Первая постройка пилотажки. личный опыт.

  • Disclaimer (отмазка)
  • Предыстория
  • Выбор модели
  • Изменение конструкции под имеющиеся материалы
  • Резка лазерным лучом
  • Резка скальпелем
  • Проба на стабилизаторе и киле
  • Изготовление крыла
  • Изготовление фюзеляжа
  • Подбор цвета обтяжки
  • Установка аппаратуры
  • Обтяжка
  • Пробный полет
  • Вычисляем затраты
  • Анализ неточностей
  • Заключение
  • Файлы к статье

Disclaimer (отмазка)

Эта статья имеется повествование человека, ни при каких обстоятельствах ранее не занимавшегося RC, что желает продемонстрировать новичкам, решивших выстроить собственный первый самолет из бальзы, что в этом нет ничего сложного. Статья не есть инструкцией к постройке, а только описанием собственного опыта. Заблаговременно прошу прощения, в случае если я где-то совершил ошибку в терминах.

Предыстория

Все началось с того, что мне на сутки рождения (в 28 лет) подарили радиоуправляемую модель самолета с аппаратурой и с возможностью забрать несколько уроков пилотажа у опытных людей.

Инструктор был удивлен, как скоро я освоился с управлением (откуда ему знать, что я большое количество летал на MS Flight Simulator?). Это была учебная модель, и она мне не так долго осталось ждать наскучила, хотелось чего-то пошустрей.

Заказал я на Башне Extra 330L, и, увы, в первоначальный же полет воткнул ее носом в отечественную планету. Фюзеляж раскрошился по самый хвост, треснула задняя кромка левой консоли крыла, повырывало элероны, все пластиковые подробности потрескались и деформировались.Первая постройка пилотажки. личный опыт. Досаде не было границ!

А летать хотелось.

Щепки и обломки я разложил на столе и собрал из них пазл (puzzle, то бишь). Данный пазл был замерян и обрисован в компютере. Заодно выучил и AutoCAD.

Потому, что я был полный НОЛЬ в самолетостроении и не воображал, как и что крепится, было нужно составлять каждую подробность в 3D и совмещать одну с другой на компьютере. Так оказался трехмерный чертеж этого самолета.

Сложные подробности я дал на лазерную резку, простые порезал скальпелем сам. Самолет был восстановлен на 100%. Причастность к крушению выдавали трещины на пластиковых подробностях.

Но тут мне надоело поведение модели. Размеры мелкие (80 см размах), вес громадной (715 гр), а тяга слабовата (Super Cobalt 400 на 8 банках 1050 мА*ч с пропеллером 7х4). Экперименты с заменой винта лишь уменьшили полетное время с четырех мин. до трех. Бочки крутит, а петли — не желает. По всей видимости, пришло время желать второй самолет.

Но не брать, а строить.

Выбор модели

Хотелось что-то прекрасное, похожее на мою Extra, но побольше. Главным критерием была простота постройки, либо, по крайней мере, я должен был осознавать, КАК строить, глядя на выбранный чертеж. Поиски в сети привели меня на незамысловатый чертеж Ampmaster_jr от Al Eastman.

Чертеж не очень сильно детализирован, но сопровожден описанием, КАК это выстроить. Мне понравился данный самолет. Похож на Extra; кабина пилота практически у задней кромки крыла, а это позволяет сделать громадный капот для доступа к батареям; заточен под электромотор.

Прочтение описания распознало тот факт, что размеры самолета создатель обусловил длиной имеющейся у него рейки под лонжерон крыла. У меня досок и таких реек не было! Были другие…

Изменение конструкции под имеющиеся материалы

Чертеж был суперпрост. В том месте не было зазоров между управляющими и несущими поверхностями, полок для аппаратуры, крепления шасси и т.д. Это, скорее, была схема, а не чертеж.

статьи и Обзоры тех, кто уже делал данный самолет, распознали его недочёты. Так, применяемый профиль CLARK Y (снизу плоский, а сверху выпуклый), хоть и придавал крылу громадную подъемную силу, но отрицательно оказывал влияние на акробатические качества; нулевой V крыла при таковой разнице конечной хорды и корневой сказывался на повышенной скорости сваливания; те, кто делал самолет побольше, чем оригинал, говорили о заметном улучшении летных качеств. Я не имел возможности пропустить столь ответственных замечаний и прикинул собственные возможности по трансформации уникальной конструкции.

Итак. CLARK Y лекго изменяется в программе Profili2, она же и сгенерирует комплект нервюр. V крыла образуется при склейке консолей.

А размеры? Наблюдаю, какая самая долгая монолитная деталь в самолете: №1 — цельный лонжерон обеих консолей; №2 — бальзовая доска на протяжении фюзеляжа. Цельный лонжерон не подходит (нет у меня таких долгих реек), а вот доска длиной 1 метр именно имеется. Рисую эту доску поверх чертежа, и увеличиваю чертеж так, дабы протяженность фюзеляжа была равной одному метру. Все другое также увеличилось, включая толщину реек, каковые мне и без того казались чересчур толстые — 6 мм.

Исходя из этого поверх чертежа я рисую собственные 4 мм рейки, на стабилизаторе решил покинуть 6 мм.

Итак, у меня оказался мой чертеж, а слои, на которых был исходный, я удалил без зазрения совести. Шпангоуты я нарисовал собственные, чтобы доходили под мой заблаговременно приобретённый кокпит (canopy). продув и Крепление мотора я также нарисовал, исходя из характеристик заказанного ранее AXI 2820/10.

Необходимые замеры из взятого чертежа я ввел в Real Flight G2. Данный симулятор показывал правдивое поведение моей существующей Экстры, исходя из этого у меня имеется все основания доверять данной программе . Самолет оказался весьма вертлявым, но смещение центра тяжести на 2 см вперед решило эту проблему. Motocalc7 также прекрасно отозвался о летных качествах при выбранной мной силовой установке (40А ESC, 10 cell 4/5 FAUP SANYO, AXI 2820/10, 10×6 – 12×6 Aeronaut пропеллеры).

Для винта 10х6 Motocalc7 посчитал, что модель годится для исполнения «фактически всех аэробатических маневров»

Резка лазерным лучом

По окончании борьбы с мыслями «Может, второй самолет? А что если данный не хорошо полетит?» я приступил к материализации цифрового рисунка в дерево. Распознал на рисунке те подробности, каковые потребовали аккуратности и особой точности, разместил их на нарисованных досках и отправился резать.

Процесс настройки лазерного резака (5 параметров и по 100 значений в каждом) стоил мне потерянного дня, нескольких страниц сожженой бальзы, нескольких десятков потерянных нервных клеток от общения с обладателем лазерной установки, что в настройках ничего не осознавал. Но дело сделано. Как я резал фанеру для Extra у него раньше — это тайная.

Может, неприятностей не было вследствие того что фанера огнеустойчивей бальзы?

Дома собрал консоли на полу, для прикидки как это будет смотреться, и … наступил нечаянно. На следующий сутки снова общался с обладателем лазерной установки…

Резка скальпелем

Терпения хватило на то, дабы криво вырезать одну нервюру. Очень тяжко давались круглые отверстия и торчащие подпорки. Оценив израсходованное усилия и время, я пересмотрел собственный отношение к обладателю лазерной установки.

Не легко резать правильные нервюры, но несложно нарезать прямые рейки из бальзовых досок. Заодно приспособился срезать углы для получения треугольного стыка в элеронах.

Проба на стабилизаторе и киле

Итак, у меня было все готово к сборке. Нужно затевать, а с чего? С несложного! С того, что возможно разломать и переделать. Для меня это был киль и стабилизатор.

По фотографиям из Интернета я заметил, что многие части модели собирают прямо на разложенном и закрепленном на столе чертеже. Для большего сцепления реек при клейке нужно было сделать пазы. Это нетрудно.

Я сделал скальпелем поперечные надрезы на глубину 1-2 мм. Оказалось, что 1 мм достаточно для прочной склейки, а паз в 2 мм сокращает прочность рейки в этом месте.

При сборке киля и стабилизатора я наловчился клеить циакрином и выполнять параллели. Хвостовое оперение оказалось хорошим того, дабы его я разломал и сделал заново. Анализ неточностей продемонстрировал: не торопиться, семь раз отмерять и ровно отрезать, учитывать скорость полимеризации циакрина; наждачка — подруга точности.

Изготовление крыла

В случае если с плоским стабилизатором все было ясно, то как собирать неплоское крыло, к тому же и с таким числом хрупких подробностей? Мне было известно два метода: сборка на подпорках (building tabs); и сборка на рейках (jig holes). При генерации нервюр в программе Profili2 я учел оба метода, другими словами обозначил дырки под мои 4х4 мм рейки и обозначил подпорки по задней кромке крыла, но так, дабы эти подпорки не вылезали в область элеронов.

Ширину элеронов я также сделал, исходя из наличия бальзовых треугольных в сечении досок. Учел толщину 1 мм бальзового покрытия (skin), и сделал пазы для лонжерона на 30% хорды. Это место совпало с наивысшей точкой профиля.

Увлекательный момент: та нервюра, которая была на пересечении крыла с фюзеляжем, была импортирована в AutoCAD, и на ее базе был сделан вырез в фюзеляжном каркасе. А сама нервюра была дополнена областью до низа фюзеляжа и вырезалась из 4 мм бальзы, а не из 1.5 мм, как все остальные нервюры.

Постройка крыла на рейках потребовала дополнительной конструкции, которой у меня не было, а по окончании того как я еще и наступил на собранную на рейках конструкцию, поломав 4 нервюры, заключил, что данный метод не для меня.

Сборка началась с того, что я булавками прикрепил рейку лонжерона к чертежу, маркером отметил места усадки нервюр, сделал еще три дубликата данной размеченной рейки и приступил к усадке. Правильную прямую вертикаль снабжали ранее приобретённые для данной цели угольники. А продольное отклонение нервюр я выполнял по линиям на чертеже.

Капля супербыстрого (thin) циакрина схватывала стык нервюры с рейкой лонжерона так скоро, что подпорка от прошлой освобождалась для клейки следующей нервюры. По окончании того, как все нервюры были усажены на первую лонжеронную рейку, я воткнул сверху в пазы нервюр вторую рейку. Благодаря обеспеченной вертикали каждой нервюры пазы совпали с промаркированными местами на рейке.

По капле циакрина на стык и под груз, дабы избежать крутки крыла на данной стадии.

Заднюю кромку я вырезал из 6 мм страницы бальзы шириной, равной высоте заднего обреза нервюры, плюс 2 мм на обшивку. Приложив к чертежу и разметив места стыков, сделал миллиметровой глубины пазы — в них войдут нервюры. Проверив, что все пазы совпадают, я соорудил подпорки высотой от стола до нижней точки задней кромки.

Эта высота у концевой и корневой хорды различная, потому, что профиль крыла непостоянный. Прочно усадив заднюю кромку на эти подпорки и загнав нервюры в пазы, я капнул мало циакрина на любой узел стыка.

Передняя кромка клеилась так же и с тем же учетом обшивки 2 мм, лишь еще легче, поскольку опыт клейки задней кромки уже был. Чтобы не было прогибов и круток, всю конструкцию я пришпилил булавками к прямой доске и обмотал нитками, туго их стянув.

До тех пор пока сохло крыло, я приступил к изготовлению уплотнителя лонжерона (webbing). Его роль заключалась в том, дабы создать дополнительную прочность крыла на кручение и изгиб. Это были перемычки между верхней и нижней рейкой лонжерона.

Они вырезались из 2 мм бальзы так, дабы волокна размешались вертикально.

По окончании того, как уплотнители были вклеены, я покинул крыло на ночь сохнуть под грузом. Проверка на вероятную деформацию не распознала прогибов и признаков крутки, консоли оказались на удивление ровными!

При генерации программой Profili2 было учтено, что крыло будет покрыто 1 мм слоем бальзы. Для экономии бальзы, соблюдения и веса разработки сборки, я выкроил куски, которыми дожны были покрыться 30% передней части крыла. Остатками я покрыл заднюю часть и нарезал перемычки, соединяющие обе обшивки по нервюрам.

Передняя и задняя части обшивки сравнялись с высотой реек.

Изготовление фюзеляжа

Опыт восстановления Extra 330L дал мне представление о том, как делать фюзеляж.

По чертежу скальпелем вырезал две боковухи из 4 мм бальзы.

На одну из них я приклеил шпангоуты таким же методом, как нервюры к лонжерону (см. выше). Потом я легко, как конструктор LEGO, собрал батарейной полки и скорлупу капота.

Тут-то я и пожалел, что не все подробности нарезал лазером. Засунул эту конструкцию в нижнюю часть фюзеляжа. Позже приклеил к торчащим шпангоутам вторую боковуху, низ заклеил вырезанным лазером треугольником.

В момент вклеивания продольных реек обнаружилась погрешность выреза под них на косом шпангоуте. Помог напильник. Тем же напильником я подогнал вырез для крыла, дабы идеально стыковались крыло и фюзеляж.

Днище носа не было продумано в момент рисования чертежа. Его я сделал из остатков бальзы, облегчив оромными круглыми отверстиями. Так же, по месту, додумывал метод защелкивания крышки капота.

Подбор цвета обтяжки

Еще в далеком прошлом в каком-то RC-издании заметил самолет тёмного цвета. Прекрасно смотрелся! В тёмном покрытии отражалось небо, блики солнца усиливали эффект тёмной эмали. Но положение в небе всецело тёмного самолета было бы не хорошо различимо.

Исходя из этого я вооружился Photoshop’ом 7, и способом тыка подобрал желтые вклейки на фоторафии уже кем-то сделанного ампмастера. Оказалась эдакая германская цветовая гамма. Чтобы понять в полете, где брюхо и где поясницы самолета, я старался сделать их максимально различимыми.

Установка аппаратуры

Потому, что сам самолет строился по принципу «что имеется, из того и строим», тут также не было нужно выбирать из многого. На элероны по HS-81, на все другое HS-55. В голову закралось сомнение, сможет ли одна HS-55 совладать с рулем высоты, учитывая площадь руля, вес самолета и длину плеча.

Было нужно прокинуть тягу с килевой машинки на вторую половину руля высоты, а для новой машинки руля направления сделать отдельное гнездо с возможностью задействовать pull-pull. На передатчике сделал микс 2 и 7 каналов для руля высоты.

В местном магазине я выяснил, что для длин проводов машинок до одного метра не требуются никакие подавители помех и шумов, исходя из этого я удлинительные провода.

Обтяжка

Приобретённый для этого особый утюг оправдал себя удобством в применении. До этого я пробовал пользоваться домашним утюгом – дешево, но некомфортно. Обтяжку я начал с капота, и с первого раза ничего не получилось.

Сорвал сморщенную обтяжку и потом действовал по инструкции, прилагающейся к пленке — точечно закрепил лоскут по углам, позже по кромкам, а позже приклеил все другое. С морщинами боролся большой температурой. По окончании того, как я почувствовал поведение пленки при усадке, я смело приступил к обтяжке фюзеляжа и крыльев.

Вся обтяжка заняла чуть более трех часов.

И обтянутый самолет два месяца ожидал батареи и мотор…

Пробный полет

Наконец дождался!

Мотор установлен, батареи раскачаны и заряжены, тяга дома опробована.

Весьма страшно было разбивать собственный творение в первоначальный же полет, поэто

Рандомные статьи:

Инструменты для постройки каркасного дома в одиночку. Личный опыт // FORUMHOUSE


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Приобретаем первую модель

    Идём в магазин Что приобрести? Как выбрать комплект Документация Комплектность Уровень качества подробностей Покупаем готовую модель Документация…

  • Первый взгляд — melting world online

    Первый взор — Melting World Online Melting World Online владеет занимательным свойством: от игры не ожидаешь громадных достижений и ураганного геймплея,…

  • Halo 5: guardians — первый взгляд

    Halo 5: Guardians — Первый взор Бывают, понимаете ли, ситуации, в то время, когда поведать хочется так много и всякого, но нельзя. До тех пор пока…

  • Летопись эвирона — первый взгляд

    Летопись Эвирона — первый взор Коллекционные карточные игры сейчас стали очень популярны. Разработчики создают все новые проекты, в которых используются…