По принятой сейчас классификации тан именуют микро-мотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и перевозить ее в автомобиль ). А домашний — по причине того, что конструкция была пригодной как для меня, так и для сына. Выстроили два минибайка: друг от друга они отличаются лишь фарами, а в остальном аналогичны. Вот об данной типовой, «домашней» конструкции и отправится обращение.
Самый сложный узел, конечно, рама. Она сварена из металлических труб. Причем перекладина цельная, а передний и задний силовые подкосы составные.
Согнутые на трубогибочном станке и опиленные заготовки подкосов сварены так, что место их соединения напоминает, образно говоря, рукопожатие. Это сделано чтобы сместить двигатель Д-6 влево, потому что в ту же сторону смещена и ведомая звездочка из-за большой ширины заднего колеса (оно, как и переднее, от карта).
С задним подносом и перекладиной соединена в одной точке рама внутреннего багажника.
Основной ее силовой элемент выгнут наподобие подковы из трубыO20 мм и сварен с отрезком такой же трубы, в которой имеется пропил под обычную форточную петлю. К последней шурупами прикреплено основание сиденья из десятимиллиметровой фанеры. Сверху на него наклеена поролоновая подушка, обтянутая кожзаменителем.
Сиденье в один момент помогает и крышкой багажника, образованного стенками из миллиметровой жести, обернутой около заднего подкоса и приваренной к раме. Снизу стены замкнуты наклонным жестяным дном. Задняя часть багажника изнутри усилена треугольными накладками-косынками, приваренными к раме слева и справа. Косынки несут по одной горизонтальной цапфе O10 мм, предназначенной для наружного багажника и крепления амортизаторов.
Рис. 1. Неспециализированный вид минибайка:
1 — рулевые накладки, 2 — передняя вилка, 3 — рулевая втулка рамы, 4 — переднее крыло, 5 — маятниковая вилка, 6 — амортизатор, 7 — подкос наружного багажника, 8 — цапфа наружного багажника и крепления амортизатора, 9 — откидное сиденье.
Рис. 2. Рама:
1 — рулевая втулка, 2 — перекладина, 3 — рама внутреннего багажника, 4 — откидное основание сиденья, 5 — петля, 6 — косынка, 7 — цапфа наружного багажника и крепления амортизатора, 8 — дно внутреннего багажника, 9 — стена,10, 11 — подробности заднего подкоса, 12 — втулка маятниковой вилки, 13 — втулка тормозного рычага, 14 — втулка подножек, 15 — перемычка, 16, 17 — подробности переднего подкоса, 18 — медный подшипник (2 шт.).
Рис. 3. Маятниковая вилка:
1 — петля, 2, 3 — отверстия для крепления крыла, 4 — распорка, 5 — боковая труба, 6 — цапфа подкоса наружного и крепления амортизатора багажника, 7— проушина.
Снизу к раме приварены еще втулки подножек, тормозного рычага (к перемычке) и маятника (к заднему подкосу). Первые две из труб O25 мм особенной сложностью не отличаются. Вот лишь во втулке тормозного рычага просверлено глухое отверстие, куда вставляется финиш тормозной пружины (второй ее финиш — на рычаге).
Втулка маятника позатейливее. Она асимметрична относительно подкоса, имеет ушко с резьбой для винта натяжения тормозного тросика и два медных подшипника скольжения для оси маятниковой вилки. Подшипники посажены на место по окончании сварки и для обеспечения соосности их отверстий обработаны разверткой.
Вилка симметрична довольно продольной оси. Она складывается из петель, боковых труб O20 мм, распорки и проушин O15 мм. Передние финиши боковых труб изогнуты, задние расплющены, и все они приварены к проушинам и петлям. В последних просверлены Отверстия O10 мм, куда вварены цапфы для подкосов наружного и штоков амортизаторов багажника.
Заднее крыло крепится болтами к распорке (на ней предусмотрены два отверстия O6,2 мм) и к подкосам багажника.
Передняя вилка складывается из трех труб, соединенных держателями. Две из них являются цилиндрамиамортизаторов. Снизу в них запрессованы капроновые втулки, а сверху вварены заглушки толщиной 3 мм с отверстиями под особые болты со спиральной канавкой.
Цилиндры наглухо приварены к нижнему держателю, как и рулевая ось.
На ось надеваются кольца и подшипники от велосипеда, рулевая втулка рамы минибайка с велосипедными же подшипниковыми чашками, и верхний держатель и гайка. Все это стягивается еще одной гайкой и фиксируется контргайкой.
Р и с. 4. Передняя вилка:
1 — амортизационный шток (2 шт.), 2 — цилиндр амортизатора (2 шт.), 3 — нижний держатель, 4 — ушко крепления фары (2 шт.), 5 — верхний держатель, 6 — спецболт M10, 7 — контргайка М26, 8, 9 — гайки М26, 10 — рулевая ось, 11 — кронштейн крепления крыла (2 шт.), 12 — капроновая втулка, 13 — заглушка, 14 — амортизационная пружина.
Р и с. 5. Подробности переднего колеса:
1 — добрая половина диска, 2 — крышка подшипника (2 шт.), 3 — ступица, 4 — кольцо, 5 — ось, 6 — гайка оси (2 шт.), 7 — втулка оси.
Р и с. 6. Подробности заднего колеса:
1, 2 — половины диска, 3 — ступица, 4 — кольцо, 5 — крышка подшипника (2 шт.), 6 — втулка оси, 7 — металлический вкладыш-кольцо (в левую половину диска), 8 — ведомая звездочка, 9 — ось.
После этого устанавливаются на место спецболты со спиральной канавкой, в которую вкручиваются амортизационные пружины.
Зафиксированные на спецболтах, они вворачиваются кроме этого в амортизационные штоки (от мотовелосипеда). Штоки тут укорочены на 110 мм и сплющены чтобы образовать проушины крепления колеса. Помимо этого, к передней вилке приварены еще два ушка для фары (от «Верховины») и два кронштейна крепления крыла.
Конкретно руль устанавливается на вилке посредством накладок с четырьмя ботами М6.
Сейчас о колесах. Оба они, как уже говорилось, от карта, Исходя из этого было нужно создать собственную конструкцию дисков, осей и ступиц. Все эти подробности выточены из дюралюминиевого сплава Д16Т и стали 45.
Диски разъемные, складываются из двух половин, в одной из которых предусмотрено отверстие под вентиль камеры. К буртикам ступиц диски крепятся кольцами и болтами, повторяющими размеры буртиков. Вовнутрь же ступиц запрессованы металлические втулки с осями колес и подшипники. Последними ставятся на винтах М3 дюралюминиевые крышки подшипников.
Ведомая звездочка также самодельная, выполнена из стали 45 с зубьями под широкую цепь с шагом 12,7 мм.
В. БАРИНОВ, г. Пенза
Рандомные статьи:
Электро минибайк для детей. Где мои 10 лет? Windtech Dirt Bike
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
По принятой сейчас классификации, мини-байками именуют микромотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и…
-
Вот уже много лет я всегда выписываю и просматриваю издание «Моделист-конструктор». Особенно меня интересуют материалы, в которых рассказывается об…
-
Родитель-насильник против ребенка-тирана — кто кого? Из-за чего в городах семьи крепче и какие конкретно имеется права у детей? Стоит ли отдавать ребенка…
-
Семейство «стрижей» — для семейного отдыха
Разговор сейчас отправится о паруснике нового типа — легком, дешёвом и универсальном судне-тримаране, база которого — разборная туристская байдарки с…