Компактность, маневренность и хорошие тяговые характеристики — несомненные преимущества одноколесного тягача, созданного на станции юных техников города Новотроицка. Их удалось взять, применив необыкновенную для мотоблоков компоновку «колесо — мотор», снабжающую агрегату минимальные габариты и простоту трансмиссии.
Не секрет, что колеса громадного диаметра владеют лучшей проходимостью. При применения их а тягаче — за счет повышения площади контакта — они снабжают хорошее сцепление с фунтом. Но при установке силового агрегата над колесом либо за ним мотоблок получается или через чур высоким, или долгим.
А из-за чего бы не применять внутренний количество колеса, поместив двигатель в центре кольцеобразного диска?
В отечественном тягаче был использован двигатель от мотороллера Т-200. Он крепится на сварной трубчатой раме, опирающейся пятью направляющими роликами на внутренние кольца диска колеса. Выходная звездочка двигателя соединена маленькой цепью с промежуточным валом, на котором без движений укреплена ведущая звездочка цевочного зацепления с диском колеса.
Рама, несущая на себе двигатель, кронштейны опорно-направляющих роликов и промежуточного вала, представляет собой два восьмиугольных кольца, сваренных из однообразных отрезков водопроводной трубы 3/4. Оба кольца соединены параллельно друг другу четырьмя поперечными болтами и трубчатыми распорками. Это облегчает разборку и сборку агрегата, поскольку опорно-направляющие ролики рамы — металлические катки, снабженные двумя ребордами, охватывающими кольцевой «рельс» диска колеса.
Рис. 1. Устройство одноколесного тягача:
1 — рама, 2 — диск колеса, 3 — покрышка, 4 — двигатель. 5 — глушитель, 6 — рулевая вилка, 7 — топливный бак, 8 — рычаг кикстартера, 9 — педаль переключения скоростей, 10 — нижняя вилка рамы. 11 — опорно-направляющий ролик. 12 — цепная передача на промежуточный вал, 13 — ведущая звездочка промежуточного вала, 14 — опоры подшипников промежуточного вала, 15 — педаль тормоза, 16 — шарнирно-сцепное устройство.
Рис.
2. Рама:
1 — труба 3/4. 2 — кронштейны опорнонаправляющих роликов, 3 — кронштейны крепления двигателя, 4 — пластина крепления рулевой вилки, 5 — корпус подшипника промежуточного вала.
Пара уголков 40X40 мм, при-крепленных к нижней части рамы, образует за колесом опору шарнирно-сцепного устройства и несет кронштейны управления переключения и педалей скоростей тормозом. В верхней части к раме подсоединяется трубчатая рулевая вилка.
На ней размещаются топливный бак, ручки сцепления и газа. Дополнительную жесткость придают раме вертикальные стойки, соединяющие верхнюю и нижнюю стойки.
Диск колеса образует цилиндрический обод, сваренный из металлической полосы толщиной 1,5 мм. С наружной стороны на расстоянии 20 мм от каждого торца приварены по 8 металлических проушин с резьбовым отверстием М8.
В диска посередине его ширины установлено цепочное колесо, складывающееся из двух металлических колец, соединенных Параллельно друг другу на расстоянии 14 мм рядом цилиндрических штифтов, каковые выточены из металлического прута O 14 мм и закалены. Внутренние цилиндрические поверхности колец колеса помогают опорной поверхностью для роликов подмоторной рамы, а штифты снабжают цевочное зацепление с ведущей звездочкой промежуточного вала.
Рис.
3. Диск колеса:
1 — прижимное кольцо, 2 — проушина, 3 — диск колеса, 4 — штифт O 14 мм, 5 — цевочное кольцо.
Рис. 4. Опорно-направляющий ролик:
1 — ролик, 2 — подшипник № 203, 3 — ось, 4 — шайба.
В качестве шины была использована вырезанная по диаметру диска наружная часть бескамерной автомобильной покрышки. Причем лучше применять диагональную, поскольку ее твёрдые борта выдержат подкачки и вес агрегата воздухом не потребуется.
В другом случае внутреннюю полость покрышки при сборке хорошо забить тряпками, резиновыми отходами либо легко соломой. На диске покрышка закрепляется двумя металлическими кольцами, прижимающими края бортов болтами через сквозные отверстия к проушинам.
Тягач рекомендован для эксплуатации с двухколесным прицепом.
Устойчивость ему приэтом снабжает шарнирное сцепное устройство нижней части рамы. Оно имеет вертикальную ось и горизонтальную опорную площадку. Дышло прицепа снабжено втулкой под вертикальную ось, а на финише — роликом.
Такая конструкция сокращает изгибающие нагрузки поворотной оси.
Набор дополнительного оборудования разрешает применять тягач не только для транспортировки, но и вспашки, культивации, других операций и боронования по обработке почвы.
А.
МАСТРЮКОВ, г. Новотроицк, Оренбургская обл.
Рандомные статьи:
Мотоблокодноколёсный (межрядковый окучник) тягач
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В 2008 году в издании много раз писали о самодельных автомобилях конструктора-любителя A.A. Кокшарова из карельского поселка Лоухи. Сейчас мы…
-
Я живу в Красноярском крае. У меня собственный дом и маленький приусадебный участок. Каждую весну, перекапывая огород, я вспоминал над тем, как уменьшить…
-
Ставший уже привычным сюжет на телевидении зимний период — снятие с оторвавшейся льдины любителей подледного лова. Чуть ли не каждый год нам показывают,…
-
Среди участников классического велосмотра в городе Шяуляе данный велосипед выделялся в первую очередь собственной необычно громадной вместимостью. Еще…