Грядущий XXV съезд КПСС подведет итоги исполнения девятого пятилетнего замысла развития народного хозяйства и наметит новые рубелей коммунистического строительства у нас. Как будто бы эстафету, примет новая пятилетка трудовые свершения грандиозных задач, поставленных в Директивах XXIV съезда партии, и даст еще более замечательный толчок научному прогрессу во всех отраслях индустрии. транспорта, сельского хозяйства, строительства.
Ответами XXIV съезда партии предусматривалось повышение грузооборота речного транспорта за пятилетку на 24% и продолжение работ по улучшению водных дорог в восточных районах страны. А ведь улучшить фарватер — значит очистить его от мелей, расширить глубину, дабы по реке имели возможность ходить суда с большей осадкой, следовательно, более вместительные.
Главные автомобили для дноуглубительных работ — землесосные боеприпасы.
Это плавучие установки с огромной фрезой, которая разрыхляет под водой грунт, и его смесь с водой — пульпа — перекачивается после этого на берег за много метров, кроме того километры.
Об данной технике девятой пятилетки отечественный рассказ.
Автомобили, Возобновляющие РЕКИ
Углублять русла рек пробовали еще в старину.
Об этом говорится кроме того в известном своде законов семнадцатого века — «Уложении» царя Алексея Михайловича. А в 1705 году в Воронеже выстроены первенствовали«чистильные автомобили». «…Возможно было песчаную подошву и всякую мелочь… вынуть и судами отвезти, чтобы вольно те места пройти». Мастера взяли «за такое изрядное и дивное художество сверх подряду похвальный презент».
В конце восемнадцатого века между Рыбинском и Тверью со дна Волги убирали камни. А первые земснаряды показались спустя сто лет: началось интенсивное развитие волжского пароходства. Действительно, у тех примитивных агрегатов рыхлительных устройств не было: они просто всасывали со дна реки мягкий, неслежавшийся песок.
Более плотные грунты такие автомобили разрабатывать не могли, исходя из этого спустя маленькое время показались земснаряды с механическим рыхлителем. К 1917 году в составе дноуглубительного флота России имелось около 20 землесосных автомобилей и около 100 многочерпаковых.
Был период, в то время, когда земснаряды на какое-то время уступили первенство гидромониторам — устройствам, разрушающим грунт струей воды, подаваемой под громадным давлением.
На постройке канала имени Москвы, к примеру, посредством гидромониторов было выполнено более 10 млн. м3 земляных работ. Но опыт продемонстрировал, что гидромониторы требуют большого расхода энергии, значительно большего количества труб, нежели земснаряды.
Протяженность речных водных дорог — не просто рек, в частности водных дорог — составляла у нас к началу семидесятых годов 144,8 тыс. км.
Ко мне входят и сверх-магистральные дороги, где глубина речного фарватера превосходит 5 м, и малые реки, где она менее полуметра. Намечено со временем создать единую глубоководную сеть на европейской территории нашей страны. Об этом шла обращение еще на XVII съезде партии, прошедшем в 1934 году. С того времени были выстроены Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, каскады водохранилищ на Волге, Днепре, вторых реках. Все это очень сильно улучшило условия навигации.
В будущем же в единую глубоководную сеть европейской территории страны войдут Печорский, Неманский, Северо-Двинский бассейны. Это случится по окончании соединения Камы с Северной Двиной и Печорой, а Днепра — с Неманом.
Так что земснарядам предстоит огромная работа. Так как сейчас без этих автомобилей не обходится ни одна большая стройка.
На сооружении Куйбышевского гидроузла было вынуто методом гидромеханизации 110 млн. м3 грунта, а Волгоградского гидроузла — 120 млн. м3. Это значительно больше, чем сделали экскаваторы. Рекорд же был поставлен па Киевском гидроузле: 87,6% всех земляных работ взяли на себя земснаряды. И очевидно, на таких огромных стройках века, как Байкало-Амурская магистраль, земснаряды, как и вторая могучая техника, отыщут самое широкое использование.
Еще один пример: для потребностей строительства КамАЗа за три года земснаряды вынули из реки 1,7 млн. м3 грунта. А в возможности строительство для того чтобы масштаба, какого именно не знала еще история .
Мысль ВЕКА ДЕВЯТНАДЦАТОГО. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДИТ В ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ
Древняя книга в плотной, с прожилками под мрамор, зеленой обложке.
Не роман, не путевые заметки — произведение не укладывается ни в какие конкретно жанры. Научная фантастика? Но в книге нет сюжета. Техническая разработка?
Но всецело отсутствуют конкретные эти. И все же у каждого, кому приходится раскрывать ее, — а таких людей сейчас делается все больше — остается весьма яркое впечатление.
Книга именуется «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих государств». Выпущена в Киеве в первой половине 70-ых годов XIX века. Создатель — Я. Демченко.
Имя этого русского инженера сейчас мало кому известно, но, думается, что со временем личностью его начнут интересоваться несравненно больше.
«Обнаженное на огромном пространстве ложе старого Арало-Каспийского моря среди местностей, лишенных практически всякого орошения, нечайно наводит на идея о возобновлении его при помощи направления в том направлении сибирских рек».
Прозорливость Я. Демченко заслуживает всяческого уважения.
инженеры и Советские учёные Сейчас приступают прикасаясь к составлению проектов переброски сибирских рек на юг. Водные ресурсы Средней Азии и большей части Казахстана малы, а в это же время тут растут полезнейшие сельскохозяйственные культуры, и основная среди них — хлопок.
Произведенные расчеты продемонстрировали, что не годом будет измеряться срок постройки для того чтобы канала: начавшись в этом столетии, сооружение его закончится только в будущем.
Не смотря на то, что и не лопаты, само собой разумеется, брались в расчет, а замечательная современная техника.
ТРУБНЫЙ ТРАНСПОРТ?
Перекачка по трубам взвешенных в потоке воды жёстких материалов находит все более и более широкое использование в самых различных отраслях индустрии.
Посредством гидромеханизации — так именуется данный способ — доставляют руду от места добычи до горно-обогатительных комбинатов, удаляют шлаки и золу из топок теплоэлектростанций, очищают от отходов большие механизированные фермы. В случае если сказать о работе по переброске грунта, то у нас посредством гидромеханизации ежегодно перемещается более 2,5 млрд. м3 почвы. А возможности развития этого вида транспорта необозримы.
Так как землесосный боеприпас в отличие от экскаватора не только добывает, скажем, песок, но и сам его транспортирует. Экскаватор, помимо этого, трудится прерывисто: зачерпнул, повернулся, высыпал, а земснаряд непрерывно. Исходя из этого затраты труда у него в два, в противном случае и втрое меньше, чем у экскаватора.
Каким же образом осуществляется данный постоянный технологический процесс? Разглядим схему (рис.
1) земснаряда. Главные его агрегаты — грунтозаборное грунтовой 1 насос и устройство 6. Фреза разрыхляет почву, а насос всасывает ее в напорный пульпопровод 3 и после этого перекачивает в плавучий пульпопровод 5, через что грунт попадает на берег. Принцип как словно бы бы весьма несложный.
На данной базе выстроены земснаряды с производительностью в тысячи кубов в час, дальностью транспортировки до нескольких километров и водоизмещением до нескольких млн кг.
Что же касается исследовательских работ в области гидромеханизации, в частности создания новых конструкций земснарядов, то мало имеется автомобилей, где бы обнаружили собственный конструктивное воплощение сложные и разнообразные физические процессы, происходящие при последующей транспортировке и подводной разработке грунтов.
Закономерности их до конца еще не познаны. Их изучение, моделирование в исследовательских’ целях всасывания и подводного фрезерования — широкое поле деятельности, содержит массу нового. Вот где творческая молодежь может приложить собственные силы. И прикладывает!
РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ
Сложная эта задача: огромной, в пара метров, фрезой рыхлить дно.
Нужно, дабы делалось это с минимальным расходом энергии. Дабы грунт как возможно лучше всасывался и не налипал на поверхность фрезы.
Для режущих механизмов, отвечающих всем этим условиям, необходимо совершить широкую серию исследовательских работ. Это и делает лаборатория гидромеханизация Калининского политехнического университета.
Командует ею громадный энтузиаст гидромеханизации, врач технических наук, доктор наук Сергей Петрович Огородников.
Лаборатория по размерам своим под стать иному заводскому цеху: огромное высокое помещение, окна во всю стенке. На протяжении стенку — широкие емкости с водой и грунтом; над ними — модели разрыхляющих и всасывающих устройств. От конструкции этих устройств в большой степени зависит экономичность и производительность работы таковой огромной автомобили, как земснаряд.
Рис. 1. Схема землесосного боеприпаса:
1 — грунтозаборное устройство, 2 — лебедка, 3 — напорный пульпопровод, 4 — свайный движение, 5 — плавучий пульпопровод, 6 — грунтовой насос, 7 — всасывающий трубопровод, 8 — корпус.
Юные инженеры — сотрудники лаборатории Николай Пузырев и Константин направляться — готовили аппаратуру для опытов. Я попросил поведать о последних достижениях лаборатории. Пузырев — он, кстати, помощник секретаря комсомольской организации научно-исследовательского сектора университета — отложил подробность прибора и принес пара фрез диаметром с полметра либо чуть мельче.
Но это, очевидно, были не настоящие инструменты, а всего лишь модели их. Настоящие — весом в пара тысячь киллограм и диаметром в пара метров — лишь краном и возможно поднять. А отличались они формой поверхностей, режущих грунт.
Сущность дела в том, что фреза, созданная в Калининском политехническом, не только режет грунт, но и передвигает нарезанные пласты в самую территорию всасывания.
Режущие кромки являются еще и направляющими. Более того, при таковой форме направляющих грунт к ним не прилипает. Опробования земснаряда, оборудованного новой фрезой, продемонстрировали, что производительность его увеличивается на 20—30%.
А вдруг приходится разрушать каменистые, скалистые грунты? Для данной цели лаборатория создала фрезы с зубьями. Инструмент складывается из двух зубчатого: венца и частей основы. В то время, когда венец изнашивается, его возможно снять автогеном н наварить новый.
При опробованиях в качестве контрольного экземпляра была забрана голландская зубчатая фреза. Известно так как: Голландия — это суша, отвоеванная у моря. А потому техника гидромеханизации развита в том месте сильно. И вот что продемонстрировал опыт: эффективность земснарядов, оборудованных зубчатыми фрезами КПИ, увеличивается если сравнивать с теми, что оборудованы голландскими зубчатыми фрезами, в 1,5—2 раза.
Что и сказать: крушить камень — дело весьма непростое.
Но чуть ли более легкое занятие — снимать грунт в травянистых зарослях. Трава наматывается на фрезу, засоряет всасывающее устройство, производительная работа делается неосуществимой.
— А большое количество ли у нас таких мест? — задал вопрос я Ирину Евгеньевну Замятину, также молодого инженера лаборатории. Вопрос, как я через пара мин. осознал, был наивным, но она не захохотала, а положила на стол пара фотографий. Автострада сооружающегося канала Днепр — Донбасс.
Народнохозяйственное значение его огромно: индустриальный Донбасс страдает от безводья, канал призван решить эту проблему.
— И вот за этим-то обнажённым, степным участком и начинаются травянистые джунгли — берега речки Орельки, — сообщила Ирина Евгеньевна. — Смотрите.
Летом 1974 года в этих местах трудилась экспедиция лаборатории гидромеханизации Калининского политехнического университета.
Испытывали совсем новое рыхлительное устройство — типа БФР — быстроходный фрезерный рыхлитель (рис. 2). Он складывается из двух барабанов, вращающихся навстречу друг другу. На поверхности барабанов — острые выступы, круглые в плане, трапециевидные в сечении. Эти-то выступы и перемалывают траву а также деревья, превращают их в целую массу, эргономичной для транспортирования, и подают во всасывающее устройство.
Рис. 2. Фрезерный рыхлитель:
1 — корпус всасывающего устройства, 2 — всасывающий трубопровод, 3 — барабан, 4 — режущие устройства.
Трудились и старшие сотрудники лаборатории, и юные. Выпускник Николай Морозов, комсомолец, посвятил данной теме собственный дипломный проект.
Результаты опробований продемонстрировали, что древесина разрезается на щепочки, а о траве и сказать нечего. Земснаряд с таким двухбарабанным быстроходным фрезерным рыхлителем может нормально разрабатывать грунты, засоренные деревьями и травой, перед которыми отступают кроме того скальные фрезы.
И еще одно увлекательнейшее направление работ лаборатории — магнитная обработка пульпы.
При намыве плотин, плотин, перемычек, при исполнении вскрышных работ громадного масштаба, в то время, когда огромные веса грунта идут в гидроотвалы, крайне важно, дабы грунт скоро осел, а тело сооружения выяснилось плотным и прочным. Но небольшие глинистыечастицы оседают весьма медлительно, вылившаяся вода уносит обратно до половины этого грунта, и землесосы, многократно его перекачивая, делают ненужную работу, в противном случае, что оседает, остается рыхлым, легко уносится снова.
Сроки работ от этого возрастают, производительность понижается, цена сооружений растет.
Испытания, совершённые лабораторией, заключаются в том, что пульпа проходит через магнитное поле. И вот итог: скорость осаждения частиц быстро возрастает, осадок делается более прочным и плотным.
САМЫЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ
из изготовляемых у нас — это земснаряд 1000—80.
Более 5 тыс. кВт — неспециализированная мощность его двигателей; 800 тыс. м3 грунта в месяц — производительность; дальность подачи — до четырех километров. Эти цифры дают наглядное представление о мощи автомобили.
Вот еще пара характерных ее технических данных. Диаметр фрезы — 2,7 м; скорость ее вращения — 12 либо 18 об/мин. Протяженность корпуса — 45 м; ширина — 12 м; высота борта 2,2 м. Диаметр труб плавучего пульпопровода — 800 мм.
Большая глубина, с которой он может брать почву, — 15 м, а громаднейшая ширина разработки на данной глубине — 53 м.
Где еще отыщешь режущий инструмент диаметром практически в три метра? Такую фрезу лишь краном либо замечательной лебедкой поднимать.
В машинном зале земснаряда имеется собственный мостовой кран грузоподъемностью 10 т. Он рекомендован для монтажа тяжелых агрегатов, но может выйти и на носовую палубу, дабы поднять из воды подробности грунтозаборного устройства.
Корпус земснаряда имеет форму прямоугольника и разделен на 10 отсеков, изолированных друг от друга.
Самостоятельно перемещаться данный гигант неимеетвозможности: его буксирует катер с двигателем в 100—400 л. с. А дабы земснаряд стоял на месте работ без движений, в дно вбивается «колышек» — железная свая O 102 мм, длиной 27,6 м и массой 22 т.
Дабы вогнать в дно таковой «колышек» либо извлечь его, земснаряд имеет замечательные подъемные устройства.
ДЛЯ СТРОЕК-ГИГАНТОВ
Приближается время, в то время, когда на просторах Сибири, Средней Азии, Казахстана развернутся работы невиданного масштаба.
В Национальном комитете Совета Министров СССР по науке и технике на одном из совещаний рассматривался замысел научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ для технико-экономического обоснования первой очереди переброски части стока сибирских рек в маловодные области Средней Азии и Казахстана. На IV Всесоюзном гидрологическом съезде данный вопрос был поставлен в одном из главных докладов.
Предварительные расчеты продемонстрировали, что при постройке гидротехнических объектов согласно этому плану предстоит вынуть около 30 млрд. м3 почвы, а насыпать — около 4,5 млрд. м3. Количество цементных работ достигнет 100 млн. м3. А ведь бетон должен быть обеспечен гравием и песком.
Какие конкретно же автомобили для данной цели потребуются? Великаны земснаряды производительностью до 10 тыс. м3/ч.
Это значит, что они должны будут обеспечить таковой поток жидкости, какого именно не давала, скажем, Москва-река до постройки канала имени Москвы. Дабы такие автомобили создать, необходимо решить целый комплекс сложнейших научных и конструкторских задач. Возможно позавидовать тем молодым инженерам, кому придется этим заниматься.
Рис. 3. Многочерпаковый земснаряд «Днепр»
Вторая серьёзная техническая неприятность —.создание средств для разработки грунтов на громадных глубинах, каковые до тех пор пока ограничены всасывающей свойством грунтовых насосов. Им еще не подвластны глубины, превышающие 17—18 м. А в большом гидротехническом постройке частенько требуется разрабатывать грунт на намного больших глубинах. Помимо этого, время от времени необходимо добывать песок повышенной крупности, а его величина кроме этого возрастает с глубиной.
Один из способов ответа задачи — приблизить грунтовой насос конкретно к месту добычи грунта, другими словами загрузить его под воду. Именно это и выполнено на одной из сравнительно не так давно испытанных конструкций. Земснаряд с погружным грунтовым насосом продемонстрировал производительность 700 м3 грунта в час. Насос смонтирован прямо на раме грунтозаборного устройства, а от электродвигателя, что расположен выше поверхности воды, к насосу тянется долгий вал.
Значительно действеннее та же задача будет решаться, если не только насос, а и целый земснаряд загрузить под воду. Это одна из проблем научных изучений. Ученые желают создать подводный земснаряд, что может перемещаться по дну водоема.
Руководить им нужно будет с берега либо с поверхности воды средствами телемеханики и автоматики. На берегу будет находиться пульт с телевизионным экраном, и оператор сможет видеть, как трудится машина где-нибудь на глубине 50 м. От пульта к подводному землекопу отправятся кабели электроснабжения, управления и контроля.
Такая машина будет намного меньше сейчас существующих: так как она избавлена от долгих и тяжелых грунтозаборных рам, замечательных рамоподъемных и других лебедок, огромного корпуса.
Сейчас подобную машину возможно воплотить до тех пор пока только в модели. Но, быть может, уже в будущей пятилетке, которую наметит XXV съезд КПСС, подводные земснаряды получат действительность и станут привычными на новых стройках-гигантах.
Р.
ЯРОВ
Рандомные статьи:
5 САМЫХ СТРАШНЫХ ЖИВОТНЫХ В МИРЕ
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Подводная лодка с камерой на радиоуправлении
Стать мореплавателем и покорить водную стихию сейчас легко с подлодкой на радиоуправлении. Подводная лодка станет уникальным подарком для мальчиков. Это…
-
Личная совокупность — это два наспинных акваланга любого типа. Главными материалами конструкции являются алюминиевые сплавы и стеклопластик. Обширно…
-
Гора Клементьева в Коктебеле — место особое и по-своему превосходное. Поклонники безмоторной авиации по праву вычисляют ее колыбелью и советского…
-
Всемирный океан! Почти четыре пятых поверхности отечественной планеты покрыты водой. Неизменно переменчивая и подвижная, вода, как загадочное живое…