Погода не баловала юных планеристов. Небо высокое и голубое, каким оно значительно чаще не редкость в Литве сейчас года, посерело и низко опустилось над зеленым полем аэропорта. Сильный порывистый ветер трепал над ангаром застиранный дождем полосатый «чулок» определителя направления ветра. Основной судья соревнований Г. Кайкарио то и дело посматривал на тучи, подумывая, а не отменить ли полеты.
А также кинохроникеры из Перми, прилетевшие снимать документальный фильм о собственных земляках, юных спортсменах из города Лысьвы, не смогли удержаться от сетований на непогоду, поскольку цветная пленка, как мы знаем, обожает солнце…
И все-таки V первенство СССР по планерному спорту среди юношей удалось!
Причем не только для команды-победительницы из мелкого литовского города Кедайняй, где и аэропорта-то настоящего нет, и парни применяют простое поле, которое выделило им под аэропорт правление колхоза. Удалось для хозяев авиационного спортивно-технического клуба города Паневежиса, блестяще организовавшего соревнования и выставившего две собственные команды, одна из которых заняла почетное третье место.
Конечно же, удалось и для чемпионки — улыбчивой десятиклассницы Гинтаре Бачаускайте и ее тренера Иозаса Римкявичуса. По преимуществу оценили его и зрители — любители авиационного спорта. Тут, как в детективе, выстроенном по всем законам жанра, до последнего упражнения не было возможности выяснить победителей.
Лидирующие команды хорошо шли приятель за втором, в финале поменявшись местами. Неожиданностью было да и то, что «серебро» завоевала команда из города Аркалыка Казахской ССР, поскольку данный регион — до тех пор пока еще «терра инкогнита» на «планерной карте» страны.
Кроме того те, кто не занял призовых мест (а в соревнованиях участвовали 46 юных спортсменов из 12 команд РСФСР, Литвы, Армении, Казахстана), остались довольны.
Парни сумели обменяться пускай и маленьким летным опытом, подружиться, а основное — полетать.
В воздухе — планер ЛАК-16, созданный на Пренайском планерном заводе ДОСААФ.
На пьедестале почета — команды-победительницы.
Лучший планер первенства БРО-23 «Страздас» конструкции Б. Ошкиниса.
Курсанты ЮПШ должны замечательно разбираться в летной технике, самостоятельно ликвидировать появившиеся в ходе эксплуатации неисправности.
Соревнования в Паневежисе были не только праздником, необычным детским планерным фестивалем. Высветили они и неприятности, которых, как и во взрослом планеризме, накопилось много.
Одна из них — планеры для начинающих. «Страздасы» — ими укомплектованы школы юных планеристов при аэроклубах — не лишены недочётов, а основное — непомерно дороги. Их цена — 4 тысячи рублей — не смотря на то, что и по карману аэроклубам ДОСААФ, оказывает негативное влияние на развитие детскому планеризму вширь, идти в школы, Дома и Дворцы пионеров, на станции и в клубы юных техников…
Юным спортсменам из города Кедайняй — радостным обладателям трех планеров, два «Страздаса» подарил город в лице химзавода имени 60-летия СССР. Но согласитесь, что, к сожалению, далеко не везде находятся такие щедрые шефы. Новый массовый планер ЛАК-16 избавлен от многих недочётов предшественников, но его ремонтоспособность не радует. Маленькие поломки легко выводят паритель из строя.
На соревнованиях в Паневежисе ни один из них не дошел до финала. Превосходно продемонстрировал себя планер гениального литовского конструктора Брониса Ошкиниса — БРО-23. Он легко ремонтируется, прекрасно управляется, замечательно летает.
Его постройка обходится клубу в четыре раза дешевле. Но до тех пор пока БРО-23 существует всего лишь в двух экземплярах. Думается, выстроить планер самостоятельно возможно не только в Паневежисе. По крайней мере, уже настало время производить крылатые автомобили для начинающих в виде комплекта полуфабрикатов.
И цена для того чтобы комплекта ниже, и вкус к техническому творчеству прививает у ребят. А желание строить планеры, самолеты, творить, право, достойно для того чтобы же уважения, как и желание летать.
Планер БРО-23 конструкции Б. Ошкиниса:
1 — стеклопластиковая фюзеляжная гондола, 2 — плоская хвостовая балка (стены — стеклоткань, пропитанная эпоксидной смолой, полки — стекловолокно, заполнитель — пенопласт), 3 — амортизированная стеклопластиковая лыжа, 4 — подкосы крыла (дюралевые трубы), 5 — стеклопластиковая обшивка носка крыла, 6 — лонжерон крыла (стены — стеклоткань, пропитанная эпоксидной смолой, полки — стекловолокно, заполнитель — пенопласт), 7 — зависающий элерон, 8 — узел навески элерона, 9 — типовая нервюра крыла, сплетенная из стеклонити, пропитанной эпоксидной смолой, 10 — тяги управления элероном.
Характеристики планера
Площадь крыла, м2: 10,4
Масса безлюдного, кг: 80
Большая взлетная масса, кг: 160
Большая скорость, км/ч: 100
Посадочная скорость, км/ч: 42
Большое аэродинамическое уровень качества на скорости 50 — 55 км/ч: 15
Большая скорость понижения, м/с: 1
Е.
БЕЛЬЧЕНКО, отечественный спец. корр.
Рандомные статьи:
Planing Jig — How to Use Your Planer to Joint Wood | Woodworking Jig
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Москва-астана, или несложный метательный планер
Характеристики Постройка Фюзеляж Хвостовое оперение Крыло Опробования Заключение Занятная вещь — Интернет. Уменьшая расстояния, он разрешает нам…
-
Зелёный — двухметровый планер для спокойных полетов
Предыстория Характеристики Изготовление хвостовое оперение и Фюзеляж Крыло Финальные операции Полеты Опробования Старт на леере посадка и Полёт…
-
…Негромким летним вечером над водами Клайпедского порта показался диковинный летательный аппарат: его крылья были похожи на решетку, а пилот размещался…
-
При постройке и проектировании «Шмеля» в творческом коллективе «Взлет» был забран за базу микроавтожир конструкции В. Барковского, В. Виницкого и Ю….