Первый и простой снегоход

Снегоход, о котором отправится рассказ, собрал десятиклассник Сергей Сорокин из Алтайского посёлка Усть-Каманка. И это не страно. Техникой юноша увлекается с детства — уже восемь лет он занимается в ЦДТ (Центре детского творчества) в кружке «Малогабаритная техника».

В подборке чертежей и проектировании компоновочной и трансмиссионной схем автомобили помощь оказал начальник кружка Виктор Александрович Курбатов. Важные сварочные работы помог выполнить папа — Борис Андреевич. Всё другое, впредь до обработки деталей на станках, выполнил сам. В общем итоге, строил Сергей снегоход около года, на одну лишь сборку ушло практически четыре месяца, с осени до весны.

И пока не растаял снег, успел его только испытать, «испахав» все сугробы около дома. Но сейчас распознал кое-какие недочёты, каковые к следующему сезону планирует устранить.

Края отечественные снежные, и зима продолжается чуть пи не полгода. Исходя из этого любой местный мальчишка грезит о снегоходе — поражает свойство данной автомобили преодолевать глубокие сугробы. Гусеничный снегоход мне дал совет строить приятель — он сам начал зимний период делать такую же машину (действительно, позже поостыл и закинул).

К тому же, летний транспорт -скутер — у меня уже был. Весной я также начал работу, не смотря на то, что и неспешно (к тому же её тормозили неприятности со сваркой).

Снегоход «Сугробер КМ-125»:

1 — направляющая лыжа (2 шт.); 2 — глушитель; 3 — выхлопная труба; 4 — двигатель (от мотоцикла К-125); 5 — рулевой вал (труба d22); 6 — руль; 7 — бензобак; 8 — наклонная стойка сиденья (труба 20×20, 2 шт.); 9 — вертикальные стойки сиденья (труба 20×20, 4 шт.); 10 — подушка сиденья (поролон s50, обшитый кожзаменителем); 11 — гусеница; 12 — узел натяжной оси с двумя катками); 13 — подрамник с полозьями и опорной лыжей; 14 — рама; 15 — узел приводного вала гусеницы; 16 — подножка (металлическая штампованная решётка, 2 шт.); 17 — обшивка каркаса сиденья (фанера s5)

Первый и простой снегоход

Определиться с конструкцией выяснилось несложно — потому, что опыта было ещё мало, решил строить по подобию тех, что имелись в кружке: трёхопорный (с гусеницей из древесных брусков на двух полосах из транспортёрной ленты и двух передних рулевых лыж). Для упрощения конструкции счёл целесообразным эти опорные узлы выполнить без амортизирующих подвесок. Летом подготовил бруски и ленту для гусеницы, приобрел «бэушный» (бывший в потреблении) силовой агрегат от мотоцикла «Минск».

У двигателя было нужно заменить кольца и поршень. А в осеннюю пору, в то время, когда приобрели сварочный агрегат, работа по созданию снегохода оживилась.

Снегоход в стадии промежуточных испытаний и постройки

Рама снегохода не смотря на то, что и пространственная, но несложная — прямоугольная в плане. Главные её поперечины элементы (и силовые лонжероны) сварены из металлических труб прямоугольного сечения 40×20 мм, вспомогательные — из квадратных труб — 20×20 мм.

Передняятраверса изготовлена из трубы сечением 60×30 мм и приварена к передним финишам лонжеронов под углом 15 градусов (угол между более горизонталью и длинной стенкой трубы). Вообще-то, все поперечины, не считая первой, выполнены в виде порталов (П-образными, лишь на маленьких стойках). Сначала стойки портальных поперечин сделал легко наклонными вовнутрь (так мне казалось будет прекраснее), но, как выяснилось на опробованиях, за них стали задевать финиши траков.

Нужно было укорачивать и безтого недлинные траки, исходя из этого сделал вывод, что лучше переварить порталы, сделав их прямоугольными.

К подробностям рамы возможно отнести и корпуса поворотных кулаков управляемых лыж. Корпуса выполнены из металлической трубы наружным диаметром 32 мм с толщиной стены 5 мм и приварены к финишам траверсы под углом 15 градусов к вертикали.

Рама:

1 — передний бампер (металлическая труба 20×20);2 — втулка поворотного кулака направляющей лыжи (труба 022, 2 шт.); 3 — передняя проушина крепления силового агрегата (металлической лист s4); 4 — лонжерон (труба 40×20, 2 шт.); 5 — задняя проушина крепления силового агрегата (металлической лист s4); б — подкос (металлическая труба 20×20); 7 — подпорная стойка втулки рулевого вала (труба 20×20); 8 — втулка рулевого вала (труба 028); 9 — подкладная пластина сиденья (металлической лист s2); 10 — хребтовая перемычка (труба 20×20); 11 — портальные стойки (труба 20×20, 6 шт.); 12 — задний бампер (труба 20×20); 13 — косынка (металлической лист s4, 4 шт.); 14 — кронштейн крепления приводного вала и натяжной оси гусеницы (металлической лист s4, 4 шт.); 15 — обрамление подножки (труба 20×20,2 шт.); 16 — портальная перемычка (труба 20×20,3 шт.); 17 — опорная поперечина (труба 20×20); 18 — траверса (труба 50×30)

Опорная лыжа:

1 — рамка (металлической уголок № 2); 2 — подошва (полиэтилен s5); 3 — база (металлической лист s2); 4 — кронштейн (2 шт.); 5 — заклёпки (снизу — головки впотай, набор)

Направляющая лыжа:

1 — полоз (металлической лист s3); 2 — хребет (металлическая труба 20×20); 3 — втулка (металлическая труба d26x2)

Опорная лыжа на стойках. Прекрасно видна натяжная ось гусеницы с катками

Гусеничный движитель подобен тем, что применяют большая часть само-дельщиков. Его гусеница представляетсобой несколько параллельных нескончаемых полос (со склёпанными финишами) из транспортёрной ленты шириной 65 мм, объединяющих траки из древесных брусков сечением 50×40 мм, прикреплённых к ним с шагом 100 мм. Неспециализированная протяженность гусеницы — чуть более двух метров, количество траков на ней — 20 штук.

Дабы гусеница не «съезжала» в стороны, на финишах брусков-траков (через один либо два) со свободной стороны закреплены уголки. Любой уголок — подробность сварная,причём их вертикальные полки-стенки выполнены закруглёнными (из трубы), дабы сами уголки не смогли заклиниться на опорной лыже либо приводных зубчатых колёсах.

Узел приводного вала гусеницы:

1 — приводная звёздочка вала привода гусеницы (z=32); 2 — корпус подшипника №205 (2 шт.); 3 — шпонка; 4 — ступица приводной звёздочки (труба d40x7,5); 5 — зубчатое колесо z=8, t=50 (дюралюминий); 6 — фланец крепления зубчатого колеса к валу (металлической лист s4, 2 шт.); 7 — вал (сталь, круг 25); 8 — болт М8х25 (8 шт.); 9 — подшипник № 205 (2 шт.); 10 — гусеница;11 — кронштейн крепления вала к раме

Гусеница (а-вид спереди; б — узел стыковки гусеничной ленты; в — вид сверху левой по ходу гусеничной ленты):

1 — трак (берёзовый брус 50×40, компл.); 2-полоса (транспортёрная лента 65×10,2 шт.); 3-ограничитель (металлической лист s4, компл.); 4 — пластина (металлической лист s4, компл.); 5 — болт М6 с простой и пружинной шайбами, компл.)

Компоновка силового агрегата

Гусеничный блок

Верхние полозья, мешающие провисанию гусеницы

Нижняя ветвь гусеницы подпирается опорной лыжей, а верхней ветви не разрешают провисать два полоза из древесных брусков сечением 50×50 мм. Финиши полозов скошены для более лёгкого захода на них и бесшумного схода с них гусеницы. Опорная лыжа выполнена из листового полиэтилена толщиной 5 мм на базе из металлического 2-мм страницы с рамкой из уголка № 2. Спереди и позади она имеет загибы вверх.

В качестве смазки при скольжении траков по полозам и опорной лыже помогает самснег, что, как показывает опыт, снабжает срок работы подробностей на один-два сезона (в зависимости от интенсивности эксплуатации), по окончании чего их приходится поменять. Опорная лыжа в подрамнике прикреплена шарнирно к паре стоек, приваренных вторыми финишами к дополнительной поперечине рамы, выполненной из прокатного уголка 50×50 мм. Но на первых же опробованиях стойки начало загибать.

Было нужно их усилить подкосами из металлической полосы сечением 30×4 мм. Полозы установлены параллельно лонжеронам и прикреплены к дополнительной поперечине рамы жёстко болтами М10.

Силовой агрегат, как было сообщено выше, использован от мотоцикла «Минск» (двухтактный, рабочий количество — 125 см3 и мощность — 10 л.с.).

Его расположил в первых рядах, посередине рамы. Такая компоновка разрешила не вспоминать о развесовке агрегата, но заставила сделать «кривой» рулевой вал, дабы при поворотах он обходил цилиндр двигателя, не задевая его. Двигатель закрепил на раме посредством пары кронштейнов-проушин, изготовленных из 4-мм металлического страницы и вырезанных по форме штатных, какие конкретно приварены к раме мотоцикла.

Мотор никаким переделкам не подвергался, кроме того звёздочка выходного вала осталась штатная, пят-надцатизубая.

Рулевое управление:

1 — руль (от мотоцикла «Минск»); 2 — рулевой вал (металлическая труба d22x2); 3 — рулевая сошка (металлической лист s4); 4 — рычаг поворотного кулака (металлической лист s4, 2 шт.); 5 — поперечная тяга (металлической лист s4,2 шт.); 6 — шкворень с вилкой (2 шт.); 7 — корпус поворотного кулака (металлическая труба d32x5,2 шт.); 8 — подшипник скольжения (капрон, 4 шт.); 9 — траверса

Поворотный кулак в корпусе:

1 — корпус поворотного кулака; 2 — шкворень (сталь, круг 16, 2 шт.); 3 — вилка (швеллер № 5); 4 — ось кулака (сталь, круг 16,2 шт.); 5 — подшипник скольжения оси (капрон. 2 шт.); 6 — гайка M16 с пружинной шайбой крепления оси (2 компл.); 7 -рычаг поворотного кулака (металлической лист s4); 8 — гайка М16 с пружинной шайбой крепления рычага; 9 — подшипник скольжения шкворня (капрон, 4 шт.); 10 — траверса рамы;11 — ребро жёсткости лыжи (хребет лыжи); 12 — полоз лыжи; 13 — втулка лыжи

Инструментально-вещевой ящик под подушкой сиденья

Горючее (смесь бензина с моторным маслом для двухтактных двигателей) подаётся в карбюратор двигателя самотёком, из самодельного бензобака количеством 5 литров, расположенного над двигателем между сиденьем и рулём.

Трансмиссия снегохода также самая несложная — без промежуточного вала и редуктора. Цепная передача с выходного вала передаёт вращение конкретно на приводную звёздочку вала гусеницы, на котором закреплена пара приводных зубчатых колёс гусеницы.

Зубчатые колёса отливал в кружке из расплавленного в электропечи алюминия в чугунную форму. С валом они соединены через приваренные к нему круглые металлические фланцы, любой четырьмя болтами М8.

Вал вращается в двух подшипниках № 203, корпуса которых закреплены на предназначенных для них (приваренных к лонжеронам) пластинчатых кронштейнах рамы.

По подобию приводного вала выполнена и натяжная ось, лишь вместо приводных зубчатых колёс на ней установлены два обрезиненных катка, диаметром мельче.

Цепь натягивается (либо ослабляется для демонтажа) смещением приводного вала подальше от силового агрегата, а гусеница — смещением задней натяжной оси ещё дальше назад.

Направляющие лыжи (их две) изготовлены из металлического страницы толщиной 3 мм и усилены приваренным сверху продольным элементом жёсткости из металлической трубы сечением 20×20 мм. Со стойкой поворотного кулака лыжа соединена шарнирно и имеет возможность поворачиваться в вертикальной плоскости — наезжать на препятствия и обкатывать их. В горизонтальной плоскости лыжа поворачивается вместе с кулаком от действия рулевых тяг при повороте руля.

Подрезов (либо, как их ещё довольно часто именуют, — «ножи») лыжи не имеют, но на управляемость это воздействует не очень сильно, поскольку сами лыжи достаточно узкие.

Рулевое управление — обычное для снегоходов с двумя управляющими лыжами и квадроцикпов: руль-рогач мотоциклетного типа, рулевой вал с сошкой, ну а поперечные тяги с поворотными кулаками — уже по типу автомобильных. Особенность рулевого вала была отмечена выше — он «кривой».

Тормозов снегоход не имеет, но останавливается достаточно скоро за счёт деталей и трения узлов в трансмиссии и гусеничном блоке при сбросе «газа».

И не смотря на то, что мой снегоход выполнен в упрощённом варианте, имеет много недочётов, но меня он радует собственной завидной проходимостью по заснеженной сугробам и целине. Исходя из этого снегоход я назвал «Сугробер КМ-125» — покоритель сугробов.
С.

СОРОКИН, п.Усть-Каманка, Алтайский край

Рандомные статьи:

Легкий самодельный снегоход


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снегоход «снегирь»

    Вспоминая историю создания снегохода, понял, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по юности (а на данный момент я уже…

  • Снегоход-«картоп»

    Воображаю читателям почтенного издания «Моделист-конструктор» несложной по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, в полной мере доступный для…

  • Снегоход первый, но — удачный

    Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им…

  • Простая, как… велосипед

    Не считая простоты — главного преимущества велосипеда, эта прогулочная велоколяска имеет перед собственным «прародителем» и преимущества, главные из…