Парусные доски нового поколения

За два десятилетия существования виндсерфинга техническое оснащение этого вида спорта претерпело много трансформаций. Стараниями энтузиастов парусная доска из неуклюжего плавсредства, воображавшего собой простой прибойный серфер с приделанным парусом, превратилась в боеприпас, воплотивший в себе самые современные успехи аэро- и гидродинамики и изготовленный из таких материалов, каковые ранее использовались разве что в авиакосмической технике, — к примеру, кевлар и углепластик.

Эволюция виндсерфинга была стремительной. Еще первое поколение парусных досок опоздало устареть, как появился новый тип снарядов, названный «виндгляйдерами» (от британского слова «глайд» — глиссировать) и в первой половине 80-ых годов двадцатого века приобретший статус олимпийского класса (подробнее о нем см. в «М-К» № 7 за 1982 год).

А уже в июле 1986 года на Играх доброй воли в Таллине в первый раз в стране состоялись гонки на боеприпасах «аквата» — новых мини-парусниках, рассчитанных на высокие скорости перемещения в режиме глиссирования.

Неспециализированный вид «акваты-370» (цифры означают длину корпуса) продемонстрирован на рисунке. В отличие от виндгляйдера боеприпас имеет легко килеватую форму с вогнутыми обводами типа «крыло чайки».

Количество корпуса относительно большой — 230 л. Три продольных киля и острые кромки скул снабжают выход на режим глиссирования при ветре более чем двух баллов (3,3 м/с.) Для удержания доски в этом же режиме при разворотах борта имеют характерный завал на всей протяженности корпуса.

Корпус «акваты-370»:

1 — палуба, 2 — скула, 3 — линия громаднейшей ширины, 4 — паз под регулируемый степс, 5 — мачта, 6 — шверт, 7 — плавничок, 8 — колодец под плавничок, 9 — вспомогательный киль (продольный редан), 10 — швертовый колодец, 11 — днище.

Дабы обеспечить устойчивость на курсе при глиссировании по гребням волн, «аквата» оснащена плавничком увеличенной площади. Последний способен перемещаться по длине в кормовой части доски, благодаря чему возможно подобрать его оптимальное положение.

Узкий профилированный шверт громадного удлинения установлен на шарнире и может занимать любое промежуточное положение — от всецело опущенного до полностью убранного в корпус. Мачта крепится к подвижному степсу, что разрешает спортсмену регулировать ее положение конкретно на протяжении гонок, в случае если этого требует изменение направления ветра. Высоту мачты кроме этого возможно изменять в пределах от 4930 до 5300 мм посредством регулируемого шпора, и съемного топа.

Парусные доски нового поколения
Парусная доска «аквата-370»:
1 — корпус, 2 — мачта, 3 — старт-шкот, 4 — гик, 5 — парус, 6 — сквозная лата, 7, 8 — тали с двухшкивными блоками для настройки паруса, 9 — регулируемый шпор, 10 — петли для ног, 11 — плавничок, 12 — паз под регулируемый степс, 13 — поворотный шверт, 14 — шарнир мачты.

Размеры паруса виндсерфера типа «фан»

Площадь паруса, м2 Высота, мм Ширина, мм

4,4 4600 1400
5,0 4800 1550
5,65000 1700
6,352001350

Размеры паруса виндсерфера типа «аквата»

Площадь паруса,м2 Высота, мм Ширина, мм

4,54400 1850
5,046001850
5,54700 2000
6,547002300

Варианты особых парусов для досок типа «фан» (А) и «аквата» (Б).

При создании «акваты» западногерманская компания-изготовитель применила самую современную разработку.

Оболочка корпуса имеет несколько слоев: снаружи — декоративный слой с добавками красящих веществ; под ним — слой ткани из полиамидных волокон — кевлара, принимающего сжимающие, растягивающие и ударные нагрузки; после этого направляться жёсткий пенопласт — заполнитель «сандвича»; последний слой снабжающий неспециализированную жесткость корпуса, — продольные полосы углеволокна, пропитанные эпоксидной смолой.

При выклейке «сандвичевых» днища и оболочек палубы между ними закладывается полиуретановый дурак, изготовленный в соответствии с обводами корпуса за вычетом толщины наружной оболочки.

Для улучшения сцепления подошв особой обуви спортсмена с палубой последняя покрыта вспененным полиуретановым лаком.

Очевидно, повторить разработку компании-изготовителя «акваты» в любительских условиях фактически нереально, но применять кое-какие примененные ею правила в полной мере реально. К примеру, желающим сделать парусную доску нового типа собственными руками возможно советовать выклеить в матрице оболочку в виде сандвича с применением жёсткого пенопласта.

О том, как изготовить мастер-модель и матрицу для выклейки корпуса виндсерфера, уже рассказывалось в «М-К» № 7 за 1982 год. А описание самый эффективного метода выклейки корпуса способом вакуумного формования приводилось в издании «яхты и Катера» (см. № 2 за 1985 год).

Для увеличения неспециализированной жесткости корпуса в него при склеивании палубной и днищевой оболочки вкладывают два смазанных эпоксидной смолой продольных лонжерона, вырезанных из жёсткого пенопласта и подогнанных по форме внутренней полости корпуса доски.

Поворотный шверт целесообразно сделать по рекомендациям яхты «и журнала Катера» № 3 за 1981 год.

«Аквата-370» оснащается парусами разных размеров. На Играх доброй воли в наборе было два паруса: 5,8 и 7,0 м2.

Паруса имеют сквозные латы из стеклопластика. Передняя часть сшита из тяжелого дакрона, а задняя из майлара — комбинированного материала редкого переплетения, покрытого с обеих сторон блестящей полупрозрачной пленкой.

По условиям гонки парус может настраиваться при помощи талей с двухшкивными блоками на кормовой оковке гика (для регулировки шкотового угла) и на нижней части мачты (для оттяжки галсового угла паруса).

Из-за сравнительной сложности и высокой стоимости парусные доски типа «аквата» вычислены в первую очередь на спортсменов высшей квалификации. Исходя из этого для любителей виндсерфинга не меньше привлекательны более простые и легкие доски, предназначенные для соревнований в экстремальных условиях — в весьма свежий ветер, на прибойной волне. За границей они стали называться «фан», что в переводе с английского свидетельствует: «игра», «забава».

При длине доски 2,6…2,9 м количество корпуса «фана» образовывает всего 75…90 л (в 2,5…3 раза меньше, чем у «акваты»). В не сильный ветер самые малые суда этого класса не выдерживают веса спортсмена и погружаются в воду. Но при ветре в 4—5 баллов «фан» выходит на режим глиссирования и может развивать огромную скорость. Именно на таком типе доски с парусом площадью 4 м2 в июле 1986 года был установлен новый безотносительный рекорд скорости под парусом французом Паскалем Мака — 71 км/ч (38,86 узла).

Увидим, что прошлый рекорд принадлежал 18-метровому катамарану «Кроссбау-II» с огромной площадью парусности — 130 м2!

оборудование и Корпус парусной доски типа «фан»:
1 — гнезда шарнира мачты, 2 — швертовый колодец (смещен к корме), 3 — шверт уменьшенной площади, превращаемый в плавник, 4 — петли для ног, 5 — плавник поднятых размеров.

Схема укладки слоев «сандвича»:

1 — матрица, 2 — декоративный слой, 3 — слой стеклоткани, 4 — пластины жёсткого пенопласта.

Создание спортивных снарядов для экстремальных условий потребовало от конструкторов громадной изобретательности. Одной из самых значительных неприятностей было обеспечение устойчивости на курсе. При громадных скоростях широкая корма доски, облегчающая выход на глиссирование, создавала избыточную подъемную силу, вызывающую так именуемое «дельфинирование» — продольное раскачивание корпуса.

В дополнение к этому на громадной скорости к кормовому плавнику с поверхности прорывался воздушное пространство, благодаря чего появлялась кавитация, снижающая устойчивость на курсе. Дабы уменьшить излишнюю площадь в корме, на досках типа «фан» большую ширину смещают ближе к носу, а корму зауживают. Наряду с этим значительно уменьшается и неспециализированная намоченная поверхность корпуса, что кроме этого содействует увеличению скорости.

В целях уменьшения рыскливости в корме устанавливают от двух до четырех плавников с увеличенной суммарной площадью, благодаря чему появляется возможность идти при курсе бейдевинд (сильно к ветру) без шверта. Время от времени профили плавников делают асимметричными по отношению к средней линии доски, что повышает ее маневренность.

Спортсмен, создавая крен на тот либо другой борт, может выполнять поворот, не прибегая к манипуляциям парусом, как это нужно для простого виндсерфера, и не теряя так скорости. Существует и еще один метод увеличения устойчивости — создание в кормовой части днища продольных углублений — тоннелей либо килеватых обводов типа примененных на «аквате».

Для облегчения управления доской типа «фан» при сильном беспокойстве, в то время, когда она совершает прыжки в воздухе с волны на волну, на палубе устанавливают пара пар ножевых ремней.

Довольно часто при высоких скоростях спортсмен должен перемещаться на корму и очень сильно наклонять мачту назад, почему шкотовый угол паруса начинает «замываться» волной. Исходя из этого на «фанах» используют особые паруса с укороченной задней шкаториной.

При вертикальном положении мачты шкотовый угол паруса выясняется немного поднятым вверх, но в установившемся режиме глиссирования гик принимает горизонтальное положение, что более комфортно в данной напряженной ситуации.

При изготовлении виндсерфера типа «фан» целесообразно применить разработку, которую мы советовали для «акваты». По большому счету о создании парусных парусов и досок к ним отечественный издание говорил много раз (см. «М-К» № 6, 8, 9, 12 за 1980 год и № 7 за 1981 год).

Напоследок направляться еще раз напомнить, что новое поколение парусных досок предназначено для спортсменов, уже достаточно прекрасно освоивших простой виндсерфер.

Н. ШЕРШАКОВ

Рандомные статьи:

Джет серфинг или доска для серфинга с мотором


Похожие статьи, которые вам понравятся: