Совсем еще сравнительно не так давно казалось, что окончательно канули в Лету овеянные романтикой, но появлявшиеся непрактичными в отечественный рационалистический век, легендарные парусники прошлых столетий — легкие бригантины, красивые шхуны, стремительные клипперы. Но, окончательно ли?
Сейчас эта точка зрения значительно изменилась.
Подтверждение тому — тысячи легких суденышек, бороздящих водохранилища и озёра, моря и океаны. Корабелы подумывают о постройке в полной мере рентабельных парусных гигантов, а до тех пор пока промышленность начала производить маленькие «домашние» яхты: парусник из спортивного судна делается воистину массовым средством отдыха миллионов.
Прежде всего доступность паруса разъясняется тем, что судостроительные верфи быстро удешевили производство маломерных судов В движение пошли новые технологические методы и материалы — выклеивание корпусов из фанеры и шпона, из стеклоткани на базе синтетических водостойких смол, применение легких сплавов. Поточные же способы производства стали одной из обстоятельств появления яхт-монотипов, другими словами судов со строго повторяющимися в пределах одного класса параметрами.
Рвение к предстоящему понижению цены судов стало причиной их миниатюризации. Потребитель скоро оценил преимущества мини-яхт и мини-швертботов: они имели прочные безнаборные стеклопластиковые корпуса, жесткость которых обеспечивалась лишь кривизной оболочки, внутренние полости, заполненные вспенивающимися материалами, радикально решающими проблему непотопляемости, и однако при длине 3,5—6 м владели достаточной неплохой мореходностью и комфортабельностью.
самые популярными стали швертботы. Они смогут быть использованы как для принятие участия в парусных гонках, так и для отдыха: туризма, прогулок, рыбной ловли. Сейчас таких парусников десятки тысяч. Это и обширно распространенные во всем мире «миррор динги», «ворьен» и «мот», и производимые серийно у нас мини-швертботы «Кадет» и «Оптимист».
У названных судов большое количество неспециализированного В первую очередь все они недороги, несложны н надёжны.
Протяженность их колеблется от 3 до 4,5 м, ширина — от 1,2 до 1,5 м. Площадь парусности в большинстве случаев не превышает 8 м2, а вес исчисляется всего лишь десятками килограммов, что — это важно! — разрешает транспортировать их на крышевом багажнике автомобилялибо, в крайнем случае, на двухколесном прицепе. Маленькие габариты значительно упрощают хранение и эксплуатацию — отпадает необходимость иметь постоянную стоянку на воде.
Рис.
1. Туристский швертбот с бермудским оружием:
1 — корпус, 2 — шверт, 3 — швертовый колодец, 4 — банка, 5 — вант-путенс, 6 — переборка форпика, 7 — стандерс, 8 — палуба, 9 — штаг-путенс, 10 — талреп, 11 — ванта, 12 — штаг, 13 — стаксель, 14 — грот, 15 — мачта, 16 — флюгарка, 17 — гик, 18 — стаксель шкот, 19 — гика-шкот, 20 — транец, 21 — руль.
Конструктивно мини-швертботы кроме этого весьма схожи. На картинках 1 и 3 изображены два парусника.
Первый рекомендован для туризма, а второй — для маленьких прогулок. Корпуса туристских судов должны снабжать эргономичное размещение в них походного снаряжения и экипажа, исходя из этого для них свойственны громадный кокпит (вырез в палубе) и рундуки для хранения имущества. Корпуса же прогулочных и спортивных швертботов в большинстве случаев всецело закрыты палубой и имеют лишь маленький кокпит для экипажа. В остальном они близнецы.
Неприятность надёжного плавания на мини-швертботах сюит никак не меньше остро, чем на самых громадных судах. В этом случае она решается применением отсеков плавучести — воздушных коробок либо блоков пенопласта. Оборудованный так парусник кроме того по окончании опрокидывания легко поднимается на ровный киль. В ряде конструкций используется второе дно, либо, как его в противном случае именуют, самоотливной кокпит.
Дополнительное дно в большинстве случаев находится выше ватерлинии, исходя из этого по окончании подъема судна на ровный киль вода уходит из трюма через сливные отверстия в транце (шпигаты).
Непременной подробностью любого швертбота (которая, в неспециализированном-то, и дала наименование парусным судам этого класса) есть шверт. Он представляет собой железную либо фанерную пластину, установленную под дном судна и делающую крайне важную работу по понижению дрейфа «под ветер» и продвижению судна «на ветер».
Конструктивно шверты делают поворотными или «кинжальными» Вторые несложнее, потому, что швертовый колодец для них занимает меньше места в кокпите, но при попадании на мель таковой шверт ломается либо разрушает швертовый колодец. Исходя из этого туристские суда принято оборудовать поворотными швертами — при соприкосновении с подводным препятствием таковой шверт около собственной оси.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Рулевые устройства мини-швертботов практически такие же, как и соответствующее оборудование полноразмерных яхт.
Традиционно оно складывается из румпеля, балерной коробки и пера. Перо (равно как и шверт) возможно неподвижным и поворотным. Румпель довольно часто делают с удлинителем, что разрешает руководить парусником при откренивании.
Парусное оружие отличается громадным разнообразием. Обширно употребляется бермудское оружие (рис. 1), но наровне с ним видятся и оружия типа гуари, гафельное, рейковое и латинское (рис.
3, см. кроме этого «М-К» № 6, 1977 г.).
Популярность бермудского оружия разъясняется его высокими аэродинамическими качествами. При равной площади с парусами других типов (рис. 2) бермудский снабжает судну громаднейшую скорость.
Рис. 2. Главные типы оружия мини-швертбота:
А — швертбот с бермудским оружием (бермудский кэт); Б — швертбот с гафельным оружием (гафельный шлюп); В — швертбот с оружием гуари (шлюп «гуари»); Г — швертбот с латинским оружием; Д — швертбот с рейковим оружием (рейковый кэт).
Оружие типа гуари пара иное: при однообразной с бермудским высоте паруса мачта делается в два раза меньше, потому, что верхний (фаловый) угол паруса поднимается посредством гафеля. Такое оружие очень удобно для туристских судов, потому, что мачта вместе с гиком и гафелем занимает меньше места при транспортировке.
Еще ниже аэродинамические качества гафельного оружия.
При всей его схожести с гуари высота паруса не разрешает применять верхние ветры.
Сейчас с возникновением прогулочных швертботов оживает латинское оружие. Оно включает в себя мачту, длинный гафель и гик, но в отличие от гуари высота паруса мала.
Ответственная изюминка латинского паруса — низко расположенный центр аэродинамического давления (центр парусности), что усиливает остойчивость. Это по большей части и предопределило популярность для того чтобы оружия на прогулочных судах.
Рис. 3. Прогулочный швертбот с латинским оружием:
1 — грот, 2 — гафель, 3 — мачта, 4 — кокпит, 5 — гик, 6 — палуба, 7 — водоотбойник (водорез), 8 — шверт, 9 —корпус, 10 — руль, 11 — гика-шкот.
И наконец, рейковое оружие. Используется оно относительно редко и на весьма мелких суденышках типа «Оптимист». Дело в том, что уровень качества для того чтобы паруса низкое, но оно окупается низко расположенным центром парусности.
Стоячий такелаж мини-швертбота сведен, в большинстве случаев, к минимуму — штаг да пара вант.
Возможно обойтись и без Стоячего такелажа, в особенности при применении эластичных, клеенных из дерева, стеклопластиковых либо железных мачт. Значительно чаще это делается на швертботах-кэтах, другими словами вооруженных одним парусом — гротом.
Стремительные, красивые, компактные — такие мини швертботы, не обращая внимания на маленькие размеры, удобны и надежны.
В.
ЕВСТРАТОВ, инженер
Рандомные статьи:
Лучший алюминиевый багажник на крышу для автомобиля LUX
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В случае если вам удастся выстроить подобный минипарусник, то вы сразу же станете обладателем целой «флотилии»! В действительности: суденышко…
-
Думается, что мысль применения зонтика в качестве паруса приходила в голову каждому, кто раскрывал его при сильном ветре. Но первым, чья попытка…
-
Отправляясь в дальнее путешествие, лыжник, в большинстве случаев, сохраняет надежду только на личные силы. Но в полной мере вероятно призвать на помощь…
-
Из года в год отечественная промышленность производит все больше машин. Сейчас за рулем возможно встретить человека фактически любой врача — и профессии…