Ripmax alienator — модель с обратной стреловидностью

  • Мало теории
  • Описание модели
  • Сборка
  • Совокупность управления
  • В воздухе

Мало теории

Крыло с обратной стреловидностью — заветная мечта авиаконструкторов и КБ всей земли. По подсчетам Jane`s за всю историю авиации было создано порядка 50000 типов самолетов, каковые вышли за рамки «летающих чертежей». И лишь три (!) из них имели и имеют крыло с обратной стреловидностью (потом КОС) более 5 градусов по САХ, и лишь их, с некоей натяжкой, возможно назвать успешными.

Первым был бомбардировщик Junkers Ju-287, созданный в первой половине 40-ых годов XX века. Самолет летал, и это было главным доводом в пользу КОС. Но предстоящие попытки развить эту идею в серийную машину, предпринятые в СССР по окончании второй мировой, кроме того с привлечением германских экспертов из группы разработчиков Ju-287, ни к чему не привели. В отечественной и всемирный авиации на много лет монополистом стало крыло с прямой стреловидностью (потом КПС).

Следующего самолета с КОС было нужно ожидать около 40 лет.

В конце 1984 года в Соединенных Штатах совершил первый полет экспериментальный самолет X-29. Представлявший собой этакую сборную солянку из частей вторых самолетов — носовая часть от F-5, совокупность управления от F-16. Он хорошо летал, но и лишь.

Никаких последствий эта программа не имела. Конструкторы США так увлеклись невидимостью, что пребывают в этом состоянии до сих пор. Не сбило их с пути подлинного кроме того появление перед открытой публикой во второй половине 90-ых годов двадцатого века всем известного С-37 (Су-47) Беркут.Ripmax alienator - модель с обратной стреловидностью

Но и данный, первый настоящий БОЕВОЙ самолет с КОС, по всей видимости, так и останется в единственном экземпляре, поскольку возможности по управляемости на закритических углах атаки, для чего он и создавался, были удачно реализованы на самолете Су-30МКИ с применением управляемого вектора тяги двигателей.

Чем так привлекательно КОС? В простом стреловидном крыле заложено два больших недочёта. Во-первых, поток воздуха пытается по стреловидной передней кромке от корневой части крыла к законцовкам, а это очень сильно снижает подъемную силу, и ведет к срыву потока на малых скоростях, что со своей стороны ведет к неминуемому штопору (кстати, как фигуру комплекса высшего пилотажа штопор не разрещаеться выполнять на всех типах реактивных самолетов, начиная с МиГ-17).

Для борьбы с этим нежелательным явлением предложено пара мер, к примеру наличие гребней на крыле самолета МиГ-15. И во-вторых, при повышении скорости, аэродинамический фокус стреловидного крыла смещается назад, а это угрожает утратой центровки летательного аппарата, со всеми невеселыми последствиями.

КОС лишено сходу двух этих недочётов, и уже исходя из этого так привлекательно для конструкторов. Но создание крыла с обратной стреловидностью сопряжено с большими трудностями. Дабы не вдаваться в теорию, предлагаю совершить мелкий опыт: заберите несложной карандаш и попытайтесь совершить линию на листе бумаги, волоча карандаш за рукой.

Никаких неприятностей, правильно? А сейчас проделайте то же самое, но толкая карандаш грифелем от себя. Что, почувствовали отличие!?

С крыльями приблизительно то же самое. КОС испытывает несоизмеримо громадные нагрузки в полете, чем КПС, этим и разъясняется столь малая его распространенность на практике.

А что с моделями? Картина приблизительно та же, что и в громадной авиации. В моделях для воздушного боя кое-где используется крыло с небольшой (5 градусов) обратной стреловидностью, но оно несет совсем другую смысловую нагрузку, и предназначено для подлавливания ленты соперника. Для кордовых бойцовок КОС употребляется как способ сдвига центровки назад. Моделей, где КОС – сущность конструкции, днем с огнем не сыщешь!

Правда время от времени, мелькнет подобная моделька, вот и на отечественном форуме одна показалась, а дальше тишина… Летающих копий (не полукопий!) настоящих самолетов с КОС мы, вероятнее, по большому счету ни при каких обстоятельствах не дождемся. Копировать Ju-287 – дело неблагодарное, а X-29 и Су-47 являются самолетами с электронной устойчивостью. Реализация таковой совокупности управления на модели очень сложна, в случае если по большому счету вероятна.

Тем более необычным выглядит тот факт, что достаточно узнаваемая в авиамодельных кругах компания Ripmax СЕРИЙНО создаёт модель самолета с КОС — Alienator. Модель не есть копией какого-либо летавшего либо проектируемого самолета. С виду она является синтезомСу-47 и Х-fighter из Звездных войн.

Элайенэйтор существует в двух вариантах – EP и GP – электро и ДВС версии. Что весьма интересно, ДВС-версия показалась позднее, чем электро. По всей видимости, кроме того с применением самых замечательных электромоторов, включая бесколлекторные, не удалось достигнуть действенной тяговооруженности во всех полетных режимах.

Уяснив для себя данный факт, я решил купить версию GP.

Описание модели

  • Материал – пенополиуретан
  • Размах крыла – 1055 мм
  • Взлетный вес – 1242 г
  • Рекомендуемый двигатель – МДС .18

Дополнительное оборудование – приемник на 4 канала, борт, 3 стандартные серво, 2 суб-мини серво, 2 сервоудлинителя и топливные шланги.

Театр начинается с вешалки, модель – с коробки. Коробка у Элайена огромная и плоская, практически в размер самой модели. А ведь это Kit! Открыв ее, осознаёшь обстоятельства таковой габаритной тары – фюзеляж, ПГО и крыло выполнены как единая пенопластовая отливка. По всей видимости, углы установки всех частей модели относительно друг друга так ответственны, что доверять данный процесс моделисту никак запрещено!

Крыло модели имеет чуть заметный угол хорошего V. Кроме этого из пенопласта выполнены кили, крышки отсека и руль высоты оборудования. Сам отсек оборудования планирует из фрагментов бальзовой фанеры. Из нее же сделан усилитель лонжерона. Лонжероны – рейки из plywood 10*10 мм. Моторама – пластмассовая (капролон). Носовой обтекатель тянутый, из полистирола. В наборе присутствуют: все нужные тяги, боудены, крепёж и топливный бак.

Не забыты и наклейки в стиле Star Wars. Шасси либо каких-либо вторых посадочных приспособлений Alienator не имеет, поскольку рекомендован для старта с посадки и руки на газон.

Сборка

Производитель рекомендует начать сборку с вклеивания усилителя лонжерона. Я же начал с оклейки кромок модели армированным скотчем, несмотря на в полной мере приличную жесткость материала.

Ответ это было принято по итогам эксплуатации модели Торо-300, и, забегая вперед, сообщу, что оно было полностью верным. Оклейке подлежат задние кромки и передние крыла, ПГО, конечно кромки зализов крыла и оперения,. По окончании отделения элеронов от общей отливки их кроме этого нужно оклеить. Качественное проведение данной операции станет залогом более большой ее нечувствительности и прочности модели к твёрдым посадкам.

Сборка кроме этого пройдет без особенных беспокойств из-за вероятного повреждения поверхности модели. Дело в том, что материал, из которого сделан планер, достаточно мягок, и повреждается при неотёсанном действии безвозвратно. Потом будет предложен вариант его защиты от вероятных повреждений при посадках.

Возвратимся к сборке. По окончании вклейки усилителя лонжерона (не заклейте по неточности отверстия под кабели крыльевых машинок!) нужно установить на место силовой каркас фюзеляжа.

Производитель предлагает сперва склеить его раздельно, а позже вклеивать в фюзеляж, но тут имеется одна загвоздка. Бальзовая фанера, из которой планирует усилитель, мягко говоря, не совсем ровная. Действительно, вероятно мне попался не совсем успешный экземпляр.

Меньше, я поступил так. Воспользовавшись тем, что подробности каркаса входят приятель в приятеля Полностью Совершенно верно (это, кстати, относится и ко всем вторым узлам модели – современный уровень совокупностей CAD!) , я собрал каркас «всухую», засунул его в фюзеляж и склеил уже внутри, заодно приклеив к пенопласту. Желаю подметить, что пользовался я простой смолой ЭДП.

Это было связано не только с жаждой снизить неспециализированные затраты на изготовление, но и с тем, что «долгоиграющая» смола владеет лучшей текучестью, заполняет щели, разрешает более шепетильно проклеивать стыки. Вместе с монтажом каркаса рекомендуется сходу приклеить на место передний шпангоут.

Наступает черед совокупности управления элеронами. Тут нет никаких сложностей. Фактически элероны вырезаются из неспециализированной отливки, оклеиваются армированным скотчем и ставятся на собственные места на петлях.

К рулевым машинкам (я поставил GWS Mini, но лучше Hitec HS-85) крепятся удлинители. Дабы утолщенный в месте соединения кабель поместился в канале, в конструкции канала предусмотрено особое место. Трижды проверил функционирование соединения, поскольку вклеенный на место лонжерон сделает недоступным данный узел в будущем!

После этого возможно совершить монтаж оперения, установку серв поворота и рулей высоты, и топливной совокупности. Все эти операции несложны, легко нужно бережно следовать инструкции. Перед установкой машинок их необходимо выставить в нейтраль, дабы не иметь неприятностей с регулировкой. Как видно на фото, компоновка модели очень плотная и проводить какие-либо операции с машинками в фюзеляжа проблематично. Бортовую батарею я спаял сам из 5 элементов GP1600mAh NiMH.

Борт было нужно сделать умной формы, поскольку из-за конструктивных изюминок фюзеляжа больше 4 элементов в ряд не входит. К тому же приходится оставлять пространство под боудены тяг оперения. Выключатель на модели штатно ставится вовнутрь. Не обращая внимания на спорность этого технического ответа, я покинул все как имеется.

На практике оказалось, что такое расположение выключателя очень удачно, не обращая внимания на то, что до и по окончании каждого полета приходится отвинчивать винт, дабы включить либо отключить борт.

Потом появилась задача с мотором. Ripmax рекомендует в качестве силовой установки двигатель МДС .18. Обстоятельство этого понятна — Ripmax есть дистрибьютором этих моторов на территории Соединенного Королевства. Но использование однорежимного двигателя для столь увлекательного летательного аппарата представляется неточностью. В следствии поисков мной был выбран MVVS .21.

Данный двигатель сочетает в себе красивое уровень качества изготовления, мощность и отличную оборотистость, и, основное, превосходно карбюрируется. Для установки данного агрегата на Alienator было нужно приобрести мотораму побольше, поскольку штатная запланирована на двигатели .15-.18.

Маленькая отличие в весе между MVVS и МДС, как уже упоминалось, была компенсирована добавлением лишнего элемента в бортовое питание, от чего управляемость модели лишь улучшилась.

Пришла пора ставить крышки мотоотсека. Производитель предлагает первую крышку приклеить, вторую – крепить на винте. Первое ответ мне очень не пришлось по нраву, при таком методе монтажа теряется доступ к топливному баку. По опыту эксплуатации вторых моделей как мы знаем, что самая не сильный подробность в любом баке – искатель. То отвалится, то загнется намертво в переднем положении… Посадка-то не на шасси! Меньше, приклеил я переднюю крышку на двухсторонний скотч и держится она превосходно.

С установкой второй крышки кроме этого неприятностей не появилось.

Капот мотора ставится последним. Его приходится подгонять под мотор так очень сильно, что фактически от него остается добрая половина. Но эта добрая половина крайне важна на посадке, — она закрывает картер мотора, мотораму и передний шпангоут.

В общем, очень полезная вещь!

Готовую модель я решил не красить, поскольку нитрокраска, по понятным обстоятельствам отпадала (пенопласт!!!), а другие, узнаваемые мне красители, не «обожают» горючее. Исходя из этого финишная отделка модели пребывала в оклейке ее прилагаемыми декалями и нанесении на нижнюю поверхность крыла броских полос цветного скотча, дабы лучше воображать положение модели в пространстве. Помимо этого, я оклеил нижнюю поверхность крыла и мотогондол прозрачным скотчем для уменьшения возможности повреждения при посадках.

Совокупность управления

Совокупностям управления (СУ) моделями традиционно отводится не самое ответственное место в описаниях, а напрасно. Поведение в воздухе одной и той же модели, но с различными настройками принципиально отличается друг от друга. Хорошая СУ способна перевоплотить хороший самолет в хороший и дать пилоту расширенные возможности для управления летательным аппаратом.

Очевидно, эти возможности появляются лишь при применении компьютерной аппаратуры не меньше чем на 6 каналов.

В первую очередь я настроил функцию флаперонов. Это весьма понадобилось при посадке. Благодаря красивой аэродинамике модель садится с приличной скоростью, и, при отсутствии ветра, закрылки выясняются никак не лишними.

На аппаратуре, имеющей такую возможность, рекомендуется завести эту функцию на пропорциональный канал, для получения возможности плавной регулировки угла отклонения флаперонов. На моей Hitec Eclipse это 6 канал.

Потом я настроил микшер элероны — руль поворота. Это разрешило делать виражи как у современных реактивных самолетов, с маленьким «заносом» хвоста.

Микшер руль высоты — элероны я кроме этого задействовал, но пока им не пользовался. Теоретически, это разрешает делать петли с малым радиусом, но на практике оказалось, что Alienator и без того их крутит превосходно.

В последнюю очередь я настроил двойные затраты на элероны и руль высоты. Действительно, тут основное не перестараться, поскольку возможно свободно сломать модель на протяжении весьма резкого виража.

Все эти функции очень сильно прибавляют зрелищности полету и делают посадку более комфортной. Очевидно, функции должны быть отключаемыми, и в первоначальный полет нужно отправляться с отключенными микшерами. И еще. Вышесказанное совсем не свидетельствует, что на данной модели нельзя летать с простой четырехканальной аппаратурой.

Весьма кроме того возможно. Но нужно будет смириться с высокой посадочной скоростью и более несложным поведением модели в воздухе.

В воздухе

Облетать Alienator я попросил собственного друга, имеющего двадцатилетний опыт полетов на RC. Все-таки схема аппарата более чем необыкновенна, и угадать ее поведение в воздухе не брался никто. Тем более необычным выяснилось то, что модель не требует каких-то своеобразных навыков в управлении. На взлете с руки модель легко просаживается, но тут же выравнивается и взлетает нормально.

Кстати, в нижней части модели имеется два особых выреза для броска с руки.

В воздухе Элайен – пуля! На полном газу и с легким понижением прет так, что думается, на нем стоит реактивный двигатель! Если бы еще убрать звук мотора… Бочки простые, восходящие, штопорные, каскады петель, – похоже, нет для модели недоступных фигур хорошего пилотажа. Лишь на выходе из пикирования в направлении на себя подмечаешь, КАК трудятся законцовки крыла, и в очередной раз поражаешься нагрузкам, каковые испытывает крыло в полете.

А вот штопор Alienator не делает! Ни в какую. Пробовали и без того, и эдак — нет, шнобель вниз и начинает медлено пикировать с углом порядка 25-30 градусов. Но тут на модель пенять нечего, это практическая демонстрация одного из главных преимуществ КОС.

Единственным напрягом в пилотировании данной модели, не считая начального триммирования, есть необыкновенный силуэт Элайена в воздухе. Сначала тяжело себя вынудить осознать, в какую сторону летит модель. Но за несколько полетов это лечится.

Посадка модели кроме этого не воображает сложности. Глушим мотор, понижаемся по глиссаде, заходим против ветра (при его наличии), производим флапероны на подходящий угол и садимся. Все! В принципе, не сложнее посадки простого тренера. Имели место случаи задевания консолями выступающих пучков травы при посадке, но все они окончились благополучно.

Непременно, собственную роль сыграла оклейка кромки крыла армированным скотчем. Кроме этого, при одной из посадок, боковым килем Alienator’а был зацеплен достаточно прочный куст.

Часть киля отвалилась, но была оперативно приклеена 5-минутной смолой, и скоро полеты продолжились. Так было показано превосходство пенопластовой разработке над хорошей бальзовой. Попытались бы мы так свободно склеить в поле бальзовую наборную конструкцию!

Вывод: модель возможно советовать как вторую либо третью для начинающих, или легко для любителей чего-нибудь для того чтобы эдакого. Она неизменно приводит к интересу у публики и коллег, в особенности у людей, так или иначе связанных с громадной авиацией.

Рандомные статьи:

Самолет Су-47 Беркут / Su-47 Berkut / Wardok


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • О принципах выбора винтов на моделях самолетов

    Сейчас отмечается определенное блуждание, а время от времени и откровенное введение в заблуждение относительно выбора винта на моделях…

  • Приобретаем первую модель

    Идём в магазин Что приобрести? Как выбрать комплект Документация Комплектность Уровень качества подробностей Покупаем готовую модель Документация…

  • Первая модель: с чего начать

    Вступление Мало терминов С чего начинается выбор модели? Самолеты с двигателем внутреннего сгорания Электролеты Планеры и мотопланеры Cтроить самому либо…

  • Эксплуатация модели

    Введение Подшипники Трансмиссия ШРУС-ы Обслуживание электромотора Обслуживание ДВС Подвеска Обслуживание аккумуляторная батарей Кузовной ремонт Очистка…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.