О небе и дровах

В начале славных дел

Все новое — это прекрасно забытое старое.

(Народная мудрость)

С далекого 1989 года, в то время, когда я в последний раз держал в руках ручку управления кордовой моделью, прошло очень много лет. Ничто в обыденной жизни не предсказывало беды, времена были насыщены делами, мелочами и событиями, авиамоделизм в моем сознании отодвинулся куда-то весьма на большом растоянии. Но выяснилось, достаточно мельчайшего внешнего действия, складывавшегося из звука вида и модельного движка кордовой бойцовки, запущенной компанией 14-15-летних мальчиков в Царицинском парке, дабы спящая страсть неожиданно выбралась наружу и настойчиво попросила немедленного воплощения.

Итак, решение принято, авиамоделизм возвращается в мою жизнь. А раз так, то из-за чего бы сходу не реализовать самые храбрые грезы — о радиоуправляемом самолете? За счет того, что Интернет был неизменно под рукой, начал я с главного — со сбора информации.

Эта информация была для меня сущим откровением… Выясняется, обстановка с аппаратурой, двигателями и моделями очень сильно изменилась с тысяча почти тысячу восемьдесят лохматых годов. А самоё удивительным выяснилось разнообразие аппаратов на электрической тяге. Это стало решающим моментом в моем новообращении, поскольку воспоминания о мучениях со известными МК-17, МАРЗ и тому подобными чудесами до сих пор лежали тёмным пятном на моем авиамоделистском прошлом.

Ну не заточены у меня руки на возню с ДВС-ми и доведение их до ума. Да, очевидно, я был достаточно проинформирован о наличии в магазинах совсем вторых двигателей, но решение было принято, тем более, что электродвигатели давали слово очень заманчивые возможности в условиях постоянной недостаток времени в моей жизни — никакой особенной подготовки, зарядил батарею, на поле включил питание, и лети себе…

О небе и дровах

Отправились!

…да гранаты у него не той совокупности!

(К/ф. Белое солнце пустыни)

С этого момента и начинается мой особенный путь начинающего авиамоделиста, что хорош изложения хотя бы чтобы никто не вздумал его повторить. Первые же неточности были совершены мной в самом ответственном деле — покупке и выборе аппаратуры. Я не стал утруждать себя важными поисками и приобрел первый же подходящий набор аппаратуры — трехканальный Hitec Focus 3FM.

Да, в этом наборе были очень необходимые в отечественном электролётном деле микромашинки и микроприемник, но вот всего три канала… А ведь статьи о передатчиках на RC-Design-е были прочтены, но советы сходу брать максимально функциональный передатчик были пропущены мимо ушей — мало ли, что насоветуют асы, им для фан-флаев и вертолетов большое количество чего нужно, а нам, начинающим, и трех каналов хватит, да и переплачивать большие деньги за большее число каналов совсем не хочется. Выяснилось, не хватит этих трех каналов, но выяснится это не сходу.

Помимо этого, в связи с конструктивными изюминками передатчика я был легко должен получить однорукий стиль управления. Но в тот момент я, в полной мере довольный сделанным выбором, продолжил с хорошим упорством выполнять предстоящие неточности.

Идея о том, что стоит не выдумывать никаких чудес и нужно бы приличный учебный электролёт, была отброшена сходу. Как же, я же не чайник, что первый раз заметил рубанок и лобзик, я же кроме того из фанеры и сосны делал модели, а тут бальзы в магазинах полно. Неужто я сам ничего не соберу, с моим-то опытом?

Единственное, что может хоть как-то оправдать мое ответ, это то, что весной 2002 года выбор электролетов в столичных магазинах был мал, и цены на них были легко необычными. Ну что ж, ответ о независимой сборке было бы не самым нехорошим, если бы я просто-напросто забрал какие-то готовые чертежи и начал их реализовывать в судьбу.

Но все чертежи учебных электролетов мне чем-то не нравились… Они почему-то казались излишне сложными: не хотелось копаться с изготовлением V-образного крыла, наборного фюзеляжа и тому аналогичных излишеств. Я был честно уверен, что учебная модель должна быть предельно несложна в постройке. Исходя из этого я решил что-то собственный в виде некоего среднестатистического электролета, на базе моделей, виденных мной в Сети.

Прекрасно, по крайней мере, что я не отправился по пути многих начинающих моделистов, каковые грезят первым же делом собрать модель для исполнения 3D-пилотажа. В этом нюансе я собственные способности оценил трезво…

Неспешно нарисовались в полной мере обычные параметры модели: высокоплан, протяженность 700 мм, размах крыла 800 мм, хорда 170 мм, профиль Clark-Y. Крыло прямое, с элеронами (Для чего мне городить угол V, в случае если я предусмотрел управление по крену? С любым креном свободно справлюсь!).

Фюзеляж воображал собой несложную коробку в 250 мм длиной (под мотор и аппаратуру) с рейкой для хвостового оперения.

Мотоустановкой был назначен движок типа Speed-400 с прямым приводом, опять-таки из среднестатистических мыслей. Аналогичных конструкций в сети было полно, чем мне угрожает такое сочетание планёра и мотора, я пока не осознавал, а на приобретение редуктора, про что я большое количество хорошего просматривал, было легко жалко денег. Для чего, поскольку и без того летают?

И в этом ответе не было бы ничего ужасного, если бы я тогда взял хоть маленькие представления о программе Motocalc, либо хотя бы как направляться изучил параметры вероятных вариантов выполнения электромоторов 400-го размера. Но мои мысли пошли по совсем неестественному пути… Что больше всего мешает хорошему электролету? Громадная масса, а конкретнее, тяжелые батареи.

Значит, попытаемся сэкономить на массе батареи, для чего приобретём мотор, рассчитанный на мельчайшее напряжение питания, и ограничимся, к примеру, всего 6 банками в батарее. Преисполненный уверенности от таковой логичности умозаключений, я смело приобрел …Graupner Speed-400 Race на 4,8В и винт 6,5х4 к нему. Ну чего мне стоило сходить на сайт Граупнера и узнать, что это высокооборотный движок с сумасшедшим потреблением тока при том винте, что я собрался на него прицепить?

Но на сайт я не посмотрел и с уверенностью продолжил комплектовать собственный будущий электролет. В полной мере разумное ответ приобрести регулятор оборотов кроме этого не привело ни к чему хорошему. Отдавать 50 долларов за компанию не было никакого жажды, но, к счастью, в одном из магазинов был отыскан регулятор отечественного (!) производства всего за 25 американских долларов, вычисленный именно на двигатели 400-го размера (очевидно, не в той безумной конфигурации, что складывалась у меня).

И, наконец, полное затмение обнаружиломеня при выборе силовой батареи… Ознакомившись с стоимостями на превосходные фирменные батареи из промышленных элементов Sanyo, я впал в легкий ступор и опять решил пойти своим методом. Да, вдобавок к этому, на мое замутненное сознание наложились слова из сравнительно не так давно прочтённой статьи о комнатном электролете, для которого возможно применять аккумуляторная батареи подходящей емкости от радиотелефона.

Нет бы поразмыслить, к моторам какого именно калибра подойдут такие аккумуляторная батареи! Но на следующий сутки были приобретены 6 бытовых металлгидридных (ёмкость-то больше!) банок GP. Да, я воображал себе, что эта батарея продолжительно не проживет, что токи в моей совокупности побольше, чем в установке комнатного электролета.

Но на первые-то разы хватит? Ну-ну…

Первый блин

Первый блин — комом.

(Народная мудрость)

Единственное, что меня, в общем, не подвело, было уровень качества сборки самолета. Полный взлетный вес модели составил менее 500 граммов. По всем показателям, это творение должно было полететь.

Но кроме того до полета меня еще ожидали кое-какие неприятные сюрпризы.

В ходе работы над самолетом я постоянно заглядывална RC-Design, что помогло мне, в следствии, определить увлекательную вещь — оказывается, перед первым полетом хорошо бы потренироваться на симуляторе, подключив к нему передатчик. Замечательно, мысль принимается, симулятор FMS тут же скачивается и устанавливается… В этот самый момент меня ожидают первые грабли с моей аппаратурой. Передатчик Hitec Focus 3 совсем не приспособлен к подключению к нему хоть чего-нибудь еще, не считая зарядного устройства.

Лезть вовнутрь еще гарантийного передатчика и извлекать из него необходимый сигнал не было никакого жажды. Надеюсь, не следует очень упоминать, что тренировки на симуляторе посредством клавиатуры никакого результата не дают…

Вторая неприятность ожидала меня при первом пробном включении мотора. При попытке дать полный газ регулятор отключал питание мотора. Добиться работы мотора получалось лишь не более чем на 70-75 процентах газа. Очевидно, сейчас я додумался, что мой оптимизм по поводу тока, потребляемого мотором и отдаваемого батареей, был пара преувеличен.

Но это прозрение не выяснилось достаточно сильным, оно подвигло меня лишь на добавление еще одной банки к батарее. Как говорится, за что боролись… В семибаночном варианте батарея в течение 20-30 секунд разрешала мотору трудиться на полном газу. Хорошо, думаю, чуть собрать высоту успею, а летать на полном газу, помой-му, не обязательно. По большому счету говоря, достаточно было потрогать батарею руками по окончании для того чтобы опробования, чтобы выяснить всю ошибочность моего выбора.

Но это я на данный момент осознаю, в чем дело, а в тот момент решил как в большинстве случаев: ну тёплая батарея, ну и не страшно, она и обязана таковой быть.

Что бы в том месте ни было, а пора проверить собственное творение в полете. Подходящая поляна, к счастью, была обнаружена практически в 300 метрах от дома. Я кроме того легко имитировал начальную настройку триммеров — покидал модель из коридора на диван и убедился, что важных перекосов не отмечается.

Насторожило то, что самолет не очень-то планировал. Он, скорее, падал на диван, но я сделал вывод, что в полете скорости будут побольше и планирование будет поувереннее.

Итак, я на поле. Аппаратура включена, управление установлено, центр тяжести на месте, всё готово. Даю полный газ, медлено кидаю самолет совершенно верно по горизонтали и приобретаю то, чего никак не ожидал: моментальный резкий крен налево и падение при попытке выправить данный крен резким перемещением ручки управления. Мне очень сильно повезло — не обращая внимания на цельнобальзовую конструкцию, самолет остался цел и невредим.

Я начал смутно вспоминать — а ведь не напрасно на большинстве чертежей, каковые я видел в сети, находился выкос мотора не только вниз (его я сделал), но и вправо. Я же опять посчитал себя умнее всех и не обратил важного внимания на углы установки мотора. Ну что ж, что сделано — то сделано, щелкаю триммером и задаю маленькой крен вправо. Опять полный газ, опять запуск, опять левый крен, хоть и не таковой сильный — выправляю крен триммером прямо на лету и пробую собрать высоту. Не тут-то было.

Регулятор отрубил мотор на самом занимательном месте. Падает самолет опять удачно, легко треснула одна из стен фюзеляжа, но предусмотрительно забранный циакрин за секунду исправляет повреждение. До тех пор пока я думал над замеченным, батарея, наверное, легко пришла в себя, исходя из этого опять удалось дать полный газ.

Опять запуск, опять крен (да откуда он берется-то???), опять попытка собрать высоту. Батарея до тех пор пока держится, но на не сильный отклонение руля высоты модель практически не реагирует, а чуть более сильное привело лишь к маленькому задиранию носа самолета с резкой утратой скорости. Как раз в данный самый неподходящий момент опять отключается мотор… Третье падение модели было последним.

Наподобие и высота была всего 2 метра, и скорости не было, но крыло восстановлению не подлежало.

Вторая попытка

Запрещено два раза войти в одну реку,

но возможно два раза наступить на одни грабли.

(Афоризм)

Ну что ж, никто и не давал слово удач в первом же полете. Но уже в тот же вечер я начал осознавать, что обстоятельства неудачи заключены не только в моем неумении руководить. Что-то было не так в самой модели, уж весьма она не желала лететь. Самая первая идея была очевидна — с мотоустановкой я промахнулся, тяги было очевидно не хватает. Но кроме того эту идея я не смог нормально воплотить в итог.

Путь доведения до ума мотоустановки был выбран самый неверный: к батарее была добавлена еще одна банка.

Но более серьёзным было второе — нужно строить новую модель. Как мне казалось, не обращая внимания на все мои старания, первый самолет был тяжеловат, в противном случае хватило бы тяги и на 7 элементах… И снова мои мысли пошли по какому-то таинственному пути: вес батареи я опять увеличил, соответственно самолет нужно попытаться сделать еще легче. А куда уж легче, в случае если и первый самолет был сделан на пределе моих технологических возможностей?

Ответ (очевидно, опять неверный) был отыскан при чтении одной из статей на популярном сайте E-Zone. В статье не весьма детально, но достаточно ясно описывалось маленькое летающее крыло с 400-м мотором. Вот то, что мне необходимо — оперения и фюзеляжа нет, одно крыло, что возможно легче? Упоминания о какой-то S-образности профиля, о сильной чувствительности к положению центра тяжести и о серьезно-сложном управлении таким аппаратом я пока не принял близко к сердцу: выстроим, а в том месте посмотрим.

Наличие в передатчике микшера каналов лишь укрепило меня в мысли выстроить это чудо природы.

Как и следовало ожидать, постройка крыла не составила особенной неприятности. Снова я на поле. Модель всецело настроена, кроме того особый профиль имитирован посредством немного поднятых вверх элевонов, возможно запускать.

Полный газ, бросок — необычное дело, крыло летит, правда снова с маленьким креном. Пробую по опыту прошлого самолета выправить крен триммером, но этого сделать просто не удается…

Честно говоря, не знаю, какими словами возможно охарактеризовать управляемость и полёт этого летающего крыла. Модель болтало в воздухе совсем непостижимым образом, причем это болтание было не очень сильно связано с моим управлением, выровнять полет не было никакой возможности. Закончен данный опыт был не весьма радостно. лёгким дымком и Красивыми искрами регулятор разрешил понять, что мои издевательства ему надоели.

Посадить крыло я сумел, с неработающим мотором оно управлялось кроме того чуть лучше. Необычное дело, собственную вторую модель я не разбил! Но от продолжения опытов с крылом я отказался — в случае если и имеется на свете учебные летающие крылья, то моё очевидно не из их числа.

Начинаем думать

— Сообщите, а голова вам для чего?

— Ну… Это… Я в неё ем!

(Анекдот)

Первые испытания продемонстрировали то, что и должны были продемонстрировать: одного жажды трудиться руками не хватает, нужно бы и думать тщательнее. С этими мыслями я отправился за новой мотоустановкой. В первую очередь была приобретена обычная 7-баночная батарея, пускай всего на 270ма, но честная Sanyo Cadnica. Затем нашлась и приобретена мотоустановка компании Simprop, складывавшаяся из мотора Speed-280, винта и редуктора APC, и к этому был добавлен регулятор компании GWS для 400-х моторов (чтобы с запасом).

Модель также нужно было сделать без фантазий, опыт с летающим крылом был на некое время признан неудачным. Итак, спустя семь дней работы на свет показался хороший высокоплан с совсем обыденными параметрами. Единственное, на что я так и не сподобился, было V-образное крыло.

Опять было сделано прямое, с элеронами. Не обращая внимания на возросшие габариты, взлетный вес модели удалось кроме того уменьшить если сравнивать с первенцем — всего чуть больше 400г.

В первоначальный же подходящий по погоде сутки были совершены опробования третьей версии учебного электролета. И в данный третий раз также не получилось похвастаться удачами… Снова, не обращая внимания на все ухищрения, самолет не желал летать. Устойчиво выполнялся лишь один элемент — горизонтальный полет по прямой.

Попытка комплекта высоты снова приводила лишь к утрата скорости и сваливанию, к тому же самому приводили попытки поворотов. Нет, я как-то сумел в пара приемов развернуть аппарат, приземлить его без мельчайших повреждений — а ведь опять все мои маневры проходили на высоте не более 2-3 метров. Я, возможно сообщить, выполнил программу-минимум первого полета, практически так, как обрисовывают данный процесс управления по независимому обучению. Но нужно было быть честным перед самим собой — полетом это назвать запрещено…

Маленькое лирическое отступление. Как выяснилось позднее, моя третья попытка была всего в полушаге от успеха. Выяснилось, достаточно придать крылу угол атаки приблизительно в 2 градуса, как поведение самолета без шуток изменилось. Модель не стала, само собой разумеется, уходить свечой в небо, но, по крайней мере, начала устойчиво набирать высоту и не очень сильно проседать при разворотах.

Но тогда я еще не имел возможности додуматься кроме того до для того чтобы несложного ответа.

Мое состояние было близко к полному ступору. Я же все делал верно, модель должна была полететь, но пара следующих попыток стали причиной совершенно верно такому же результату… В общем, третий самолет отправился до поры до времени на шкаф, в компанию к летающему крылу.

Итог

В случае если продолжительно мучиться, что-нибудь окажется

(Народная мудрость)

Мои попытки независимого обучения, в итоге, закончились тем, с чего должны были начаться. Результаты независимого изготовления моделей без какой-либо важной подготовки были пара более плачевными, чем я предполагал. Но летать-то хочется… Ничего не сделаешь, придется все-таки попытаться приобрести что-то заведомо летающее.

Было решено положиться на китайскую инженерную идея, в следствии чего был приобретён ARF Piko Stick компании GWS. Сборка заняла один вечер, а в первоначальный же выходной сутки состоялся первый полет. Наученный неприятным опытом, я уже не ожидал ничего хорошего от этого полета. Но, совсем нежданно, Stick полетел в полной мере с уверенностью.

Я, без мельчайших упрочнений, удивляясь простоте управления, собрал высоту, сделал пара кругов, восьмерок и посадил самолет практически у самых ног. Это что же получается? Я все-таки обучился летать, вот так легко и буднично? Но опять нужно честно согласиться — моей заслуги в этом не было никакой, легко в моих руках была модель, специально предназначенная как раз для таких чайников, как я.

Предстоящее развитие моего увлечения шло уже значительно более обыденно. Я выжимал все возможное из таковой несложной модели, как Piko Stik, занимался доведением до ума собственного творения, познакомился, наконец, поближе с превосходной программой Motocalc.

какое количество моих неточностей стали очевидными по окончании кроме того минимального научного подхода к разработке моделей… Я сумел вернуть к судьбе собственный третий самодельный самолет, выстроил для проверки собственных свойств еще несколько моделей — как и следовало ожидать, результаты данной работы уже не были такими непредсказуемыми и разочаровывающими. За Piko Stik-ом последовала вторая покупная модель, электропланер Easy Pigeon компании JP. Как жаль, что я сходу не решил начать обучение как раз с данной модели!

Планер весьма летучий, замечательно управляемый, весьма крепкий, ветер выдерживает замечательно — фактически совершенная учебная модель. Но все прекрасно, что прекрасно кончается.

Стоит ли делать какие-то особенные выводы из данной моей эпопеи, поскольку все, думается, достаточно разумеется? Обучается просматривать лучше по азбуке, а летать — на учебных моделях. Не следует гнаться за чертежами несложных на вид моделей, их простота не редкость весьма обманчива и скрывает или неполноценность конструкции, или непредсказуемое и сложное поведение в полете.

И не следует в начале пути переоценивать личные конструкторские свойства — особенно это относится тех, кто примет решение начать, как и я, с электрического пути. Электролеты все-таки требуют высокой аэродинамики и культуры веса. Но из этого никак не нужно, что затевать необходимо лишь с покупных моделей.

Легко чтобы сделать первые шаги в авиамоделизме, нужно время от времени и наступать на горло собственной фантазии. Ничего ужасного в этом нет, по окончании обретения опыта возможно пробовать воплотить в судьбу очень многое из того, что взбредет в голову.

Но, все это уже много раз сообщено во многих статьях на RC Design, достаточно лишь набраться терпения и усвоить эти легкодоступные сокровища.

Рандомные статьи:

Это интересно 297: Автомобиль на дровах (Газогенератор). Как это работает


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Бро-11м — ступенька в небо

    Понимаете ли вы, что много летательных аппаратов любительской постройки имеют в собственной базе БРО-11М — планёр начального обучения известного…

  • На парашюте — в небо

    Данный моторный параплан (на данный момент такие аппараты чаще именуют паралетами), созданный в конструкторском бюро клуба самодеятельного технического…

  • В небе — «альбатрос»

    Создать аппарат несложной, недорогой в исполнении и одновременно с этим владеющий высокими летными качествами — такую задачу ставят перед собой…

  • «Небо — наш родимый дом!»

    Я участник всевозможных парапланерных мероприятий, а сейчас еще и летающий тренер. Так, имею возможность близко следить за развитием парапланеризма в…