Семейство «стрижей» — для семейного отдыха

Разговор сейчас отправится о паруснике нового типа — легком, дешёвом и универсальном судне-тримаране, база которого — разборная туристская байдарки с мягкой оболочкой. Преимуществ у таких тримаранов большое количество, и одно из серьёзных — низкая цена самой байдарки и дополнительного парусного оружия.

Помимо этого, такому судну не нужно стационарная стоянка на берегу — достаточно и антресоли в квартире; доставить же тримаран к водоему возможно кроме того на муниципальном транспорте, не говоря уже о поезде.

Ну а вдруг к тому же обзавестись хорошей палаткой, по уровню комфорта путешествие в тримаране будет слабо отличается от отдыха в плавучей даче. Нелишне подметить: скорость тримарана достигает 15 км/ч, что соизмеримо с возможностями яхт, а безопасность плавания выше, чем на легком швертботе.

Последнее значительно, если вы предпочитаете отдых на воде с семьей.

Мы познакомим вас с несколькими несложными тримаранами типа «Стриж», каковые разрабатывались специально для тех, кто в первый раз собрался стать обладателем парусного судна.

Любой тримаран из семейства «Стрижей» имеет только один парус — грот, другими словами относится и судам с оружием типа кэт.

Его мачта поддерживается штагом и двумя вантами, любая из которых внизу раздваивается и крепится к двум поперечным балкам мостика, что разрешает равномерно распределять между ними нагрузки. Балки лежат на фальшбортах байдарки; на передней находится степс — на него опирается пятка мачты. На финишах балок установлены надувные поплавки количеством 20—100 л в клеенчатых, усиленных стрингерами обтекателях.

Конструктивная схема тримарана разрешила всецело отказаться от усиления либо переделок корпуса байдарки, значительно упростить и уменьшить мостик.

«Мягкость» всей конструкции и острые носовые образования центрального корпуса и поплавков разрешают судну преодолевать кроме того полуметровые волны. Но не более — при сильном беспокойстве от берега лучше не отходить, потому, что волны высотой более полуметра смогут залить центральный корпус.

Семейство «стрижей» — для семейного отдыха

Рис. 1. Самый надежный из семейства — «Стриж-4,5» и его главные узлы:

1 — дужки крепления балок мостика, 2 — шверцбалка, 3 — шкот, 4 — блок-кольцо шкота, 5 — фиксатор, 6 — шкотовый угол паруса, 7 — сдвоенный гик (уишбон), 8 — фиксатор пятки гика, 9 — задняя шкаторина паруса, 10 — фаловый угол паруса, 11 — мачта, 12 — флюгарка, 13 — штырь флюгарки, 14 — штаг (трос O 1,5 мм), 15 — ванта (трос O 2,0 мм), 16 — передняя шкаторина паруса, 17 — нижняя шкаторина паруса, 18 — кольцо, 19 — раздвоенная ванта (капроновый трос O 4 мм), 20 — галсовый угол паруса, 21 — степс мачты, 22 — передняя балка, 23 — надувной поплавок в обтекателе, 21 — стрингеры поплавков (дюралюминиевые трубы Т18X1 мм), 25 — шверц, 26 — задняя балка.

Паруса у «Стрижей» имеют не совсем простую форму. В первую очередь отсутствует классический гик со всеми его недочётами, а нижняя шкаторина практически превратилась во вторую заднюю. Через карманы нижней и задней шкаторин пропущены тросы, что разрешает регулировать изгиб мачты в соответствии с формой паруса и силой ветра. Все это совместно забранное делает отечественный парус более действенным, чем классический бермудский грот.

Комплекс несложных приемов, благодаря которым жестко задается его форма, машинально сохраняющаяся при трансформации режимов работы, разрешает кроме того начинающим сшить в полной мере приличный парус. Очевидно, при соблюдении пошива и методики раскроя и постоянных «примерках» по рангоуту.

Таковы в общем конструктивные изюминки тримаранов семейства «Стриж».

«СТРИЖ-4»

Привлекательность этого тримарана — в малом весе дополнительного оборудования (всего 8—9 кг) плюс относительная простота постройки.

Дополнительное оборудование с парусом площадью 4 м2 возможно применять ка многих байдарках, но отличных показателей получаются при его установке на легких байдарках типа «Колибри».

Для мостика тримарана потребуются два дюралюминиевых весла (от байдарки «Салют»), закрепленных на фальшбортах.

Переднее весло-балка, на которой будет установлена мачта, находится в начале кокпита, а заднее — на расстоянии 1050 мм от передней. Лопасти весел разворачиваются цевьем вверх чтобы в движении с креном они скользили по поверхности воды (глиссировали), уменьшая тем самым крен. Угол их установки — 5— 10°, он обеспечивается особым креплением к ним стрингеров поплавков.

Для поплавков вам потребуются чехлы, сшитые из клеенки, и «детские бревна для игр на воде» (так их именуют в магазинах для детей). Емкость каждого около 20 л. «Бревно» вставляется в чехол и накачивается через вентиль, выведенный в отверстие на торце. К чехлу пришейте долгий карман под стрингер поплавка.

Матросу в сильный ветер приходится откренивать парусник. Для этого он находится на борту, опираясь рукой на трубу-поручень, закрепленную на балках мостика.

Техника откренивания сводится к тому, дабы заставлять весла скользить по гребням волн, а не пахать ими воду. В случае если же у матроса нет возможности реагировать на каждое изменение силы ветра (к примеру, при долгих переходах), поплавки лучше закрепить под лопастями весел.

Предлагаем вам на выбор два варианта паруса. Первый — несложный, сделать его возможно из любого бермудского грота достаточной площади.

Отрежьте от него нижнее треугольное полотнище, во снова образованный прямой шкотовый угол засуньте люверс для крепления нока гика. Положение пятки гика на мачте выбирается таким, дабы при простом крене тримарана гик имел бы горизонтальное положение. Из галсового и фагового углов к люверсу шкотового протягиваются тросы будущих шкаторин.

оптимальнеедля данной цели подойдут металлические тросы O 1,5—2 мм. Возможно, само собой разумеется, применять растительные либо синтетические тросы, но из-за их неконтролируемой усадки либо вытяжки потребуется постоянная корректировка иг фактической длины.

Рис.

2. поплавок и Балка тримарана «Стриж-4,5»:

1 — обтекатель поплавка (столовая клеенка), 2 — камера поплавка («бревно для игр на воде»), 3 — карман стрингера, 4 — трос крепления стрингера к балке. 5 — штырь, 6 — стрингер поплавка, 7 — отъемная часть балки (труба Т36Х1, Д16Т), 8 — буртик из изоленты, 9 — фиксатор, 10 — пружина, 11—фальшборт байдарки, 12 — дека байдарки. 13 — дюралюминиевый уголок, 14—металлическая дужка, 15 — барашковая гайка, 16 — подушка из изоленты, 17 — балка (труба Т 10X1,5 мм, Д16Т).

Рис. 3. Заготовка обтекателя количеством 35 л (на два «бревна»).

Размеры даны не учитывая швов. Справа — порядок изготовления обтекателя.

Рис.

4. Заготовка обтекателя поплавка количеством 50 л. Размеры даны не учитывая швов.

Рис. 5. Конструкция мачты тримарана «Стриж-4,5»:

1 — нижнее колено (труба Т40Х1,5 мм, дюралюминий), 2 — утка—болт М6 (сталь), 3 — заклепка O 5 мм (сталь), 4 — среднее колено (труба Т45Х2 мм, дюралюминий), 5 — верхнее колено (труба 140X1,5 мм, дюралюминий), 6 — древесная пробка топа мачты, 7 — штырь флюгарки, 8 — коуш штага, 9 — кольцо.

В случае если дорабатываемый парус имел латы и «серп», то от них нужно будет избавиться — это значительно упростит предстоящую работу. Затем подверните ткань по всем трем шкаторинам, получая верной формы паруса по всей его площади. Это указывает, что плавная выпуклость («пузо») паруса обязана достигать максимума в его геометрическом центре и составлять 5—8% каждого из горизонтальных сечений.

Практически самое громадное «пузо» образуется недалеко от гика, потому, что данный участок трудится в удачнейшем режиме, потом выпуклость медлено значительно уменьшается и в верхней части паруса имеет минимальное значение, что в некоей степени снижает кренящий момент.

Некая утрата площади доработанного паруса если сравнивать с исходным бермудским кроме этого сокращает момент крена и дрейф, но на острых направлениях тяга паруса может кроме того возрасти, потому, что оставшаяся часть ткани имеет оптимальный угол атаки к ветру независимо от высоты, верное «пузо» на всех участках; и ровную поверхность без морщин и складок.

Второй вариант пара сложное. Он состоит и» двух полотнищ, состроченных по всем трем шкаторинам (углы не сшиваются!). Мачты и гик находятся в. Такая конструкция паруса есть реализацией идеи широкой машинально поворачивающейся аэродинамической мачты.

Мачта (труба) делается объемным носком паруса и, так, не оказывает на его работу вредных влияний.

При настройке и постановке этого движителя нок гика пропускается между шкотовыми углами полотнищ и прикрепляется и ним, а пятка гика имеет возможность подниматься и опускаться по мачте от галсового угла до положения, в котором гик перпендикулярен мачте.

В свежий ветер, в то время, когда скорость тримарана громадна, мостик начинает трудиться с перегрузкой.

При таких условиях гик неспешно поднимают по мачте. Наряду с этим расстояние между шкотовым углом и мачтой возрастает, но, потому, что протяженность шкаторин постоянна, это приводит к изгибу мачты со стрелой до 200 мм. В появившийся передний серп «уходит» фактически целый излишек материала, создающий парусу «пузо».

В то время, когда гик займет верхнее положение, несколько« делается совсем плоским и очень сильно растянутым, что соответствует его минимальной тяге и минимальному лобовому сопротивлению.

Такая методика уменьшения тяги паруса более действенна, чем традиционнее «взятие рифов». Рифлением возможно уменьшить площадь паруса в 1,5—2 раза, соответственно уменьшится и тяга, ухудшится аэродинамическое уровень качества.

Регулировкой же величины «луза» коэффициент изменяется с 1,2—1,5 до 0,2—0,3, другими словами понижается в 5—6 раз. Важно да и то, что парус получает возможность трудиться без заполаскивания на малых углах атаки.

Эта конструкция прошла широкие опробования с байдарками «Нептун-4» и «Салют» и, по бессчётным отзывам, есть самая пригодной как для начинающих, так и для умелых туристов-парусников.

Сшить парус возможно из легкого прочного непродуваемого материала. Прекрасные результаты получаются при применении подушечного тика. Некая эластичность ткани отнюдь не есть недочётом, потому, что она легко компенсируется регулировкой паруса.

оптимальнеесделать мачту из дюралюминиевой трубы с внешним O 40 мм и толщиной стены 1,5—2 мм.

Хорошая мачта получается из шеста для прыжков в высоту.

«СТРИЖ-4,5»

Главное преимущество этого тримаране — надежность, потому, что он рекомендован дпя дальнего туризма и ближнего. При умеренном весе дополнительного оборудования (13—16 кг) парусник имеет хороший движение не всех направлениях, высокую надежность, комфортабельность, простоту эксплуатации.

Мостик этого тримарана обязан выдерживать большие нагрузки, исходя из этого его оптимальнеесделать из дюралюминиевых труб (Т40Х1,5 либо Т40х2). Протяженность каждой балки 2,3—3,6 м.

Поплавки у этого тримарана водоизмещающие, их количество от 35 до 50 л в каждом. Обтекатели с медлено зауженными носовой и кормовой частями сшиваются из простой столовой клеенки полимерным слоем наружу и подкрепляются сверху двумя стрингерами любой.

Парус крепится к мачте посредством кармана шириной 250—300 мм, делающего функцию аэродинамической мачты. Гик сделан двойным, он напоминает уишбон парусной доски (виндсерфера). На ноках гиков просверлено по нескольку отверстий — любая пара для плавания при ветре определенной силы. Фиксация шкотового угла паруса к гику — болтом М6 и барашковой гайкой.

Рис. 6. Степс мачты тримарана «Стриж-4,5»:

1 — передняя балка, 2, 4 — болт М6, 3 — степс (дюралюминий S—2 мм), 5 — втулка, 6 — нагель, 7— изолента, 8 — мачта, 6 — резиновая трубка, 10 — гайка.

Рис. 7. Шверц (левый, правый — отраженный вид):

1 — древесная часть шверца, 2 — накладка (дюралюминии), 3 — заклепка.

«Пузо» паруса образовывает 5—10% от его ширины, оно задается еще до подъема паруса выбором соответствующих отверстий на ноках гика и корректируется на ходу регулировкой натяжения троса нижней шкаторины.

Ткань паруса в первую очередь должна быть прочной и нетянущейся. В другом случае «пузо» самопроизвольно возрастает при порывах и значительно уменьшается при ослаблении ветра.

Более всего подходит парусина весом до 350 г/м2; применимы фильтроткань, палаточная, лавсан. Учтите, что шить парус из тяжелом ткани несложнее, к тому же она долговечней.

Мачта «Стрижа-4,5» должна быть прочнее, чем у «Стрижа-4».

Для нее вам пригодится дюралюминиевая труба Т50Х2 мм. Жесткость изделия возможно повысить установкой краспиц с ромбовантами.

Очевидно, дополнительный стоячий такелаж увеличивает настройки вооружения и время сборки, но разрешает сделать мачту из дешёвых материалов.

«СТРИЖ-7»

Отличительными чертами этого парусника являются его малый и высокая скорость вес. Уже при ветре в 4—5 баллов тяга паруса достигает величины 35 кгс, что превышает тягу подвесного мотора «Прибой» мощностью 5 л. с. Байдарка (оптимальнее«Салют-5,2»), развернутая кормой вперед, с этим парусом развивает скорость более чем 10 км/ч.

Конечно, за скорость приходится расплачиваться весом дополнительного оборудования (около 25 кг), громадным временем сборки и настройки. К тому же узлы парусника должны владеть повышенной надежностью. «Стриж-7» оптимальнеестроить, имея стаж работы с более несложными модификациями тримаранов («Стриж-4», «Стриж-4,5»).

Кренящий момент на этом тримаране достигает больших размеров, и работа матроса по открениванию уже не действенна.

Приходится рассчитывать лишь на возвращающий момент, создаваемый поплавками, и суммарную прочность всей конструкции.

Для балок мостика в этом варианте вам пригодится дюралюминиевая труба 150×2 мм. Количество поплавков — около 100 л. Для этого в любой из обтекателей последовательно закладываются три «бревна» количеством 40 л. Вентиль среднего «бревна» заделывается наглухо, а накачивается оно через новый, приклеенный на цилиндрической поверхности клеем «Виникс».

В обтекателе для него прорезается отверстие.

На этом тримаране возможно ходить и с пятидесятилитровыми поплавками, но направляться учесть, что кроме того в средний ветер они глубоко зарываются в воду.

Учтите: в случае если поплавок систематически входит в воду более чем наполовину, нужно срочно снизить тягу, уменьшая его атаки пузо и угол «паруса».

Рис. 8. Парус площадью 4,5 м2 с мачтовым карманом:

1—вапты, 2 — штаг, 3 — мачтовый карман, 4 — парус, 5 — сдвоенный гик-уишбон, 6 — средняя часть гика, 7 — шкотовое блок-кольцо, 8 — люверс шкотового угла, 9 — шкот, 10 — полосы корсажной ленты, 11 — талреп галсового угла, 12 — мачта, 13 — поперечная балка, 14 — трос, 15 — отъемные части уишбона, 16 — средние части уишбонов, 17 — передняя дуга уишбона, 18 — заклепка, 19 — ромбованты.

Для тримарана подойдет любой из обрисованных выше парусов. Точка закрепления вант на 1700 мм ниже топа мачты.

5 последнее время начинает пользоваться популярностью следующий способ натяжения парусины: галсовый и фаловый угол закрепляются, а люверс шкотового угла притягивается к нокам гиков мягким талрепом.

Это разрешает скоро перенастраивать парус, уменьшает время на его разоружение и установку.

На «Стриже-7» шверцбалка расположена на расстоянии 400—450 мм от мачты. Центровка выбрана передней, дабы уменьшить исполнение поворотов оверштаг. Руль наряду с этим нагружается незначительно, потому, что он достаточно удален от центра бокового сопротивления.

Шверцы для увеличения гидродинамического качества сделаны объемными, с асимметричным профилем.

Учтите, что, в большинстве случаев, трудится неизменно один шверц, располагающийся на подветренном борту выпуклой стороной к байдарке.

Любой из шверцев планирует из двух дюралюминиевых страниц с размещенной между ними трубой либо доской, задающей профиль. Возможно выгнуть шверцы и из цельного страницы либо кроме того выстругать из доски. Последний вариант, кстати, дает отличных показателей.

Необходимо только обезопасисть древесину эпоксидной смолой либо паркетным лаком от действия воды и отполировать до получения блестящей поверхности.

Относительная толщина шверца — 10%. Профиль его возможно упрощенным: одна сторона плоская, вторая образована дугами окружности. Острые кромки на шверце направляться закруглить.

Опробования продемонстрировали, что во всем диапазоне углов атаки и рабочих скоростей шверцы имеют ламинарный темперамент обтекания. Отдельные струйки сорванного потока вызывались маленькими заусенцами, не увиденными при предварительном осмотре образцов. Шверцы иных конфигураций для того чтобы обтекания не давали.

Умелым методом установлено, что начальный угол атаки шаерцев не должен составлять более 5°, в другом случае из-за их большого гидродинамического качества шверц выносит тримаран юзом на ветер, и скорость наряду с этим быстро падает.

Напоследок направляться подчернуть, что тремя «Стрижами» не исчерпываются все возможности байдарочного тримарана.

Любители всегда экспериментируют, получая от легких и неприхотливых парусников большей прочности, повышения аэродинамического качества паруса, облегчения управления им в условиях сильного волнения и порывистого ветра. Разрабатываются мостики иных конструкций, не смотря на то, что силовая схема «Стрижей» — две однообразные балки и раздвоенные ванты, — по всей видимости, останется самая приемлемой для прибрежного плавания.

В.

ПЕРЕГУДОВ

Рандомные статьи:

Выкармливание стрижа. Черный стриж.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Буер для путешествий

    Идея о том, дабы применять силу ветра для путешествий по ледяным пространствам зимнего Байкала, я вынашивал весьма в далеком прошлом. Пробовал кроме того…

  • Пневмокатамаран-парусник

    Наполненный ветром тугой парус… Данный извечный знак романтики никого не покинет равнодушным. И нет ничего необычного в том, что число энтузиастов…

  • Веломобиль для рекордов

    Термин веломобиль, обобщающий все колёсные транспортные средства на мускульной тяге, употребляется у нас с середины 1970-х гг. О веломобиле «Вита»…

  • Тандем — велосипед для двоих

    Много лет я являюсь постоянным подписчиком «М-К» и нахожу в нем большое количество для себя занимательного и нужного. Надеюсь, что и мой опыт понадобится…