Карт без… бензобака

Картинг — самый популярный и доступный для подростков вид автомобильного спорта. Он увлекателен еще и тем, что карты — отличный объект технического творчества. Помимо этого, покупать начальные водительские навыки на них куда несложнее, чем на машинах.

Возможно затевать кроме того с девяти лет. дешевизна и Простота исходных материалов разрешают школам, станциям и Дворцам пионеров юных техников строить столько картов, сколько нужно для одновременного обучения многочисленной группы ребят. Важно да и то преимущество, что эти спортивные машины недороги в эксплуатации и не требуют для хранения просторных гаражей.

Имеется только один минус: кроме того со стандартными глушителями карты создают значительно больше шума, чем машины.

Вот из-за чего юным картингистам не всегда разрешают применять для повседневных тренировок площадки при школах либо вблизи жилых домов.

Эта неприятность, а попутно и ряд других смогут быть решены с возникновением электрического карта.

Простота управления — две педали и руль — делают электрокарт к тому же эргономичным транспортным средством для детских автогородков, где парни на практике познают правила перемещения.

А отсутствие выхлопных газов позволяет применять карты в помещениях — в громадных спортзалах, на крытых стадионах. Это особенно понравится ребятам, живущим в северных районах нашей страны: продолжительная зима не помешает им тренироваться круглый год.

Мы предлагаем описание электрокарта, выстроенного в экспериментальной лаборатории микроавтомобилей (ЭЛМА) Курского Дворца пионеров.

Тут был использован серийный карт К5М. С него сняли двигатель внутреннего сгорания со всеми совокупностями и бензобак, а вместо них поставили аккумулятор и электродвигатель.

Пожалуй, самой тяжёлой проблемой был выбор подходящего и дешёвого электродвигателя. Студенты Харьковского автодорожного университета для собственного электрокарта (см. «М-К», 1976, № 8) применяли летный электродвигатель типа Р-2500. Он запланирован на напряжение 24 В. На отечественный взор, это не лучший вариант.

Рис.

1. Диаграмма зависимости емкости аккумулятора от тока разряда.

Рис. 2. Модернизированный вал стартера.

Рис 3. Пластина щеткодержателя по окончании доработки.

Рис. 4. Кронштейн двигателя.

И не только вследствие того что таковой мотор тяжело дотянуться. При питании от простого аккумулятора с напряжением 12 В его характеристики быстро ухудшаются. Значит, для обеспечения питающего напряжения 24 В на карте необходимо установить два 12-вольтовых аккумулятора, включив их последовательно.

Единственное свободное место для этого на карте — за спинкой сиденья — разрешает установить два кислотных аккумулятора типа 6СТ68 емкостью 68 А*ч. Батареи большей емкости в том месте не помещаются.

Разбираем потом. Последовательное соединение аккумуляторная батарей, как мы знаем, емкости батареи не увеличивает. Номинальной же она не редкость только в режиме десятичасового разряда относительно маленьким током. Стоит расширить его — и емкость кислотных аккумуляторная батарей быстро падает (рис. 1).

При токе разряда 400 А (средний потребляемый ток двигателя Р-2500) для аккумулятора 6СТ68 она составит немногим более 30%, другими словами около 24 А*ч. Самый оптимистический расчет разрешает в этом случае сохранять надежду только на 11—13 мин работы двигателя.

При применении же 12-вольтового двигателя было бы вероятно включить аккумуляторная батареи параллельно. Тогда неспециализированная емкость их станет 136 А*ч.

Но вместо них на то же место возможно установить один аккумулятор 6ТСТ-182 (182 А*ч). На курском электрокарте стоит как раз такая батарея.

Много было нужно повозиться и с подбором электромотора. Из 12-вольтовых двигателей нужной мощности самые доступными для желающих сделать электрокарт являются автомобильные стартеры (см. таблицу).

В курском электрокарта использован стартер СТ-8.

При том же потребляемом токе (около 100 А) отношение тока разряда к номинальной емкости аккумулятора оказалось более благоприятным (ip = 0,55 Сн). Емкость, отдаваемая батареей наряду с этим отношении, образовывает 50% от номинальной, другими словами 90 А*ч. Тогда ее хватает практически на час постоянной работы двигателя. И это при той же площади, занимаемой аккумуляторная батареями на карте.

Автомобильный стартер, как мы знаем, — электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением. Исходя из этого скорость вращения его вала зависит от нагрузки, а потребляемая мощность на различных режимах колеблется в маленьких пределах. Такие двигатели, применяемые для микротранспорта, при других равных условиях снабжают громадную дальность пробега, чем двигатели с параллельным возбуждением.

Это разъясняется тем, что они «нагружают» аккумулятор равномерно и потому наилучшим образом расходуют заложенную в нем энергию.

Перед установкой на карт двигатель-стартер было нужно доработать. Вместо бронзо-графитовых подшипников мы установили шариковые. Для этого забрали крышки с шарикоподшипниками от электрогенератора автомобиля ГАЗ-51.

Вал ротора стартера проточили до размеров, указанных на рисунке 2. На крышку со стороны коллектора установили пластину щеткодержателя стартера, предварительно обрезав ее в соответствии с рисунком 3.

По окончании сборки двигателя на его вал надели распорную втулку и ведущую цепную звездочку — мотоциклетную, на 12 зубьев. Звездочка кроме этого была пара доработана.

В предварительно расточенное посадочное отверстие ее засунута металлическая втулка и приварена электросваркой. Для посадки на шлицевой вал стартера во втулке нарезаны шлицы. Звездочку на валу закрепили гайкой.

Двигатель соединен с рамой посредством кронштейна (рис. 4). Натяжение цепи — смещением мотора на болтах крепления (рис. 5).

Рис. 5. Двигатель на раме.

Карт без... бензобака

Рис.

6. Рамка для крепления аккумулятора.

Рис. 7. Принципиальная электросхема.

В ходе работы двигатель испытывает недостаток в принудительном охлаждении. Для этого применен электрический вентилятор от совокупности отопления автомобиля ЗИЛ-157. Он подает воздушное пространство по гофрированному рукаву в зону коллектора двигателя. На бандаж, закрывающий окна стартера, приварен маленький патрубок из стали для соединения с рукавом.

Аккумулятор крепится на карте посредством рамки из металлического уголка 20 X 20 мм (рис. 6). Собственными кронштейнами рамка соединена с болтами двух подшипниковых опор заднего моста. Это исключает нагрузку на раму карта.

Электрическая схема карта приведена на рисунке.

Двигатель включается дистанционно посредством контактора К-250А, напряжение на обмотку которого подается при замыкании кнопки ВК-322, связанной с педалью «газа». Контактор установлен на спинке сиденья и изолирован.

В схеме возможно применять контактор другого типа, если он снабжает нужную коммутацию тока, потребляемого двигателем. Допустимая токовая нагрузка кнопки обязана соответствовать величине тока, потребляемого обмоткой контактора.

Вентилятор включается отдельным тумблером Вк. Он обязан трудиться В течение всего перемещения карта, кроме того при краткосрочных выключениях главного двигателя. Показательные заезды на электрокорте юные спортсмены Курского Дворца пионеров в первый раз совершили на протяжении летних соревнований 1976 года. По окончании бензинового карта ощущения за рулем электрического пара необыкновенны. Ничего не нужно заводить, прогревать, регулировать.

Перед поворотом нет необходимости пользоваться тормозами.

Достаточно отпустить педаль «газа» — и скорость скоро падает за счет торможения двигателем. На поворотах в отличие от простых картов не происходит заноса задних колес, поскольку большой вес аккумулятора снабжает их надежный контакт с дорогой.

Самое же необыкновенное — тишина, господствующая на всем протяжении езды.

По скорости отечественный электрокарт уступает бензиновому: большая — в пределах 40 км/ч.

Это разъясняется тем, что передаточное отношение основной передачи (1 : 3) было выбрано с целью получения хорошего ускорения, а не успехи рекордов на автостраде.

Отечественную конструкцию мы не вычисляем законченной. Предстоит еще попытаться другие стартеры для применения в качестве двигателя, повысить эффективность совокупности охлаждения, более совершенно верно подобрать передаточное отношение.

Было бы хорошо сместить центр тяжести автомобили пара вперед.

Но и в таком варианте электрокарты возможно применить для учебной езды, А вдруг клубы юных картингистов заинтересуются электрокартингом, выстроят пара таких автомобилей, то уже в скором будущем станет вероятном совершить первые соревнования бесшумных автомобилей.

М.

ТОДОРОВ

Рандомные статьи:

КАК ЗАПАЯТЬ БЕНЗОБАК С БЕНЗИНОМ В НУТРИ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Все о карте

    «Пишет вам Панков Алексей Илларионович, начальник кружка картингистов при Доме пионеров г. Геническа Херсонской области. Обращаюсь к вам прося оказать…

  • Карт «хади-электро»

    На старте на протяжении соревнований, в то время, когда все автомобили в пара последовательностей выстраиваются перед белой линией, данный карт легко…

  • «Пионер» — карт для начинающих

    Карт класса «Пионер» — самый мелкий из спортивных гоночных машин. Рабочий количество его двигателя всего 50 см3. Такие карты строят для гонок, в которых…

  • Все о карте. как построить карт

    Материалы первых занятий отечественной заочной школы картингистов были уже в печати, в то время, когда в редакцию стали поступать письма читателей с…