» менее эластична, чем остальные, продемонстрированные на рисунке 1; благодаря этого она стремительнее изнашивается и требует более прочного материала, но для передвижения по льду, густой траве и спокойной воде есть наилучшей.
Рис. 1. Три несложных типа «нижних юбок»:
А — так именуемое «покрывало», которое удерживается на месте посредством шнурка; Б — по форме напоминает «колбасу» из синтетической ткани.
Через нее воздушное пространство направляется под дне судна через бессчётные отверстия, количество которых может доходить до нескольких сотен. Ткань «юбки» имеет низкий коэффициент трения, громадную гибкость и прекрасно скользит по воде. Но изготовить такую «юбку» достаточно тяжело, в особенности в любительских условиях; В — «надувной мешок», по форме кроме этого напоминающий«колбасу».
Изготовлен из синтетической тиани, которая натягивается под давлением воздуха. Главная масса воздуха, создающая воздушную подушку, проходит под дне через вентиляторный колодец 1. Эта совокупность применена на отечественном катере. Ее относительно легко изготовить. Разновидностей «нижней юбки» существует довольно много — так же, как разных картинок протектора автомобильных шин. Нет сомнения, что будут оказаться все новые и новые «фасоны» «юбок».
Смогут предложить что-то собственный и читатели отечественного издания!
Мы сделали «юбку» из армированного пластика — эта ткань используется для того чтобы разборных байдарок и каноэ. Нет никакого сомнения в том, что подойдет и многослойная прорезиненная ткань для того чтобы же назначения. Ширина заготовок «юбки» для отечественного катера должна быть в пределах 725—750 мм, протяженность их определяется по периметру дна, а размеры отдельных секций — прямо по запасным линиям корпуса (рис. 2).
Верхний край каждого отрезка подгибается и приклеивается к корпусу, а для уплотнения стыка сверху накладываются и привертываются шурупами 25X3 мм алюминиевые полосы либо узкие древесные рейки.
Рис.
2. Подгонка секций «нижней юбки» осуществляется прямо на днище катера.
Вспомогательные внутренние линии идут параллельно борту, приблизительно на расстоянии 300 мм. Сперва на полотнище, приготовленном для изготовления данной части «юбки» (ширина 750 мм), откладывается отрезок А и подгоняются друг к другу углы следующих секций с напуском около 30 мм друг на друга. После этого полотнища приклеиваются и борту и дополнительно крепятся алюминиевыми полосами либо древесными рейками.
При силейке секций ткани по углам верхнее полотнище должно быть наложено «по ходу» катера, дабы на протяжении скольжения оно не задиралось. Завершив снлейку и сшивку полотнищ (об этом детально сообщено в теисте), возможно прикрепить их к дну по линии, продемонстрированной жирным пунктиром, чтобы получить «мешка».
Проверив правильности данной операции выполняется так: временно закрыв люк вентилятора куском фанеры подходящего размера, дабы не выходил воздушное пространство, «юбку» наполняют воздухом, применяв для этого выпусиков отверстие замечательного пылесоса (к примеру, типа «Москва»). «Колбаса» надуется, и будет видно, выдержана ли ее высота по всему периметру, нет ли утечки воздуха и случайных неровностей. Устранив все найденные недостатки, внутренний край «юбки» закрепляют совсем — посредством клея, накладных реек к шурупов.
Края секций склеиваются между собою так, дабы под дном оказался замкнутый контур «мешка» (рис. 3); по окончании склейки они бережно подрезаются и прошиваются прочными, негниющими нитками в два последовательности, по окончании чего шов для герметичности заклеивается полосой более узкой прорезиненной ткани. Оптимальная ширина швов около 30 мм. Для увеличения прочности нужно проклепать их «пистонными» заклепками шагом 40—50 мм.
Завершив эту работу, противоположную кромку «юбки» прикрепляют к дну посредством древесных шурупов и реек. Приклеивать «юбку» к дну пока не следует, поскольку в полной мере быть может, что придется еще переделывать одну либо пара ее секций (это выяснится лишь в ходе опробований, о чем будет сообщено ниже). Самое серьёзное, дабы диаметр «юбки» (ее высота) был однообразен по всему периметру дна.
В другом случае катер будет иметь крен, а воздушное пространство, нагнетаемый вентилятором под «юбку», возьмёт возможность где-то выходить наружу без всякой пользы для дела. На протяжении монтажа «юбки» проконтролировать это тяжело. Все огрехи выявятся позднее!
Рис.
3. Вид дна катера с приклеенной и надутой воздухом «юбкой»:
1 — крепление внешнего (бортового) края ткани, 2 — крепление внутреннего (донного) края, 3 — шов, соединяющий секции между собой, 4 — временная заглушка колодца, 5 — шланг пылесоса.
Установив «юбку», обращаться с ней нужно крайне осторожно, в особенности при переворачивании либо передвиганий корпуса.
оптимальнеесделать под дном особые подставки в виде козелков либо полозьев, дабы «юбка» не касалась пола, и подсунуть ее края под корпус.
Мы предупреждаем: «юбка» — самый тяжёлый этап в строительных работах катера. Тут необходимы терпение и умелые руки!
Вентилятор и ПРОПЕЛЛЕР
Как уже говорилось ранее, на отечественном катере применен один двигатель для привода рабочего колеса вентилятора и один маршевый двигатель, что вращает воздушный винт (пропеллер). Но это не означает, что такая совокупность есть единственно приемлемой. Все зависит от того, какими возможностями располагает строитель. К примеру, в случае если маршевого двигателя достаточной мощности нет, возможно установить два меньших, параллельно (рис. 4).
От этого управляемость катера пара улучшится. При наличии мотора от автомобиля «Запорожец» всего целесообразнее монтировать его не на пилоне, как продемонстрировано на рисунке 5, а на палуб, осуществив передачу к винту клиновидными ремнями либо мотоциклетной цепью (рис. 4Б). Центр тяжести будет ниже, а это усиливает устойчивость катера на поворотах.
Рис. 4. Вероятные варианты установки маршевых двигателей на катере:
А — один двигатель на пилоне, Б — один двигатель на палубе, с понижающей цепной передачей на винт, В — два винта в защитных кожухах.
Очень важной задачей есть подбор рабочего колеса и воздушного винта вентилятора. Как раз подбор, а не расчет, поскольку в любительских условиях выяснить настоящую мощность имеющегося двигателя (особенно если он уже был в работе) возможно лишь весьма примерно.
Исходя из этого мы рекомендуем читателям знакомиться с размещёнными в отечественном издании материалами по изготовлению и подбору воздушных винтов для аэросаней. Экспериментальные винты, и колеса для вентилятора направляться изготовить из дерева: подобрав удачнейшее шаговое и дисковое отношение, отлить по этим моделям из легкого сплава либо отформовать из стеклопластика рабочие подробности. Как это делается, мы говорили в № 3 отечественного издания.
В качестве прототипа для того чтобы колеса вентилятора возможно забрать, к примеру, колесо промышленной воздуходувки либо вентилятор охлаждения от автобуса и т. п. Сплошь и рядом подходящий пример возможно отыскать в металлоломе. Пускай отечественным читателям не покажутся наивными такие советы: при проведении опыта все средства хороши!
При изготовлении воздушного винта (пропеллера) крайне полезно проконсультироваться с умелыми авиамоделистами либо любителями техники, каковые занимаются конструированием аэросаней. Это избавит вас от многих неточностей и разрешит освоить разработку изготовления винтов значительно стремительнее, чем это возможно сделать в одиночку. Для опробования готовых винтов нужно и готовить несложный стенд, оборудованный электротахометром.
Данный прибор, конструкция которого была обрисована в № 4 отечественного издания, совсем нужен для замера определения оборотов соответствия и числа мотора изготовленного к нему винта (либо колеса вентилятора). Каким должен быть пропеллер (тянущим, толкающим, правого либо левого вращения), определяется типом имеющегося двигателя. Как мы знаем, пропеллер трудится более действенно, в случае если перед ним нет никаких подробностей конструкции, затеняющих либо искажающих воздушный поток.
Исходя из этого рекомендуем хорошенько продумать вариант с тянущим,а не толкающим воздушным винтом; как раз так сделано это на отечественном катере (см. рис. 5). При конструировании вала пропеллера не забудьте об упорном подшипнике, что обязан принимать его тяговое упрочнение.
При установки двух маломощных двигателей (см. рис. 4) возможно вместо воздушных винтов (пропеллеров) применить два вентиляторных колеса, аналогичных тому, которое употребляется для нагнетания воздуха под дне катера, и поместить каждое из них в собственный кольцеобразный кожух (диффузор). Таковой кожух будет делать неоднозначную роль: повышать к. п. д. вентилятора и снабжать ему надежную защиту от повреждений.
Входные отверстия диффузоров, равно как и воздухозаборное отверстие вентилятора, нагнетающего воздушное пространство под дне катера, должны быть закрыты предохранительными проволочными сетками. Наличие предохранительных сеток — одно из эксплуатации аппаратов и обязательных правил строительства на воздушной подушке: дело в том, что случайное касание скоро вращающихся подробностей угрожает важными травмами, с одной стороны, и неизбежно ведет к поломкам механизмов — с другой.
Рис 5. Компоновочная схема катера на воздушной подушне. «Неистовый» с маршевым двигателем, установленным на пилоне, и тянущим воздушным винтом:
1 — воздушный руль направления, 2 — маршевый двигатель, 3 — редуктор воздушного винта, понижающий обороты двигателя, 4 — тянущий воздушный винт, 5 — рабочее колесо вентилятора, 6 — вентиляторный двигатель, 7 — сиденье водителя, 8 — рама ветрового стекла, 9 — блок секторов управления двигателями.
10 — антенна радиостанции, 11 — выключатель зажигания, 12 — штурвал управления рулем поворота, 13 — зеркало заднего вида, 14 — кнопки стартеров, 15 — ролик штуртроса, 16 — корпус катера, 17 — «нижняя юбка», 18 — планка крепления внешнего края «юбки», 19 — флортнмберс каркаса, 20 — щель для прохода воздуха в «юбиу», 21 — отверстия в бортовых панелях для прохода воздуха в «юбку», 22 — рама вентиляторного двигателя, 23 — бензобак, 24 — рама крепления пилона, 25 — кабанчик руля поворота, 26 — габаритные огни.
Нужно выполнять кроме этого правила противопожарной безопасности: изолировать отсеки, в которых расположены топливные баки, асбестометаллическими перегородками; вывести отверстие выхлопной трубы подальше от тех подробностей, каковые смогут воспламениться; обеспечить хорошую вентиляцию моторного отсека, дабы избежать скопления в том месте бензиновых паров; установить рядом с сиденьем водителя огнетушитель и снабдить его совокупностью трубопроводов, каковые будут направлять струи пены прямо в отсек двигателя и другие самые вероятные места происхождения пожара.
Итак, вся подготовительная работа закончена. Моторы обкатаны на стенде, установлены на собственные места и опробованы на малых оборотах. Возможно затевать ходовые опробования.
Как это делается, мы поведаем в следующем номере.
Рандомные статьи:
Старик Логан «неистовый» #3 / комикс
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Быстро летящий над распутьем вездеход — предлагает выстроить шведский конструктор-любитель Турнбьёрн Густавсон. Сравнительно не так давно отечественный…
-
В отечественном издании в первой половине 70-ых годов XX века (№ 2— обложка, № 3, 4 и 6 — рекомендации и описание) мы говорили о катере „ТФА“ на…
-
(Окончание. Начало в № 4—5 за 1973 г.) ВЕНТИЛЯТОРЫ… Примененный на судне вентилятор имеет лопасти из пластика, каковые закрепляются в алюминиевой…
-
Продолжение. Начало смотрите в № 3 за 1973 год. МАТЕРИАЛЫ и ИНСТРУМЕНТЫ Вам потребуются самые простые инструменты: выпивала, молоток, рубанок, дрель….