«Ноль-шестой» — эталон серии

Студенческое конструкторское бюро Столичного университета инженеров гражданской авиации в далеком прошлом уже заняло одно из ведущих мест в разработке, исследованиях и строительстве мотодельтапланов в кашей стране. В «М-К» неоднократно публиковались материалы деятельности СКБ МИИГА; последний из них («Дельталет обретает профессию», М-К № 4 за 1990 г.| привёл к всплеску читательского интереса к разработкам студенческого КБ.

О самая популярной из них — дельталете «Поиск-06», что стал прототипом серийного мотодельтаплана, производимого сейчас Ржевским авиаремонтным предприятием, говорят начальник СКБ кандидат технических наук И. инженеры и Никитин СКБ П. Корниюк и О. Чернигин.

Мотодельтаплан «Поиск-06» представляет собой двухместный многоцелевой летательный аппарат, предназначенный для исполнения грузовых, пассажирских, учебно-тренировочных, аэровизуальных полётов и связных.

Аппарат может кроме этого являться носителем разного особого оборудования.

«Поиск-06» был создан и изготовлен в Студенческом конструкторском бюро Столичного университета инженеров гражданской авиации. Предшественник «ноль-шестого» дельталет «Поиск-OS» удачно принимал участие в СЛА-87 в Москве, где занял одно из призовых мест. «Поиск-OS» шепетильно испытывался в течение трех полевых сезонов.

Наряду с этим он эксплуатировался а разных регионах нашей страны и действенно делал все вышеупомянутые виды работ. Опробования всецело подтвердили жизненность концепции созданного в СКБ МИИГА семейства дельталетов «Поиск».

Предсерийный аппарат, взявший индекс «06», кроме этого продолжительно и шепетильно испытывался: а 1988 году он пребывал в умелой эксплуатации в Столичной области, трудился в составе геологической партии а Восточной Сибири, принимал участие в аэрофотосъемках в Самаркандской области и в Подмосковье; во второй половине 80-ых годов XX века «Поиск-06» петап на Кольском полуострове, под Анадырем и а Махачкале; в 1990-м — намагнитометрической съемке рядом от Тикси.

Опробования «ноль-шестого» всецело подтвердили правильность заложенных в него конструкторских концепций.

В январе 1989 года по техдокументации, созданной в отечественном СКБ, начато серийное производство дельталета на Ржевском авиаремонтном звводе. Любой из серийных аппаратов попучает сертификат петной годности, проходит приемочные опробования.

Депьталет «П-06» складывается из крыла с мягкой обшивкой и мототележки, на которой расположены винтомоторная установка, шасси, пассажира и кресла пилота.

Крыло выполнено по схеме с «плавающей поперечиной», с лонжероном, зашитым нижним обтекателем паруса. Силовой каркас собран из труб Д16Т диаметром 4S…SS мм с толщиной стенок 1,S мм, с внутренними усилениями а районах центрального узла по килевой трубе и бокового узла на консолях. Усиления выполнены из труб, внешние диаметры которых снабжают незначительные натяги с внутренними дивметрвми усиливаемых элементов.

Мачта изготовлена из трубы диаметром 30Х 1,5 мм, рулевая трапеция из труб диаметром 30X1,5 мм с усилением трубами 25X1 мм. Каркас крыла легко разбирается и выкладывается в пакет. Растяжки выполняются из тросов типа КСАН диаметром 3,5 мм, нижние поперечные дублированы вторым тросом.

Законцовки тросов изготовлены из стали 1Х18Н9Т толщиной 3 мм; крепеж силового квркасв выполняется из стали 3ОХГСА.

Обшивка крыла выкраиввется из ткани марки «Яхта» плазово-шабпонным способом, продольным кроем. Соединения полотнищ производятся швом «зигзаг». Верхняя и нижняя поверхности профилированы латами; их роль играются дюрвпевые трубы диаметром 10Х1 мм, согнутые а соответствии с профилем крыла и вставляемые в латкарманы.

Крыло возможно собирать а пакет длиной 4,5 м, для чего направляться отстыковать части консолей.

Силовой каркас мототележки представляет собой шарнирно-вантово-стержневую конструкцию, состоящую преимущественно из трубчатых элементов. Нижняя панель мототележки — необычный треугольник, основанием которого помогает опора шасси, а катетами — продольные трубы, соединяемые при вершине металлическим тройником, от которого отходит бушприт.

Опора швеей выполнена из трубы диаметром 48X2 мм длиной 1140 мм, продольные стержни — из трубы диаметром 48X2 мм длиной 1S80 мм. Стойка главного шасси изготовлена из трубы Д16Т диаметром 48X2 мм длиной 810 мм, к оси швеей стойки крепятся болтами и дюралюминиевыми косынками. Стойка главного швеей оканчивается гнутой осью диаметром 22 мм из стали ЗОХГСА, на которую напрессованы подшипники № 204 ступицы колес шасси.

Стойки главного шасси крепятся подкосами из труб диаметром 24х1,5 мм длиной 902 мм (к продольным трубам) и пружинными амортизаторами (к опоре шасси).

Вертикальная задняя панель подвесной совокупности образована двумя вертикальными трубами длиной 2015 мм и поперечной длиной 495 мм, все изготовлены из труб Д16Т диаметром 45X2 мм.

В конструкции каркаса крыла и мототележки смогут быть использованы трубы с другими параметрами, но равнопрочные либо с большей, чем указанные, прочностью.

«Ноль-шестой» - эталон серии

Р и с. 1. Мототележка дельталета «Поиск-06»:
1 — носовая труба, 2 — продольные трубы, 3 — тройник, 4 — задняя труба, 5 — передние подкосы шасси, 6 — подкос главного шасси, 7 — вертикальная труба, 8 — поперечина, 9 — передний подкос, 10, 11 —складывающиеся подкосы, 12 — узел подвески, 13 — топливный бак, 14 — двигатель типа РМЗ-640, 15—клиноременный редуктор, 16 — воздушный винт 0 1580 мм, 17— под-моторная рама, 18 — подкос, 19 — вилка переднего колеса, 20 — пусковое устройство двигателя, 21 — ручка пускового устройства, 22 глушитель, 23 носовое колесо шасси, 24 — амортизатор переднего колеса, 25 — колесо главного шасси, 26 — амортизатор колеса главного шасси, 27 — страховочный трос.

Рис. 2. Переходник для управления дроссельными заслонками двух карбюраторов силовой установки мотодельтаплана.

Рис. 3. Крыло дельталета «Поиск-06»:
1 — боковая балка, 2 — поперечная балка.

3 — килевая балка, 4 — мачта, 5 — рулевая трапеция, 6 — нижние продольные растяжки, 7 — нижние поперечные растяжки. 8 — верхние растяжки, 9 — тандер, 10—карабин, 11 —растяжки поперечной балки, 12 — страховочный трос, 13—ограничительный трос, 14 — обшивка крыла, 15 — латы, 16 — лата антипикирующего устройства, 17 — тросы антипикирующего устройства.

Р и с. 4. Клиноременный редуктор силовой установки:

1 — подшипниковый корпус, 2 — подшипники, 3 — сальник, 4 — клиновой ремень, 5 — коленвал двигателя, 6—шайба и гайка фиксации ведущего шкива, 7 — ведущий шкив клиноременной передачи, 8 — ведомый шкив клиноременной передачи, 9 — воздушный винт. 10 — болты крепления воздушного винта, 11 — прижимная шайба, 12 — — подшипник, 13 — подшипник, 14 — втулка, 15 — ось винта.

Вертикальные трубы в верхней части соединены пластинами, образующими узел подвески; снизу они шарнирно присоединяются к продольным трубам посредством узла, складывающегося из П-образной пластины, притянутой болтом М10 к нижней продольной трубе, и металлической гнутой трубы, запрессованной в основание вертикальной трубы. Поперечина подсоединяется треугольными косынками к трубам, в к ней, со своей стороны, крепятся двумя болтами М8 подмоторная рама и ломающиеся подкосы кресла, изготовленные из труб диаметром 36X1,5 мм с длинами 580 и 350 мм.

Подкосы кресла вблизи шарнирного узла соединены трубчатой поперечиной диаметром 30X1,5 мм. Силовую схему мототележки замыкает передний подкос, воображающий собой трубу диаметром 36X1,5 мм, состыкуемую быстроразъемными соединениями с верхним и носовым узлами мототележки.

Ломающиеся подкосы кресла разрешают пилоту самостоятельно, без посторонней помощи крепить крыло к мототележке.

Поднимая его за рулевую трапецию и устанавливая на пилон, пилот может осуществить полную сборку дельтаплане и подготовку к полету.

Через вертикальные трубы задней панели проходит страховочный трос КСАН-3,5 мм, охватывающий сверху килевую трубу крыла, а снизу зафиксированный болтом М10 крепления продольных оси и труб шасси. Такое дублирование твёрдых элементов силового каркаса повышает его надежность.

Вблизи тройника на бушприте расположена ось вилки носового колеса швеей.

Вилка сварена из металлической прямоугольной трубы 20X 25 у 1,5 мм и имеет пружинные амортизаторы; на ней — педаль управления дроссельной заслонкой двигателя и тормоз переднего колеса. Колесо имеет брызговик. Кресло пассажира и пилота складывается из поролоновой подушки (обшитой синтетической тканью на капроновой базе), которая крепится к ременному каркасу лентой «репейник». Ременный силовой каркас кресла крепится к нижней и задней панелям мототележки.

пассажира и Кресла пилота оборудованы поясными ремнями безопасности с быстрораскрывающимися пряжками.

Силовая установка складывается из двухцилиндрового двухтактного карбюраторного двигателя РМЗ-640, кпиноременного редуктора, воздушного винта, подмоторной рамы и двух ее подкосов, топливопроводов и топливного бака, устройства запуска, проводки и педали управления дроссельными заслонками карбюраторов.

Клиноременный редуктор пятиручьевый, передаточное отношение 2:3.

Натяжение ремней осуществляется поворотом эксцентрика в оси воздушного винта в ее направляющих.

Воздушный винт древесный, клееный, его диаметр 1580 мм; к ступице ведомого шкива он крепится четырьмя винтами М8.

Подмоторная рама сварена из металлической прямоугольной трубы 20X 25 X 1.5 м, подкосы из Д16Т, трубчатые. диаметром 24Х 1.5 мм.

Узлы навески подкосов и моторамы имеют резиновые амортизаторы, у’ Топливный бак емкостью 34 л установлен на мотораме. Пусковое устройство двигателя разрешает пилоту осуществлять запуск на земле и в воздухе, ручка кикстартера выведена на заднюю вертикальную трубу. Тумблер совокупности зажигания расположен справа под сиденьем пилота.

Соединение крыла и мототележки осуществляется посредством узла подвески, разрешающего осуществлять продольное и поперечное угловое перемещение мототележки довольно крыла.

Напоследок хочется подчернуть, что сотрудники СКБ МИИГА в содружестве с производителями серийного дельталета всегда совершенствуют его системы и узлы. В частности, лишь сейчас отработана установка на аппарат замечательного 300-ваттного генератора постоянного тока для питания потребителей бортовым напряжением 27 В — к примеру, радиостанции, аэрофотоаппаратов и т. п. оборудования; создана и шепетильно испытана в тундровых условиях двойная совокупность зажигания, быстро уменьшившая число отказов двигателя.

Рандомные статьи:

Fricotin etalon connemara en Grand prix international


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Серия «п»

    «Пора моего детства пришлась на тяжёлые послевоенные годы, — начинает собственный письмо в редакцию М. И. Псарев. — Игрушки мы тогда делали себе сами. По…

  • Транспорт для зимы

    Двухместные аэросани «ШКВАЛ-3». С возникновением мотопарапланов и мотодельтапланов культура проектирования силовых установок с воздушными винтами…

  • Серия «п»: поиск продолжается

    О работах отечественного кружка технического творчества при политехникуме легкой промышленности города Чайковского уже неоднократно рассказывалось на…

  • Бронзовый призер чемпионата мира

    В далеком прошлом подмечено: летчики кроме того самых прекрасных самолетов, будь то громадный «Boeing-747» либо скоростной и маневренный МиГ-29, ни при…