Сибирский одноколесный

Я живу в Красноярском крае. У меня собственный дом и маленький приусадебный участок. Каждую весну, перекапывая огород, я вспоминал над тем, как уменьшить — механизировать — данный нелегкий труд. Вот и решил — нужно строить мотоплуг.

Двигатель у меня был — от мотовелосипеда.

Раму я изготовил из полудюймовых водопроводных труб. Приварил к ней кронштейн ведущего колеса (уголки 40X25 мм и длиной 100 мм), опору редуктора (металлическую пластину толщиной 4 мм), поперечины с гнездами для рабочих органов и полки топливного бака от бензопилы «Урал».

Двигатель установил в развилке труб рамы на точки, усиленные отрезками труб. Дабы он не перегревался, оборудовал совокупность принудительного охлаждения — несложный по конструкции центробежный вентилятор. Самодельную крыльчатку его прикрепил к торцу коленчатого вала двигателя.

Для этого выточил ось и заменил ею штатный винт, фиксирующий ведущую шестерню сцепления. Вывел ось наружу через отверстие в крышке сцепления, надел на нее крыльчатку, пусковой шкив и конусную гайку (шкив и втулка крыльчатки соединены штифтом, мешающим их обоюдному проворачиванию). Кожух вентилятора, направляющий поток воздуха на ребра цилиндра, приклепал к крышке сцепления.

Крутящий момент от двигателя, запускаемого посредством прорезиненного шнура, цепью передается редуктору, в качестве которого использован отрезанный от рамы велосипеда и доработанный педальный узел. Сущность доработки в следующем. Педали удалил, а звездочку (48 зубьев) на правом финише вала покинул. Противоположный финиш подогнал под выходную 10-зубую звездочку двигателя Д5: проточил шпоночный паз и посадочное место, нарезал резьбу.

Рис.Сибирский одноколесный

1. Компоновка мотоплуга:

1 — рама, 2 — двигатель, 3 — топливный бак, 4 — колесо с грунтозацепами, 5 — рейка регулировки глубины вспашки, 6 — поддерживающие катки, 7 — плуг, 8 — ручка управления с рычагом сцепления, 9 — скоба фиксации рычага сцепления, 10 — ручка управления дросселем, 11 — поперечины, 12 — редуктор, 13 — пусковой шкив, 14 — кожух вентилятора, 15 — место балластного коробки.

Рис.

2. Рама:

1 — поручни, 2 — левое гнездо, 3 — центральное гнездо, 4 — поперечины, 5 — опора редуктора, 6 — места крепления двигателя. 7 — кронштейны ведущего колеса, 8 — скоба балластного коробки, 9 — полки топливного бака.

Рис. 3. Правый кронштейн колеса:

1 — утолок, 2 — натяжной болт, 3 — опорная стена.

После этого приварил металлическую пластину толщиной 4 мм к втулке редуктора и прикрепил его четырьмя болтами Мб к опоре на раме.

От редуктора цепь идет к колесу от мопеда «Верховина», охватывая педальную звездочку велосипеда, которую я приварил к штатной звездочке колеса. Дабы оно не буксовало на протяжении пахоты, прикрепил к покрышке 14 грунтозацепсв — уголки 20Х30Х60 мм.

Болты М6 для их закрепления забрал с широкими сферическими головками, дабы не повредить камеру.

С левой стороны мотоплуга на скобе из трубы 1/2 разместил древесный балластный ящик, что загружаю при пахоте для повышения веса агрегата — улучшения сцепления с землёй.

Рабочие органы закрепил в гнездах на поперечинах: одно слева, второе по центру.

Первое гнездо предназначено для плуга (пара видоизмененного предплужника), а второе — для лапы культиватора либо плуга-окучника. Первоначально я пахал плугом, установленным по центру, пуская колесо по целине. Но было тяжело выдерживать направление. Было нужно сделать левое гнездо, а колесо разрешить войти по борозде.

Рис. 4. Совокупность принудительного охлаждения:

1 — крыльчатка, 2 — кожух крыльчатки, 3 — воздуховод, 4 — кожух цилиндра.

Рис.

5. Доработка двигателя:

1 — картер, 2 — ведущая шестерня сцепления, 3 — крышка сцепления, 4 — особая ось с шайбой, 5 — втулка крыльчатки, 6 — штифт, 7 — пусковой шкив, 8 — конусная гайка.

Рис. 6. Редуктор:

1 — вал, 2 — штифт фиксации звездочки, 3 — педальная звездочка, 4 — опорная пластина, 5 — педальный узел, 6 — сегментная шпонка, 7 — звездочка двигателя Д5, 8 — гайка.

Р и с. 7. Грунтозацеп.

Сбоку к поперечинам я креплю поддерживающие катки, которыми регулирую глубину вспашки. Они придают дополнительную устойчивость агрегату, уменьшают нагрузку на руки. Правый каток должен быть мало шире левого, по причине того, что катится по пашне.

В то время, когда же я тружусь культиватором, он крепится по центру, катки снимаю совсем, дабы не повредить посадки.

Ручки управления дроссельной заслонкой и сцеплением карбюратора забрал от мотоцикла «Восход», тросы — от мотороллера. За ручкой сцепления просверлил в поручне сквозное отверстие O4 мм, в которое засунул скобу фиксации рычага в отжатом положении при запуске двигателя).

Мотоплуг прекрасно пашет легкие земли на глубину 12-18 см. При большем же заглублении начинают сказываться недочёт мощности двигателя и его маленький вес.
С. КУЗНЕЦОВ, г. Канск

Рандомные статьи:

Июньская ночевка.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Одноколесный тягач

    Компактность, маневренность и хорошие тяговые характеристики — несомненные преимущества одноколесного тягача, созданного на станции юных техников города…

  • Транспорт сибирской глубинки

    «Живу я в далеком сибирском селении, которому в прошедшем сезоне исполнилось 370 лет. Рядом протекает река Ангара. Это центральный район Красноярского…

  • «Малыш» прокладывает борозду

    Из семейства микротракторов, созданных студентами электрификации и Харьковского института механизации сельского хозяйства, самый несложный и доступный…

  • Хозяйственный «бездорожник»

    Машина вспоминала как грузопассажирское транспортное средство, на котором возможно было перевозить хотя бы маленькие партии грузов для домашнего…