В случае если вам удастся выстроить подобный минипарусник, то вы сразу же станете обладателем целой «флотилии»! В действительности: суденышко предлагаемой конструкции, за собственную миниатюрность названное автором «Колибри», в следствии совсем несложного переоборудования может стать и швертботом, и виндсерфером, и гребной лодкой. Причем оно понадобится не только для отдыха, но и послужит красивым тренажером для начинающих спортсменов.
Парусная доска для новичков должна быть в первую очередь устойчивой! Так рассуждали мы, разрабатывая для серферов класса «Торнадо» — «Аква-та» новые, более широкие корпуса. К тому же доски метровой ширины фактически не уступали по манёвренности и скорости спортивным парусникам.
Это и навело нас на идея создать универсальный корпус, талантливый делать функции учебного либо прогулочного виндсерфера, и стать базой миниатюрного швертбота.
Все это выяснило успех применения парусника, взявшего наименование «Колибри», в качестве тренажера для начинающего серфингиста а также яхтсмена. Так как так именуемое «чувство ветра», к которому привыкает спортсмен при плавании на доске под парусом, окажется весьма полезным при освоении других типов парусных судов.
Варианты сборки универсального плавсредства продемонстрированы на рисунке. Это и простая парусная доска, и виндсерфер с уменьшенной площадью паруса («штормовой» вариант), и мини-швертбот, и гребная лодка. Все модификации созданы на базе одного и того же корпуса.
Рис.
1. Варианты парусной доски «Колибри»:
А — виндсерфер с обычной площадью паруса (6,2 м2), Б — минишвертбот, В — виндсерфер с уменьшенной площадью паруса (4м2, пунктиром продемонстрировано низкое положение гика в «детском» варианте), Г — гребная лодка.
Корпус «Колибри», более широкий и владеющий большей грузоподъемностью если сравнивать с простой парусной доской, имеет маленькой кокпит и оборудован универсальным стаканом-степсом, пригодным для установки в нем как шарнира виндсерфера, так и съемной мачты мини-швертбота. Корпус складывается из трех главных частей: дна, палубы и швертового колодца; любая из них формуется в личной оснастке.
Для выклейки корпуса рекомендуется применять следующие материалы: стеклоткань сатинового переплетения (около 30 погонных метров), эпоксидную смолу холодного отверждения марки ЭД-5, ЭД-20 либо полиэфирную смолу типа ПН-1, ПН-3 с соответствующими добавками, отвердителем и пластификатором (около двадцати килограмм), и пенопласт марки ПС4, ПХВ либо подобной им. жёсткость и Основная прочность обеспечивается за счет формы корпуса, а дополнительную придают пенопластовый киль, стрингеры и шпангоуты, приклеиваемые к обшивке тем же связующим, что употребляется при формовании подробностей корпуса.
днища соединения и Шов палубы проклеивается двумя дополнительными слоями стеклоткани.
Рис. 2. Корпус:
1 — днище корпуса (стеклопластик толщиной 2,5…2,8 мм), 2 — палуба с кокпитом (стеклопластик толщиной 2,8…2 мм), 3 — киль (пенопласт толщиной 25…30 мм), 4 — швертовый колодец, 5 — степс, 6 — блоки подкрепления степса и швертового колодца (пенопласт), 7 — шпангоуты (пенопласт толщиной 30 мм), 8 — днищевый стрингер (пенопласт, оклеенный двумя слоями стеклоткани), 9 — ремни для откренивания парусника в варианте мини-швертбота, 10 — лента стеклоткани, усиливающая днища стыка и шов палубы, 11 — шпигаты в шпангоутах (не считая шпангоута № 4), 12 — пробки сливных отверстий, 13 — швартовая скоба, 14 — тросовые стопоры, 15 — скобы для проводки шкотов, 16 — рулевая петля, 17 — гнезда под съемные уключины (дюралюминиевые трубочки O 22Х1,5 мм).
Непотопляемость обеспечиваетсяполной герметизацией.
Дабы повысить плотность прилегания к оболочке, шпангоуты по периметру целесообразно оклеить поролоновой лентой и пропитать ее связующим. (Особенно это относится к ее четвертому шпангоуту, разделяющему корпус на два герметичных отсека. Все остальные шпангоуты имеют внизу отверстия-шпигаты для слива воды.) Большой количество пенопласта, заформованного в корпусе, снабжает аварийную плавучесть кроме того при всецело затопленных отсеках.
В корме и носу корпуса парусной доски имеются сливные отверстия, закрывающиеся завинчивающимися пробками. Кроме собственного главного назначения, они помогают кроме этого для вентиляции внутренних отсеков.
Рис.
3. Теоретический чертеж корпуса.
На технологии изготовления корпуса судна из стеклопластика останавливаться детально вряд ли целесообразно, поскольку об этом уже много раз рассказывалось как в «М-К», издании «яхты и Катера» (№ 6 за 1978 г., № 1 за 1980 г., № 2 за 1985 г., № 1 за 1987 г.), так и других изданиях.
Парус возможно применять фабричный, серийно производимый производственным объединением «Море».
Его нужно доработать, поскольку в варианте швертбота, и для «штормового» и «детского» виндсерферов нужен парус площадью приблизительно 4 м2 вместо стандартных 6,2 м2.
Несложнее всего перешивать парус, не имеющий окон. Он разрезается на две части по линии, перпендикулярной передней шкаторине, а после этого переходящей в плавную кривую со стрелой прогиба около 150 мм.
, если на линию разреза попадает окно паруса, прозрачная пленка улучшается нашивкой дополнительных накладок из прочной ткани. После этого к обеим частям паруса пришивается пластмассовая «молния» — такая же, что употребляется для спальных мешков. В случае если «молния» окажется дольше линии разреза, то ее вольный финиш подвязывается к задней шкаторине паруса шнурком.
Дабы не допустить «расползание» соединенных частей паруса, используются особые застежки, снимающие с финишей «молнии» силовые нагрузки.
Рис. 4. Парус:
1 — верхняя часть паруса (площадь 4 м2), 2 — мачтовый карман, 3, 4 — окна для крепления гика-уишбона в «штормовом» и «детском» вариантах сборки виндсерфера, 5 — дополнительные боуты с люферсами, 6 — застежка-«молнии», 7 — нижняя часть паруса (площадью 2,2 м2), 8 — силовые крепления финишей «молнии», 9 — вставки из ткани для подшивки «молнии» в разрезанном окне паруса.
В шкотовом и галсовом углах верхней части разрезанного паруса нашиваются боуты с люверсами, а в передней шкаторине (мачт-кармане) прорезаются дополнительные окна, служащие для крепления гика-уишбона к мачте: верхнее — для «штормового», нижнее — для «детского» вариантов выполнения.
Мачта — разборная, универсальная, применяемая для всех модификаций парусника. Основной ее элемент — дюралюминиевая труба O 40X1,5 мм с пенопластовыми заглушками, вклеенными на эпоксидной смоле. В нижней части мачты для ее крепления в стакане-степсе особой гайкой предусматривается утолщение (стопорное кольцо). Его несложнее всего изготовить, намотав толстые капроновые нитки, пропитанные эпоксидной смолой.
В верхнюю часть мачты вставляется сменный топик — долгий (для простого виндсерфера) либо маленький (для «штормового» и «детского» вариантов парусной доски и мини-швертбота).
Рис. 5. Оснастка парусника в варианте мини-швертбота:
1 — руль, 2 — скоба для проводки шкота, 3 — погон гика-шкота, 4 — тросовый стопор, 5 — гика-шкот, 6 — гик (дюралюминиевая труба O 30Х1,5 мм), 7 — парус, 8 — оттяжка гика, 9 — оттяжка Кэннингхема, 10 — узел крепления гика к мачте, 11 — швартовая скоба, 12 — мачта (дюралюминиевая труба O 40Х1,5 мм), 13 — гайка крепления мачты, 14 — ножной ремень, 15 — шверт, 16 — удлинитель румпеля.
Рис. 6. Оснастка парусника в варианте виндсерфера:
1 — палуба корпуса, 2 — шверт, 3 — парус, 4 — гик-уишбон (дюралюминиевая труба O 30Х1,5 мм), 5 — оттяжка шкотового угла паруса, 6 — узел крепления гика к мачте, 7 — старт-шкот, 8 — мачта, 9 — универсальный шарнир, 10 — гайка крепления шарнира, 11 — плавник.
Крепится мачта к заделанному в корпус степсу двумя гайками. Первая всегда находится на шарнире, вторая, съемная, помогает для твёрдой фиксации мачты и надевается на последнюю сверху при переоборудовании судна в мини-швертбот.
На «юбке» второй гайки предусмотрены отверстия для проводки шкотов — оттяжки и оттяжки гика Кэннингхема.
Рис. 7. Мачта в сборе:
1 — труба мачты (Д16АТ), 2, 4 — пробки (пенопласт), 3 — стопорное кольцо (капроновая нить на эпоксидном связующем), 5 — топ мачты швертбота (бук); А — топ мачты виндсерфера.
В набор парусной доски «Колибри» входят два гика: простой гик-уишбон виндсерфера и особый, трубчатый, с узлом крепления к мачте, предназначенный для швертбота.
Рис. 8. Гик швертбота:
1 — труба гика (Д16АТ), 2 — скоба крепления блока, 3 — крепление скобы (капроновая нить на эпоксидном связующем), 4 — нок (бук).
Рис. 9. Узел крепления мачты к корпусу (А — в варианте виндсерфера, Б — в варианте швертбота):
1 — степс мачты, 2 — втулка-опора пружины (латунь, латунь), 3 — шпор, 4 — пружина, 5 — гайка универсального шарнира (Д16АТ), 6 — скоба, 7 — мачта, 8 — сухарь универсального шарнира (латунь), 9 — слои стеклоткани, 10 — гайка твёрдого крепления мачты, 11 — стопорное кольцо мачты.
Рис. 10. Узел крепления гика швертбота к мачте:
1 — гик, 2 — вставка (бук), 3 — болты М6Х45, 4 — болты М6Х35, 5 — сухарь (латунь), 6 — мачта, 7 — гайка-барашек М6, 8 — хомут (металлической лист толщиной 2 мм), 9 — накладка (металлической лист толщиной 2 мм).
Шверт — мечевидный, изготовлен из толстой фанеры, употребляется на всех режимах эксплуатации судна.
Руль — «яхтенного» типа, навешивается на транец лишь при переоборудовании серфера в швертбот.
Опрокинувшийся парусник легко ставится на ровный киль силами одного человека, причем из-за собственной маленькой глубины кокпит при спрямлении выясняется практически сухим. Для откренивания мини-швертбота с каждой стороны кокпита целесообразно расположить ножные ремни.
Последний вариант сборки судна «Колибри» — гребная лодка.
Исходя из этого при выклейке корпуса целесообразно предусмотреть несколько особых гнезд под уключины весел.
Напоследок направляться подчернуть, что читателям издания, действительно заинтересовавшимся парусником-универсалом, будет полезно ознакомиться с публикациями «М-К» № 3, 6, 8, 9 и 12 за 1980 г., № 7 за 1981, № 7 за 1982 г.), и следующими книгами: Катков П. П. Разработка судоремонта и пластмассового судостроения. Л., «Судостроение», 1968; X. дю Плесси.
Малотоннажные суда из стеклопластика. Л., «Судостроение», 1979; Хайден Г. На доске под парусом. М., «ФиС», 1982; Золотов Ю. В., Шершаков Н. В. Виндсерфинг для всех.
М., «ФиС», 1984; Кислов А. А., Ильин О. А. Виндсерфинг — первые шаги. М., «ФиС», 1985.
Главные технические данные парусной доски «Колибри»
Протяженность громаднейшая, м: 3,7
Ширина громаднейшая, м: 1,0
Высота надводного борта в носу, м: 0,22
Высота надводного борта минимальная, м: 0,16
Осадка корпуса, м: 0,1
Осадка корпуса со швертом, м: 0,68
Масса с оружием, кг:
парус — 2,0
шверт, плавник, перо руля, рулевое устройство — 2,5
гик-уишбон, гик швертбота — 4,5
мачта в сборе — 2,5
весла (комплект), уключины — 3,5
корпус — 20,0
Итого: 45,0
Площадь парусности, м2:
парусной доски — 6,2
мини-швертбота, парусной доски для детей и начинающих, «штормовой» вариант — 4,0
Высота парусности над КВЛ, м:
парусной доски — 4,5
мини-швертбота — 4,0
«штормового» варианта виндсерфера —3,5
Площадь шверта, м2: 0,13
Площадь руля швертбота, м2: 0,08
Н. ВАСИЛЬЕВ
Рандомные статьи:
Парусник
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Парусник… на багажнике автомобиля
Совсем еще сравнительно не так давно казалось, что окончательно канули в Лету овеянные романтикой, но появлявшиеся непрактичными в отечественный…
-
Думается, что мысль применения зонтика в качестве паруса приходила в голову каждому, кто раскрывал его при сильном ветре. Но первым, чья попытка…
-
Отправляясь в дальнее путешествие, лыжник, в большинстве случаев, сохраняет надежду только на личные силы. Но в полной мере вероятно призвать на помощь…
-
Парусная доска завоевала сейчас огромную популярность. Все больше водоемов летом «расцветают» ее броскими треугольниками. Но в безветрие их паруса и…