Парусное оружие швертбота «Салют» складывается из двух стакселя (и парусов грота), рангоута, стоячего и бегучего такелажа. Рангоутом именуются древесные подробности оружия (у «Салюта» с парусом типа «гуари» это мачта, гафель и гик). ванты такелаж — и Стоячий штаг, бегучий — дирикфал, гафель-гардель (снасть для подъема гафеля), гика-стаксель и шкот-шкоты (финиши, служащие для управления парусами).
Все они изготовляются в большинстве случаев из пеньковой веревки (туго свитой либо особого плетения) толщиной 10— 12 мм. их деталей размеры и Чертежи рангоута приведены на рисунке 1.
От качества ткани, из которой сделаны паруса, и от того, как они сшиты, зависят манёвренность и ходкость яхты. форма и Размеры парусов «Салюта» продемонстрированы на рисунке 2.
Последовательность изготовления парусов: декатировка ткани (в случае если ткань льняная либо хлопчатобумажная); изготовление чертежа раскроя, исходя из ширины ткани; определение размеров кусков раскроя и разбивка на швы; разметка и раскрой кусков; проверка и сметывание по окончании сметывания; строки на особой швейной машине «зигзаг» главных швов тела паруса; подвеска на приспособлении для разметки и формовки шкаторин; подшивка и обрезка шкаторин; строки шкаторин на швейной машине; установка и разметка бантов, люверсов, латкарманов и кренгельсов.
Потому, что пошив паруса громадное мастерство, подробно разберем все его операции.
Декатировка — вымачивание ткани в тёплой воде с мылом и последующая сушка. Хлопчатобумажная ткань декатируется два раза, льняная трижды. По окончании последней вымочки ткань шепетильно выполаскивается.
Чертеж раскроя выполняется на плотной бумаге либо узком картоне в масштабе 1:5 — сперва в виде условных четырех угольника (грот) и треугольника (стаксель), соответствующих габаритным размерам парусов (рис.
2). От условной задней шкаторины (для грота) и передней (для стакселя) под прямым углом проводится линия к вершине галсового угла. Данный перпендикуляр в будущем будет именоваться первым швом паруса, все остальные должны быть ему параллельны. Их расстояние от первого шва принято делать равным половине ширины имеющегося материала.
Тут закладывается и строчится так называемый «фальшивый шов», назначение которого придать парусу громадную жесткость и не допустить его неравномерную вытяжку при эксплуатации (широкие полотнища при вытяжке образуют «мешки», и парус в значительной мере теряет аэродинамические качества); фальшивый шов оптимальнеезаложить и прострочить на протяжении всего материала еще до раскроя. Отдельные куски пронумеровать по порядку (снизу вверх, от первого шва) и нанести на любой из них в соответствии с чертежом «ось паруса», дабы верно совместить подробности при сметке.
Рис. 1. Рангоут и дельные вещи.
Мачта изготавливается из соснового бруска сечением 65X65 мм, имеет круглую форму на всей протяженности. Нижняя часть (шпор) является квадратом40X40 мм, верхняя часть (топ) закрывается круглым грибком из фанеры толщиной 10 мм. Чиксы — дубовые, крепятся к мачте двумя сквозными болтами М6.
Гафель — из двух сосновых брусков (заготовка сечением 65X25 мм); при обработке ему придается веретенообразная форма в соответствии с рисунком. Усы крепятся двумя сквозными болтами М6. Гик делают так же (заготовки сечением 65X30 мм).
Рис. 2. Паруса, их конструкция и раскрой швов.
Слева продемонстрирован стаксель, справа — грог. А — А — шов № 1, Б — Б — фальшивый шов, В — В — соединение «чулка» с парусом, Г — Г — строки шкаторин, Д — Д — наложение латкарманов Внизу справа продемонстрирована развертка обоймы блока гика-шкота. Шкивы изготавливаются из бронзы либо текстолита; ширина канавки шкива должна быть равна не меньше диаметра гика-шкота.
Рис.
3. Приспособление для формовки паруса.
Рис. 4. Дельные вещи, вертлюг гика, руль и шверт.
Как закладываются швы на теле паруса, показывает рисунок 2. При сметывании полотнищ их сперва прошивают с одной стороны, после этого с другой, шепетильно подвертывая неподшитые кромки нижних краев. Застрочив все швы, нужно убрать сметочные нитки и обтянуть парус сперва на протяжении (по базе), после этого — поперек (по утку). Это позволит найти в первом приближении, как прекрасно удалось сшить парус, и заняться его «формовкой» — приданием парусу удачнейшей аэродинамической формы.
Последняя определяется визуально глубиной и кривизной так именуемого «пуза», другими словами прогиба, что парус получает под давлением ветра. Формовка осуществляется на несложном приспособлении — раме из толстых досок (рис. 3), установленной настолбах либо кольях на высоте 400—500 мм от почвы. Растянув переднюю шкаторину паруса на протяжении доски Б—В и закрепив ее в один момент гвоздями, парус прибивают к углу Г и растягивают на протяжении доски А—Б, по окончании чего закрепляют последний угол.
После этого края подбирают на доску и крепят небольшими гвоздями, смотря за тем, дабы парус верно провис, образовав впадину: крутую у Досок рамы и плавную — у задней шкаторины. Не снимая паруса с приспособления, делают обрезку и подшивку шкаторин, причем обрезать заднюю шкаторину по лекальной линии, которая продемонстрирована на рисунке 2, направляться на громадной ровной площадке (к примеру, на асфальте). Строки шкаторин выполняется на машине «зигзаг» двойным парусным швом (рис.
2, Г—Г).
Следующая операция — пришивка усиливающих угловых накладок (бантов) Они выкраиваются из того же материала, что и парус, и ставятся по всем четырем углам грота и трем стакселя. Банты накладываются на ту же сторону паруса, на которую заложены швы окантовки.
Латкарманы — карманы для планок, придающих парусу форму и поперечную упругость, — пришиваются по линиям, обозначенным на чертеже как «ось лат», с одной стороны из того же материала, что и парус.
Люверсы берутся готовые, они бывают в мастерских, изготовляющих кожгалантерею. В крайнем случае возможно пробить в шкаторине круглые отверстия, обметать их петельным швом и закрепить клеем БФ-6.
УСТАНОВКА ПАРУСОВ НА РАНГОУТ
Грот сперва прикрепляется к гафепю и гику 5-мм болтами. стягивающими половинки этих элементов рангоута.
Возможно при стяжке применить клей, к примеру, БФ-2 либо эпоксидный. Затем ставится на собственный место мачта и на нее надевается «чулок» грота. После этого устанавливаются на место штаг, ванты и фапы, служащие для подъема парусов. ванты и Штаг нужно обтянуть втугую, дабы мачта заняла строго вертикальное положение. Затем возможно поднимать гафель, неспешно подправляя «чулок» вверх.
Закрепив вертлюг гика и прихватив его задний финиш шкотом, выбирают гафель втугую и закладывают его фап на утку. (Все это — при полном штиле, дабы ветер не мешал установке.) Парус обязан расправиться и принять рабочее положение. Не редкость, что с первого раза парус не делается как нужно: тянет; в этом случае нужно попытаться различные варианты крепления, подтягивая либо ослабляя чулок и «булинь». «Чувство паруса» вырабатывается неспешно, по мере накопления опыта, исходя из этого новичку полезно проконсультироваться у яхтсменов.
Постановка стакселя не воображает трудностей. Выбрав втугую фап, парус натягивают шкотом на одну из бортовых уток и в таком положении позволяют расправиться. Окончательная «обтяжка» парусов происходит неспешно, на протяжении выходов в плавание.
ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПАРУСНОЙ ЯХТОЙ
Обучиться руководить парусной яхтой может любой физически здоровым человек, но предварительно нужно разобраться в некоторых вопросах теории. Яхта движется вперед под действием энергии ветра. В случае если ветер дует с кормы и парус трудится как несложная заслонка для принятия ветрового напора — все ясно: яхта идет в том направлении, куда дует ветер.
Но, как мы знаем, на яхте возможно ходить и практически против ветра, под углом, что определяется качеством самого судна и парусов, и мастерством рулевого. Из-за чего так? Посмотрим пристально на схему сил, действующих на парус (рис. 5). При перемещении с боковым либо встречно-боковым ветром сила его разлагается по трем направлениям — перемещения, дрейфа и крена. Соотношение этих сил изменяется от руля и положения паруса, которыми пользуется рулевой для придания яхте нужного курса.
Рис. 5. Схема сил, действующих на парусное судно.
Рис.
6. Схема исполнения главных маневров парусного их названия и судна по отношению к ветру.
На приводимых нами схемах (рис. 6) изображены разные чаще всего видящиеся в морской практике эволюции парусных судов.
Они оказывают помощь будущим рулевым освоить в малейшее время не весьма сложную технику управления парусной яхтой. Первые практические уроки на воде все же направляться проводить с более умелыми товарищами, при ветре не более пяти метров/с и неподалеку от берегов.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОСВОД
Возможно пи плавать на паруснике так, дабы по окончании каждого похода оставаться сухим?
Возможно, в случае если воспользоваться опытом многих поколений яхтсменов, сведенным в инструкции и наставления. Нет, мы не вынудим вас изучать паруса и корифеев толстенные фолианты киля, но с экстрактом из основных положений познакомиться легко нужно.
Как вам уже, возможно, известно, существуют два главных поворота — «фордевинд» и «оверштаг».
О существовании третьего вы также определите, если не станете руководствоваться в будущем приведенными ниже параграфами отечественной инструкции (Речь заходит о повороте «оверкиль» — опрокидывав нии судна вверх килем):
§ 1. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих! Правомочность этого утверждения особенно остро проявляется на яхте, где, не считая экипажа, выручать экипаж некому.
Исходя из этого кроме того на стоящей у причала яхте направляться пребывать в спасательном жилете.
§ 2. Ветер при подъеме паруса может сыграть с вами злую шутку и показать тот самый третий поворот, о котором упоминалось выше, если вы лишь не наберетесь мужества и не посмотрите ему прямо в лицо, другими словами не развернете яхту носом к ветру.
$ 3. Подниматься во целый рост на ходу и переходить с места на место не рекомендуется, другие члены экипажа смогут расценить это как намерение принудительно искупать их, и обеспечивать при таких условиях вашу неприкосновенность мы не беремся.
§ 4. Не заставляйте команду держать яхту на ровном киле, усаживая ее всю на наветренный борт при шквалистом ветре; лучше потравить шкот, утратив пара в скорости, нежели при неожиданном ослаблении ветра сгрузить целый экипаж в воду.
§ 5. Запомните, фалы и шкоты запутываются как раз тогда, в то время, когда для их распутывания нет ни времени, ни сил. Исходя из этого оптимальнеезаблаговременно собирать их в аккуратные бухты.
§ 6. Ни при каких обстоятельствах не крепите финиши на нагели и утки мертвой (затяжной) петлей, а лишь свободными шлагами (оборотами): ветер опрокидывает парусник стремительнее, чем развязывается такая петля.
Приводит это в большинстве случаев к тому, что она оправдывает собственный наименование.
§ 7. На ходу держите шкоты в руках, а не привязывайте их за утку; никому же в голову не придет привязывать руль к автомобилю.
§ В. В случае если водоем глубочайший и вода холодная, то куда лучше надежно закрепить тяжелые предметы, чем изучать еще одну инструкцию — по подъему затонувших судов, которую мы, кстати, не планируем публиковать в следующих номерах отечественного издания.
§ 9. «Оверкиль» — это тот самый поворот, что несложнее всего получается в свежий ветер при повороте фордевинд, другими словами в то время, когда ветер дует с кормы.
§ 10. Давать рекомендации капитану — все равно что консультировать доктора; прежде всего это относится к пассажирам.
§ 11. Не забывайте, что квалификация рулевого определяется прежде всего его опытом и знаниями, а не костюмом под «морского волка».
Рандомные статьи:
Самодельная лодка. Грунтуем швертбот.
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Один тюк и брезентовая киса (мешок с круглым дном) размерами 550X1400X1450 и 250X1400 мм — вот во что преобразовывается данный швертбот, в случае если…
-
По своим мореходным качествам это судёнышко больше всего подходит для плаваний по внутренним водоёмам, а маленькая масса корпуса разрешает доставлять его…
-
Если вы живёте не через чур на большом растоянии от водоёма, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под…
-
Туристы, рыболовы-охотники да и просто любители отдыха на воде грезят иметь эргономичную, не тяжелую, транспортабельную лодку. Для данной цели, на мой…