«Обувь» для мотонарт

В заполярной тундре и в Антарктике, на заснеженных горных склонах и в тайге солидную часть года неутомимо трудятся снегоходы — качественные ассистенты человека. Сочетание легкого бензинового двигателя, резиновой гусеницы и клиноременного вариатора — вот, по существу, вся премудрость, заложенная в базу большинства таких автомобилей. На первый взгляд не столь уж сложное сочетание. Но потребовалось много времени и труда чтобы вынудить эту «тройку» трудиться совместно.

И самым уязвимым звеном была гусеница. Конструкторам было нужно перепробовать множество сортов резины, разных схем привода, приспособлений для предотвращения налипания мокрого снега и т. д. Итог — множество остроумных ответов «неприятности гусеницы».

Сейчас мы предлагаем вниманию читателей статью конструктора Ю. И. Павлушина, одного из создателей мотонарт «Буран», в которой он делится с энтузиастами снегоходной техники опытом ремонта и изготовления гусениц.

Рекомендуемая технология и конструкция изготовления защищены авторским свидетельством № 553150. В аннотации к нему очень отмечается хорошая ремонтоспособность предложенной Павлушиным гусеницы и возможность изготовить ее из одной либо нескольких резино-кордных лент.

Многие любители-конструкторы строят мотонарты собственными силами, получая подчас прекрасных результатов.

Но в случае если сборка ходовой части и моторной группы не вызывает особенных затруднений, то сделать гусеницы удается далеко не каждому. Так как им предстоит безотказно трудиться в произвольных погодных условиях, не теряя наряду с этим ни продольной гибкости при перематывании на звездочках, ни поперечной жесткости, нужной для большой по равномерности и площади давления опорной поверхности.

«Обувь» для мотонарт

Рис. 1. Гусеница из одной резино-кордной ленты с Т-образными скобами.

3 серийных снегоходах «Буран» это достигается применением эластичной резино-кордной ленты, в которую заформованы поперечные металлические пружинные стержни. Но… стержни часто ломаются, и тогда вся гусеница выходит из строя. Помимо этого, кое-какие обладатели «Буранов» жалуются, что сцепление гусеницы при перемещении по наледям, ровному жёсткому льду, твёрдому насту не хватает.

Предлагаемая конструкция кроме этого не застрахована от поломок, но ее значительное преимущество в том, что стержни и другие железные подробности в ней легко заменяются. Сцепление же гусеницы, к примеру, со льдом — таксе же, как у конька, поставленного поперек перемещения.

А самое глазное — гусеницы возможно изготовить дома заново (либо переделать серийные, следуя публикуемым чертежам).

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
В резино-кордной ленте избранных размеров прорубают (как на кинопленке) два последовательности прямоугольных отверстий. Ход между ними и размеры зависят от геометрических размеров ведущих звездочек.

Расстояние от края ленты до отверстий должно составлять приблизительно 1/5 ее ширины. В промежутках между окнами на ленту снаружи накладывают по два стержня из пружинной проволоки (ОВС), каковые крепят к ленте в каждой точке Т-образными двойными скобами. Последние имеют у основания ножек углубления, в которых размещают стержни, а ножки скоб пропускают в просверленные в ленте отверстия и разгибают на противоположной (внутренней) стороне, предварительно одев на них шайбу, (рис. 1).

Финиши стержней для предохранения от осевого перемещения расплющиваются. Участки резино-кордной ленты между окнами совместно со стержнями окольцовываются скобами из железной ленты, контактирующими с зубьями звездочек,— и гусеница в первом варианте готова. Она будет иметь удовлетворительное продольное и хорошее поперечное сцепление со грунтом и снегом, но может проскальзывать на льду.

Дабы этого не случилось, и для повышения продольного сцепления гусеницы с грунтом возможно соединить перемычками или все, или часть скоб соседних отверстий. Перемычки должны быть параллельны стержням: любая скоба при взоре на поверхность гусеницы будет иметь вид буквы П, боковины которой выполнены по конструкции Т-образных скоб, а перекладиной есть перемычка на поверхности ленты.

Гусеница с этими скобами имеет хорошее продольное и поперечное сцепление с любой поверхностью.

Фактически вероятна каждая комбинация скоб с перемычками и без перемычек. Возможно кроме того, к примеру, собрать из комбинаций скоб собственную фамилию либо наименование автомобили — тогда при необходимости по следу на снегу нетрудно будет определить, какой прошел снегоход.

Рис. 2. Гусеница из одной ленты с составными скобами и вариант переделки гусеницы ветхой конструкции снегохода «Буран»:

1 — резино-кордная лента, 2 — металлический стержень, 3 —перемычка, 4 — скоба окантовки, 5 — шпилька.

Рис. 3. Гусеница из нескольких лент (место стыковки лент).

Для получения совершенного сцепления гусеницы с ровной ледяной поверхностью рабочие кромки скоб нужно сделать зубчатыми.

Нужно использование для всех железных подробностей антикоррозийных покрытий либо нержавеющих материалов.

Ну а как быть, в случае если нет возможности изготовить сложные по контуру Т-образные скобы? В этом случае их делают из двух частей — планки-перекладины с углублениями для ножки и стержней-шпильки. Такая конструкция гусеницы продемонстрирована на рисунке 2; в один момент он поясняет, как модернизировать штатные гусеницы снегохода «Буран».

Наконец, в случае если в распоряжении конструктора не выяснилось ленты нужной гусеницы и ширины приходится собирать из нескольких узких, рекомендуется состыковать ленты в месте размещения окон, а стыковку выполнить, как продемонстрировано на рисунке 3. Проставка между лентами вырезается из той же ленты, а отдельные элементы в соединяются планками, на которых лежат проставки, и все это совместно со стержнями окольцовано скобой. Это наименее приемлемый вариант; но такая гусеница прошла на опробованиях 300 км по весеннему распутью.

При изготовлении либо ремонте гусеницы приходится применять большое количество подробностей. Но они несложны в изготовлении, а их отдельные элементы — пазы, фаски — возможно обработать в наборе. В случае если же имеется возможность сделать штампы, то работа многократно упростится и ускорится.

Ю. ПАВЛУШИН

Рандомные статьи:

SKI-DOO сапоги ботинки для снегохода. Обувь для снегоходчиков ЧАСТЬ 2. Видеообзор


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.